Про перчатки ....или плюсы самостоятельного выбора ребенка.

Про перчатки   или плюсы самостоятельного выбора ребенка

Частный случай


В один из редких  погожих октябрьских дней я встречала свою воспитанницу Дашу из школы.Взрослые ждали детей на улице,переговариваясь между собой.В назначенный час распахнулась дверь школы и первая в дверях появилась моя Даша-первоклассница одной из столичных прогимназий.Я смотрю на выражение ее лица и про себя отмечаю,что она в хорошем настроении.Затем  замечаю,что у Даши на  шее надет шарф,которого я раньше никогда не видела.

Даша подбежала ко мне,показывая облаченные в перчатки свои ручки...И я,замерев на несколько секунд в изумлении, рассматриваю серые шерстянные перчатки,на тыльной стороне две нити жемчужных бусин сходятся друг с другом и венчает их на основании фаланги указательного пальца два страза.

-Вау!!! Даша,да у тебя новые перчатки!!! Я ни разу не видела таких красивых перчаток !

-У меня еще шарф новый !

-Я заметила это... Кто тебе такую красоту купил?

-Мы с мамой ездили в магазин детской одежды в выходные и там все это купили.

-Ты сама выбирала эти вещи для себя?

-Перчатки и пальто выбирала сама,шарф и шапку- мама,но она со мной советовалась...

Вроде бы рядовое событие,но затрагивает очень важные темы детско-родительского взаимодействия и воспитания детей.


Поведение Даши до ...


До покупки новых вещей Дарья находила любые причины и уловки для того,чтобы не надевать старый шарф,который,как выяснилось,"колется".Второй шарф не устраивал родителей, поскольку шею не достаточно защищал от ветра и холода. Перчатки Даша брала с собой,но не надевала-руки в карманах пальто,перчатки в карманах рюкзака.И приходилось приводить массу аргументов,чтобы ребенок сделал так,как надо заботливым родителям.Но ребенок сопротивляется,а родители на взводе-нервничают...


Родительские стратегии

На лицо конфликт,который надо решать.

Не мудрствуя лукаво,одни родители уступили бы ребенку и жили с чувством тревоги за здоровье ребенка,а потом прибавилось бы чувство вины в случае болезни ребенка.Другие родители увидели бы в поведении ребенка очередной каприз,которому не стоит потакать и в авторитарной манере обязали бы одеть "колючий" шарф.


К всеобщему удовольствию,есть более эффективный метод и прием,который применили в данном случае родители Даши-они предоставили дочери  самой выбрать вещи в магазине,а что выбрано самостоятельно,то охотно носится. И это подтверждается на практике: теперь Даше не надо напоминать о шарфе и перчатках- последний аксессуар она носит даже в теплую погоду, в транспорте и помещении. Она снимает перчатки тогда,когда надо снимать верхнюю одежду.

Конфликт исчерпан.

 

Этапы эффективного поведения родителей и его бонусы в будущем.


Сказать по правде,такие конфликты с детьми  возникают часто в каждой семье и разрешать их надо со всей серьезностью:

1.Узнать причины сопротивления ребенка,при этом отличая каприз от истинной причины;

2.Найти компромиссный вариант разрешения конфликта;

3.Предложить ребенку альтернативные варианты с объяснением причин и следствий каждого варианта.Для более старших детей предложить подумать самому над возможными альтернативами и обосновать свой выбор;

4.Дать ребенку сделать свой выбор и при этом  наделить его ответственностью за свой выбор.При капризе устроить тайм-аут на несколько минут или дать ограниченный выбор;

5.Отметить правильный или удачный выбор ребенка.


И тогда ребенок будет знать,что его слышат,с его мнением считаются,его выбор уважают.В свою очередь он учиться делать свой самостоятельный выбор и нести ответственность за свой выбор-эти навыки пригодятся ребенку в дальнейшей жизни,когда надо будет выбирать друзей,учебное заведение,специальность,профессию,спутника жизни  и т.п.


Когда,как и с чего начинать?


Когда можно начинать давать ребенку возможность выбора?

Чем раньше,тем лучше и можно начинать с младенческого возраста,давая на выбор сОски,посуду,игрушки и т.п., постепенно расширяя зоны распространения самостоятельного выбора ребенка и мягко задавая нужный вектор.


Понятно,что надо исходить из возрастных особенностей ребенка,поскольку ребенок в три года не может правильно по погоде подобрать себе одежду для прогулки-он выберет то,что ему нравится и хочется.Поэтому можно предложить ребенку ограниченный выбор из двух или трех приемлемых вариантов.


Детям постарше можно объяснять преимущества того или иного выбора,предполагаемый результат выбора ребенка и всегда отмечать удачный или правильный выбор ребенка.


Для упрямых детей важен собственный опыт на своих ошибках и если это не угрожает здоровью и безопасности ребенка-предоставьте ему такой опыт обучения на своих ошибках.


Детям- школьникам можно объяснять причинно-следственные связи между выбором и последствиями,разобрать все гипотетически приемлемые варианты действий и дать сделать свой выбор ребенку,а также учить его брать ответственность за свой выбор.


Родительские заблуждения и ошибки


Родители могут возразить,что это похоже на вседозволенность, попустительство и идти на поводу у ребенка негоже...


Могу сказать,что не надо путать и подменять понятия.В процессе предоставления выбора ребенку руководит процессом все-таки взрослый,не подавляя активность ребенка,развивая самостоятельность в суждениях,действиях,умении выбирать,логически мыслить т.е при таком подходе ребенок развивается как личность.


При вседозволенности и попустительстве в семье руководит процессом ребенок со всеми вытекающими негативными последствиями в настоящем и будущем.


Иногда родители путают шантаж с выбором " Или ты одеваешься так или ты не пойдешь гулять" и это не самый эффективный метод,поскольку он учит такому же поведению в дальнейшем и не помогает строить доброжелательные взаимоотношения в семье и социуме.


Некоторые родители на бессознательном уровне не хотят видеть самостоятельных и имеющих свое мнение детей.Они не понимают,что воспитывая безвольных,безынициативных, неуверенных в себе,зависимых людей,они пытаются привязать к себе детей и не отпускать их в самостоятельную жизнь.Также в этом угадыватся еще одна неосознанная выгода родителей-такими детьми легче управлять, манипулировать,а значит контролировать их.


Выводы


Исходя из вышесказанного можно резюмировать следующее: давая возможность самостоятельного выбора ребенку,родители прививают очень  важные и нужные личностные качества характера,учат ребенка стратегиям поведения,которые пригодятся ему по жизни.



Просмотров: 405
Категория: СТАТЬИ » Статьи по психологии




Другие новости по теме:

  • Как воспитывают детей в стиле "выбор без выбора"
  • Родители! Предоставьте ребенку свободу выбора!
  • Выбор родителей: один или более трех детей
  • "Самый великий выбор - жизнь без выбора"
  • «Разве у меня есть выбор?» или проблема выбора в психологии и жизни
  • Как ребенку помочь учиться? Часть 1. Как встречать ребенка со школы?
  • Выбор. Как сделать правильный выбор и не испытывать чувства дискомфорта.
  • Чего не надо делать, когда Вы злитесь на ребенка?
  • Как научить ребенка обращаться с деньгами? Часть 3. Когда и как давать ребенку собственные деньги?
  • Стандарты счастливой жизни: иллюзия выбора или выбор иллюзии…
  • Влияние отношений к ребенку в семье на готовность ребенка к школе.
  • Выбор профессии – чем помочь ребенку?
  • Выбор имени будущему ребенку
  • Я хочу! Позволь другому сделать свой выбор.
  • Поведение на детской площадке: что надо знать о психологии ребенка
  • Выбор без выбора
  • Выбор без выбора
  • Значение папы в жизни ребенка. Как заменить ребенку отца?
  • А Вы сделали свой выбор? Как выбрать ВУЗ?
  • Выбор или проблема выбора
  • Что надо сделать родителям, чтобы гарантировать себе ненависть своих детей?
  • Жить без выбора - тоже выбор
  • Интернет-зависимость: выбор без выбора?
  • Выбор туфель как модель выбора партнера
  • Алкоголизм. Выбор без выбора, или прах над Невой.
  • Выбор без выбора, или базовые страхи отношений.
  • Выбор без выбора или как понять, что Вами манипулируют.
  • Выбор партнера - где выход из сценарного выбора?
  • Психологическая безопасность ребенка. Что надо знать родителям.
  • Выбор стиля единоборства для детей как система обучения, зависящая от ожиданий родителей



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь