Проект «Чудо в песочнице».
Разработан для среднего и старшего дошкольного возраста
Подготовила воспитатель МБДОУ детского сада №28 Серикова Ольга Алексеевна
2. Тип проекта: исследовательский
3. Вид проекта: краткосрочный (неделя)
4. Участники проекта: дети среднего и старшего дошкольного возраста (4-6 лет), воспитатели, специалисты, родители, студентка БПК Малькова А.А.
Место проведения: территория сада и групповые комнаты.
5. Краткая аннотация (пояснительная записка). Дошкольники с удовольствием играют в песок, потому что такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, волнением, радостью. Но нам хотелось внести разнообразие в повседневные игры детей, помочь взглянуть на него по новому, через лупу с проведением опытов и экспериментов. Это даёт возможность детям придумывать продолжение своих игр, обогащая их содержание, знакомиться с новыми. А воспитателям использовать игры с песком для развития, обогащения эмоционального опыта ребёнка, для профилактики и коррекции его психических состояний. С помощью игр с песком у детей можно успешно развивать интеллектуальные способности, тактильную чувствительность, мелкую моторику, фонематический слух, а также проводить коррекцию звукопроизношения, обучать чтению, счёту и развивать ориентирование в пространстве.
Скачать: Проект «Чудо в песочнице» (полный конспект)
Этапы разработки плана Воспитатель Серикова О.А. обсудила предстоящую работу со своими коллегами, администрацией, предложила студентке БПК Мальковой А.А. принять участие в работе по проекту и помочь разработать примерный план работы для достижения поставленной цели, оформить проект. Затем воспитатели познакомили с планом родителей групп, внесли дополнения, рассмотрели предложения. И только потом согласовали план работы с администрацией и специалистами сада, которые утвердили проект на реализацию в детском саду. Все участники подошли к работе ответственно и поэтому считают этот проект очень удачным.
Проект разработан для среднего и старшего дошкольного возраста и поэтому будут учитываться возрастные особенности детей 4-5 года и 5-6 года жизни. Длительность проведения для детей всех возрастов: неделя. Нами была выбрана третья неделя июля, время, когда установилась жаркая погода необходимая для быстрого проведения опытов и экспериментов и достижения их результатов. Время, когда детям днём хочется спокойно играть, а воспитателям нужно максимально обезопасить детей от перегревания и солнечного удара.
Контроль за выполнением проекта осуществляла администрация детского сада и в дальнейшем оценила работу всех участников проекта на отлично..
6. Актуальность.
Проблема: опыты и экспериментирование – это то, что помогает узнать окружающий мир полнее, взглянуть на него по новому, обеспечивает разносторонее развитие и доставляет радость?
7. Цель и задачи проекта
Цель проекта для среднего возраста (4-5 лет): сохранение интереса детей к познанию, через создание условий для обогащения сенсорного опыта в игре с песком и экспериментировании.
Цель проекта для старшего возраста (5-6 лет): ознакомление старших дошкольников со свойствами сухого и мокрого песка, значением его в жизни живых существ и для здоровья человека, развитие мелкой моторики и подготовка руки ребёнка к письму средствами песочной игротерапии.
Задачи проекта для среднего возраста (4-5 лет):
Пополнять знания детей о песке и его свойствах, формировать у детей интерес к познанию.
Развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук,
Закреплять знания о изменениях, происходящих в природе летом.
Развивать коммуникативные навыки, активизировать речь, внимание, мышление.
Воспитывать наблюдательность и умение видеть красоту окружающей природы, бережно относиться к ней.
Повышать интерес родителей к работе сотрудников сада путём просветительской работы, привлечение внимания к жизни их детей в детском саду; а так же привлечение их к оформлению фото и видеоматериалов совместно с детьми.
Задачи проекта для старшего возраста (5-6 лет):
Углубление и систематизация знаний о песке, особенностях его строения, возможности использования.
Развитие потребности в приобретении новых знаний о песке.
Формирование познавательных умений: наблюдать, экспериментировать, сравнивать и анализировать, отражать результаты наблюдений и опытов в разных видах творческой деятельности (игровой, художественной). Использование различных методов и форм (исследовательский, игровой, экспериментирование; практические действия и др.) при ознакомлении старших дошкольников со свойствами песка позволят раскрыть важные особенности свойства и значения песка.
