|
Судьба и право выбора в кинематографе (на материале х/ф "Дом, который построил Свифт")Автор статьи: Архангельская Надежда Вячеславовна
Лабиринты человеческой души безграничны. Но в каждом из нас есть потенциал для духовного развития, личностного роста, пробуждения скрытых ранее способностей. Человек - творец, человек творящий... Этот феномен является не только психологическим, но и философским, антропологическим, культурологическим. На первый взгляд, может показаться, что знакомое нам с детства выражение "Человек кузнец своего счастья" отрицает Судьбу и кармические законы, базирующиеся на причинно-следственной связи. Однако приглядимся более детально. В фильме-театральной фантазии по сценарию Григория Горина мистификация заполняет все пространство картины. Персонажи фильма - лилипуты и великаны, йеху и гуигнгмы-живут в мире Свифта, сложном, многообразном. Перед нами конфликт личности Великана Глюма, блестяще сыгранного Е.Леоновым, опустившегося морально и физически, однако не утратившего веру в общечеловеческие ценности. "Мне хотелось сделать Землю счастливой. Мне казалось, я знаю, как помирить всех, в чем смысл бытия", однако это встретило непонимание, а фраза короля "Стань таким как все!", обращенная к Великану, заставила его деградировать и уменьшаться. Таким образом, Великан Глюм есть аллегория высоконравственного человека, чьи жизненные принципы, личностное кредо не вписывается в рамки широких масс. И его выбором стало отступление до определенного момента. С одной стороны, мягкий, тонкий человек не справился с давлением окружения, и как следствие, глубинный личностный конфликт, приведший к падению Великана. С другой стороны, именно духовный потенциал, волевые усилия Великана позволили возродиться ему словно птице-фениксу и стать прежним. Опыт познания реинкарнаций и кармических в фильме представлен в картине диалогом между констеблем Джеком Смитом (В.Проскурин) и Мистером Некто (Александр Сирин). Скептически настроенный Джек Смит, находясь при исполнении служебных обязанностей, заводит шутливый разговор с Мистером Некто, живущим на Земле несколько тысяч лет. – Сколько ж ты живешь, Некто? Заинтригованный Джек сосредоточенно вспоминает события в своей жизни в обратном порядке вплоть до прошлой жизни. Так, констебль вспоминает, что и в прошлой и позапрошлой жизни стоял на Рыночной площади и охранял общественный порядок. Джек Смит разочарован регрессивным опытом, так как видит, что из жизни в жизнь он был констеблем. "За что ж так со мной? Стою, стою и ничего не меняется?", - вопрошает охранник. "Я ДОЛЖЕН ЧТО-ТО ИЗМЕНИТЬ!", - вырывается крик души Джека Смита, в порыве освобождающего труппу арестованных артистов, за что и был застрелен другим констеблем. "Теперь у меня будет все по другому!", - говорит умирающий Смит. Этот посыл, ориентирующий нас на переоценку предыдущего опыта, переосмысление своей жизни, преодоление или ломку стереотипов, является сакраментальным лейтмотивом кинокартины. Таким образом, Судьба как определенная программа дается личности для ее совершенствования, а ее повторы указывают на неусвоенные жизненные уроки и ошибки в прошлом, которые необходимо осознать и переоценить. После чего личность выходит на качественно новый уровень психологического и духовного развития. Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|