Частный случай
В один из редких погожих октябрьских дней я встречала свою воспитанницу Дашу из школы.Взрослые ждали детей на улице,переговариваясь между собой.В назначенный час распахнулась дверь школы и первая в дверях появилась моя Даша-первоклассница одной из столичных прогимназий.Я смотрю на выражение ее лица и про себя отмечаю,что она в хорошем настроении.Затем замечаю,что у Даши на шее надет шарф,которого я раньше никогда не видела.
Даша подбежала ко мне,показывая облаченные в перчатки свои ручки...И я,замерев на несколько секунд в изумлении, рассматриваю серые шерстянные перчатки,на тыльной стороне две нити жемчужных бусин сходятся друг с другом и венчает их на основании фаланги указательного пальца два страза.
-Вау!!! Даша,да у тебя новые перчатки!!! Я ни разу не видела таких красивых перчаток !
-У меня еще шарф новый !
-Я заметила это... Кто тебе такую красоту купил?
-Мы с мамой ездили в магазин детской одежды в выходные и там все это купили.
-Ты сама выбирала эти вещи для себя?
-Перчатки и пальто выбирала сама,шарф и шапку- мама,но она со мной советовалась...
Вроде бы рядовое событие,но затрагивает очень важные темы детско-родительского взаимодействия и воспитания детей.
Поведение Даши до ...
До покупки новых вещей Дарья находила любые причины и уловки для того,чтобы не надевать старый шарф,который,как выяснилось,"колется".Второй шарф не устраивал родителей, поскольку шею не достаточно защищал от ветра и холода. Перчатки Даша брала с собой,но не надевала-руки в карманах пальто,перчатки в карманах рюкзака.И приходилось приводить массу аргументов,чтобы ребенок сделал так,как надо заботливым родителям.Но ребенок сопротивляется,а родители на взводе-нервничают...
Родительские стратегии
На лицо конфликт,который надо решать.
Не мудрствуя лукаво,одни родители уступили бы ребенку и жили с чувством тревоги за здоровье ребенка,а потом прибавилось бы чувство вины в случае болезни ребенка.Другие родители увидели бы в поведении ребенка очередной каприз,которому не стоит потакать и в авторитарной манере обязали бы одеть "колючий" шарф.
К всеобщему удовольствию,есть более эффективный метод и прием,который применили в данном случае родители Даши-они предоставили дочери самой выбрать вещи в магазине,а что выбрано самостоятельно,то охотно носится. И это подтверждается на практике: теперь Даше не надо напоминать о шарфе и перчатках- последний аксессуар она носит даже в теплую погоду, в транспорте и помещении. Она снимает перчатки тогда,когда надо снимать верхнюю одежду.
Конфликт исчерпан.
Этапы эффективного поведения родителей и его бонусы в будущем.
Сказать по правде,такие конфликты с детьми возникают часто в каждой семье и разрешать их надо со всей серьезностью:
1.Узнать причины сопротивления ребенка,при этом отличая каприз от истинной причины;
2.Найти компромиссный вариант разрешения конфликта;
3.Предложить ребенку альтернативные варианты с объяснением причин и следствий каждого варианта.Для более старших детей предложить подумать самому над возможными альтернативами и обосновать свой выбор;
4.Дать ребенку сделать свой выбор и при этом наделить его ответственностью за свой выбор.При капризе устроить тайм-аут на несколько минут или дать ограниченный выбор;
5.Отметить правильный или удачный выбор ребенка.
И тогда ребенок будет знать,что его слышат,с его мнением считаются,его выбор уважают.В свою очередь он учиться делать свой самостоятельный выбор и нести ответственность за свой выбор-эти навыки пригодятся ребенку в дальнейшей жизни,когда надо будет выбирать друзей,учебное заведение,специальность,профессию,спутника жизни и т.п.
Когда,как и с чего начинать?
Когда можно начинать давать ребенку возможность выбора?
Чем раньше,тем лучше и можно начинать с младенческого возраста,давая на выбор сОски,посуду,игрушки и т.п., постепенно расширяя зоны распространения самостоятельного выбора ребенка и мягко задавая нужный вектор.
Понятно,что надо исходить из возрастных особенностей ребенка,поскольку ребенок в три года не может правильно по погоде подобрать себе одежду для прогулки-он выберет то,что ему нравится и хочется.Поэтому можно предложить ребенку ограниченный выбор из двух или трех приемлемых вариантов.
Детям постарше можно объяснять преимущества того или иного выбора,предполагаемый результат выбора ребенка и всегда отмечать удачный или правильный выбор ребенка.
Для упрямых детей важен собственный опыт на своих ошибках и если это не угрожает здоровью и безопасности ребенка-предоставьте ему такой опыт обучения на своих ошибках.
Детям- школьникам можно объяснять причинно-следственные связи между выбором и последствиями,разобрать все гипотетически приемлемые варианты действий и дать сделать свой выбор ребенку,а также учить его брать ответственность за свой выбор.
Родительские заблуждения и ошибки
Родители могут возразить,что это похоже на вседозволенность, попустительство и идти на поводу у ребенка негоже...
Могу сказать,что не надо путать и подменять понятия.В процессе предоставления выбора ребенку руководит процессом все-таки взрослый,не подавляя активность ребенка,развивая самостоятельность в суждениях,действиях,умении выбирать,логически мыслить т.е при таком подходе ребенок развивается как личность.
При вседозволенности и попустительстве в семье руководит процессом ребенок со всеми вытекающими негативными последствиями в настоящем и будущем.
Иногда родители путают шантаж с выбором " Или ты одеваешься так или ты не пойдешь гулять" и это не самый эффективный метод,поскольку он учит такому же поведению в дальнейшем и не помогает строить доброжелательные взаимоотношения в семье и социуме.
Некоторые родители на бессознательном уровне не хотят видеть самостоятельных и имеющих свое мнение детей.Они не понимают,что воспитывая безвольных,безынициативных, неуверенных в себе,зависимых людей,они пытаются привязать к себе детей и не отпускать их в самостоятельную жизнь.Также в этом угадыватся еще одна неосознанная выгода родителей-такими детьми легче управлять, манипулировать,а значит контролировать их.
Выводы
Исходя из вышесказанного можно резюмировать следующее: давая возможность самостоятельного выбора ребенку,родители прививают очень важные и нужные личностные качества характера,учат ребенка стратегиям поведения,которые пригодятся ему по жизни.