|
Про привязанность, влюбленность и удобных людейАвтор статьи: Алёна Матецкая (Третьякова)
Итак, начнем с самого начала – с теории привязанности. Поговорим о том, что это вообще за явление такое, каков его смысл, как оно возникает в жизни человека. А возникает оно в раннем детстве. Автор теории привязанности – английский психиатр и психоаналитик Джон Боулби считает, что проблемы поведения детей, сложности с их адаптацией в обществе, агрессия у подростков возникают из-за нарушений в их отношениях с родителями. Он говорит о том, что привязанность у ребенка формируется, когда он получает от своего взрослого ощущение любви, нежности, тепла и заботы. У взрослого - когда он о ребенке заботится, чувствует ответственность, получает удовольствие от общения с ним. Так между ними возникает прочная связь: одному забота жизненно необходима, у другого есть желание и ресурсы ее осуществлять. И привязанность начинает работать в обе стороны, она есть и ребенка к родителю, и у родителя к ребенку. Но у ребенка она появилась впервые в жизни. Теорию Боулби в России активно развивает Людмила Петрановская. Она отмечает, что привязанность не тождественна любви, и гораздо прочнее ее. Так, например, в момент сильной ссоры с ребенком, взрослый может чувствовать гнев, обиду, боль, но не любовь. Он можем помнить и знать, что любит, но в моменте здесь и сейчас ощущать совсем другое. Помнит и знает он это именно благодаря привязанности. Она же заставляет его моментально прекратить ссору и броситься помогать, если с ребенком внезапно что-то случилось - он упал или поранился. (Этим иногда неосознанно пользуются дети, чтобы остановить конфликт, на которые уже не осталось сил). Привязанность формирует у ребенка «поведение следования», которое заключается в желании быть рядом со значимым взрослым, делать то, что он говорит, соответствовать его ожиданиям, нравиться ему. Потому что взрослый ребенку жизненной необходим, сам он еще ничего не может, и ему нужно научиться, как быть взрослым. Парадокс механизма привязанности заключается в том, что она, основываясь на полной зависимости, позволяет ребенку постепенно вырастить свою автономию. Что же происходить если этот механизм дал сбой, и что-то в самом начале пошло не так? Взрослые рядом не были заботящимися, ласковыми, внимательными к ребенку, в них нельзя было быть уверенным. Приходится срочно адаптироваться, срочно самому становиться взрослым. А несущих конструкций, которые могут выдержать эту взрослость у ребенка еще нет. Так получается, что маленьким он недобыл, а настоящим взрослым так и не стал. В дальнейшем имеющий такой опыт человек может пытаться пройти этот путь в других отношениях, чтобы получить то, чего ему не хватило в детстве. Но есть большая вероятность, что влюбленность у него будут вызывать люди, похожие на родителя, то есть тоже не могущего давать уверенность, заботу, ласку. Потому что родители для ребенка в глубине души остаются самыми лучшими, и чем-то похожие на них партнеры тоже будут казаться прекрасными. И вести себя человек будет по схеме «поведения следования», то есть будет «удобным». Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|