8. Основное содержание проекта (описание путей и методов и форм работы достижения поставленных целей).
Использование различных методов и приёмов:
Игровые методы:
- воображаемая ситуация
- дидактическая игра
Методы и приемы организации исследовательской деятельности:
- беседы
- постановка и решение вопросов проблемного характера
- наблюдения
- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе)
- опыты
- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности
- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы
- подражание голосам и звукам природы
- использование художественного слова
- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;
- трудовые поручения, действия.
Существуют разные формы работы с детьми: группой, подгрупповой или индивидуально. Чтобы развивать у детей способность сомневаться, критически мыслить, предпочтение следует отдавать групповым и подгрупповым формам работы.
Нами была запанирована предварительная работа:
Чтение стихов о природе и явлениях природы;
рассматривание иллюстраций;
наблюдение за сезонными изменениями в природе, происходящими летом; игры с песком;
приобретение и размещение оборудования;
создание условий для съёмки;
подготовка материала к презентации.
Ожидаемые результаты станут реальностью, если все участники проекта «Чудо в песочнице» будут одинаково заинтересованы в получении положительных результатов, относиться к проблеме проекта серьёзно и принимать активное участие. И тогда проект можно будет признать реализованным успешно.
Перспективный план организации песочной недели с организацией мероприятий для среднего и старшего возраста (4-5-6 лет)
Песочная неделя (нами запланирована на третью неделю июля).
Понедельник. Совместные с воспитателем и самостоятельные игры с песком;
Проведение конкурса построек из песка (Для всех детей)
для среднего возраста (4-5 лет)
«Куличики». Организация игры «Магазин угощений».
Для старшего возраста (5-6 лет) Подведение итога конкурса на «Лучший городок» Обыгрывание построек с машинками и фигурками людей построенных городков.
Для всех детей: вручение призов победителям (Наборы для игры в песок)
Вторник.
Проведение экспериментов с песком для среднего возраста (4-5 лет)
Исследование свойств песка сухого и влажного с использованием презентации «В гостях у Миши». Использование в проведении опытов и экспериментов разного оборудования: увеличительные стекла, стеки, мельницы-вертушки, лейки, лопатки и формы.
Опытно-экспериментальная деятельность для старшего возраста (5-6 лет)
В ходе работы старшие дошкольники (5-6 лет) знакомятся со свойствами сухого и мокрого песка, строением песка, в результате опытов детьми были установлены следующие свойства песка:
С детьми среднего возраста (4-5 лет) рисование в лотках с сухим песком «Я рисую жаркую страну». Изготовление пасок из влажного песка «Дома для пустынных обитателей». Совместная обрывная аппликация на тему «Замок из песка». Слушание аудиозаписи «Звуки ветра в пустыне»,
С детьми старшего возраста (5-6 лет) изготовление макета пустыни и рисунков детьми песком «Обитатели пустыни», лепка из пластилина на тему: «Кто живет в песке?»; Слушание аудиозаписи «Звуки природы и музыка»;
Родители и сотрудники в течении дня делают фотографии для выставки и альбома.
Среда.
Для среднего и старшего возраста (4-5лет) Беседа об использовании свойств песка людьми в быту (очистка песком воды, чистка посуды, для ухода за домашними животными, птицами и растениями дома...) и разных производствах (строительство зданий, дорог, производстве стекла) чтобы обезопасить свою жизнь (тушение пожаров, посыпание во время гололёда дорожек, для мягкого приземления во время прыжков в длину засыпают в прыжковую яму, делают подушки на детских площадках вокруг оборудования).
Для старшего возраста (5-6 лет) Показ презентации и беседа «Песок в нашей жизни».
Ребята узнали о значении песка в жизни человека, о чем сделали следующие выводы:
- приятно и полезно ходить, лежать, закапываться в песок
- используется в песочных часах (используют чаще в больнице, на кухне)
- приятно играть, строить, исследовать
- посыпают дорожки, тротуары зимой, чтобы не поскользнуться
- используется при тушении пожара
- в строительстве дорог, домов, изготовлении стеклянной посуды
- используют для ухода за домашними животными, птицами, рыбками
- песок является хорошим материалом для изготовления рисунков и аппликаций, макетов, в декоративном оформлении детского сада и группы.
Закреплялись полученные знания в игровой деятельности «Мои питомцы», «Мы строители», «Пожарники», «Больница».
Четверг.
Для среднего и старшего возраста (4-5-6 лет) Изготовление газеты «Чудо-песок», альбома фотографий «Мы узнаем и поймём всё про всех и обо всём», обработка видеоматериала к проекту. Подготовка воспитателей к итоговому мероприятию, привлечение узких специалистов: инструктора по физкультуре, музыкального руководителя, психолога. На площадке рыхление песочных подушек вокруг оборудования.
Пятница. Для среднего возраста (4-5лет) Праздник песка «Песочная страна». Создание коллективной работы на песке «Песочная сказка».
Для среднего и старшего возраста (4-5-6 лет) Организация выставки из фотографий детских «Работы детей из песка», Газеты «Чудо-песок» с материалом по проведению опытов и экспериментов. Концерт «Лето-славная пора, веселится детвора».
Оформление материала проекта для статьи в СМИ. Привлечь к работе по проекту коллег и родителей. Работа над презентацией по проекту «Чудо в песочнице»
Продукт проектной деятельности для среднего возраста (4-5 лет)
Продуктом педагогического проекта «Чудо в песочнице» являются:
- Перспективный план организации песочной недели.
- Фото и видеоматериал с конкурса построек, рисунков и концерта.
- Презентации «В гостях у Миши», «Песок в нашей жизни».
- Выставка фотографий «Работы детей из песка».
- Газеты «Чудо-песок» с материалом по проведению опытов и экспериментов.
- Альбом фотографий «Мы узнаем и поймём всё про всех и обо всём»,
- Мультимедийная презентация проекта «Чудо в песочнице».
- Пополнение оборудования экспериментальной лаборатории.
- Коллекция песка.
- Картотека игр, загадок, опытов и экспериментов.
Продукты проекта для старшего возраста (5-6 лет):
- Сборник стихов о песке, загадок;
- Сборник игр с песком для ознакомления детей с природой и окружающей действительностью;
- Рекомендация «Как проводится «терапия» песком»;
- Выставка макета и фотографий рисунков детей песком «Обитатели пустыни»;
- Выставка совместных с родителями работ детей «Песочница»;
- Фотоальбом «Песочные сказки»;
- Коллекция разноцветного песка;
- Набор пособий для опытов и экспериментов с песком.
- Ресурсное обеспечение проекта:
- Информационное (литература);
- Финансовое: используется оборудование и материалы детского сада;
- Кадровое: студентка, воспитатели, специалисты, родители.
10. План реализации проекта (этапы и сроки реализации проекта с намеченными мероприятиями, указанием дат и ответственных за каждое мероприятие)
- организационный этап ответственные: Студентка БПК Малькова А.А., воспитатели в средней группе Серикова О.А. и Супрун Е.П., в старшей группе Литвинова И.В.
- практический этапы ответственные: воспитатели в средней группе Серикова О.А. и Супрун Е.П., в старшей группе Литвинова И.В.
За 3 итоговый этап ответственные: Студентка БПК Малькова А.А., воспитатели и узкие специалисты детского сада.
Контроль за выполнением проекта осуществляет администрация детского сада.
1 этап. Организационный. (1 день)
Проводили беседы о песке: что дети знают о нём, что хотели бы узнать, что для этого надо сделать?
Организовали совместный поиск информации. Обратились за помощью к студентке БПК, родителям, к интернету.
Составили план работы: собрать коллекцию песка, провести с ним опыты, рассмотреть и прочитать о животных, живущих в песке, уточнить для чего нужен песок и где его применяют.
2 этап. Практический. (2 и 4 день)
- сбор коллекции песка и систематизация информации о внешнем виде песка: строении, цветовых изменениях; значении его в жизни людей
- беседа «Для чего нужен песок?»
- подбор и чтение загадок, стихов, игр о песке
- предметные картинки, иллюстрирующие использование песка в деятельности человека: альбомы, открытки, иллюстрации на темы «Песок в природе», «Использование песка человеком»
- игры и манипуляции с песком, самомассаж песком (развитие мелкой моторики рук)
- детское экспериментирование: опыты с песком
- рассматривание песка через лупу
- рассматривание макета пустыни и её обитателей
- чтение и обсуждение книг и энциклопедий о песке, пустынях и их обитателях
- проведение развивающих игр «Да-нет», «Дорожка», «Попробуй, угадай», «Пройди по дорожке», «Найди цифру», «Положи куда скажу», «Иди по дорожке»
- проведение психогимнастики «Загораем на песке».
Творческая познавательная деятельность детей:
- совместные с воспитателем и самостоятельные игры с песком
- рисование песком на тему: «Обитатели пустыни»; совместная обрывная аппликация на тему «Замок из песка»; лепка из пластилина на тему: «Кто живет в песке?»
- слушание аудиозаписи «Звуки ветра в пустыне», «Звуки природы и музыка»
- сделать выставку совместных с родителями фотографий работ на тему: «Песочница». (3-5 день)
3 этап. Итоговый. (5 день)
Для среднего и старшего возраста (4-5-6 лет)
- Праздник песка «Песочная страна».
- Организация выставки из фотографий детских «Работы детей из песка».
- Выпуск газеты «Чудо-песок» с материалом по проведению опытов и экспериментов.
- Концерт «Лето — славная пора, веселится детвора».
- Оформление материала проекта для статьи в СМИ.
- Презентация проекта «Чудо в песочнице».
- Поблагодарить всех, кто работал по проекту.
10. Ожидаемые результаты (результат-продукт, т. е что появится в ходе реализации проекта: книга, рисунки, фильм, методическая разработка, выставка, программа, но еще и может быть осознание, формирование чего –либо).
11. Перспективы дальнейшего развития проекта
Возможно дальнейшее продолжение проекта, т.к. он имеет много положительных сторон:
- Данная проектная деятельность не предполагает сверх программного материала, а значит, не требует больших затрат.
- Доступность реализации проекта предполагает его использование во всех детских садах
- Осуществляется с учётом возрастных и психологических особенностей детей, разработан для среднего и старшего дошкольного возраста и поэтому будут учитываться возрастные особенности детей 4-5 года и 5-6 года жизни.
- Возможность разработать проект для других возрастных групп детей, посещающих сад.
Новизна проекта заключается в том, что его реализация предполагает интегрирование работы тесном сотрудничестве педагогов разных возрастных групп и в совместной работе с родителями воспитанников, а так же с социальными партнерами ДОУ.
Проект «Чудо в песочнице».
Ожидаемый результат:
для среднего возраста (4-5 лет)
- Обогатится сенсорный опыт дошкольников, расширится их кругозор;
- У детей сформируются представление о том, что опыты и эксперименты помогают разобраться в разнообразии окружающего мира, найти закономерности и взаимные связи;
- Родители будут вовлечены в единое пространство «семья – детский сад»;
- Снижение уровня подавленного настроения и капризов у воспитанников.
для старшего возраста (5-6 лет)
- Развитие творческих способностей, приобретение новых знаний, умений и навыков;
- Развитие наблюдательности, основ исследовательской работы, творческих и коммуникативных способностей детей, умения высказывать свое мнение;
- Формирование умения сотрудничества: умения договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности;
- Совершенствование координации движений, мелкой моторики руки;
- Увеличение количества детей заинтересованных экспериментированием, проявляющих желание активно участвовать в исследовательских опытах;
- Привлечение внимания коллег и родителей к проекту, вовлечение в единое пространство «семья – детский сад»;
Материалы для экспериментальной деятельности:
- емкости с сухим и мокрым песком;
- ручные лупы, одноразовые стаканчики, бумажные салфетки, чистые листы бумаги, стеклянные стаканчики, воронки, мерные стаканчики;
- совки, различные сита, ведерки, миски;
- емкость с водой, палочки, листы плотной цветной бумаги, клеевые карандаши;
- большая детская песочница, в которой оставлены следы от пластмассовых животных, игрушки-животные, детские грабли, лейки;
- пустые пластиковые бутылки и пластиковые бутылки с отрезанным дном, губка или вата;
- пластиковая бутылка с песком, ёмкость с грязной водой (с примесью глины, банка;
- пластиковые ёмкости с разноцветным песком;
- стаканчики (из-под йогурта, трехлитровая банка, закрытая крышкой с отверстием и одноразовые трубочки для коктейля).
|