Программное содержание:
Познакомить детей со сказкой В. Берестова «Как найти дорожку?» с использованием теневого театра;
Помочь детям запомнить последовательность событий в сказке;
Уточнить знания детей о профессии лесника;
Активизировать в речи слова «лесник», «сторожка».
Упражнять в четком звукопроизношении звука [ж] с разной силой голоса;
Закрепить умение соотносить звук [ж] с буквой (если группа идет на опережение программы);
Упражнять в технике рисования оттиском печатки из картофеля;
Развивать слуховое восприятие, внимание детей, мышление, мелкую моторику рук
Развивать творческое воображение: имитировать движения насекомого – героя сказки.
Воспитывать интерес к живой природе.
Оборудование: теневой театр, силуэты белки, зайца, улитки, пчелы; карточки с изображением букв (а, о, и, м, ж); альбомный лист на каждого ребенка с изображением пчел, контейнеры с поролоном, окрашенным в синий, желтый и красный цвета, влажные салфетки, печатка из картофеля; аудиозапись с пением птиц, спокойной музыкой.
Предварительная работа: беседа о профессии лесника, беседа о пчелах, игры-имитации, игры на звукопроизношение.
Ход занятия
Психогимнастика.
Ребята, давайте с вами закроем глаза и представим, что мы оказались в лесу. (звучит пение птиц) Кругом поют птицы, нет шума машин. Вдохните поглубже. Чувствуете, как пахнет сосновой смолой и свежей зеленью. Издалека доносится журчание ручейка. Так тихо и спокойно.
А теперь откройте глазки и скажите, кто следит за порядком в лесу? (ответы детей)
Воспитатель. Лесник – это человек, который следит за лесом, чтобы никто не обижал зверей в лесу, не бросал мусор, не ломал деревья, не рвал цветы. Лесник живет в своем домике – сторожке. Сейчас я вам расскажу сказку В. Берестова «Как найти дорожку?».
- Друг за другом мы встаем,
В гости к леснику пойдем.
(предложите детям идти тихонько)
По полянке мы идем,
По лесочку мы идем.
А к экрану подойдем,
Слушать сказку мы начнем.
( предложить детям присесть около ширмы для показа теневого театра)
Поможет мне рассказывать сказку волшебный телевизор (теневой театр). Послушайте сказку и помогите мне в ее рассказывании.
Ребята пошли в гости к деду-леснику.
Пошли и заблудились.
Смотрят - над ними…(ребята кто это?) белка прыгает. С дерева на дерево, с дерева на дерево. Ребята к ней:
Белка, белка, покажи,
Белка, белка, расскажи,
Как найти дорожку
К леснику в сторожку?
- Очень просто, - отвечает белка. – Прыгайте с этой елки вон на ту, с той - на кривую березку. С кривой березки виден большой – большой дуб. С верхушки дуба видна крыша. Это и есть сторожка. Ну, что же вы? Прыгайте!
- Спасибо, белка, - говорят ребята. – Только мы не умеем по деревьям прыгать. Лучше мы кого-нибудь еще спросим.
Скачет … (ребята, кто?) заяц. Ребята и ему спели свою песенку:
Зайка, зайка, покажи,
Зайка, зайка, расскажи, (ребята помогите, как нужно спросить?) Как найти дорожку
К леснику в сторожку?
- В сторожку? – перепросил заяц. – Нет ничего проще. Сначала будет пахнуть грибами. Так? Обскочите этот запах справа и слева. Так? Когда он останется позади, понюхайте вот так – и услышите запах дыма. Скачите прямо на него, никуда не сворачивая. Это дедушка-лесник самовар ставит.
- Спасибо, зайка, - говорят ребята. – Жалко, что носы у нас не такие чуткие, как у тебя. Придется еще кого-нибудь спросить.
Видят, ползет…(кто?) улитка.
Эй, улитка, покажи,
Эй, улитка, расскажи, (дети, помогайте)
Как найти дорожку
К леснику в сторожку?
- Рассказывать до-о-олго,- вздохнула улитка. – Лу-у учше я вас туда провожу. Ползите за мной.
- Спасибо, улитка! – говорят ребята. – Нам некогда ползать. Лучше мы кого-нибудь еще спросим.
Слышите, кто-то жужжит.
На цветке сидит…(кто?) пчелка. Ребята к ней:
(ребята помогайте)
Пчелка, пчелка, покажи,
Пчелка, пчелка, расскажи,
Как найти дорожку
К леснику в сторожку?
- Ж-ж-ж,- говорит пчелка.- Пока-ж-жу… Смотрите, куда я лечу… Идите следом. Увидите моих сестер . Куда они, туда и вы. Мы дедушке на пасеку мед носим. Я уж-ж-жасно тороплюсь. Ж-ж-ж…
И улетела. Ребята не успели ей даже спасибо сказать.
Они пошли туда, куда летели пчелы, и быстро нашли сторожку.
Вот было радости!
А потом дедушка лесник их чаем с медом угостил.
Вопросы к сказке:
- Кого искали дети в лесу? А теперь подумайте и ответьте:
- Что искали дети в лесу?
- Кто такой лесник?
- Кто показывал дорогу детям?
- По каким приметам им советовали искать дорогу белка, заяц, улитка, пчелка?
- Кто больше всех помог детям, почему?
- Какой звук издает пчела, когда летит?
-Давайте превратимся с вами в пчелок и полетаем. (Дети имитируют движения пчелок под музыку). Пчелы жужжат тихо, а теперь громко.
Ребята мы с вами летали, летали и оказались на полянке. Посмотрите, что здесь есть. (Буквы)
- Да, здесь рассыпались буквы. Найдите среди этих букв ту, которой обозначается звук [ж]. Какая это буква?
Дети находят букву ж и прикрепляют к магнитной доске.
Ребята, пчелка сделала доброе дело, она помогла детям найти дорогу к леснику. Давайте и мы сделаем доброе дело для пчел.
- Ребята, скажите, что пчелки дедушке-леснику приносили на пасеку? (мед) Где они берут этот мед? (собирают с цветов нектар)
- Сейчас цветов еще мало, давайте нарисуем их для пчелок.
Объяснение техники рисования. (обратить внимание на силу нажима)
Чтобы работу сделать хорошо, сначала давайте разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика
Посмотрите, наши кисти превратились в цветок. Лепестки закрыты, плотно сомкнуты.
Утром рано он закрыт,
(кисти плотно сомкнуты)
Но к полудню ближе
(ладони отходят друг от друга, подушечки больших пальцев прижаты к кончикам указательных , кисти рук напоминают бутон)
Раскрывает лепестки,
Красоту их вижу.
(кисти рук у запястья соединены, а пальцы плавно расходятся в разные стороны, напоминая раскрывшийся цветок)
К вечеру опять цветок закрывает венчик.
(пальцы сомкнуты)
И теперь он будет спать
До утра, как птенчик.
(кисти рук положить под щеку)
А теперь давайте рисовать цветы.
(Дети рисуют цветы оттиском печатки из картофеля).
Пчелам очень понравились ваши цветы. (оценка детей)
Ребята, с какой сказкой мы с вами сегодня познакомились? Кого искали дети в лесу? Кто такой лесник? Кто помог найти сторожку лесника? (пчелы) Молодцы, мне очень понравилось с вами играть и заниматься. А пчелки вам передали подарок к чаю. Как вы думаете, что это? Мед. Приятного вам угощения.
Подготовила: Бубукина Татьяна Викторовна,
воспитатель МДОУ детского сада «Тополек»
р.п. Токаревка Тамбовской области
|