Сложности в процессе выбора. Какие они и откуда?

Автор статьи: Текинджеер Эльвира

 

Личность, как точно выразился Н. И. Кабушкин, как капля в море, отражается в собственном решении.

 

Сложности в процессе выбора. Какие они и откуда?

В наши дни, умение делать быстро правильный выбор имеет особое и важное значение. Способность выделять главное в своём деле, порой является куда важнее для наших побед, чем опыт и квалификации, а искусство четко расставлять приоритеты даёт нам возможность не только быстро справляться с важными задачами, но и достигать больших успехов.

Однако, не все умеют решительно делать свой выбор.

По опыту работы я часто наблюдаю, как клиенты испытывают огромные трудности при принятии какого-либо решения и на вопрос с чем ассоциируется у них слово "выбор", почти в каждом случае отвечают: страх, сомнения, риск, потеря, ответственность. Процесс выбора некоторых в прямом смысле слова ставит в тупик, и, несмотря на огромное количество техник принятия решений, которые я считаю почти бесполезными, без устранения основных причин нерешительности, вопрос так и остается открытым.

У каждого человека несомненно существуют собственные причины порождающие нерешительность, но есть и такие, с которыми сталкивался практически каждый из нас. В данной статье я попытаюсь раскрыть некоторые основные причины, порождающие сложности в процессе выбора.

При исследовании вопроса трудностей в принятии решений, становится ясным, что проблема не в самом процессе выбора, как такового, а в страхах: страх ответственности за уже сделанный выбор, страх ошибок, изменений, страх, что в случае неудачи возможно оказаться в худшем положении, чем до выбора. Действительность такова, что мы ничего не теряем, что бы ни произошло, а только приобретаем, независимо от того, какой выбор сделали, как минимум получаем урок и овладеваем опытом на перспективу. Но это, конечно, только при здоровом отношении к обстоятельствам и если жизнь проживается не в позиции жертвы. Исход выбора в любом его варианте хорош, потому что нет правильного выбора, есть только тот, который сделал ты! И когда мы начинаем рассматривать окружающие события таким образом, любые принятые решения и действия будут приводить к удачным результатам.

Когда же урок воспринимается не как полезный опыт, то мы бессознательно будем пытаться избежать ситуации выбора, ассоциируя процесс выбора с риском и потерями. Причины такого избегания формируются в детстве, благодаря посеянным в нас ошибочным убеждениям в виде отсутствия права на ошибку. Ошибка рассматривается только в негативном контексте, от этого рождается много тревоги и страхов, связанных с выбором и ответственностью. А ведь мы научились ходить, только потому, что когда-то вставали после каждого падения.

Так же, к сожалению, процесс выбора часто происходит под влиянием окружающих: близких, знакомых, коллег, руководства. Именно поэтому процесс принятия решения и его реализация осуществляется с таким трудом.

Как это происходит?

Например:

Когда родитель полностью лишает ребенка какого-либо выбора, а при его сопротивлении приводит такие аргументы, как: "Мама видела жизнь, мама лучше знает", «Смотри, не ошибись в выборе», «Семь раз отмерь - один раз отрежь», то этим, взрослый сообщает ребенку, что все у него должно получаться идеально. А если не получится и рузультат выбора окажется неудачным, то вместо поддержки ребенок получает укор: "я же говорила", или "а я тебя предупреждала".

В дальнейшем негативный опыт закрепляется и в будущем такой человек всеми силами будет стараться избегать ошибок и ситуации выбора, проецируя негативный опыт на новые ситуации.

Следующая причина, как я уже пометила выше – это страхи и ошибочные убеждения. Страх связанный с риском и переменами в нашей жизни, страх ответственности и убеждение, что сегодняшнее благополучие важнее туманных перспектив, которое мешает нам рисковать.  

Данное убеждение хорошо выражено в народной пословице, которая гласит: "Лучше синица в руке, чем журавль в небе". Журавль символизирует преуспевание, высокое официальное положение, долгожительство, счастье, мудрость, плодовитость, честь, символ устремлений и свободолюбия. А что же символизирует синичка? Хочу заметить, что птица синичка очень маленьких размеров, она символизирует таким образом ее незаметность и будничность, подчеркивая важность сегодняшнего благополучия, пусть оно и маленькое. С таким убеждением в ситуации выбора мы руководствуемся по принципу: главное удержать то, чем владеем сейчас. Мы боимся даже думать, что можем заполучить «журавля».

Мы боимся принимать рискованные решения, которые, как нам кажется, могут привести нас к поражению и разорению. Особенно этот страх усиливается, когда пытаешься просчитать будущее и контролировать внешние обстоятельства, что совершенно нереально, так как они от нас не зависят. Мы прокручиваем в голове ситуации «А что со мной будет, если я поступлю вот так... а что со мной будет, если поступлю вот эдак...», от такого поведения страх и тревога только возрастают. Для того, чтобы справиться с этим страхом, нужно поменять отношение к ситуациям, в которых нужно сделать выбор, заменив модель «Проигрыш – Выигрыш» на новую модель «Выигрыш такой - Выигрыш другой!», то есть оценивая ситуацию выбора как полностью беспроигрышную. Такое отношение к выбору не только избавит от страхов, а так же поможет смело двигаться дальше.

Кто же решительно и быстро делает выбор, а кто нет?

1. Решительно и быстро принимает решение уверенный в себе человек, психологически взрослый, готовый нести ответственность за свои действия, стремящийся к лидерству в группах, обладающий высоким уровнем притязаний, в некой степени склонный к риску и стремящийся к новым ощущениям, они чаще других являются победителями в своей жизни, обязательно обладают волевым характером и умением противостоять людям и обстоятельствам, способны поддерживать реализацию намеченной цели в сложных, изменяющихся условиях.

2. Личности, которые неспособны определиться с выбором характеризуются: нерешительностью, необходимостью подчинения, высокой потребностью в принятии, одобрении и поддержке со стороны окружающих, осторожностью. Очень часто подобное поведение вызвано стремлением избежать стресса, страхом риска и низкими адаптационными возможностями личности.

В житейском понимании можно рассматривать как оптимистические и пессимистические типы мышления.

Как-то давно обсуждала с одной знакомой тему о том, стоит ли давать ребенку право выбора. Она считает, что это большая нагрузка и неоправданная ответственность для ребенка, а потому его нужно оберегать от такой тяжелой психологической нагрузки. Я же считаю, что ребенку стоит давать право выбора, тем более если это касается его личной жизни.

Установка родителя, который оберегает ребенка от всевозможных нагрузок или выбора, заключается в неумении родителя видеть индивидуальность своего ребенка. Родитель делает выбор, который был бы хорошим для них самих, но не для ребенка, а так же страх неудачи ребенка, как отражение плохого родителя. Такой родитель изо всех сил пытается сделать, чтобы его ребёнок не ошибся и что бы у него все получилось, лишая его опыта выбирать и связанных с ним психологических процессов. В этом месте важно понять, что наша задача, как родителя, не обязательно сделать так, чтобы у ребенка все получилось с первого раза, а обеспечить ему поддержку в его принятых решениях и обеспечить умение поменять взгляд на проблему.

 

Даже новорожденный имеет свои предпочтения, пусть без осознания и обоснования, но они есть, а ребёнок 4-8лет вполне способен справиться с нагрузкой выбора развлекательного, либо развивающего кружка вроде: пойти ему танцевать, либо на бокс, учить японский, или французский, и должен уметь это делать. Чтобы учить его осознанности, родителю всего лишь нужно задавать наводящие вопросы, постепенно, таким образом, он научится формировать своё личное мнение. Если есть желание, чтобы ребенок развивался и взрослел полноценно, давайте ему больше свободы выбора. Конечно, право на выбор может позволить только тот родитель, у которого в жизни заполнены все ячейки: профессиональная и личностная реализация, социальная жизнь, духовная сфера и так далее, он не использует своего ребенка в качестве нарциссического ресурса, он позволяет ребенку выбирать.

Никто не выберет за вас то, что вы любите и никто не имеет на это право!

 

Если вы хотите чтобы ваш ребенок вырос смелым и успешным, позволяйте ему самому делать выбор! Успешность, решительность и уверенность его выбора будет зависеть от качества вашей поддержки в этом выборе.

Даже если он окажется неверным, ошибочным, не таким, как ожидали, родительская поддержка даёт силы и опыт бесстрашно двигаться дальше.

Для взрослого же человека, такое пространство, для развития уверенности и решительности - создает психотерапия!

Эльвира Текинджеер.

 



Просмотров: 375
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Выбор без выбора или как понять, что Вами манипулируют.
  • Как воспитывают детей в стиле "выбор без выбора"
  • Кризис, что это? Можно ли его избежать, что делать, если он уже происходит  и есть ли меры профилактики?
  • «Разве у меня есть выбор?» или проблема выбора в психологии и жизни
  • Выбор туфель как модель выбора партнера
  • "Самый великий выбор - жизнь без выбора"
  • Ребенок просит, чтобы ему говорили при все, что его больше всех любят. Как реагировать?
  • Как понять, что я хочу? О муках выбора
  • Кем быть: Что необходимо знать о себе для правильного выбора профессии?
  • Выбор без выбора, или базовые страхи отношений.
  • Все, что нужно для изменений в психотерапии, это принять факт того, что они уже произошли
  • Выбор или проблема выбора
  • Стандарты счастливой жизни: иллюзия выбора или выбор иллюзии…
  • Выбор без выбора
  • Выбор без выбора
  • Свобода выбора, и что с ней делать...
  • Что делать, если «всё не так» и чтоб «приняли таким, какой есть».
  • Что такое конфликт? Как его избежать и всегда ли это нужно делать?
  • Судьба и право выбора в кинематографе (на материале х/ф "Дом, который построил Свифт")
  • Проблема выбора в теме работы: техника для принятия решения за 1 час
  • Алкоголизм. Выбор без выбора, или прах над Невой.
  • Как принять верное решение в ситуации выбора?
  • Важность выбора образовательного учреждения для ребенка с нарушением развития.
  • Интернет-зависимость: выбор без выбора?
  • Жить без выбора - тоже выбор
  • "Что за зверь такой, "мотивация"? Как его есть?"
  • Счастье как вопрос ВЫБОРА или Как воспринимать жизнь как чудо.
  • Буриданов осел, или как принять решение в ситуации выбора (на примере клиентского случая)
  • Чтобы изменить жизнь, нужно не оставить ей выбора
  • Как понять, что ваш ребенок будет счастлив в жизни, если ему, всего, 5 лет



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь