Арт-терапия. Творить свою жизнь

Автор статьи: Алёна Тихомирова

Решившись обратиться за психологической помощью, нередко бывает сложно сориентироваться в широком разнообразии подходов. Немудрено, ведь на сегодняшний день известно более 450 направлений психотерапии, и с каждым годом их становится всё больше и больше. В этой и ещё нескольких статьях я расскажу о наиболее эффективных из них, по моему скромному мнению.


Сегодня речь пойдёт об арт-терапии – одном из самых ресурсных методов, глубоко уходящем корнями в историю. Уже в Древней Греции, Китае и Индии живопись, поэзия, театр, музыка, танец и другие виды искусства широко применялись для врачевания душевных и телесных недугов. Позже исцеляющая сила творчества нашла отражение во многих философских и психологических теориях: психоанализе З. Фрейда, аналитической психологии К.Г. Юнга, психодраме Я. Морено и т. д., однако сам термин появился недавно – в 30-е гг. прошлого столетия. Предложил его английский художник Адриан Хилл.
Идея превратить живопись в лекарство родилась случайно: оказавшись в санатории с туберкулёзом, Адриан полностью посвятил себя рисованию вскоре стремительно пошёл на поправку, после чего в 1938 г. организовал групповые занятия живописью в той же лечебнице, где лежал сам. Состояние многих пациентов также улучшилось, и вдохновлённый успехом Хилл опубликовал в 1945 г. книгу «Искусство против болезни», а в 1964 г. им была создана Британская ассоциация арт-терапевтов и сделаны первые шаги по внедрению нового метода в государственное здравоохранение, а затем и в образование, в частности, в специализированных школах.
К 1984 г. Адриан, совместно с единомышленниками Эдвардом Адамсоном и Джоном Тимлином, основали множество открытых арт-студий, где сотни людей могли писать картины или заниматься лепкой, не боясь негативных оценок. В результате был опубликован первый в мире учебник по арт-терапии «Искусство как исцеление» и собрана коллекция работ душевнобольных, позволившая врачам лучше понять природу подобных заболеваний.
В это же время свободное изобразительное творчество стало применяться и в США. Так, психоаналитик Маргарет Наумбург использовала его в клинической практике для исследования бессознательного своих пациентов, а художница Эдит Крамер – для работы с социально неблагополучными и психически травмированными детьми, результаты которой были описаны ею в пособии для родителей и педагогов «Арт-терапия с детьми» (1958 г.). В России опыт использования искусства в работе с детьми представлен в работах Е.И. Бурно (1989), Г.В. Бурковского, Р.Б.Хайкина (1982), О.А. Карабановой (1997) и др.


На сегодняшний день арт-терапия представляет собой комплексный психотерапевтический метод, объединяющий множество разнообразных техник, цель которых состоит в самовыражении и самопознании клиента, гармонизации его/её психоэмоционального состояния и развитии его/её способности к конструктивным действиям с учётом окружающей реальности.


Достигается эта цель посредство решения следующих задач:
1. Получение информации о психоэмоциональном состоянии клиента путём интерпретации содержания и стиля его/её художественных произведений;
2. Налаживание терапевтических отношений, основанных на взаимной эмпатии и принятии, через совместное участие в художественной деятельности;
3. Концентрация внимания клиента на ощущениях и чувствах;
4. Обеспечение относительно безболезненного доступа к бессознательному материалу, создание безопасных условий, снижение сопротивления изменениям;
5. Выражение ёмкими зрительными образами внутренних конфликтов, которым сложно подобрать подходящие словесные формулировки;
6. Предоставление социально приемлемого выхода агрессивности и другим условно негативным чувствам, прояснение подавленных переживаний;
7. Развитие самоконтроля через упорядочивание цвета и форм в картине или лепке (слов в тексте, движений в танце и т. д.);
8. Моделирование нового опыта: проигрывание ситуаций в образной форме прежде, чем они найдут воплощение в реальной жизни и будут осмыслены;
9. Пробуждение творческих способностей клиента, повышение самооценки;


Различают три формы арт-терапии:
1. пассивная (использование уже готовых произведений (рассматривание картин, чтение книг, прослушивание музыки и т. д.);
2. активная (создание собственных картин, скульптур, сказок, музыкальных произведений, спонтанных танцев, театральных импровизаций и т. д.);
3. смешанная (использование готовых произведений для создания новых);


В зависимости от используемых/создаваемых произведений, выделяют:
 библиотерапию – чтение книг, притч, легенд и т. д.;
 драматерапию (имаготерапию) – театральная импровизация;
 игротерапию – сценки с игрушками, трансформационные игры, работа с метафорическими ассоциативными картами и т. д.
 изотерапию – рисование, лепка, декоративно-прикладное искусство);
 куклотерапию – игра в кукольном театре;
 маскотерапию – создание маски, отражающей актуальное или желаемое психоэмоциональное состояние, и работа с маской как с его проекцией;
 музыкотерапию – пение, прослушивание и/или сочинение музыки;
 песочная терапию – игра в специально оборудованной песочнице;
 сказкотерапию – написание и чтение сказок;
 танцевально-двигательная терапию – спонтанный танец;
 фототерапию – создание и/или рассматривание фотографий;
 …и многие другие техники…


Данный метод хорошо сочетается с большинством психотерапевтических подходов и может быть применен на разных стадиях работы. Особенно полезен он для сложных клиентов, не способных к вербальному общению:
 Пациенты с психическими заболеваниями (олигофрения, аутизм и др.);
 Лица с речевыми нарушениями, и/или алекситимией (неспособностью выражать свои чувства и состояния словами);
 Консультирование пожилых людей с нарушениями речи и/или памяти;
 Работа с детьми и подростками;


Значительную пользу творческая деятельность может принести и клиентам с хорошо развитой способностью к вербальному общению, т. к. язык образов является «естественным языком» бессознательного и поэтому может стать гораздо более выразительным и точным, чем слова.


Спектр запросов, для которых применима арт-терапия весьма широк:
 Внутри- и межличностные конфликты, переживание отвержения;
 Кризисные состояния, депрессия, утрата смысла жизни;
 Невротические и психосоматические расстройства;
 Психологические травмы, ПТСР;
 Сложности и неудовлетворенность в семейных отношениях;
 Тревога, страхи, фобии, заниженная самооценка;
 Трудности эмоционального развития, импульсивность, стресс и т. д;


В то же время, данный метод имеет и противопоказания:
 Тяжёлые депрессивные и маниакальные состояния, нарушения сознания;
 Отсутствие чёткого запроса, а также достаточного времени для обработки результатов и обсуждения полученного опыта;
 Профессиональная деятельность, связанная с творчеством (в то же время, подобный барьер можно преодолеть, подбирая арт-терапевтические задания, существенно отличающиеся от тех, которыми обычно занимается клиент);
 Возраст до шести лет (изобразительная деятельность в этом возрасте воспринимается как игра и не становится эффективной формой коррекции);


Заинтересовались? Тогда рекомендую начать с чтения книги Джулии Кэмерон «Путь художника». Это великолепное практическое руководство по пробуждению себя к жизни с помощью приятных и интересных творческих заданий на каждый день. Эффект не заставит себя долго ждать – проверено на личном опыте! А если что-то не получится, обращайтесь. Буду рада помочь.



Просмотров: 467
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Ресурсы и дары традиции: совместное чтение литературных произведений как психологическая практика.
  • Арт-терапия как метод работы с детьми
  • Авторские упражнения на релаксацию и создание нового, ресурсного состояния.
  • Способы восприятия произведений искусства. From ordinary to deep.
  • Расстановки музыкальных произведений.
  • Нос как персонаж произведений художественной литературы
  • Песочная терапия. Эффективна ли психологическая работа с детьми?
  • Песочная терапия в работе с детьми и подростками
  • Рисуем с детьми! Арт-терапия. Совместное рисование родителей и детей, как способ восстановления доверия
  • Танцевально-двигательная терапия, о чём это для клиента?
  • Песочная терапия в работе с детьми и подростками. Стадия хаоса.
  • Песочная терапия в работе с детьми и подростками. Стадия борьбы.
  • Танцевально-двигательная терапия для мам с детьми.
  • Танцевально-двигательная терапия с семьями и детьми
  • Кибертерапия (е-терапия, интернет-консультирование) как перспективный метод консультационной работы в деятельности практического психолога и специалиста социальной работы
  • Арт-терапия в работе с детьми с расстройствами развития речи и трудностями в обучении
  • Имидж-терапия: «искусство кройки и шитья» . Часть 2. Терапия (работа с ресурсами).
  • Песочная терапия как средство развития творческих способностей у детей с ОВЗ
  • Терапия с детьми: работа с гневом
  • Метод символдрамы в работе с детьми и подростками, оставшимися без попечения родителей
  • Сказкотерапия как метод психологической работы с детьми и взрослыми
  • Метод «Канистерапия» - практический опыт работы с детьми с ОВЗ .
  • Песочная терапия в работе с детьми.
  • Игра в любом возрасте - терапия и школа жизни.
  • Мастерство общения с детьми. Практические задания на каждый день.
  • Что такое песочная терапия и как она применяется в работе с детьми.
  • Песочная терапия – уникальный метод работы
  • Методы арт-терапии в коррекции эмоционального состояния военнослужащих срочной службы
  • Расставание. Изменение состояния с помощью арт-терапии
  • Кого Юпитер взял с собой на небо? Ч.3. Арт-терапия через искусство



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь