|
Помощь агрессивным детям...или в помощь их родителям.Автор статьи: Наталия Седова
Странная тенденция - с одной стороны , родители видят и понимают, что их ребенок агрессивный...С другой стороны - ну, что поделаешь? ну, перерастет, он же еще маленький... И все терпеливо ждут, когда этот маленький агрессивно-неуправляемый зайчик превратиться в ..... упс! - а чуда не случилось.... Да-да.. оно не случилось.. оно повзрослело, жарким эхом прокатилось по подростковому возрасту, затаилось, чуть адаптировалось...но превратилось в агрессивного мужа, неуправляемого папу, неприятного коллегу, истеричную маму или в злобную тетку... Так что, давайте, быстро вычеркнем пункт - агрессивный ребенок перерастет. Я не ставлю цели в этой статье искать корни агрессии у каждого ребенка -их множество. Мне больше хочется - поддержать таких детей и их родителей. Да-да..поверьте, им живется не сладко. Эти дети всегда навиду, к ним быстро прилипает ярлык от педагогов и родителей, их боятся и не хотят дружить сверстники... А их родители постоянно находятся в напряжении и вынуждены уходить в жесткую оборону - ибо свой ребенок -самый любимый. Позвольте же, без лишних слов, попытаться рассказать таким родителям, как можно жить в мире с агрессивным ребенком и учить его жить в мире с собой и другими. 1. Может быть вас это удивит, но основная причина агрессии у детей -это чувство беспомощности. Когда ребенок ведет себя агрессивно по отношению в другим детям , он не может выразить свое чувство беспомощности - как реализовать свои желания? -и начинает выражать это ударами, пинками и криком. А потом ребенок просто привыкает или понимает выгоду этого поведения - меня бояться(притом, все), значит я получу ,все, что хочу. Агрессия становится ключом к желаниям. Это уже не беспомощность, значимость своего "Я"! Если ребенок проявляет агрессию к родителям - это тоже повод задуматься - в чем беспомощность вашего ребенка? Не слишком ли вы зажимаете его , может быть, есть повод ослабить "хватку" и перейти к методу " использования последствий"? (О нем писала в статье "Дисциплина или наказание: в чем разница? ") Что возможно сделать? Игра, мультик,книга,сказкотерапия на тему-как можно получить то, чего очень хочется. Но и анализ отношений с ребенком, и поиск новых моделей общения. 2. Попробуйте сначала увидеть чувства ребенка, а не поведение. Соглашусь, что когда к тебе несется разъяренная мама с криком: "Ваша Маша моего Данилу побила!!!!" - первая реакция у вас не про чувства Маши, а как бы все уладить... Но это уже случилось, неприятно, но факт...А ваш ребенок сейчас ждет реакции, даже если он очень неуправляемый ребенок, он все равно ждет реакции...и ... боится. Что возможно сделать? Конечно извиниться перед мамой и Данилой сначала самой и тут же переключится на своего ребенка, даже если в вашу сторону еще летят крики. Надо прижать ребенка или сесть на уровне его глаз и спокойно спросить: -Ты сейчас расстроена и тебе страшно? Расскажи мне, пожалуйста, что тебя разозлило так, что ты причинила боль Даниле? Я знаю, что ты бы не причинила кому-то вреда, если бы не случилось что-то, что тебя сильно расстроило.” - это не просто вопросы, это признание чувств ребенка, плюс, время, когда его агрессия идет на спад. Она выходит со словами, слезами, криком... но она выходит на вас - того,кто поймет и поддержит. И когда вы получили ответ, то не упустите момент обратить внимание вашего ребенка на чувства "пострадавшей" стороны: - Я вижу,что Данила тоже расстроен. Ему больно и страшно. Что мы можем сделать? Как мы поможем ему стать весёлым? Что мы можем сделать, чтобы он не боялся ? Загладить ребенку свою вину - это не заставить его извиняться, а дать выбор - что он может сделать сейчас, чтобы исправить ситуацию. 3.