Взгляд сквозь объектив или "мама, сохраняющая впечатления" (случай из практики)

ВЗГЛЯД СКВОЗЬ ОБЪЕКТИВ

Несколько лет назад я отказалась от фотоаппарата. По двум причинам. Во-первых, старый сломался, а во-вторых, я вдруг заметила, что люди вокруг без удержи фотографируют. Везде и всегда и все подряд. До этого я как-то не задумывалась о фотографиях и видео. Но неожиданно при посещении Дельфинария я вдруг заметила, что большинство зрителей не смотрят представление, а снимают его на видео. Я задумалась, зачем они это делают и смотрят ли они потом свои записи. Думаю, что не смотрят. Это такой способ не быть «здесь и сейчас». Попытка сохранить впечатления. Наверно, они думают, что когда потом вернутся за счет записей в «здесь и сейчас». Правда, через некоторое время оно уже станет «там и тогда».

В общем, как-то задело меня это все. Я практически не делаю фото.  Сказать, что я всегда «здесь и сейчас», наверно, было бы слишком самонадеянно и неискренне. Но я ближе сама к себе. Я не отгораживаюсь от мира объективом. И мне это нравится.  Хотя, наверно, фотоаппарат все-таки куплю. Отпуск скоро.

Мама, сохраняющая впечатления. Дарья.

История из психотерапевтической практики. В соответствии с правилами конфиденциальности, имя и некоторые детали изменены,  от клиентки получено согласие на описание случая.

С Дарьей мы встретились потому, что она пришла на консультацию с сыном. Точнее, привела на консультацию своего сына, Матвея. Или если быть совсем-совсем точной, она хотела привести сына, чтобы его «починить». Что с ним не так? Не «слышит». Дарья сказала, что проблема в том, что она может тысячу раз сказать что-то сыну, а он не реагирует.  В общем, ребенок требовал «починки».

В идеальных фантазиях Дарьи был такой формат работы. Она будет водить сына на консультации, я буду с ним работать и все наладится. Поэтому Дарье совсем не понравилась идея прийти на встречу вместе с сыном.

- Зачем мне приходить? Я же вам говорю, что проблема в том, что Матвей меня не слышит.

Тем не менее, Дарья была вынуждена прийти на встречу вместе с сыном, потому что это было условием консультации.

Что же выяснилось? Мы начали беседовать втроем и Матвей вполне слышал все, что ему мы говорили и прекрасно слышал то, что рассказывала мне Дарья, комментировал. Выяснилось, что в школе учителя на него тоже не жалуются. Диагностика внимания показала, что с вниманием у Матвея все нормально и никаких проблем ни с непроизвольным, ни с произвольным вниманием у него нет. Да и учится он достаточно хорошо.

Что же на самом деле происходит? Почему эти люди обратились к психологу, если проблемы как таковой не наблюдается? Но если что-то не наблюдается сразу, это не значит, что проблемы  нет.

Мы стали прояснять, всегда ли Матвей «не слышит» или все-таки иногда он слышит маму? В  каких случаях Матвей «не слышит»? Мы стали разбираться и выяснили, что основные проблемы возникают тогда, когда Дарья и Матвей оказываются в общественных местах (в музее, в гостях, в театре, на прогулке). А вот дома с коммуникацией все относительно нормально.

Странно, правда? Явно не хватает какой-то информации, но я совершенно не могу понять, какой. Поэтому я прошу Дарью и Матвея вспомнить какой-то случай, когда Матвей не слышал Дарью и рассказать об этом случае так, как будто бы они пересказывают хронику, в подробностях (кто что делал, кто где стоял, кто кому что сказал). Дарья рассказывает, как недавно они ходили в музей и Матвей практически не слышал Дарью, постоянно терялся.

И что же выяснилось? Выяснилось,  что между теми случаями, когда Матвей «не слышит», есть общее. Это случаи, когда между Матвеем и Дарьей был посредник. И этим посредником был фотоаппарат. Выяснилось, что Дарья увлекается фотографией и любит запечатлять буквально все, что видит. На прогулках, в музее, театре Дарья всегда фотографирует.

Взгляд сквозь объектив или мама сохраняющая впечатления случай из практики

Что же тогда с коммуникацией? А коммуникация оказывается опосредованной. Я предложила Матвею сделать скульптуру того, как мама что-то говорит ему. Что сделал Матвей? Он поставил маму с фотоаппаратов в руках (перед собой). Это было легко устроить потому что фотоаппарат (огромная камера с большущим объективом и вспышкой) был у Дарьи с собой. А сам встал немного в стороне. Потом я предложила Дарье и Матвею поменяться местами. Матвей в роли Дарьи был неподражаем. Он крутился перед воображаемым объектов (этим объектом выступила песочница), щелкал фотоаппаратом и при этом вскользь что-то говорил матери. При этом он был весьма увлечен действием, которое происходило перед объективом и его слова тонули в щелчках фотоаппарата.

Дарья какое-то время слушала, пыталась услышать. Потом вдруг заплакала.

- Это за этим мы пришли, получается?

Матвею понравилась игра и он продолжал носиться по кабинету, без удержи щелкая и периодически давая нам инструкции как встать, куда смотреть.

Это было … красиво … неподражаемо … диагностично … и действенно.

Дарья разозлилась.

- Сядь уже. Хватит. Я все поняла. В этих щелчках, действительно, мало что слышно и я понимаю, что я так увлечена, что … Ну … Мало на тебя обращаю внимания что ли. Как будто не к тебе обращаюсь. По крайней мере. Мне так показалось. Как будто эти фото важнее человека, важнее отношений.

Матвей веселился.

- А крутые у вас штучки. Раз и сразу мама поняла, что к чему.

- А ты?

- И я. Потому что она всегда злилась, а я тоже не понимал, что происходит. Как будто я ненормальный какой-то.

Это была всего одна встреча с семьей. Потому что Матвея не нужно «чинить». А вот Дарья еще некоторое время ходила на консультации. Потому что ей нужно было разобраться в том, зачем же она создает этот «мир фотографий». Но, конечно, это была история не про Матвея, а про нее саму.



Просмотров: 327
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • Я могу любить себя, но не знаю, как это сделать, потому что боюсь…боюсь, что не получиться!
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Хочу сказать маме о том, что мне нравится мальчик, но боюсь, что она меня не поймет
  • Это потому, что ты... Путь к душевной близости VS попытки объяснить, откуда что взялось.
  • Все мужики ко… Все бабы ду…Или статья о том, что все мужики когда-нибудь узнают, что бабы думают.
  • Кто такой маменькин сынок и что делать, если Вы осознали, что Вы – это он?
  • Я его слепила из того что было, а потом что было тех и получаю.
  • Где все, что было, где радость секса… и как все это пережить!?
  • Почему все так? За что мне это?
  • Что такое Воля и зачем она нам нужна? Что делать, когда сил нет!
  • Как что-то захотеть или что делать, когда клиент не знает, что хочет?
  • Я не могу быть собой, потому что не понимаю кто это - я.
  • Четыре хороших новости на тот случай, когда выяснилось, что все пропало
  • У кого-то ВСЕ получилось, потому что-то кто-то всегда ЗНАЛ и ВЕРИЛ
  • Почему женщины могут притворяться, что им было хорошо, а мужчины притворяться, что верят в это
  • «Жертва родителей» или это потому, что детство было тяжелым
  • Что за гадость мешает мне жить? Немного об интроектах. Часть 1: что это и «с чем их едят».
  • Что делать, когда хочется наорать на ребенка, но понимаешь, что это плохо?
  • Моббинг, что это такое и что с этим делать?
  • Панические атаки - что это и что с этим делать?
  • Все плохо, потому, что я так думаю
  • Чувства. что это и что с этим делать?
  • Она не хочет роста и сепарации, потому что это лишает её материнской роли и собственной значимости.
  • Ещё раз про Любовь. К себе. Потому что это труднее всего, и как на практике достигается, порой не ясно
  • Он опять ушел, потому что хочет общаться с другими. Что делать, когда мужчина приходит и уходит?
  • Не нужно притворяться, что у вас в порядке и вас все устраивает, если это далеко не так
  • Когда она притворяется, что не любит, а он наоборот - что влюблен



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь