Учебно методическое пособие для профессиональных психологов, психотерапевтов, психиатров, педагогов, воспитателей и других родственных профессий: "Методика рационализации поведения и сознания". Аннотация: Теоретической основой методики рационализации поведения и изменения иррациональных установок сознания является рационально-эмотивная терапия (РЭТ) выдвинутая А.Эллисом, теория отношений личности В.Н.Мясищева, который рассматривал личность как совокупность различных отношений и теория социально-психологической зрелости личности, основателем которой является Б.Г. Ананьев.
Основная цель и задача методики - это рационализация мышления клиента и, на этой основе, - рационализация состояния сознания клиента; и, как следствие рационализации мышления и сознания - снятие трансовых, "наведенных" (СМИ), внушенных и самовнушенных состояний сознания (депрессия, зависимости, фобии, навязчивости, страхи, панические атаки, стресс, экзистенциальные неврозы потеря смысла жизни, как профилактика суицида и так далее) . Суть теории Эллиса сводится к тому, что у человека нет прямых реакций на социальные ситуации или окружающие условия, стимулы, но наши эмоциональные и поведенческие реакции зависят от того, как мы воспринимаем события, какую систему оценок или веры используем для понимания события.
Акме состояние личности (АСЛ) – это один из трех наиболее оптимальный режим функционирования личности, который сопровождается наиболее оптимальным для физического и психического здоровья человека уровнем нервно-психического напряжения. Поэтому акме состояния личности является психотерапевтическим эффектом и целью рационализации состояния сознания, на основе устранения иррациональных установок из сознания клиента, о технологии которых будет рассказано в статье.
Акме состояния, как наиболее оптимальный уровень жизнедеятельности клиента с позиции физического, психического, профессиольно-социального и морального здоровья. Собственно психотерапия, в контексте изложенного выше развития адаптивности, проявляется как процесс интегрирования основных сфер жизнедеятельности человека — здоровье, семья, профессия (работа) и творчество (смысл жизни, основные ценностные ориентации или установки, архетипы). А социотерапия проявляется как процесс такой адаптации системы отношений человека к социальным условиям, чтобы обеспечить функционирование человека на основных уровнях его организации — биологическом, психологическом, социальном и духовном, - что собственно и является психотерапевтическим и социотерапевтическим результатом использования предлагаемой методики, которые опубликованы в печати, как и сама методика в полном варианте: 1 - в научно-практическом журнале "Психотерапия" № 3, 2015. с.40 - 47 и 2 - Натаров В.И. Развитие акмеологический адаптивности в социокоррекционной, психотерапевтической и консультативной работе. Журнал практического психолога №10-11, 2000 год. С 72 – 88
АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТИВНОСТЬ и ее развитие в психотерапевтической и консультативной практике. Методика рационализации состояния сознания и поведения. Учебно-методическое пособие.
Необходимость изучения и развития акмеологической адаптивности человека или группы (социальной структуры) в конкретных условиях профессиональной или социальной деятельности сводится к исследованию психологических качеств, обеспечивающих оптимальность перехода от одних условий эффективной деятельности к новым или более сложным. Другими словами, к изучению, с одной стороны, соответствия между требованиями новых социальных условий профессиональной (общественной) деятельности и социально-психологических ресурсов адаптируемого человека ( группы или социального института)[ 1;2 ].
С другой стороны, развитие акмеологической адаптивности, как показывают результаты собственных исследований[ 3;4;5 ], связано с решением практической задачей – повышения качества социокоррекционных, психотерапевтических и консультативных услуг населению, основная цель которых – сохранение и укрепление «социального и психологического здоровья общества»[ 6].
Поэтому понятием Акмеологическая адаптивность определяется совокупность социально психологических качеств, которые обеспечивают субъекту адаптации возможность бесконфликтного перехода от одних условий деятельности к другим или к другим видам социально значимой деятельности.
Бесконфликтность перехода как относительно самого человека (внутриличностные конфликты), так и относительно окружающих людей или социальной среды (межличностные конфликты).
Актуальность проблемы сохранения социального и психологического «здоровья общества» является самоочевидным в постоянно изменяющихся условиях социально экономической жизни российского государства ( наше население в полную меру испытало на собственном опыте силу самого негативного китайского проклятья –« жить тебе в эпоху перемен»).
В условиях постоянно изменяющейся окружающей социальной реальности человек вынужден постоянно развивать свою адаптивность, чтобы приспособиться к новым условиям. Альтернативой развитию адаптивности является только лишь дезъадаптавность в одной из своих форм и окружающая нас последние десять – 20 лет действительность подтверждает этот постулат (социальная дезъадаптация – иммиграция, преступность …, психологическая – пьянство, психосоматические заболевания и т.п.).
Помочь человеку или социальной группе населения выбрать наиболее оптимальную форму адаптации – наиболее оптимальную как с точки зрения общественных ценностей, так и с учетом интересови возможностей конкретного человека, - это актуальная задача, которую призваны решить представители различных научных, образовательный, социальных структур российского общества.
И наибольшая роль здесь принадлежит социальным работникам, воспитателям, учителям, педагогам, психологам, медикам и профессиональным руководителям ( социально-психологические, психотерапевтические и педагогические аспекты профессиональной деятельности руководителя любого ранга общеизвестны –«рыба пахнет с головы», - и автор рассматривает эти аспекты в своей монографии «Лидер менеджер: развитие акмеологической адаптивности» . СПб 2000 г. ).
Наиболее актуальным, с нашей точки зрения, такой вид социально психологической или психо социокоррекционной помощи – развитие акмеологической адаптивности – является для людей зрелого и преклонного возраста.
Развитие и воспитание людей этих возрастов происходило в одних условиях, профессиональное и социально психологическое самоопределение в других, а профессиональное и социальное взросление (социальная карьера ) в третьих. И когда все это завершилось кризисом августа 1998 …2008; 2014 ... Понятно, что альтернативы развитию адаптивности у людей среднего и более старших возрастов нет и что это вопрос выживания в буквальном смысле этого слова [6;7;8].
Основная задача минимум заключается здесь в том, чтобы негативный прошлый опыт человека не мешал ему эффективно жить и работать в настоящих реально существующих социально экономических условиях. И следует отметить, что каждый рубль вложенный государством в эту сферу социальной работы с населением вернется государству десятью, так как в такой социально психологической помощи нуждается наиболее активная и наиболее профессионально подготовленная часть нашего общества[9].
Задача максимум такого социально психологического вида поддержки население – сделать так, чтобы прошлый опыт человека, который в изменившихся социально-экономических условиях оказывает дезъадаптивное влияние на клиента ( или группу населения), не только не мешал ему эффективно жить и трудиться на благо всего общества и самого себя, своей семьи, но и помогал ему в этом.
Именно такую цель преследует развитие акмеологической адаптивности и именно в этом специфика акмеологической адаптивности – прошлый личный (психологический), профессиональный ( социальный), морально-этический (духовный) опыт не мешает человеку, а помогает эффективно адаптироваться к изменяющимся, новым условиям и, следовательно, эффективно функционировать на всех уровнях своей жизнедеятельности – индивид, личность, субъект деятельности, субъект веры [10;11] ( «субъект веры» – это вера и ответственность перед собой, своими близкими, Родиной, Судьбой и т.п., что определяет индивидуальностью ценностных ориентаций человека и придает субъективный смысл жизни человека, общества и т.п.).
Цель данной статьи заключается в том, чтобы познакомить читателей с консультативно – диагностической методикой , которую можно использовать в психотерапевтической, психодиагностической и социокоррекционной работе и , как показывают результаты собственных исследований [1 - 10], относительно эффективно[17 - 20 ].
Развитие акмеологической адаптивности - об этом следует помнить, когда далее Вы будете читать о консультативно-диагностическом методе экспресс рационализации состояния сознания клиента и формах его использования, - это развитие наиболее зрелых социально-психологических структур человека(группы), которые обеспечивают наиболее эффективные модели(стереотипы) поведения в конкретных условиях окружающей реальности и на основе которых у человека развивается акмеосостояние личности[6;7;8 ].
Другими словами, это обращение в процессе консультативной или социопсихотерапевтической работе, с одной стороны, к наиболее зрелым, сложным(интегративным) верхним уровням организации психики человека и, с другой стороны, к наиболее специфичным, индивидуальным, неповторимым качествам данного человека, которые сформировались у него, как результат уникальности жизненного опыта и пути развития клиента.
При таком подходе предметом психо социокоррекционной работы являются наиболее зрелые и наиболее значимые, с точки зрения эффективности поведения в новых условиях,структуры психики человека – развивается Акмеологическая адаптивность ( akme – греч. – вершина, острие, зрелый, спелый, вершина, высший уровень и т.п.) В качестве примера таких «вершин» можно указать на уровень самоактуализации пирамиды А.Маслоу , уровень веры и метаязыковые модели в нейро-лингвистическом программировании, иррациональные установки сознания А.Эллиса или глубинные структуры языка и сознания в работах А.Р.Лурия[ 20 -23 ].
Образно выражаясь, консультант, если использовать понятия нейро-лингвистического программирования(NLP ), присоединяется , во-первых, к ценностным ориентациям клиента( входит в его субъективную реальность ).
Во-вторых, консультант использует те формы и методы обучения, которыми клиент уже владеет ( говорить с клиентом на его языке, в соответствие с его возможностями понимания и используя опыт клиента или, если использовать понятия эриксониановского гипноза – консультант «входит» в субъективную реальность клиента).
В третьих, консультант совместно с клиентом рассматривает возможные способы, формы применения прошлого успешного опыта в новых условиях. Другими словами, консультант расширяется диапазон модификаций адаптивного для клиента поведения, поэтому этот компонент процесса консультирования можно назвать как воспитательный( известно, что наиболее эффективная, с точки зрения развития человека – это обучающе- воспитательная психотерапия).
Предлагаемая методика используется в течении последних 15 лет в практике консультирования, диагностики и рационализации установок состояния сознания клиента.
Рекомендуется использовать эту методику [1 –5] как в плане диагностики, так и в контексте консультативно-психотерапевтической работы.
Автор, для «чистоты эксперимента», предлагает читателю практически выполнить тестовое задание. И далее будет дана теоретическая часть и интерпретация полученных результатов. Поэтому можно представить ситуацию консультации, когда читатель выступает в качестве клиента и выполняет предлагаемые задания (инструкции). По мере выполнения заданий будут даваться пояснения и возможная интерпретация полученных результатов
Начальный этап работы с методикой «Рационализация состояния сознания клиента» ( РССК) рекомендуется использовать для установления контактов, поэтому следует обратить внимание на невербальное поведение клиента и его реакции на различные пункты выполнения задания и интерпретацию результатов тестирования консультантом.
Бланк, который выдается клиенту( или каждому человеку в группе – важно, чтобы каждый выполнял работу индивидуально и был уверен, что результаты тестирования будут строго конфиденциальны).
ИНСТРУКЦИЯ : Перед Вами бланк с 12-ю утверждениями.
Пожалуйста, оцените насколько адекватным(правильным, верным) по Вашему мнению является каждое утверждение.
Очень важно, чтобы Вы оценивали каждое утверждение по первому чисто субъективному впечатлению
– насколько процентов оцениваемое утверждение является верным – и поставьте рядом с цифрой утверждения вашу оценку.
Шкала оценивания – от 0%( абсолютно не верное утверждение) до 100% (абсолютно верное)
и могут быть любые градации. Например: 9% - почти не верно, 31% - немного верно,
48 или 56% - почти наполовину верно, 83% - больше вероятно верно, чем неверно,
95% - почти верно и т.п.
Не следует искать здесь глубокого смысла – его здесь нет и труднее всего найти то, чего нет.
Поэтому важно Ваше первое впечатление по каждому утверждению, а не результаты его интерпретации.
1. Для взрослого человека крайне необходимо, чтобы каждый его шаг был привлекательным для окружающих.
2. Есть поступки порочные, скверные и повинных в них следует строго наказывать.
3. Это катастрофа, когда все идет не так, как хотелось бы.
4. Все беды нам навязаны из вне – людьми или обстоятельствами.
5. Если что-то вызывает опасения или пугает – постоянно будь начеку.
6. Легче избегать ответственности и трудностей, чем их преодолевать.
7. Каждый нуждается в чем-то более сильном и значительном, чем то, что он чувствует относительно себя самого.
8. Нужно быть во всех отношениях адекватным, успешным и разумным – все знать, уметь, понимать и всегда добиваться успеха
9. То, что сильно повлияло на мою жизнь один раз, всегда будет влиять на нее.
10. На наше благополучие влияют поступки других людей, поэтому надо сделать все, чтобы эти люди изменились в желаемом для нас направлении.
11. Плыть по течению(жизни, судьбы) и ничего не предпринимать – вот путь к Счастью.
12. Мы не властны над своими эмоциями, чувствами и не можем не испытывать их.
Следует заметить, что уже по ходу заполнения бланка и по завершению первого этапа ( выполнения инструкции ) у консультанта есть возможность установить контакт с клиентом и начать собирать диагностическую информацию.
Например, наблюдая за тем, какие утверждения вызывают наиболее сильные затруднения(вопросы) у клиента; как эти затруднения характеризуют личность клиента и т.п.
ВТОРАЯ ИНСТРУКЦИЯ ( которая не печатается на бланке, а зачитывается и объясняется устно ) : подчеркните пунктирной линией те утверждения, которые Вы оценили от 0% до 35 % включительно;
подчеркните сплошной линией( или цветным фломастером) те утверждения, которые Вы оценило от 65% до 100% включительно.
Ф.И._______________________Возраст_____ пол__________
Социальное положение__________________
Профессия__________________________
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ.
Когнитивные теории поведения и изменения поведения широко представлены как за рубежом, так и в отечественной социо
психотерапевтической практике[9; 12 - 20].
При этом особая роль отводится тем механизмам психики, которые определяют социальную перцепцию клиента.
Действительно, на практике в определении того, как именно человек поведет себя в конкретной ситуации социального взаимодействия, зависит от того, какой смысл и значение он предает этой ситуации в целом. И как он понимает свою роль, как в создании этой ситуации, так и в возможностях своего личного участия в ее развитии.
Социальная перцепция может быть определена как точность интерпретации одним человеком социального поведения других людей. Развитие навыков социальной перцепции позволяет человеку правильно понимать вербальные и невербальные сигналы исходящие от окружающих людей. Это позволяет человеку внести те адекватные поправки в свое поведение, которые позволяют ему достигнуть желаемой цели.
Когда меняется социально-экономическая ситуация в обществе, тогда меняются и стереотипы поведения, социально значимые сигналы от окружающих людей.
И человеку необходимо развивать навыки социальной перцепции, чтобы иметь возможность активно адаптироваться к новым условиям жизни в обществе.
Искаженная социальная перцепция ведет к дезъадаптивному или крайне неэффективному социальному поведению и, как следствие, к неадекватной оценке своего собственного поведения личностью и, в целом, к формированию неадекватной самооценке и иррациональным установкам сознания
В предлагаемой методике измеряется искажение социальной перцепции – иррациональные установки сознания и адекватность-неадекватность самооценки, на которой базируется развитие самосознания. Поэтому уже первичные данные по каждому из двенадцати утверждению методики могут являться основанием для определенных видов бихевиоральной или когнитивной терапии, в которых нуждается клиент.
Самая простая форма такой терапии в условиях консультации – это совместное с клиентом выяснение причин того, почему и как, и на основании какого личного опыта клиент оценил то или иное утверждение.
Такое обсуждение повышает адекватность самооценки клиента и снижает влияние иррациональных установок сознания на поведение клиента( клиент получает навыки адекватной социальной перцепции), что само по себе уже будет являться психотерапевтическим результатом консультации для клиента.
Кроме того, такое совместное обсуждение позволяет консультанту не только установить «социотерапевтический контакт», но и «присоединиться» к тому персонально значимому для клиента опыту, на основании которого у последнего сформировались самооценка, система ценностей, система самоопределения и т.п.
«Присоединение» к такому «личностнообразующему опыту» позволяет консультанту оптимизировать различные системы отношений личности: отношения к себе( привычный уровень самочувствия или настроения), взаимоотношения с близкими людьми (качество и эмоциональный знак – позитивный или негативный – персональных контактов с окружающими людьми), взаимодействия с окружающим социумом( профессиональная карьера и самореализация в социальной карьере), взаимоотношения с Природой, Космосом(самоактуализация, философия, смысл жизни –сфера нравственно-моральных контактов ).
Каждый из перечисленных выше видов отношений может являться предметом отдельной консультации. И также следует рассмотреть насколько эти четыре системы взаимоотношений у клиента гармоничны(сбалансированы, согласованны ) между собой.
В разных психотерапевтических направлениях существуют различные методики работы с «личностнообразующим опытом». Например, ассоциативный метод в психоанализе, методика работы с ранними воспоминаниями Альфреда Адлера, рефреминг в нейролингвистическом программировании и т.п. Поэтому консультанту рекомендуется выбирать те методы, которые соответствуют его теоретической подготовке будь то психоанализ, гештальтерапия, трансактный анализ, NLP и т.п. [20].
Здесь можно рекомендовать простые и доступные в консультативной работе методы, которые показали свою эффективность в нашей психотерапевтической практике. Это например, переосмысление прошлого «эмоционально значимого в настоящем» опыта. Или изменение отношения клиента к такому опыту в процессе совместного обсуждения какого-либо из 12-ти выше предложенных утверждений. Или «дефрагментация» такого опыта на положительный и отрицательный и т.п.
Консультанту следует исходить из основной установки, что прошлый опыт должен не мешать, а, напротив, помогать клиенту жить в настоящем («Не позволяй тому, чтобы твое прошлое мешало быть тебе счастливым в настоящем; прошлое оставь прошлому, чтобы радоваться настоящему; не приноси настоящее в жертву будущему, которое еще не известно будет или нет –расширяй свое Настоящее и в Прошлое – это корни настоящего, - и в Будущее, так как именно цели определяют смысл и значение того, что ты делаешь в настоящем»).
Именно в этом состоит суть развития акмеологической адаптивности, когда прошлый, даже негативный опыт, не отвергается, а становится «ступенью» для дальнейшего развития личности; не уменьшает, а увеличивает гибкость(адаптивность) поведения, расширяет возможности модификаций поведения и личностного выбора у клиента.
ОПИСАНИЕ ТЕОРИИ.
В основе предлагаемого метода диагностики состояния сознания ( и самооценки, на которой базируется, как известно, концепции самосознания) и методики модификации иррациональных установок сознания лежит рационально-эмотивная терапия(РЭТ) впервые выдвинутая Альбертом Эллисом( 1958; 1977 ), теория отношений личности отечественного психолога В.Н.Мясищева, который рассматривал личность как совокупность различных отношений и теория социально-психологической зрелости личности (акмеологический подход в психологии), основателем которой является Б.Г. Ананьев и его последователи[11 –16;21 -24 ].
Суть теории Эллиса сводится к тому, что у человека нет прямых реакций на социальные ситуации или окружающие условия, стимулы, но наши эмоциональные и поведенческие реакции зависят от того, как мы воспринимаем события, какую систему оценок или веры используем для понимания события.
Эллис считает, что у человека могут быть адаптивные или неадаптивные способы интерпретации событий.
Неадаптивными или иррациональными способами( установками сознания в нашей терминологии) интерпретациями событий Эллис называет те, которые вызывают нарушения поведения или эмоциональные расстройства такой интенсивности, которые не могут быть оправданы реальной рациональной оценкой события или ситуации, в которой находится человек.
Теорию А. Эллиса иногда называют «теорией А-В-С», где: А=Активация(стимул) ситуаций или событий[ Activating ]; В= Суждение( система оценок, веры, суждений, убеждений ) [Beliefs], иррациональные и рациональные, которые сформировались у данного человека на основе его собственного опыта, которые он бессознательно использует для интерпретации событий А; С= Последствия( реакция, поведение – Consequences), как поведенческие, так и эмоциональные реакции, которые вытекают из особенностей личностных интерпретаций А.
Основной постулат теории Эллиса гласит, что соотношения А и С нельзя предсказать, если не известно В и, что именно В определяет, позволяет предсказать стереотип поведения, как реакцию на А.
И, второе важное следствие теории Эллиса для психотерапевтического процесса, – наиболее эффективная психотерапия адресуется именно к компоненту В.
И это особенно важно учитывать в практике модификации или переориентации поведения людей зрелого и пожилого возраста, имеющих богатый жизненный и профессиональный опыт, который надо адаптировать к новым или изменившимся условиям окружающей социальной среды. Поэтому именно относительно людей зрелого возраста предлагаемая методика наиболее эффективна. Она также эффективна при работе с переселенцами, мигрантами, людьми сменившими место жительства, профессию, социальный статус и имеющими внутри личностные или межличностные конфликты.
В рационально-эмотивной терапии выделяют четыре вида иррациональных суждений, которые, с нашей точки зрения, лежат в основе социально-психологической дезъадаптивности и отражают незрелость(«неакмеологичность») системы суждений человека [ 22] :
1. «Должненствовательные» суждения, которые указывают на то, что кто-то не должны быть такими, каковы они есть.
Примеры таких суждений: «Он должен любить меня», «Я должен написать лучшую методику по модификации сознания клиента».
2. «Ужасающиеся» суждения,
в которых утверждается, что все ужасно, жутко, потому, что все не так, как следовала бы быть.
Например: «Будет катастрофа, если я завтра не закончу данную статью», «Я застрелюсь, если он мне не позвонит в течении часа».
3. «Надлежит» и «следует».
Человек, во-первых, часто использует эти слова, отражая свою неспособность выдержать или вытерпеть мир, если он отличается от того, каким ему надлежит или «следует» быть. В данном случае человек часто заменяет, если использовать понятия NLP, реальный окружающий мир своим субъективным представлением о том, каким он должен быть.
4. «Порицающие» суждения,
которые принижают собственную личность или того человека, из-за которого ситуацию стала не такой, какой ей «надлежит», «следует» быть.
Например: « Его следует наказать, потому, что он ужасный человек, потому, что он опоздал на встречу» и т.п. Другими словами, если использовать акмео терапевтический подход, - нельзя «унизить» или «порицать» другого человека не унизив и не порицая себя при этом.
Кроме этого, Эллис сформулировал двенадцать основных иррациональных идей, модифицированный вариант которых изложен выше в вопроснике и которые, как утверждает Эллис лежат в основе большинства эмоциональных расстройств.
В нашей работе эти идеи несколько модифицированы и называются «иррациональными установками сознания».
Эллис предлагает следующую схему терапии:
1. Убедить клиента в состоятельности рационально-эмотивной терапии(РЭТ). Эта цель достигается путем изложения теоретических основ РЭТ и рассмотрения примеров.
В нашей методике – это третий этап, который проводится вслед за тем, как клиент или группа выполнит выше изложенную инструкцию, т.е. оценит изложенные выше двенадцать утверждений (см. ниже).
2. Консультант получает согласие рассмотреть иррациональные суждения клиента или, исходя из собственных задач и целей консультации, предлагает клиенту самостоятельно проанализировать свои суждения на основе изложенной выше теории АВС.
Мы, иногда, в своей практике предлагаем клиентам оценить то, как и в какой форме проявляются иррациональные установки сознания у клиентов относительно разных, но значимых для них людей.
Или оценить изложенные выше утверждения с позиции другого человека.
Например, дается инструкция: «Как Вы думаете, как бы данные утверждения оценил Ваш супруг ( начальник, подчиненный, сын и т.п.)». Как показывает наша собственная практика – даже простая попытка встать на позицию другого человека часто способствует разрешению конфликтной ситуации.
Поэтому данную методику можно рекомендовать для разрешения конфликтных ситуаций в семье, группе и т.п., так как она уменьшает эффект когнитивного диссонанса, который является основой большинства межличностных конфликтов по мнению Эллиота Аронсона[ 25].
Кроме того, как показано в нашей экспериментальной работе, применение методики в групповом варианте, когда все оценивают себя и всех членов группы, позволяет исследовать групповую совместимость и иерархическую структуру команды – системы внутригрупповых взаимоотношений[ 3:5].
Основная цель второго этапа по Эллису – Detecting – обнаружение иррациональных суждений клиента. В предлагаемой методике –это первый этап, когда клиент заполняет бланк анкеты (оценивает 12 суждений).
3. Консультант обсуждает и оспаривает иррациональные суждения клиента, стимулируя последнего к тому, чтобы он разработал свои собственные аргументы против своих иррациональных суждений и заменил их более адекватными оценками активизирующих событий.
Понятно, что, как мы считаем, здесь происходит расширение сознания и самосознания клиента, рационализация негативных эмоциональных состояний (понимание причин возникновения этих состояний),повышение адекватности и устойчивости самооценки и т.п., что, в целом, отражает социопсихотерапевтический эффект консультирования.
Поэтому сам факт знакомства и опыт работы с предлагаемой методикой способствует развитию навыков социальной перцепции у клиента и, как следствие, развивает навыки бесконфликтного решения тех проблем, которые для человека являются актуальными.
Развитие навыков бесконфликтного решения актуальных для человека проблем – это один из показателей развития акмеологической адаптивности.
Акмеологическая адаптивность, в свою очередь, проявляется у человека в форме акмеосостояния личности при выполнении какой-либо деятельности.
Основателем акмеологического подхода при изучении человека является отечественный психолог, создатель ленинградской - санкт-петербургской психологической школы Борис Герасимович Ананьев и в настоящее время активно развивается его последователями и учениками [8;16].
Теоретические аспекты и характеристика акмеосостояния личности, специфика акмео терапевтического подхода, который разрабатывается автором изложены в предшествующих публикациях [2:10 ].
Поэтому здесь кратко сформулируем определение акмеосостояния личности – это наиболее оптимальный уровень функционирования, наивысшая эффективность и достижения, результативность, работоспособность, успешность в различных сферах человеческой деятельности.
Акмеосостояние личности – это, с позиции акмеотерапевтического подхода, один из трех наиболее оптимальный режим функционирования личности, который сопровождается наиболее оптимальным для физического и психического здоровья человека уровнем нервно-психического напряжения[ 4].
Особенности функционирования человека в режимах “выживания”,” акмеосостояния” и” развития” изложены в предшествующей публикации, поэтому здесь мы просто отметим, что предлагаемая методика позволяет переводить человека из одного режима функционирования, в другой, более оптимальный для него. Тем самым достигаются эффект так называемой “мгновенной психотерапии”[ 5], как показатель развития акмеологической адаптивности.
В заключение теоретической части подчеркнем, что иррациональные установки сознания не осознаются самим человеком, то есть действуют на бессознательном уровнях – подсознании и сверхсознании, если использовать понятия психоанализа.
И механизмы действия иррациональных установок сознания, если проанализировать литературные источники, подобны действию механизмов психологической защиты, но отличаются большей своей обусловленностью прошлым, субъективным опытом человека (системой его веры, ценностей, интересов, направленностью личности, актуальными потребностями и т.п.).
Другими словами, если использовать понятия психоанализа, иррациональные установки сознания больше соотносятся с сверх сознательными ( Сверх-Я, Супер-Я), чем с подсознательным инстинктивным формам поведения, - то есть с обычаями, традициями, стереотипами и другими социально инстинктивными формами поведения.
Следует подчеркнуть, что именно в условиях изменения социальной среды или смены условий профессиональной деятельности эти установки оказывают наиболее сильное дезъадаптивное влияние(Китайское проклятье "Жить тебе во время перемен" - актуально сейчас не только для России, но и для всего Западного мира, но для России - вдвойне))).
Поэтому рассматриваемую методику можно использовать в качестве диагностического инструментадля определения результативности групповых методов работы с клиентом
– различные виды групповой психотерапии и тренингов,
- или оценки эффективности работы ведущего группы(тренера)
и наблюдения динамики развития группы(групповой структуры).
В этом случае методику проводят до курса тренинга ( групповой психотерапии ) и по завершению ее.
Если возникает необходимость проследить динамику развития группы, то, соответственно, бланк методики заполняется на каждом из этапов формирования группы ( исходя из поставленных целей диагностики).
Так в своей тренинговой практике мы использовали данную методику при работе с руководителями высшего звена( региональные фирмы и предприятия ), с представителями администрации г.С-Петербург и при подготовки менеджеров высшего звена(руководители крупных фирм и организаций ).
В общем, статистические данные по выборке более семисот человек на статистически значимом уровне подтверждают описанные выше тенденции – профессиональный профиль(и «феномен профессионального выгорания») и чем более успешным является руководитель, тем больше отмечаются тенденции изложенные в теоретической части данной работы ( больше проявляются способности к акмеологической адаптивности и стремление функционировать на уровне «развития»).
ПРЕДЛАГАЕМАЯ СХЕМА ПРОВЕДЕНИЯ МЕТОДИКИ «Рационализация состояния сознания клиента»(РССК).
1. Клиенту( или группе ) выдается бланк методики с двенадцатью утверждениями и предлагается выполнить первую инструкцию, которая изложена выше и, желательно, чтобы она была напечатала на бланке.
Следует спросить у клиента о том, насколько адекватно он понимает шкалу оценивания утверждений, есть ли у него вопросы.
2. После того, как клиент оценил каждое утверждение ему устно предлагается выполнить вторую инструкцию(см. выше)
– например, пунктирной линией подчеркнуть те утверждения, которые он оценил в диапазоне от 0 до 35%; и сплошной линией те, которые он оценил от 65 до 100 % включительно. Мы в своей практике для повышения чистоты эксперимента брали диапазоны от 0 до 30 и от 70 до 100%.
3. Излагается выше описанная теоретическая часть и основные положения рационально-эмотивной терапии А.Эллиса (см.выше).
4. Анализ и интерпретация результатов исследования. Здесь в качестве ключа используется экспериментально нами установленное положение, что люди у которых отсутствуют иррациональные установки сознания оценивают предлагаемые утверждения в диапазоне от 40% до 60%.
Следует отметить, что также оценивают наиболее успешные менеджеры, руководители, формальные и неформальные лидеры и люди, отличающиеся высокой акмеологической адаптивностью. И, напротив, люди, имеющие внутриличностные или межличностные конфликты, феномен профессиональной деформации личности или феномен профессионального выгорания оценивают предлагаемые утверждения вне диапазона «от 40 до 60%».
Кроме того, выявлено, что представители одной профессии оценивают предлагаемые утверждения подобным образом, т.е. в результате получается «профессиональный профиль». Этот профессиональный профиль можно использовать и в качестве теста на психологическую совместимость и в качестве теста на «профессиональное восприятие» ( опосредованный показатель «профессиональной деформации или профпригодности» личности)[7 – 10].
5. Далее выясняется связь самооценки клиента с теми утверждениями, которые он «переоценил» или «недооценил» и которые анализируются как потенциальные источники тех конфликтных ситуаций, которые актуальны для клиента. И, далее, проводятся описанные выше третий и четвертый этапы эмотивно-рациональной терапии.
В заключение отметим, что процесс рационализации состояния сознания клиента начинается с того момента, как последний начинает читать инструкцию, предлагаемой методики.
И подчеркнем, что результаты полученные на основе методики РССКн( оценка в процентах двенадцати утверждений) является лишь материалом для диагностической или консультативно-психотерапевтической работы консультанта.
Напомним, что эти результаты, как и все законы в психологии и психотерапии, носят вероятностный характер.
Поэтому в каждом конкретном случае следует соблюдать все те требования,
которым должна соответствовать ситуация тестирования, для того, чтобы получить хотя бы относительно достоверные результаты.
В своей практике мы используем выше изложенную методику и для диагностики( модификации) «структуры установок («фильтров») сознания».
Например, дается инструкция: «Про ранжируйте данные двенадцать утверждений по степени «верности( правильности)» - от самого правильного к менее правильному …»
или «Проранжируйте эти утверждения по степени актуальности для Вашей реальной жизни ( Вашей конфликтной ситуации), Вашей семьи … Почему?»,
или «Попарно объедините между собой те утверждения, которые по Вашему мнению сходны между собой
по смыслу и на основе которых можно сформулировать объединяющие, обобщающие утверждение
– сформулируйте такое обобщающее утверждение
( далее процедура повторяется еще раз и так до тех пор, пока не будет сформулировано одно утверждение обобщающее все двенадцать)».
Понятно, что когда методика используется в диагностических целях( а не в консультативных), то клиенту не рассказывается изложенная выше теоретическая часть.
Иначе, если клиент уже знает ключ методики, использовать этот метод повторно не имеет смысла.
Более того, при повторном использовании методики следует в инструкции подчеркнуть, что каждое утверждение методики надо оценивать исходя, во-первых, из первого впечатления и, во-вторых, исходя из той целостной жизненной ситуации, в которой клиент находится в настоящее время ( в отличие от той актуальной жизненной ситуации, в которой клиент находился при предшествующем оценивании – подчеркнуть этот момент ).
ЛИТЕРАТУРА:
1. Натаров В.И. Адаптивность и ее развитие у студентов в процессе совмещения производственно-учебной деятельности. Автореферат на соиск.уч.степ.канд.пс.наук. Л., 1988.
2. Натаров В.И. Аутогипнотренинг (метод психической саморегуляции). Психологический журнал.Т.8. №6, 1987, с.105 – 109.
3. Натаров В.И., Соловьев А.С. Принципы формирования социотерапевтических групп в вузе. - В кн.: Актуальные проблемы повышения эффективности учебно - воспитательного процесса в высшей школе. Л.: Изд-во ЛТИ, 1987, с.144 –149.
4. Натаров В.И., Немчин Т.А. Нервно-психическое напряжение и психопрофилактика состояния здоровья студентов. Психологический журнал. 1988, Т.9, №3, с.87 – 92.
5. Натаров В.И. Акмеотерапия: мгновенная психотерапия (психология здоровья), психология субъекта веры ( взрослости), социология успеха ( психология профессионализма). Журнал практического психолога. №9, 1999, с.134 – 141.
6. Беличева С.А. Взлеты и падения социальной работы в России. Вестник Психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. №4, 1997, с.55 – 60.
7. Гейл Шихи. Возрастные кризисы – ступени личностного роста. СПб. 1998.
8. Степанова Е.И. Психология взрослых: экспериментальная акмеология. СПб. 2000.
9. Натаров В.И. Влияние курса социально-психологического тренинга на самооценку «Я-образа». Психологический журнал. Т.11.№5, с.89- 104.
10. Натаров В.И. Психо-сексуальный «Я-образ» подростка и профессиональное самоопределение студентов вуза. – В кн.: Тезисы Всероссийской научно-практической конференции. Изд-во ППМИ, СПб. 1996, с. 33 –34.
11. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В двух томах. М.,1980.
12. Авербух Е.С. Расстройства психической деятельности в позднем возрасте. Л., 1969.
13. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., 1988.
14. Ананьев В.А. Психологическая адаптация и компенсация при заболеваниях внутренних органов. Автореф.соиск.уч.ст.докт.пс.н., СПб. 1998.
15. Завьялова Е.К. Социально-психологическая адаптация женщин в современных условиях(профессионально-личностный аспект). Автор.соиск.уч.ст.докт.пс.н., СПб. 1998.
16. Варфоломеева Л.Е. Акмеологические основы развития специалистов образования физической культуры. Автор.соиск.уч.ст.докт.пс.н., СПб. 1999.
17. Натаров В.И. Группо-аналитическая социо и психотерапия (учебно-методическое пособие для ведущего группы ). СПб. 1993.
18. Натаров В.И. Методические рекомендации по ведению групп социально-психологического тренинга как активного метода обучения. Вестник Психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. №3;№4, 1997, с.3 –17;с.3 –18.
19. Натаров В.И. Активные методы обучения ( в социальной и психотерапевтической работе). Вестник Психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. №3. 1999, с .3 –14.
20. Натаров В.И. и др. Психология. Методические указания к лабораторным работам. СПб. 1997
21. Эллис А., Ландж А. Не давите мне на психику (искусство психологической защиты). СПб. 1997.
22. Морли Ст., Шефферд Дж., Спенс С. Методы когнитивной терапии в тренинге социальных навыков. Перевод Е.В.Сидоренко. СПб.1996.
23. Лируя А.Р. Язык и сознание. М., МГУ. 1979.
24. Мясищев В.Н. Психология отношений. М., 1995.
25. Аронсон Эллиот. Общественное животное. СПб. 1999
На 2005-6 учебный год - время написания статьи:
Натаров Владимир Иванович: 1. Профессор кафедры менеджмента (Национальный государственный университет физической Культуры, спорта и здоровья имени П.Ф.Лесгафта)
2. Профессор кафедры №11 (научных основ управления ИПК
Госуниверситета Высшая Школа Экономики)
Доцент, кандидат психологических наук.
1994 - 2005гг:
3. Руководитель секции Акмеотерапии и Рационально Измененных
Состояний Сознания Ассоциации Тренинга и Психотерапии г.СПб.
4 Директор научно образовательных программ Международного
Центра “Развитие Лидерства в Бизнесе”
Сноски: 1.
Опубликовано: Натаров В.И. Методика рационализации измененных состояний сознания. Учебно методическое пособие для профессиональных психологов, психотерапевтов, психиатров, педагогов, воспитателей. - В научно-практическом журнале "Психотерапия" № 3, 2015. с.40 - 47. -- Руководство для профессиональных психологов (психотерапевтов) по Диагностики состояния сознания и изменения иррационально-рациональных установок бессознательного, "снятия границ" измененных установок сознания, которые блокируют способности развития человека на основных четырех уровнях его организации: 1 - Волевой (Духовно идейный уровень целеполагания);
2 -интеллектуальный (социально психологический);
3 эмоциональный (психо физиологический);
4 - биологический (психосоматический, иммуно-генетический ...).
2 . Статья – основа доклада на Всероссийской конференции по разделу «Внедрение достижений психотерапии в клиническую, психологическую и социальную практику» - «программа методического мастер класса на тему «Психотерапевтические аспекты рационализации – иррационализации состояния сознания» на саммите психологов и психотерапевтов в 2015г. ...
Данная статья является практическим приложением "практических результатов использования" описанной выше методики к теоретической статье, опубликованной в Журнале Практического Психолога - читать и скачать здесь:
1. Натаров В.И. Акмеотерапия: мгновенная психотерапия (психология здоровья), психология субъекта веры (взрослости), социология успеха (психология профессионализма) // Журнал Практического Психолога. - 1999. - №9. - С. 134-141.
2. Натаров В.И. Адаптивность и ее развитие у студентов в процессе совмещенной учебно-производственной деятельности. Автореферат соиск. учен. степ. канд. психол. наук. Л., 1988.
3. Натаров В.И. Развитие акмеологический адаптивности в социокоррекционной, психотерапевтической и консультативной работе. Журнал практического психолога №10-11, 2000 год. С 72 – 88.
4. Натаров В.И. Развитие индивидуальности топ-менеджеров как профессиональной зрелости и адаптивности на основе тренинговых форм обучения, Психология индивидуальности. Матер. II Всероссийской конф., М.: ИД ГУ ВШЭ, 2008, с. 377-379.