Ресурсы и дары традиции: совместное чтение литературных произведений как психологическая практика.

Испокон веков рассказывание и слушание историй присутствовало в жизни человеческих сообществ. Это могло выглядеть как встречи членов племени у общего костра, где люди делились как событиями, происшедшими с ними в странствиях и на охоте, так и дарованными ночью сновидениями. Это были сказки в полумраке перед сном, и песни бардов и скальдов, исполняемые на праздничных пирах и тризнах.

В наше время, по мере развития электронных носителей информации, традиции разделённого со спутниками восприятия текстов почти полностью отошли в прошлое. В социальных сетях многие из нас встречали дискуссии, в которых звучала тема естественности исчезновения бумажных книг (и даже ненужности их). И дело не только в смене способов контакта с текстом. Этот контакт с литературными произведениями приобретает все более аутистические, так сказать, оттенки, когда читатель подчас заглатывает текст, ухватив поверхностные слои сюжета, но значительная часть воспринятого при этом загружается напрямую в бессознательное, не имея возможности быть осмысленной, пережитой и интегрированной, уходя в теневые области.

Впрочем, большинство из нас ни с чем иным и не сталкивались. Традиция совместного, разделённого чтения, если можно так выразиться, почти утрачена. И, хотя привычка читать книги детям как будто бы сохраняется, мы замечаем, что нередко это носит характер обязательного мероприятия, на котором текст как будто бы закладывается в ребёнка, как файл с флэшки в компьютер… Но нет последующего обсуждения прочитанного – совместно с ребёнком… где взрослые как будто бы не настроены узнать, что услышал малыш, какие образы, чувства и фантазии родились у него, и что происходит далее в его воображении.

С учетом того, что сейчас в открытом доступе присутствует самая разная литература, пробуждающая самые разные чувства, переживания, а подчас и страсти, возможность читать и странствовать в пространстве текста не в одиночку, а в компании спутников-единомышленников оказывается весьма ценной. Именно такое пространство создают сообщества, построенные по типу своего рода литературно-психологических клубов, где чтение является совместным, разделяемым с группой товарищей, процессом.

Один из предлагаемых в таких сообществах формат - чтение «свежего» для восприятия, возможно, незнакомого, текста, создает ситуацию непосредственного и целостного контакта с литературным произведением «здесь и сейчас» - что таит в себе возможность эмоционального соединения, одновременной работы сознания и интеллекта, и бессознательных структур личности. По мере слушания, восприятия как смысловой, так и образной составляющей текста, активизируются глубинные ресурсы памяти, те области подсознания, где хранятся наши «заархивированные файлы» в виде ранних детских переживаний (как питающих, так и травматичных), вытесненных ассоциаций, возможно - подавляемых аффектов и запрещаемых ранее чувств.

Формат группового обсуждения литературного произведения в кругу людей, объединённых общими интересами, создает то, что в психологии обозначают как прочный и гибкий «контейнер» - безопасную творческую среду для совместной работы. И здесь немалую роль играет именно наличие круга единомышленников, круга сопричастных, разделивших твои переживания и ощущения.

Это как если бы мы сравнили погружение в текст с прогулкой по лесу. Бывает, что в солнечный сухой день, да по знакомому редкому лесочку, откуда хорошо видно дорогу, гулять легко и безопасно. Но вот если ты забрёл в незнакомый лес, один, небо хмурится, и тропка едва видна… Поневоле подумаешь о том, как пригодился бы спутник, присутствие которого дало бы ощутимую поддержку. Так и странствие по метафорическим дорожкам литературного произведения может в какие-то моменты потребовать поддерживающего присутствия спутника, с которым мы проживаем некий общий опыт.

Что же происходит с человеческой психикой во время чтения, если попытаться воспользоваться психологическими понятиями? Любое произведение рождается в процессе взаимодействия бессознательных содержаний автора и создаваемого им сюжета; последний наполнен образами, метафорами и ассоциациями, соответствующими описываемым эпохе, событиям и характерам героев. Этакий гремучий сплав мыслей, чувств и действия... взаимодействующий напрямую, через магию текста, с бессознательным читателя… также живущего в собственном символическом пространстве, обусловленном как особенностями эпохи, так и всей историей своей жизни.

Нередко, отложив прочитанный роман, повесть, рассказ, мы оказываемся на какое-то время захвачены родившимися в процессе чтения чувствами, внезапно пробудившимися воспоминаниями… Иногда это «послевкусие» сохраняется от нескольких часов до нескольких дней, будоража и дестабилизируя. При работе с текстами в группе, каждый из нас, благодаря наличию символических попутчиков, имеет возможность непосредственно в процессе чтения и по его окончании разделить свои переживания, поделиться фантазиями и ощущениями.

По сути, формат литературной психологической группы дарит нам то же, что и психотерапевтический процесс. Это присутствие неравнодушных свидетелей, со-чувствующих, со-переживавших в процессе контакта с историями почти то же, что чувствовали и пережили мы, но, возможно, получивших также нечто иное, что может как обогатить наше восприятие, так и внести некую завершённость, возможно, умиротворение.

Опыт участия в подобных встречах в нашем собственном психологическом сообществе (Пермская Ассоциация аналитической психологии) позволяет расценивать их как один из вариантов глубинной работы с ресурсами человеческой души, путем использования потенциала литературного наследия авторов, обогащающих нас образами и переживаниями различных эпох и народов, простраивая и укрепляя питающую связь с корнями, основами человечества. Переживания и инсайты, происходящие в литературно-психологическом пространстве, запускают наши собственные процессы понимания, интеграции, возможно - исцеления.

 Ресурсы и дары традиции совместное чтение литературных произведений как психологическая практика



Просмотров: 463
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Если Ваш мужчина расстался с бывшей, но на самом деле не расстался... Как узнать, что это так?
  • Если вы не довольны тем, как у ребёнка что-то получается не так хорошо, как вам бы хотелось.
  • Любовные проблемы. Так хочется замуж, но я не уверена, что это возможно
  • 5 признаков того, что вы разбогатеете (даже если это пока не так)
  • Как понять, что именно в моей жизни не так?
  • Что делать, если все идет не так, как хочется?
  • Что мешает вам выглядеть так, как вы хотите, прямо сейчас?
  • 55 ЛЕТ ТРЕЗВОСТИ - Возможно ли это? Да, возможно! А как - прочтите ниже; в группе Начало такое бывает
  • Живи каждый день так, будто это последний день в твоей жизни
  • Как формируются наши убеждения и что возможно с ними сделать
  • Как сделать так чтобы у нас все было и нам ничего за это не было.
  • Как так мечтать, чтобы мечты сбылись. Часть 2. "Что сейчас?”
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • Мысли материальны! Я всегда знала, что именно так все и будет. Мне это снилось!
  • Что я сделал не так, из- за чего это произошло именно со мной?
  • Можно ли договориться с мужчиной, если он ведет себя «не так», и что делать, чтобы вел «так»?
  • Почему некоторым женщинам так трудно что-то просить у своего мужчины и почему так важно уметь это делать
  • Как перестать думать что со мной что то не так?
  • Потеря контакта с подростком. Почему так происходит и что делать? (часть 1)
  • Потеря контакта с подростком. Почему так происходит и что делать? (часть 2)
  • Где все, что было, где радость секса… и как все это пережить!?
  • Проработка проблемы, что это такое и как сразу понять, что это не она?
  • К иллюзии о том, что сознание принадлежит нам. Так ли это?
  • Не нужно притворяться, что у вас в порядке и вас все устраивает, если это далеко не так
  • Кто такие взрослые люди, почему среди нас их так мало и что значит психологическая зрелость
  • Вселенная устроена так, что отражает нам именно то, что мы видим!
  • Консультации для пар — как это работает и так ли это страшно?
  • Возможно, всё не так, как ты думаешь
  • Что, Как, Когда читать… или осознанное чтение.
  • Как любить так, как будто тебе не делали больно



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь