Ресурсы и дары традиции: совместное чтение литературных произведений как психологическая практика.

Испокон веков рассказывание и слушание историй присутствовало в жизни человеческих сообществ. Это могло выглядеть как встречи членов племени у общего костра, где люди делились как событиями, происшедшими с ними в странствиях и на охоте, так и дарованными ночью сновидениями. Это были сказки в полумраке перед сном, и песни бардов и скальдов, исполняемые на праздничных пирах и тризнах.

В наше время, по мере развития электронных носителей информации, традиции разделённого со спутниками восприятия текстов почти полностью отошли в прошлое. В социальных сетях многие из нас встречали дискуссии, в которых звучала тема естественности исчезновения бумажных книг (и даже ненужности их). И дело не только в смене способов контакта с текстом. Этот контакт с литературными произведениями приобретает все более аутистические, так сказать, оттенки, когда читатель подчас заглатывает текст, ухватив поверхностные слои сюжета, но значительная часть воспринятого при этом загружается напрямую в бессознательное, не имея возможности быть осмысленной, пережитой и интегрированной, уходя в теневые области.

Впрочем, большинство из нас ни с чем иным и не сталкивались. Традиция совместного, разделённого чтения, если можно так выразиться, почти утрачена. И, хотя привычка читать книги детям как будто бы сохраняется, мы замечаем, что нередко это носит характер обязательного мероприятия, на котором текст как будто бы закладывается в ребёнка, как файл с флэшки в компьютер… Но нет последующего обсуждения прочитанного – совместно с ребёнком… где взрослые как будто бы не настроены узнать, что услышал малыш, какие образы, чувства и фантазии родились у него, и что происходит далее в его воображении.

С учетом того, что сейчас в открытом доступе присутствует самая разная литература, пробуждающая самые разные чувства, переживания, а подчас и страсти, возможность читать и странствовать в пространстве текста не в одиночку, а в компании спутников-единомышленников оказывается весьма ценной. Именно такое пространство создают сообщества, построенные по типу своего рода литературно-психологических клубов, где чтение является совместным, разделяемым с группой товарищей, процессом.

Один из предлагаемых в таких сообществах формат - чтение «свежего» для восприятия, возможно, незнакомого, текста, создает ситуацию непосредственного и целостного контакта с литературным произведением «здесь и сейчас» - что таит в себе возможность эмоционального соединения, одновременной работы сознания и интеллекта, и бессознательных структур личности. По мере слушания, восприятия как смысловой, так и образной составляющей текста, активизируются глубинные ресурсы памяти, те области подсознания, где хранятся наши «заархивированные файлы» в виде ранних детских переживаний (как питающих, так и травматичных), вытесненных ассоциаций, возможно - подавляемых аффектов и запрещаемых ранее чувств.

Формат группового обсуждения литературного произведения в кругу людей, объединённых общими интересами, создает то, что в психологии обозначают как прочный и гибкий «контейнер» - безопасную творческую среду для совместной работы. И здесь немалую роль играет именно наличие круга единомышленников, круга сопричастных, разделивших твои переживания и ощущения.

Это как если бы мы сравнили погружение в текст с прогулкой по лесу. Бывает, что в солнечный сухой день, да по знакомому редкому лесочку, откуда хорошо видно дорогу, гулять легко и безопасно. Но вот если ты забрёл в незнакомый лес, один, небо хмурится, и тропка едва видна… Поневоле подумаешь о том, как пригодился бы спутник, присутствие которого дало бы ощутимую поддержку. Так и странствие по метафорическим дорожкам литературного произведения может в какие-то моменты потребовать поддерживающего присутствия спутника, с которым мы проживаем некий общий опыт.

Что же происходит с человеческой психикой во время чтения, если попытаться воспользоваться психологическими понятиями? Любое произведение рождается в процессе взаимодействия бессознательных содержаний автора и создаваемого им сюжета; последний наполнен образами, метафорами и ассоциациями, соответствующими описываемым эпохе, событиям и характерам героев. Этакий гремучий сплав мыслей, чувств и действия... взаимодействующий напрямую, через магию текста, с бессознательным читателя… также живущего в собственном символическом пространстве, обусловленном как особенностями эпохи, так и всей историей своей жизни.

Нередко, отложив прочитанный роман, повесть, рассказ, мы оказываемся на какое-то время захвачены родившимися в процессе чтения чувствами, внезапно пробудившимися воспоминаниями… Иногда это «послевкусие» сохраняется от нескольких часов до нескольких дней, будоража и дестабилизируя. При работе с текстами в группе, каждый из нас, благодаря наличию символических попутчиков, имеет возможность непосредственно в процессе чтения и по его окончании разделить свои переживания, поделиться фантазиями и ощущениями.

По сути, формат литературной психологической группы дарит нам то же, что и психотерапевтический процесс. Это присутствие неравнодушных свидетелей, со-чувствующих, со-переживавших в процессе контакта с историями почти то же, что чувствовали и пережили мы, но, возможно, получивших также нечто иное, что может как обогатить наше восприятие, так и внести некую завершённость, возможно, умиротворение.

Опыт участия в подобных встречах в нашем собственном психологическом сообществе (Пермская Ассоциация аналитической психологии) позволяет расценивать их как один из вариантов глубинной работы с ресурсами человеческой души, путем использования потенциала литературного наследия авторов, обогащающих нас образами и переживаниями различных эпох и народов, простраивая и укрепляя питающую связь с корнями, основами человечества. Переживания и инсайты, происходящие в литературно-психологическом пространстве, запускают наши собственные процессы понимания, интеграции, возможно - исцеления.

 Ресурсы и дары традиции совместное чтение литературных произведений как психологическая практика



Просмотров: 517
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Только через тело возможно добраться до души, напрямую никак.
  • 55 ЛЕТ ТРЕЗВОСТИ - Возможно ли это? Да, возможно! А как - прочтите ниже; в группе Начало такое бывает
  • Удовольствие от общения с другим возможно, только если сам к себе хорошо относишься.
  • Будто живу не в то время и будто не своей жизнью
  • Еще один вариант текста трансового сценария
  • Время человеческой жизни в психологическом консультировании
  • Живи каждый день так, будто это последний день в твоей жизни
  • Как формируются наши убеждения и что возможно с ними сделать
  • Переживания чувства одиночества в структуре адаптационного потенциала личности
  • Наши чувства в процессе — важнее результата
  • Мягкие роды (или роды почти без боли). Возможно ли это?
  • Эссе по работе У. Р. Биона «Научение через опыт переживания»
  • Если случился развод, или возможно ли женское счастье?
  • Возможно, пришло время начать переоценку Ценностей.
  • Психотерапия не для всех.Мой личный опыт психотерапии эмоционального переживания.Часть 1
  • Здесь и сейчас: что мы получим, если будем жить чувствами?
  • Если мужчина вдруг стал терять интерес, если с ним будто теряешь себя
  • Возможно ли изменить сексуальную ориентацию, если сам человек этого хочет?
  • Как будто пустота внутри. Если нарушена связь с самим собой
  • Возможно ли неуспевающей маме найти время на себя и начать работать?
  • Время затишья, когда нас будто никто не любит- тот самый период для воспитания любви к себе
  • В какие моменты жизни человек задумывается о своем предназначении? (Даже если не собирался этого делать…)
  • Есть ли Юрий Деточкин в наше время? Да, и не один.
  • Таро как инструмент для работы с образами в психологическом консультировании
  • Об аналитической терапии: что происходит во время процесса слушания
  • Роль психолога в системе реабилитации химически зависимых и проблемы, возникающие в процессе его работы
  • Как в процессе работы с психологом мы учимся любви к себе?
  • Восприятие текста в сети
  • Сложности в процессе выбора. Какие они и откуда?
  • Психотерапевтический рисунок. Как может помочь в процессе психотерапии.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь