Проект «Зима-Волшебница» для детей среднего дошкольного возраста
Ирина Александровна Зур, воспитатель МБДОУ детский сад № 151 "Маяк" г. Брянска
Морозная русская зима — замечательное время для укрепления здоровья детей. Прохладный ветер, легкий морозец, движение на воздухе — хорошая закалка детского организма. После снегопада воздух особенно чистый, и можно кататься на санках, лыжах, проводить различные опыты со снегом и водой, играть в подвижные игры.
Актуальность проекта: создание условий для формирования предпосылок познавательно-исследовательской деятельности детей; обеспечение достаточной двигательной активности дошкольников в зимний период.
Срок реализации: 2 месяца (декабрь-январь).
- Вид проекта: информационно-творческий; фронтальный (с группой детей и их семьями), с музыкальным руководителем детского сада.
- Цель проекта: создание условий для формирования предпосылок познавательно-исследовательской деятельности, развития воображения и художественно-творческих способностей в процессе реализации проекта.
- Задачи проекта:
- формировать представления о характерных признаках зимы, приобщать к познавательно-исследовательской деятельности
- создать условия для физического развития и здоровья детей
- развивать трудовые умения и навыки, определять возможные пути решения проблемы с помощью взрослого и самостоятельно
- способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной творческой деятельности
- воспитывать умения работать в коллективе, способствовать развитию двигательной активности.
По характеру содержания (участники проекта):
- дети средней группы, воспитатели, родители воспитанников, музыкальный руководитель
- дети и природа.
По характеру участия ребенка в проекте:
- ребенок-исполнитель-участник.
По характеру контакта:
- осуществляется внутри одной возрастной группы
- внутри группы с родителями
- музыкальный руководитель.
По количеству участников: групповой.
Схема реализации проекта.
Подготовительный этап:
- постановка целей и задач проекта
- взаимодействие с родителями: домашнее задание (совместно с детьми изготовить кормушки для птиц, конкурс поделок «Зимние фантазии»)
- взаимодействие с музыкальным руководителем (подготовка к новогоднему празднику).
Основной этап:
План реализации проектной деятельности
Создание предметно-пространственной среды: дидактические игры: «Укрась елочку», «Зимние виды спорта», «Птичий базар», «Наряды матушки-зимы», «Найди снежинку», "Времена года".
Подбор литературы по данной теме. Экскурсия родителей и воспитателей с детьми в зимний и парк. Создание коллажа "Мы любим спорт"
Создание условий для художественного творчества детей: предоставить разнообразный изобразительный материал на данную тему.
Виды деятельности образовательных областей:
Познавательное развитие:
- НОД «Поет зима-аукает»
- НОД «Пернатые соседи»
- НОД «Новый год у ворот»
Познавательно-исследовательская деятельность с водой: «Изготовление цветных льдинок», «Как превращается вода в лед?», «Опыты со снегом», «Взаимодействие снега и воды».
Беседы: «Если хочешь быть здоров-закаляйся», «Здравствуй гостья-зима», «Зимние забавы», «Зимушка хрустальная к нам пришла», «Какая погода бывает зимой?». «В какие игры играют зимой?», «Осторожно, лед!», «Кто зимует рядом с нами?», «Чем питаются птицы зимой?», «Поможем пернатым друзьям!».
Рассматривание иллюстраций с зимними пейзажами, плакатов с явлениями в неживой природе, с изображением зимующих птиц.
Чтение художественной литературы: литературная сказка «Воробьишко» (М. Горький); рассказы: «Воробьишко» Чарушин, «Чижик» Л.Н. Толстой; стихи: «Снегири». Прокофьев, «Пернатые друзья» Силаков, «Первый снег» Я.Аким, «Поет зима-аукает» С.Есенин, «Зима» Суриков, «На лыжах» А.Введенский, «Снег» С.Михалков, «Сосулька» Н.Красильникова, «Пришла зима» Б.Белова, Н.Носов "На горке" и др.
Отгадывание загадок, чтение пословиц, поговорок на тему: «Зима», «Зимующие птицы».
Социально-коммуникативное развитие: дидактические игры, показ настольного театра: «Зимовье зверей», театр на фланелеграфе: «Зайчик и лиса», "Рукавичка".
Речевое развитие: словесно-речевые игры: «Зимняя одежда», «Скажи наоборот», «Какое что бывает?», «Какая птица лишняя?», составление рассказов о зимующих птицах, составление рассказов о зиме; игровое упражнение «Снегурочка»; коммуникативные игра: «Развлечение на птичьем дворе»; литературная викторина: «В мире сказок».
Физическое развитие: русская народная игра: «Мороз, Красный Нос»; подвижные игры: «Перелет птиц», «Снежинки», «Бездомный заяц», «Кто ушел?», «Ловишки»; пальчиковая гимнастика: «Птички», «Зима»; физкультминутки: «Зимняя прогулка», «Снегопад».
Художественно-эстетическое развитие: рассматривание картин известных художников о зиме; иллюстраций на тему: «Зима», «Пернатые соседи»; рисование на тему: «Снегурочка в зимнем лесу», «Заяц в зимнем лесу», «Елку к празднику нарядим», «Как розовые яблоки на елках снегири»; выставка детских работ совместно с родителями (лепка из глины или соленого теста): «Наши пернатые соседи-друзья»; выставка детского творчества: «Новогодние сюрпризы для родителей» (изготовление подарочных открыток).
Трудовая деятельность: кормление на участке детского сада зимующих птиц; расчистка дорожек на участке; постройки из снега на участке на тему: «Зимушка-зима».
Музыкальная деятельность: Новогоднее развлечение: «В гости к Дедушке Морозу» (разучивание стихов, песен, танцев).
Формы работы с родителями:
1. Консультация на тему: «Как помочь птицам в зимний период», «Как вести себя зимой на прогулке».
Коллаж "Мы здоровыми растем"
2. Совместный труд:
- вместе с воспитателями создание альбома: «Опыты и эксперименты в зимний период»;
- вместе с воспитателями: выставка детского творчества: «Новогодние сюрпризы» (подарки родителям);
- с музыкальным руководителем: подготовка и проведение новогоднего праздника «В гости к Дедушке Морозу»;
- вместе с родителями: выставка работ «Зимние фантазии».
- изготовление кормушек для птиц.
Заключительный этап:
Обобщение полученной информации: выставка работ «Зимние фантазии» и зимних построек (фотографии прилагаются).
Предполагаемый результат:
В ходе реализации проекта:
- у детей должны быть сформированы знаний о времени года: «Зима», о том, как люди, животные и птицы приспосабливаются к жизни в городе и в лесу в зимнее время года;
- проявление познавательных способностей;
- демонстрируют предпосылки познавательно-исследовательской деятельности, проявляют интерес к художественно-творческой деятельности;
- умеют составлять рассказы по картинкам с наводящими вопросами воспитателя;
- проявляют двигательную активность и самостоятельность;
- способны определять возможные способы решения проблемы;
- готовы к индивидуальному самовыражению и работе в коллективе.
|