Когнитивная психотерапия кризисных состояний

Автор статьи: Владимир Натаров

Когнитивно адаптивная психотерапия кризисных состояний и методика рационализации кризисных состояний сознания в когнитивной психотерапии и психологическом консультировании. Цель и, одновременно, результат любого вида процесса психотерапии и психологического консультирования, - является развитие адаптивных качеств клиента(пациента), которые обеспечивают клиенту ресурс для здорового функционирования психики или, как в психологическом консультировании, - ресурс для решения актуальным проблем адаптации к окружающим условиям клиента(1).

В проблеме адаптации человека к кризисным условиям жизнедеятельности, как показано в исследованиях ряда исследователей (Б.Г.Ананьев, П.Я. Гальперин, В.Н. Мясищев, Л.Е. Пиаже) - уровень когнитивной организации и адаптации человека к сложным условиям жизнедеятельности – сознание и самосознание, - является высшим контуром регуляции поведения человека в меняющихся условиях внутренней и внешней среды, что характерно для современной жизни и наиболее ярко проявляется у топ менеджеров, которые были объектом проведенного исследования(1). В основе предлагаемого метода диагностики состояния сознания (и самооценки, на которой базируется концепции самосознания) и методики модификации иррациональных установок сознания лежит рационально-эмотивная терапия (РЭТ) А.Эллиса (1977 ), теория отношений личности В.Н.Мясищева  и теория социально-психологической зрелости личности, основателем которой является Б.Г. Ананьев и его последователи.

Психологические закономерности, отмечает академик Б.Ф. Ломов, действуют при переходе от теоретических положений к реализации их на практике. Необходимость исследования психологических качеств, обеспечивающих оптимальность перехода от одних условий эффективной жизнедеятельности к новым или бо­лее сложным - адаптивность, - являлось предметом нашей кандидатской диссертации и ряда исследований, которые опубликованы и положены в основу предлагаемой методики (Психол. журнал 1987, т.8, №6, с.105-109;  более 40 публикаций по теме методики с 1987 по 2016гг. Полный вариант методики опубликован: 1 - в научно-практическом журнале "Психотерапия"(главный, научный ред. Андрей Иришкин) № 3, 2015. с.40 - 47 и (5)).

Цель работы в теоретическом плане состоит в поиске закономерностей развития адаптивности человека к новым или в условиях сложной, экстремальной  деятельности.

Практическая цель исследования состоит в разработке системы практических мероприятий по оптимизации развития адаптивности.

Гипотезы исследования: 1) на развитие адаптивности влияют интегративно когнитивные качества психики – самооценка "Я образа", интернальность, тревожность, уровень нервно-психического напряжения, мотивация деятельности, активность и саморегуляция личности;

2) В развитии адаптивности одна из основных ролей принадлежит рационализации "Я образу" личности;

3) Одной из основных характеристик адаптивности является способность человека изменять свой образ жизни в соответствии с новыми условиями деятельности и своими реальными и потенциальными возможностями.

Задачи исследования: I. На основании выделенных эмпирических характеристик представить структурное описание адаптивности.

  • Разработать и внедрить в практику работы психологов и психотерапевтов конкретные мероприятия по развитию адаптивности с позиции укрепления профессионального здоровья и эффективной деятельности в сложных условиях жизнедеятельности (4).

В работе используется комплекс методов, адекватных объекту, предмету и задачам исследования: наблюдение, клинико-анамнестический, экспериментально-психологический и статистического анализа.

Научная новизна. В работе реализованы исследования психологических качеств, обеспечивающих адаптацию к новым или экстремальным условиям профессиональной деятельности. Показана ведущая роль когнитивных процессов самосознания в процессе развития адаптивности.

Выявлена связь между нервно-психическим напряжением (НПН) как одним из факторов, обуславливавших реализацию адаптивности как свойства, и адаптацию как процесса.

Практические результаты исследования создают научные предпосылки для организации психологической помощи человеку в сложных или экстремальных условиях его деятельности.

Разработанные методы диагностики и развития адаптивности используются на семинарах, тренингах и в санатории СПбГУ. Опубликована в форме учебно-методических рекомендаций и активно используется «Когнитивно адаптивная психотерапия кризисных состояний топ-менеджеров» в формате «Когнитивно адаптивной методики рационализации состояния сознания» в процессе психологического или психотерапевтического консультирования ( смотри публикации В.И.Натаров с 1999 – 2015гг.)[1]

Собственно психотерапия, в контексте изложенного выше развития адаптивности, проявляется как процесс интегрирования основных сфер жизнедеятельности человека - здоровье, семья, профессия (работа) и творчество (смысл жизни, основные ценностные ориентации или установки, архетипы).

А социотерапия проявляется как процесс такой адаптации системы отношений человека к условиям социальной жизни и профессиональной деятельности, который обеспечит функционирование человека на основных уровнях его организации - биологическом, психологическом, социальном и духовном, - что собственно и является психотерапевтическим и социотерапевтическим результатом использования предлагаемой методики, которые опубликованы в печати, как и сама методика в полном варианте.

Теоретической основой методики являются когнитивные теории поведения, которые широко представлены как за рубежом, так и в отечественной социо психотерапевтической практике.

Социальная перцепция может быть определена как точность интерпретации одним человеком социального поведения других людей и является ведущей компетенцией профессиональных руководителей. Развитие навыков социальной перцепции позволяет человеку правильно понимать вербальные и невербальные сигналы исходящие от окружающих людей. Это позволяет человеку внести те адекватные поправки в свое поведение, которые позволяют ему достигнуть желаемой цели. Когда меняется социально-экономическая ситуация в обществе, тогда меняются и стереотипы поведения, социально значимые сигналы от окружающих людей. И человеку необходимо развивать навыки социальной перцепции,  чтобы иметь возможность активно адаптироваться к новым условиям жизни в обществе, что актуально для взрослого населения нашей страны, которое живет в условиях постоянных перемен – необходимости развивать адаптивность на основе рационализации социальной перцепции.

Искаженная, иррациональная социальная перцепция ведет к дезъадаптивному или крайне неэффективному социальному поведению и к неадекватной оценке собственного поведения личностью.

В предлагаемой методике измеряется искажение социальной перцепции – иррациональные установки сознания и адекватность-неадекватность самооценки, на которой базируется развитие самосознания. Поэтому уже первичные данные методики могут являться основанием для определенных видов бихевиоральной или когнитивной терапии, в которых нуждается клиент.

Самая простая форма такой терапии в условиях консультации – это совместное с клиентом выяснение причин того, почему и как, и на основании какого личного опыта клиент оценил то или иное утверждение. Такое обсуждение повышает адекватность самооценки клиента и снижает влияние иррациональных установок сознания на поведение клиента, что само по себе уже будет являться психотерапевтическим результатом консультации для клиента.

Здесь рекомендуются методы, которые показали свою эффективность в нашей психотерапевтической практике. Например, переосмысление прошлого «эмоционально значимого в настоящем» опыта. Или изменение отношения клиента к такому опыту в процессе совместного обсуждения какого-либо  из 12-ти  предложенных утверждений. Или «дефрагментация» такого опыта на положительный и отрицательный и т.п.

Основной постулат теории Эллиса гласит, что соотношения А и С нельзя предсказать, если не известно В и, что именно В определяет, позволяет предсказать стереотип поведения, как реакцию на А. И, второе следствие теории Эллиса – наиболее эффективная психотерапия адресуется именно к компоненту В. И  это особенно важно учитывать в практике модификации или переориентации поведения людей зрелого и пожилого возраста, имеющих богатый жизненный и профессиональный опыт, который надо адаптировать к новым или изменившимся условиям окружающей социальной среды.

Поэтому именно относительно людей зрелого возраста предлагаемая методика наиболее эффективна. Она также эффективна при работе с переселенцами, мигрантами, людьми сменившими место жительства, профессию, социальный статус и имеющими внутри личностные или межличностные конфликты.

В рационально-эмотивной терапии выделяют четыре вида иррациональных суждений, которые лежат в основе дезъадаптивности и отражают незрелость системы суждений человека. Эллис сформулировал  двенадцать основных иррациональных идей, модифицированный вариант которых изложен в нашем вопроснике и которые лежат в основе большинства эмоциональных расстройств. В методике эти идеи модифицированы и, в силу ограничения объема тезисов, будут изложены в докладе, как и схема терапии, предлагаемую Эллисом и нами.

В заключение отметим, что данную методику можно рекомендовать для разрешения конфликтных ситуаций в семье, группе, так как она уменьшает эффект когнитивного диссонанса, который является основой большинства межличностных конфликтов (Э.Аронсона 2009). Кроме того, как показано в нашей работе,  применение методики в групповом варианте позволяет исследовать групповую совместимость и иерархическую структуру команды менеджеров – системы внутригрупповых взаимоотношений, как межличностную адаптацию и совместимость (В.Натаров 2012).

Поэтому методику можно использовать в качестве диагностического инструмента для определения результативности  групповых методов работы с клиентом или персоналом – различные виды групповой психотерапии, тренингов, - или оценки эффективности работы тренера, руководителя команды, что практиковалось автором на корпоративных тренингах(3).

И для наблюдения динамики развития группы, ее структуры. В этом случае методику проводят до курса тренинга (групповой психотерапии) и по завершению. Если возникает необходимость проследить динамику развития группы, то бланк методики заполняется на каждом из этапов формирования группы (исходя из поставленных целей диагностики).

В своей практике мы использовали данную методику для работы с руководителями высшего звена, с администрацией г.Санкт-Петербург, топ менеджерами, руководители крупных фирм и организаций. В целом, статистические данные по выборке более 700 человек на статистически значимом уровне подтверждают описанные выше тенденции – профессиональный профиль (и «феномен профессионального выгорания») и чем более успешным является руководитель, тем больше отмечаются тенденции изложенные в теоретической части, гипотизе данной работы - больше проявляется роль когнитивных способностей в развитии адаптивности и стремление функционировать руководителя на «про активном» уровне процесса социально-психологической перцепции и адаптации.

