|
Я и Другие в моей жизниАвтор статьи: 404
Иногда в мы задаем себе вопрос, действительно ли меня окружаются в жизни те люди, с которыми я хочу быть: проводить отпуск, учиться, строить бизнес, ходить в кино или просто бродить по улицам. И это прекрасно, если меня действительно окружают единомышленники. А если в моем окружении есть люди, которых как будто случайно занесло в мою жизнь? Или меня окружают люди чуждые мне, с которыми я не чувствую себя понятым, принятым, я не чувствую себя с ними на одной волне. Так как же это получилось? Почему мне не встречаются те люди, с которыми я хочу быть? Насколько осознанно я приглашаю других людей в свою жизнь? В канун нового года многие начинают искать где и с кем встречать новый год. Так с кем же я окажусь за новогодним столом в этом году? Джон Боулби (1907-1990) английский психоаналитик разработал теория человеческой привязанности. Основная идея теории в том, что ребенку в раннем возрасте необходимо установить надежную привязанность со значимым для себя взрослым (как правило это мать, но могут быть и другие фигуры). Если значимей взрослый чутко реагирует на эмоциональное состояние ребенка и у него удовлетворены его основанные потребности в близости, принятии и безопасности - у ребенка формируется надежная привязанность. Ребенок растет в заботе и уважении к себе, начиная с рождения. Избегающая привязанность формируется, когда значимый взрослый отвергает потребности ребенка в близком контакте и поддержке, различными способами избегает взаимодействия с ним, не внимателен к его переживаниям. Часто дети в таких семьях демонстрируют безразличие к значимому взрослому и сдержанную манеру поведения. Может показаться, что это проявление уверенности и независимости, но на самом деле это способ защиты – не устанавливать близкий контакт, чтобы избежать разочарований, если взрослый отвергнет ребенка, таким способом дети устанавливают дистанцию со значимым взрослым. Неуверенная и амбивалентная привязанность - значимый взрослый демонстрирует противоречивое и непоследовательное поведение в отношении ребенка: иногда проявляет отзывчивость и принятие, а иногда холодность и отвержение. В результате ребенок не знает, что ожидать в следующий момент от взрослого и от чего зависит его настроение. При этом типе привязанности дети настойчиво добиваются внимания взрослого, но в то же время избегают его. В семьях, где преобладает амбивалентная привязанность дети часто ведут истерично. Сформированная в детстве привязанность представляет собой эмоциональную основу всей жизни и становится базой всех взаимоотношений, коммуникации и контактов человека во взрослом возрасте. А как влияют типы привязанностей на взаимоотношения во взрослом возрасте? Люди с надежной привязанностью во взрослом возрасте устанавливают близкие взаимоотношения, оставаясь при этом самостоятельным и независимыми, эти люди более уверенные в себе, эмоционально устойчивые, умеющие делать выбор в жизни, опираясь на собственную систему ценностей, способные доверять окружающим и своим ощущениям. Даже стрессовые ситуации, на людей с надежной привязанностью влияют меньше, чем на людей с избегающей и амбивалентной привязанностью. Избегающая привязанность часто проявляется как холодные и дистантные взаимоотношения. Такие контакты могут быть функционально хорошо организованные, но не иметь эмоционального контекста. Яркий пример – идеальные семьи, в которых четко распределены роли, они прекрасно функционируют, у них есть идеал семьи, к которому они стремятся, дети хорошо учатся, а родители успешны на работе. При этом дома за одним столом они чужие люди, которые в лучшем случае могут обсудить политические новости и план закупки продуктов на завтра. Некоторые люди могут испытывать страх перед близким контактом и стараются заменить его таким суррогатами как трудоголизм, перфеционизм, пищевые расстройства, шопоголизм, беспорядочная сексуальная жизнь, наркотические и алкогольные зависимости. Во взрослом возрасте люди с амбивалентной привязанностью часто становятся более тревожными и противоречивыми в отношении партнера. Такие взаимоотношения часто носят созависимый характер, в котором есть потребность в близком контакте с партнером, доходящая до настойчивого требования внимания, желания обладания партнером, вплоть до тотального контроля жизни партнера. Такие взаимоотношения могут сопровождать сильным чувством ревности, перепадами настроения, частыми обидами на партнера и «молчаливой дистанцией». Возможно ли становление и формирование надежной привязанности во взрослом возрасте у людей, у которых в детстве сформировалась избегающая и амбивалентная привязанности? Это одна из задач терапии помочь осознать человеку, что та модель взаимоотношений, которая была заложена в детстве не является единственной. Помочь человеку осознать потребность в близком, открытом и теплом контакте, лишенным условностей. Ведь достаточно часто, нарушения привязанности в детском возрасте формируют у людей такие черты как цинизм и нарциссизм, если в семье вместо теплых и близких отношений ценилось социальной одобрение в виде достижения успеха в учебе и профессиональной деятельности. Потребность в надежной привязанности и близком контакте настолько фрустрирована, что не осознается человеком, а прикрывается внешними атрибутами (материальные ценности, достижением успеха, перфекционизмом, и т.д.). Создав в терапии надежную привязанность, мы можем перенести эту модель в свою жизнь и получать удовольствие от общения с теми людьми, с которыми нам действительно приятно общаться. Так что же является основой моих взаимоотношении с другими людьми? И каких людей я приглашаю в свою жизнь? Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|