Зная, что ваш ребенок способен на агрессию, находите время для моделирования ситуации. Согласитесь, дети рождаются с эмоциями, но не сазу понимают, как дружить с ними, а уж тем более -как они называются,как определять их,как понимать. Ваш инструмент сейчас - ролевая игра. Что можно сделать? Приготовить ребенка к ситуации агрессии. Проиграть ее на куклах, солдатика, животных, картинках. Дать заготовки фраз, названия чувств, которые ребенок обязательно запомнит, если ему будет интересна игра! Даже маленького ребенка, еще не умеющего говорить, но уже понимающего вас, можно обучать ситуациям выражения чувств: если одна игрушка забирает что-то у другой, можно сказать: - Я расстроен, что ты забираешь мою игрушку, и я еще не закончил играть с ней. Мне нужно больше места для игры, хочешь играть со мной? Я хочу эту игрушку, можно взять? Мне это не нравится. - и другие фразы через "Я" высказывания. 4. Гнев помноженный на гнев дает..... Это очень трудно ,когда в десятый раз за неделю воспитатель,учитель, родитель рассказывает тебе, какой плохой твой ребенок... (Что можно делать в это время, читайте в моей статье "3 простых копинг - навыка для ваших детей и подростков." ) Понятно, что у вас включается защитная реакция, или вылазит "беспомощный ребенок" в душе. Вам просто хочется наорать! Не важно на кого...но чаще попадается под руку ваш ребенок... И что получим? Ваше чадо просмотрит увлекательный театр одного актера под названием "Если тебя кто-то бесит, просто наори на него!" - Браво! Что можно сделать? Гнев никуда не уходит ,он ждет момента взрыва. Так давайте, взорвем ваш гнев искусственно ?! Есть множество упражнений, подберите для себя подходящее. А если позволяют условия и есть укромное место, дойдите туда с ребенком, по дороге расспросите о его гневе, расскажите о своем, о своих чувствах и..... просто покричите. Это смешно -но очень помогает! Потому, что после крика вы начинаете весело смеяться. Или соберите в подъезде кучу газет и нарвите вместе целую гору (не забудьте все убрать до папиного прихода)) Или купите по дороге домой шарики, а потом прыгайте так сильно на них,чтобы они лопнули - это лопнула моя злость на Машу, а это -на Катю, а это -на папу.... всё! -ее нет - она лопнула! 5. Ребенок должен знать о ваших правилах. Да, именно о четких,коротких правилах, которые вы не ленитесь проговорить перед прогулкой или походом куда либо с дружеской интонацией. Можно даже придумать стишок ,который будет знать и повторять сам ребенок, пока идет в садик или на прогулку. Что можно сделать? Если вы застаёте момент начала агрессии, вы твердо говорите правила:
- Остановись! Мы не деремся, мы не толкаемся, мы не кричим! Мы играем с детьми или играем возле меня! - Остановись! Мы не кричим, не топаем и не бросаемся на пол! Мы покупаем только твой любимый творожок или успеваем дойти до полки с печеньем? Выбор должен быть обязательно - и тот ,и другой не агрессивный, но он заставляет ребенка просчитывать последствия .Он переключает эмоцию ребенка на просчет ситуации и выбора. А вам дает время уже двигаться к полке с печеньем. ( От вас требуется стойкость при исполнении выбора ребенка.) А это , то самое "чуть-чуть" , обещанное в анонсе: если вы знаете,что ребенок способен на агрессию и истерику в магазине , и не можете избежать этот поход, лучше заранее обсудите с ним,что бы он хотел купить в магазине (через выбор- печенье или йогурт? йогурт или хлопья?... в итоге получится ваш список, но ребенок выбрал его сам). Будет чудесно, если он нарисует (напишет) свой список и будет отмечать его в магазине сам. Вот, лишь небольшая часть того,что поможет облегчить жизнь и агрессивному ребенку,и его родителям. Да, быть таким родителям не легко - это работа, но если она проведена правильно, как счастливы будете вы, когда ваш ребенок превратиться не "злую тетку", а просто хорошего человека, который будет заслуживать уважения. Быть хорошим родителем и просто, и сложно. Но у вас есть союзники. Приходите, задавайте вопросы,попробуем менять ситуацию вместе - у вас все получится! Если вы дочитали статью, значит я честно заслужила от вас -"Сказать спасибо" . Мир вашему дому! (с) Детский, подростковый,семейный психолог -Наталия Седова. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|