Эти результаты изложены в более 80 публикациях по теме статьи.

  • Натаров В.И. Развитие профессиональной зрелости топ-менеджеров в тренинге : Психология кризисных и экстремальных ситуаций: междисциплинарный подход // Материалы научно-практической конференции «Ананьевские чтения – 2008» / Под редакцией Л.А. Цветковой, – СПб.: Изд. СПбГУ, 2008. С.570
  • Натаров В.И. Развитие индивидуальности топ-менеджеров как профессиональной зрелости и адаптивности на основе тренинговых форм обучения, Психология индивидуальности. Материалы II Всероссийской конференции, М.: ИД ГУ ВШЭ, 2008, с. 377-379.
  • Натаров В.И. Семь уровней надежности кадров и концептуальные основы кадровой безопасности. В кн.: Современные прикладные направления и проблемы психологии: Материалы научной конференции «Ананьевские чтения», 19–21 октября 2010 г. Часть 1 / Отв. редакцией Л. А. Цветковой– СПб.: Изд. СПбГУ, 2010. – с. 4 – 8.

4 . Натаров В.И. НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ КАК ОСНОВА ПОЛИТИКИ СОТРУДНИЧЕСТВА ГОСУДАРСТВА И ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА: социальные и психологические основы лояльности и благонадежности. В кн. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ. Изд-во СПбГУ. СПб, 2009 с.  138 – 163

  • Натаров В.И. Развитие акмеологический адаптивности в социокоррекционной, психотерапевтической и консультативной работе. Журнал практического психолога №10-11, 2000 год. С 72 – 88

 Сноски: 1.  полный текст методички опубликован - здесь на сайте https://www.psyoffice.ru. - смотри мою статью "Психотерапия зависимостей и измененных состояний сознания"

Статья Натаров В. И.«Когнитивно адаптивная психотерапия кризисных состояний: методика рационализации кризисных состояний сознания» вышла в книге;  Кризисные состояния: современные подходы к оказанию специализированной медицинской помощи : сборник научных статей / XX Клинические Павловские чтения, 21 апр. 2016 г. ; [сост.: Ю.Р. Палкин, Д.В. Ковпак]. − Санкт-Петербург : СИНЭЛ, 2016. стр.65 - 71

 

2 Сноски:  Методика "Психотерапия зависимостей и измененных состояний сознания" Опубликовано в научно-практическом журнале "Психотерапия" № 3, 2015. с.40 - 47. Учебно методическое пособие для профессиональных психологов, психотерапевтов и психиатров.





Просмотров: 216
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Психотерапия зависимостей и измененных состояний сознания
  • Про Каштанку или немного об адаптивности
  • Компьютерная диагностика " CARDIOPULS " для исследования состояния здоровья и ауры человека
  • Методики Исследования Самооценки Ребенка для Родителей.
  • Мощнейший стимул нашей деятельности, который одновременно является столь же мощным тормозом.
  • Психологические методы исследования психотерапевтической деятельности
  • Почему МАК-методики такие однообразные? Новая методика "Денежный дом"!
  • Использование методики "Человечки на дереве" в практике
  • Презентация описания методики тренировок мыслительной системы человека.
  • Опыт применения авторской методики "Супервизия в песочнице" в работе супервизора.
  • "Картина". Проективная методика исследования личности. Просто, ёмко, информативно.
  • Методики для исследования интеллекта и способностей у детей и взрослых.
  • Кибертерапия (е-терапия, интернет-консультирование) как перспективный метод консультационной работы в деятельности практического психолога и специалиста социальной работы
  • Энергетика Измененных Состояний Сознания (ИСС)
  • Еще один вариант методики "Безопасное место"
  • Моя методика состоит в том, чтобы не придерживаться ни одной методики
  • "Экспертный анализ поведения человека в сложных ситуациях"; Е.В. Гришунина
  • Алгоритм социальной работы с алкоголизированными семьями в условиях учреждения социальной защиты
  • "Исследования психоаналитического лечения на основе сновидений" доклад Х. Кэхеле
  • "Портативная Психотерапия": "Аптечка" для психологической (само)помощи
  • Критика "немедицинской психотерапии" и перспективы развития психологической терапии
  • Почему мы такие какие есть? Поток сознания, блоки сознания и наше развитие
  • Взаимосвязь характеристик исполн. деятельности с "якорями карьеры" личности у педагогов
  • Что является хорошим результатом психологической работы?
  • О вопросах социально-психологической готовности подростков к профессиональной деятельности
  • Методики для диагностики насилия в семье и определения психологического портрета абьюзера .
  • Апробация методики "10 ШАГОВ" Цвето-ассоциативная диагностика связи Цвета, Образа, Слова
  • Методики. которые мы используем
  • Методика семинара-тренинга «Применение арт-терапии в психосоциальной и психолого-педагогической практике"
  • Повышение репродуктивного здоровья общества путём изучения, развития и практики перинатальной психологии в социальной работе



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь