|
Мама, я боюсь!Автор статьи: Оксана Суржина
Одной из причин обращения к детским психологам являются страхи и агрессивное поведение, за которым тоже страх. Надо сказать, что все эмоции, которые испытывает человек, имеют право на существование, в том числе и страх. В живой природе он предупреждает человека об опасности. Но какая опасность подстерегает современного ребенка? Чтобы понять это, необходимо взглянуть на мир глазами ребенка, исследовать сам феномен страха. В этой статье я не буду рассматривать ранние страхи детей, например, потери опоры. Остановлюсь на более поздних, которые возникают после трех лет. Такие страхи являются признаком нормального возрастного развития, означают наличие интеллекта, осознания своего Я. Потому что, чтобы испугаться, надо осознать угрозу Себе. Ребенок неотделим от своего окружения, поэтому причину возникновения страхов следует искать прежде всего в семье и в нарушении привязанности. Чем надежнее привязанность к значимому взрослому, маме, тем безопаснее окружающий мир для ребенка. Кроме этого, замечено, что много страхов у детей тревожных мам. Это и неудивительно, такая мама транслирует своему ребенку, что мир опасен. Вспоминается случай. Мама привела дочь- первоклассницу, панически боявшуюся всех лиц мужского пола. Я попросила девочку подождать в коридоре, мне надо было поговорить с мамой. В это время рядом с соседним кабинетом сидел чей-то папа. У мамы был шок, я помню ее слова: «Вы что, там же мужчина!» Я не поняла ее реакции, видимо, она усомнилась в моей адекватности, потому что громко выкрикнула : «Но он же может изнасиловать ее!». Вы бы видели лицо того папы! И тут возникает вопрос, может ли такая девочка не бояться мужчин? Вообще, особенность детских страхов в том, что они больше связаны с внешним миром, нужно только правильно понять, что пугает ребенка. Очень важно понимать, что у ребенка страхи запускаются процессом восприятия. Дима, восьми лет, житель мегаполиса. Он живет на 8 этаже, постоянно проверяет, не открыта ли форточка. Это злит его родителей, потому что в квартире душно. Я спросила его, зачем он это делает. Ответ меня озадачил : «Чтобы медведь не залез». Оказывается, он панически боится медведя. Пришлось включить логику. -Откуда медведь ? -Из леса. -Как он к тебе попадет? - на троллейбусе приедет.. -А как он узнает, на какой остановке выходить? Он знает твой адрес? Дима впервые задумался. - угадает -а в подъезд как попадет? -в домофон позвонит -а на 8 этаж как попадет? -на лифте -а как он кнопку этажа нажмет? Тут Дима задумался надолго. Потом сказал: - локтем… Потом понял, видимо, иллюзорность своих опасений, к тому же медведь не знал номера квартиры.
Соня боялась смерти. Оказывается, смерть она видела в виде черепа с костями на знаке «Не влезай, убьет!» на трансформаторной будке. Никто из взрослых не объяснил ей значение этого символа, просто потому что не знали, чего именно она боялась. Не надо смеяться над детскими страхами, обесценивая переживания ребенка. Многие дети боятся темноты. На самом деле они боятся того, что в темноте. Можно перед сном внимательно рассмотреть все, что есть в комнате, дать «Волшебный фонарик», который можно включить. Есть хорошее «заклятие» против страха темноты «Помогай, волшебный круг, мне знакомо все вокруг!», произносить его и одновременно пальцем прочертить в воздухе вокруг себя круг. (идея из «Сказки про Чебурашку» Т. Зинкевич- Евстигнеевой.) Можно попросить нарисовать того, кого боится ребенок, а потом предложить как-то модифицировать рисунок: сделать страх смешным или посадить его в темницу, или постараться подружиться. Иногда я «сажаю» страх в тюрьму- жестяную банку. Для девочки, боящейся пауков, я вязала из черной пряжи огромного паука в красном беретике, мы наряжали его, украшали брошками… Страх прошел. Можно поиграть с ребенком в того, кто боится и в того, кто не боится. Ребенок- тот, кто не боится, он выбирает для психолога игрушку того, кто боится. Таким образом мы позволяем ребенку прожить новый опыт, когда он смелый, сильный. Когда ребенок идет в школу, его страхи трансформируются, становятся более социальными. Дети боятся выходить к доске, боятся учителя, насмешек одноклассников, недовольства родителей, боятся опоздать, быть неуспешным. Хорошо прорабатываются страхи в песочнице. Расставляя фигурки, дети «вытаскивают» из бессознательного причины своих страхов, проигрывая раз за разом на символическом уровне травмирующую ситуацию, сами себя исцеляют. Наша задача- просто быть рядом, быть надежным другим. Опыт взаимодействия с «хорошим другим» , когда ребенок был понят и принят таким, какой он есть, переносится в обычную жизнь, человек становится более раскованным, уверенным в своих силах. Помогают справиться со страхами терапевтические сказки, где герой того же возраста и пола, что и ребенок, справляется со всеми преградами, становится сильным, бесстрашным. А потом работает основной принцип сказкотерапии «Действие, совершенное на символическом уровне, переходит в реальность.» Не обойтись без работы с окружением ребенка, предварительно выяснив, что происходит в семье такого, что вызывает страхи у детей. Часто старшие дети пугают младших, сами родители и бабушки- дедушки пугают полицией и чужими тетями, маньяками. Конфликты между родителями, разводы, неполные семьи, постоянное недовольство и критика ребенка взрослыми- все это лишает ребенка чувства безопасности, а от этого и рождаются страхи. Я привела только несколько примеров появления страхов у детей и показала ,в чем заключается работа детского психолога по их преодолению: понять причину возникновения страха , посмотрев на него глазами ребенка, увидеть всю картину с высоты своего взрослого опыта, а потом помочь ребенку распрощаться с этим самым страшным страхом, отнимающим много сил и энергии. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|