Взгляд сквозь объектив или "мама, сохраняющая впечатления" (случай из практики)

ВЗГЛЯД СКВОЗЬ ОБЪЕКТИВ

Несколько лет назад я отказалась от фотоаппарата. По двум причинам. Во-первых, старый сломался, а во-вторых, я вдруг заметила, что люди вокруг без удержи фотографируют. Везде и всегда и все подряд. До этого я как-то не задумывалась о фотографиях и видео. Но неожиданно при посещении Дельфинария я вдруг заметила, что большинство зрителей не смотрят представление, а снимают его на видео. Я задумалась, зачем они это делают и смотрят ли они потом свои записи. Думаю, что не смотрят. Это такой способ не быть «здесь и сейчас». Попытка сохранить впечатления. Наверно, они думают, что когда потом вернутся за счет записей в «здесь и сейчас». Правда, через некоторое время оно уже станет «там и тогда».

В общем, как-то задело меня это все. Я практически не делаю фото.  Сказать, что я всегда «здесь и сейчас», наверно, было бы слишком самонадеянно и неискренне. Но я ближе сама к себе. Я не отгораживаюсь от мира объективом. И мне это нравится.  Хотя, наверно, фотоаппарат все-таки куплю. Отпуск скоро.

Мама, сохраняющая впечатления. Дарья.

История из психотерапевтической практики. В соответствии с правилами конфиденциальности, имя и некоторые детали изменены,  от клиентки получено согласие на описание случая.

С Дарьей мы встретились потому, что она пришла на консультацию с сыном. Точнее, привела на консультацию своего сына, Матвея. Или если быть совсем-совсем точной, она хотела привести сына, чтобы его «починить». Что с ним не так? Не «слышит». Дарья сказала, что проблема в том, что она может тысячу раз сказать что-то сыну, а он не реагирует.  В общем, ребенок требовал «починки».

В идеальных фантазиях Дарьи был такой формат работы. Она будет водить сына на консультации, я буду с ним работать и все наладится. Поэтому Дарье совсем не понравилась идея прийти на встречу вместе с сыном.

- Зачем мне приходить? Я же вам говорю, что проблема в том, что Матвей меня не слышит.

Тем не менее, Дарья была вынуждена прийти на встречу вместе с сыном, потому что это было условием консультации.

Что же выяснилось? Мы начали беседовать втроем и Матвей вполне слышал все, что ему мы говорили и прекрасно слышал то, что рассказывала мне Дарья, комментировал. Выяснилось, что в школе учителя на него тоже не жалуются. Диагностика внимания показала, что с вниманием у Матвея все нормально и никаких проблем ни с непроизвольным, ни с произвольным вниманием у него нет. Да и учится он достаточно хорошо.

Что же на самом деле происходит? Почему эти люди обратились к психологу, если проблемы как таковой не наблюдается? Но если что-то не наблюдается сразу, это не значит, что проблемы  нет.

Мы стали прояснять, всегда ли Матвей «не слышит» или все-таки иногда он слышит маму? В  каких случаях Матвей «не слышит»? Мы стали разбираться и выяснили, что основные проблемы возникают тогда, когда Дарья и Матвей оказываются в общественных местах (в музее, в гостях, в театре, на прогулке). А вот дома с коммуникацией все относительно нормально.

Странно, правда? Явно не хватает какой-то информации, но я совершенно не могу понять, какой. Поэтому я прошу Дарью и Матвея вспомнить какой-то случай, когда Матвей не слышал Дарью и рассказать об этом случае так, как будто бы они пересказывают хронику, в подробностях (кто что делал, кто где стоял, кто кому что сказал). Дарья рассказывает, как недавно они ходили в музей и Матвей практически не слышал Дарью, постоянно терялся.

И что же выяснилось? Выяснилось,  что между теми случаями, когда Матвей «не слышит», есть общее. Это случаи, когда между Матвеем и Дарьей был посредник. И этим посредником был фотоаппарат. Выяснилось, что Дарья увлекается фотографией и любит запечатлять буквально все, что видит. На прогулках, в музее, театре Дарья всегда фотографирует.

Взгляд сквозь объектив или мама сохраняющая впечатления случай из практики

Что же тогда с коммуникацией? А коммуникация оказывается опосредованной. Я предложила Матвею сделать скульптуру того, как мама что-то говорит ему. Что сделал Матвей? Он поставил маму с фотоаппаратов в руках (перед собой). Это было легко устроить потому что фотоаппарат (огромная камера с большущим объективом и вспышкой) был у Дарьи с собой. А сам встал немного в стороне. Потом я предложила Дарье и Матвею поменяться местами. Матвей в роли Дарьи был неподражаем. Он крутился перед воображаемым объектов (этим объектом выступила песочница), щелкал фотоаппаратом и при этом вскользь что-то говорил матери. При этом он был весьма увлечен действием, которое происходило перед объективом и его слова тонули в щелчках фотоаппарата.

Дарья какое-то время слушала, пыталась услышать. Потом вдруг заплакала.

- Это за этим мы пришли, получается?

Матвею понравилась игра и он продолжал носиться по кабинету, без удержи щелкая и периодически давая нам инструкции как встать, куда смотреть.

Это было … красиво … неподражаемо … диагностично … и действенно.

Дарья разозлилась.

- Сядь уже. Хватит. Я все поняла. В этих щелчках, действительно, мало что слышно и я понимаю, что я так увлечена, что … Ну … Мало на тебя обращаю внимания что ли. Как будто не к тебе обращаюсь. По крайней мере. Мне так показалось. Как будто эти фото важнее человека, важнее отношений.

Матвей веселился.

- А крутые у вас штучки. Раз и сразу мама поняла, что к чему.

- А ты?

- И я. Потому что она всегда злилась, а я тоже не понимал, что происходит. Как будто я ненормальный какой-то.

Это была всего одна встреча с семьей. Потому что Матвея не нужно «чинить». А вот Дарья еще некоторое время ходила на консультации. Потому что ей нужно было разобраться в том, зачем же она создает этот «мир фотографий». Но, конечно, это была история не про Матвея, а про нее саму.



Просмотров: 367
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Дарья Черненко: любимая работа в декрете и в интернете
  • Люди хотят, чтобы было по-ихнему. Но по-ихнему не будет, потому что нет такого слова!
  • Четыре хороших новости на тот случай, когда выяснилось, что все пропало
  • Он меня Бьет, потому что сама Виновата. На самом деле он жить не может без меня, а я без него.
  • Как быть, если в жизни ребенка не было отца или было "мало"
  • Моя мама умерла, когда мне было 4 года... История одной травмы
  • Я его слепила из того что было, а потом что было тех и получаю.
  • Время затишья, когда нас будто никто не любит- тот самый период для воспитания любви к себе
  • Я не могу быть собой, потому что не понимаю кто это - я.
  • «Жертва родителей» или это потому, что детство было тяжелым
  • Я хочу чтобы муж меня обнимал, не потому что я этого хочу, а потому что он этого хочет...
  • Вот так любовь!! Или "Если б не было несчастья, то и счастья тоже не было бы"
  • Потому что мама меня никогда не любила: три шага к изменению
  • У кого-то ВСЕ получилось, потому что-то кто-то всегда ЗНАЛ и ВЕРИЛ
  • У них было столько всего разного, и только любовь – всегда одна на двоих
  • Если мужчина вдруг стал терять интерес, если с ним будто теряешь себя
  • Я сейчас пойду на родительское собрание, а когда я приду ты спрячься на полчаса. (мама говорит сыну)
  • Хватит говорить "у меня все хорошо", если на самом деле это совсем не так
  • Мы принимаем решения быть с этим человеком, а потом находим причину, чтобы уйти от него.
  • Что делать если ребенок "не слышит"
  • Дети не всегда в здесь-и-сейчас
  • Зачем мне психолог, когда я всегда могу...
  • Будто живу не в то время и будто не своей жизнью
  • Мой ребенок меня не слышит!
  • Когда мужчина теряет интерес, уходит, не торопится к тебе, когда с ним будто теряешь себя
  • Ребенок меня не понимает и не слышит
  • Антикапризин - "Ребенок меня не слышит"
  • Какой должна быть жена? Муж требует, чтобы все было по его, моего мнения он не воспринимает
  • Если подросток Вас не слышит.
  • Откуси, как можно больше, тогда не подавишься, потому что не проглотишь!



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь