Решившись обратиться за психологической помощью, нередко бывает сложно сориентироваться в широком разнообразии подходов. Немудрено, ведь на сегодняшний день известно более 450 направлений психотерапии, и с каждым годом их становится всё больше и больше. В этой и ещё нескольких статьях я расскажу о наиболее эффективных из них, по моему скромному мнению.
Сегодня речь пойдёт об арт-терапии – одном из самых ресурсных методов, глубоко уходящем корнями в историю. Уже в Древней Греции, Китае и Индии живопись, поэзия, театр, музыка, танец и другие виды искусства широко применялись для врачевания душевных и телесных недугов. Позже исцеляющая сила творчества нашла отражение во многих философских и психологических теориях: психоанализе З. Фрейда, аналитической психологии К.Г. Юнга, психодраме Я. Морено и т. д., однако сам термин появился недавно – в 30-е гг. прошлого столетия. Предложил его английский художник Адриан Хилл.
Идея превратить живопись в лекарство родилась случайно: оказавшись в санатории с туберкулёзом, Адриан полностью посвятил себя рисованию вскоре стремительно пошёл на поправку, после чего в 1938 г. организовал групповые занятия живописью в той же лечебнице, где лежал сам. Состояние многих пациентов также улучшилось, и вдохновлённый успехом Хилл опубликовал в 1945 г. книгу «Искусство против болезни», а в 1964 г. им была создана Британская ассоциация арт-терапевтов и сделаны первые шаги по внедрению нового метода в государственное здравоохранение, а затем и в образование, в частности, в специализированных школах.
К 1984 г. Адриан, совместно с единомышленниками Эдвардом Адамсоном и Джоном Тимлином, основали множество открытых арт-студий, где сотни людей могли писать картины или заниматься лепкой, не боясь негативных оценок. В результате был опубликован первый в мире учебник по арт-терапии «Искусство как исцеление» и собрана коллекция работ душевнобольных, позволившая врачам лучше понять природу подобных заболеваний.
В это же время свободное изобразительное творчество стало применяться и в США. Так, психоаналитик Маргарет Наумбург использовала его в клинической практике для исследования бессознательного своих пациентов, а художница Эдит Крамер – для работы с социально неблагополучными и психически травмированными детьми, результаты которой были описаны ею в пособии для родителей и педагогов «Арт-терапия с детьми» (1958 г.). В России опыт использования искусства в работе с детьми представлен в работах Е.И. Бурно (1989), Г.В. Бурковского, Р.Б.Хайкина (1982), О.А. Карабановой (1997) и др.
На сегодняшний день арт-терапия представляет собой комплексный психотерапевтический метод, объединяющий множество разнообразных техник, цель которых состоит в самовыражении и самопознании клиента, гармонизации его/её психоэмоционального состояния и развитии его/её способности к конструктивным действиям с учётом окружающей реальности.
Достигается эта цель посредство решения следующих задач:
1. Получение информации о психоэмоциональном состоянии клиента путём интерпретации содержания и стиля его/её художественных произведений;
2. Налаживание терапевтических отношений, основанных на взаимной эмпатии и принятии, через совместное участие в художественной деятельности;
3. Концентрация внимания клиента на ощущениях и чувствах;
4. Обеспечение относительно безболезненного доступа к бессознательному материалу, создание безопасных условий, снижение сопротивления изменениям;
5. Выражение ёмкими зрительными образами внутренних конфликтов, которым сложно подобрать подходящие словесные формулировки;
6. Предоставление социально приемлемого выхода агрессивности и другим условно негативным чувствам, прояснение подавленных переживаний;
7. Развитие самоконтроля через упорядочивание цвета и форм в картине или лепке (слов в тексте, движений в танце и т. д.);
8. Моделирование нового опыта: проигрывание ситуаций в образной форме прежде, чем они найдут воплощение в реальной жизни и будут осмыслены;
9. Пробуждение творческих способностей клиента, повышение самооценки;
Различают три формы арт-терапии:
1. пассивная (использование уже готовых произведений (рассматривание картин, чтение книг, прослушивание музыки и т. д.);
2. активная (создание собственных картин, скульптур, сказок, музыкальных произведений, спонтанных танцев, театральных импровизаций и т. д.);
3. смешанная (использование готовых произведений для создания новых);
В зависимости от используемых/создаваемых произведений, выделяют:
библиотерапию – чтение книг, притч, легенд и т. д.;
драматерапию (имаготерапию) – театральная импровизация;
игротерапию – сценки с игрушками, трансформационные игры, работа с метафорическими ассоциативными картами и т. д.
изотерапию – рисование, лепка, декоративно-прикладное искусство);
куклотерапию – игра в кукольном театре;
маскотерапию – создание маски, отражающей актуальное или желаемое психоэмоциональное состояние, и работа с маской как с его проекцией;
музыкотерапию – пение, прослушивание и/или сочинение музыки;
песочная терапию – игра в специально оборудованной песочнице;
сказкотерапию – написание и чтение сказок;
танцевально-двигательная терапию – спонтанный танец;
фототерапию – создание и/или рассматривание фотографий;
…и многие другие техники…
Данный метод хорошо сочетается с большинством психотерапевтических подходов и может быть применен на разных стадиях работы. Особенно полезен он для сложных клиентов, не способных к вербальному общению:
Пациенты с психическими заболеваниями (олигофрения, аутизм и др.);
Лица с речевыми нарушениями, и/или алекситимией (неспособностью выражать свои чувства и состояния словами);
Консультирование пожилых людей с нарушениями речи и/или памяти;
Работа с детьми и подростками;
Значительную пользу творческая деятельность может принести и клиентам с хорошо развитой способностью к вербальному общению, т. к. язык образов является «естественным языком» бессознательного и поэтому может стать гораздо более выразительным и точным, чем слова.
Спектр запросов, для которых применима арт-терапия весьма широк:
Внутри- и межличностные конфликты, переживание отвержения;
Кризисные состояния, депрессия, утрата смысла жизни;
Невротические и психосоматические расстройства;
Психологические травмы, ПТСР;
Сложности и неудовлетворенность в семейных отношениях;
Тревога, страхи, фобии, заниженная самооценка;
Трудности эмоционального развития, импульсивность, стресс и т. д;
В то же время, данный метод имеет и противопоказания:
Тяжёлые депрессивные и маниакальные состояния, нарушения сознания;
Отсутствие чёткого запроса, а также достаточного времени для обработки результатов и обсуждения полученного опыта;
Профессиональная деятельность, связанная с творчеством (в то же время, подобный барьер можно преодолеть, подбирая арт-терапевтические задания, существенно отличающиеся от тех, которыми обычно занимается клиент);
Возраст до шести лет (изобразительная деятельность в этом возрасте воспринимается как игра и не становится эффективной формой коррекции);
Заинтересовались? Тогда рекомендую начать с чтения книги Джулии Кэмерон «Путь художника». Это великолепное практическое руководство по пробуждению себя к жизни с помощью приятных и интересных творческих заданий на каждый день. Эффект не заставит себя долго ждать – проверено на личном опыте! А если что-то не получится, обращайтесь. Буду рада помочь.