Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 55 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 56 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 58 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/biglibraryinfo/biglibraryinfo_news.php on line 59 Анастази А. » Психологическое тестирование » 22 страница



Анастази А. » Психологическое тестирование



22 страница


разность между этими двумя коэффициентами может служить для при-  

близительной оценки однородности теста.  

Формула Кьюдера-Ричардсона годится только для случаев, когда  

выполнение заданий оценивается как правильное или ошибочное, т. е. по  

принципу <все или ничего>. В некоторых тестах, однако, практикуется  

более дифференцированная форма представления результатов отдельных  

заданий. Например, в личностном опроснике респондент может получать  

по отдельным заданиям различные числовые показатели в зависимости  

от того, выбрал ли он в наборе ответов <обычно>, <иногда>, <редко>,  

<никогда>. Для таких тестов выведена обобщенная формула, известная  

как коэффициент альфа (L.J. Cronbach, 1951; M.R. Novick, C.Lewis, 1967).  

В этой формуле вместо ? стоит So?-сумма дисперсий результатов от-  

дельных заданий. Процедура состоит в нахождении дисперсии индиви-  

 

Простой вывод этой формулы приведен в работе Р.Л.Ибела (R.L.Ebel, 1965,  

р. 320-327).  

И Строго говоря, это утверждение справедливо, лишь когда применяется формула  

Рппня я нс. коппепяттия половин или (Ьопмула Спирмана-Брауна (M.R. Novick,  

 

112 ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ  

 

дуальных результатов по каждому заданию с последующим суммирова-  

нием этих дисперсий по всем заданиям (R.L.Ebel, 1965, р. 326-330).  

Формула коэффициента альфа выглядит следующим образом:  

 

_ п( - ?о?)  

 

" ("-1) , 1  

Надежность субъективных оценок. Как мы видим, различные  

 

типы надежности отличаются друг от друга тем, какие факторы взяты  

в качестве источников дисперсии ошибки. В одном случае такая диспер-  

сия означает временные колебания, в другом-различия в сериях парал-  

лельных заданий, в третьем-несогласованность тестовых заданий. 1  

В свою очередь, факторы, не учтенные при измерении дисперсии ошиб-  

ки, в основном делятся на два типа: (а) факторы, чья дисперсия сохра-  

няется в показателях, поскольку они входят в изучаемые различия, и (б)  

посторонние факторы, поддающиеся экспериментальному контролю. На-  

пример, в руководстве к тесту не принято сообщать об ошибках измере-  

ния, которые могут появиться в результате проведения теста в отвле-  

кающей обстановке или в более короткое или длительное, чем это  

положено, время. Подобных отклонений можно избежать, и поэтому нет  

нужды в отдельных коэффициентах надежности, соответствующих дис-  

персии отвлечения или дисперсии временных лимитов.  

Большинство тестов, особенно если они предназначены для массово-  

го обследования с использованием компьютеров для вычисления показа-  

телей, настолько стандартизированы, что их проведение и регистрация  

результатов сводят на нет дисперсию ошибки, обусловленную этими  

факторами. Пользуясь такими тестами, необходимо лишь внимательно  

следить за выполнением соответствующих предписаний. Вместе с тем  

имеются данные, свидетельствующие о том, что в клинических тестах,  

применяемых при интенсивных индивидуальных обследованиях, важным  

источником ошибки являются различия в способе проведения теста.  

С помощью специальных экспериментов удается отделить соответствую-  

щую дисперсию от той, которая обусловлена колебаниями в состоянии  

испытуемого или использованием различных форм теста.  

Сравнительно просто установить, насколько значителен другой ис-  

точник ошибки, обусловленный дисперсией подсчета. Некоторые типы  

тестов, особенно тесты творческих способностей и проективные лич-  

ностные тесты, сильно зависят от оценки подсчитывающего показате-  

ли теста. В таких тестах надежность подсчета столь же важно знать, как  

и уже знакомые нам коэффициенты надежности. Такую надежность  

субъективной оценки можно определить, сравнив два тестовых бланка  

с оценками, заполненные двумя экспертами независимо друг от друга.  

Коэффициент корреляции полученных таким образом результатов вы-  

числяется обычным путем и служит искомой мерой надежности подсче-  

та. Если результаты теста определяются на основе суждений эксперимен-  

татора, то в руководстве к тесту необходимо также привести  

и коэффициент надежности подсчета.  

Итоги. Различные типы только что рассмотренных коэффициентов  

надежности сведены в табл. 8 и 9. В табл. 8 коэффициенты распределены  

по числу форм теста и сеансов тестирования, необходимых для их опре-  

деления. В табл. 9 представлены источники дисперсии ошибки, учиты-  

ваемые каждой из процедур определения коэффициента надежности.  

-------- - -.>...,.п т,ттт.дг>ттг>>типг>т1ятт1 непосоед-  

 

113  

 

НАДЕЖНОСТЬ  

 

Таблица 8  

 

Методы измерения надежности теста  

в мвисимости от форм теста и сеансов  

тестирования  

 

Таблица 9  

 

Источники дисперсии ошибки для раз-  

личных коэффициентов надежности  

 

Необходимое число сеансов тес-Необходимое число форм теста  

 

тированияоднадве  

расщеплен-  

наявзаимозаменяе-  

Кьюдера -один Ричардсона субъектив-мые (непосредственно следующие друг за другом)  

ных оце-  

нок  

Тип коэффициента  

надежности  

 

Дисперсия ошибки  

 

ретестовый  

 

временные колебания  

состояния испытуемого  

 

ретестовая  

 

взаимозаменяе-  

мые (проводимые  

через определен-  

ный промежуток  

времени)  

 

взаимозаме-  

няемых формнеоднородность  

(непосредст-содержания  

венный)  

взаимозаме-колебания в состоянии  

няемых формиспытуемого и неодно-  

(с временнымзначность содержания  

интервалом)  

расщеплениянеоднозначность  

содержания  

неоднородность и  

Кьюдера-Ри-неоднозначность  

чардсона,содержания  

альфаиндивидуальные  

субъективныхразличия у ставящих  

оценокоценки  

ственно в процентах дисперсии показателей, определяемой разными  

источниками. Так, коэффициент надежности 0,85 показывает, что 85Їо  

дисперсии результатов теста зависят от истинной дисперсии по измеряе-  

мому свойству, а 15Їо-от дисперсии ошибки (согласно операционально-  

му определению применяемой процедуры). Читателю, знакомому со ста-  

тистикой, напомним, что долю общей дисперсии представляет квадрат  

коэффициента корреляции. Действительно, доля <истинной> дисперсии  

в результатах теста есть квадрат корреляции между результатами оди-  

ночной формы теста и истинными результатами, свободными от слу-  

чайных ошибок. Эта корреляция, именуемая индексом надежности, рав-  

на квадратному корню коэффициента надежности (1/гЦ). Квадрат индекса  

надежности и дает коэффициент надежности (гц), который, следователь-  

но, может интерпретироваться как процент <истинной> дисперсии.  

Эксперименты, позволяющие получать разные типы коэффициентов  

надежности для одной и той же группы, допускают разложение суммар-  

ной дисперсии показателей на отдельные составляющие. Рассмотрим  

следующий гипотетический пример. Предположим, 100 шестиклассников  

с интервалом в два месяца прошли формы А и В теста творческих спо-  

собностей, причем надежность взаимозаменяемых форм составила 0,7,  

надежность, найденная методом расщепления и вычисленная по формуле  

Спирмана-Брауна, равнялась 0,8 и, наконец, надежность подсчета, по-  

лученная благодаря привлечению еще одного эксперта, проставившего  

новые баллы случайно выбранным 50 сочинениям, оказалась равной 0,92.  

 

" Выводы индекса надежности, основанные на двух различных сериях допущений,  

приводятся в работе X. Гулликсена (Н. Gulliksen, 1950, гл. 2 и 3).  

В целях более точной оценки коэффициента внутренней согласованности корреля-  

ции между двумя половинами теста было бы лучше вычислять его для каждой формы от-  

п,>п1.иг> н Чатем соптветствуюшей статистической процедурой определять среднее значение  

 

ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ  

 

Таблица 10  

 

Анализ источников дисперсии ошибки в гипотетическом тесте  

 

Надежность взаимозаменяемых  

форм теста с временным интервалом  

 

1-0 7= 0,3  

 

Изменения состояния  

испытуемого + неоднознач-  

ность содержания  

 

Надежность расщепленного теста по 1-0,8 = 0,2 Неоднозначность  

формуле Спирмана-Брауна содержания  

Разность = 0,1 Изменения состояния  

испытуемого  

 

Надежность субъективных оценок  

 

1 - 0,92 = 0,08 Индивидуальные  

различия у  

ставящих оценки  

 

Суммарное значение дисперсии ошибки = 0,2+0,1+ 0,08 = 0,38  

<истинная> дисперсия = I - 0,38 = 0,62  

 

Анализ этих трех коэффициентов надежности приводится в табл. 10 и на  

рис. II. Вычитая дисперсию ошибки, относящуюся только к выборке со-  

держания, из дисперсии ошибки, определяемой временный выборкой  

и выборкой содержания, получаем, что дисперсия временных колебаний  

равна 0,1. Складывая дисперсии ошибки, относящиеся к выборкам содер-  

жания (0,20), временным (0,10) и различиям у ставящих оценки (0,08), по-  

лучаем суммарную дисперсию ошибки, равную 0,38, из чего следует, что  

<истинная> дисперсия равна 0,62. Эти величины, выраженные в более  

привычной процентной форме, графически изображены на рис. Ц.  

 

НАДЕЖНОСТЬ ТЕСТОВ НА СКОРОСТЬ  

 

При составлении теста и интерпретации его результатов важно разли-  

чать измерение скорости выполнения и возможности выполнения. В <чи-  

стом> тесте на скорость индивидуальные различия определяются толь-  

ко скоростью выполнения заданий. Трудность заданий такого теста  

принудительно одинакова, невысока и вполне посильна испытуемым, на  

которых рассчитан тест. Но лимит времени устанавливается так, что  

никто не успевает выполнить всех заданий. В таких условиях результат  

испытуемого отражает только скорость его работы. Вместе с тем в <чи-  

стом> тесте возможностей испытуемому предоставляется достаточно  

времени для выполнения всех заданий. Но их трудность постепенно воз-  

растает от задания к заданию, так что никто не может справиться со все-  

ми заданиями, а значит, не может получить высший результат.  

Вообще как скоростные тесты, так и тесты возможностей строятся  

с таким расчетом, чтобы нельзя было получить высшего результата.  

 

Излагая на элементарном уровне общую идею одного из способов интерпретации  

численных значений коэффициентов надежности, автор заведомо идет на ряд серьезных  

чпппп1йний. В частности, в реальных условиях дисперсия от совместного действия не-  

 

НАДЕЖНОСТЬ  

 

"Истинная" дисперсия = 62%  

_  

 

Дисперсия ошибки = 38%  

 

Стабильность во времени; согласованность форм;  

независимость от особенностей лиц.оценивающих  

выполнение теста  

 

Различия у лиц, оценивающих выполнение теста  

Рис. 11. Процентное распределение дисперсии результатов гипотетического теста  

 

Объясняется это неопределенностью такого результата: остается не-  

известным, насколько индивидуальный результат оказался бы выше, ес-  

ли бы в тесте было использовано больше заданий или соответственно  

более трудные задания. Чтобы каждый испытуемый мог полностью про-  

демонстрировать, на что он способен, <потолок> теста должен быть за-  

ведомо выше его возможностей либо по числу заданий, либо по степени  

трудности. Исключение составляют тесты владения навыком, например  

критериально-ориентированные тесты, обсуждавшиеся в гл. 4. Цель та-  

кого тестирования не в том, чтобы установить границы возможностей  

индивида, а в определении того, достиг ли он заранее установленного  

уровня выполнения.  

Практически большинство тестов являются одновременно и ско-  

ростными, и тестами возможностей, однако пропорция, в которой пред-  

ставлены оба эти компонента, может быть различной. Знание этой про-  

порции необходимо не только для того, чтобы понять, что измеряет  

тест, но и для выбора надлежащей процедуры оценки его надежности.  

Коэффициенты надежности, получаемые при однократном предъявлении  

теста, когда определяется корреляция данных по заданиям с четными  

и нечетными номерами или используется формула Кьюдера-Ричардсо-  

на, неприменимы к тестам на .скорость. Чем больше индивидуальные  

различия в тестовых результатах зависят от скорости выполнения, тем  

более завышенными оказываются коэффициенты надежности, опреде-  

ленные этими методами. Это видно из следующего контрастного приме-  

ра. Пусть некий тест, состоящий из 50 заданий, является чисто ско-  

ростным тестом, т.е. индивидуальные различия в результатах опреде-  

ляются лишь числом выполненных заданий, а не числом ошибок. Тогда  

испытуемый А, набравший 44 очка, очевидно, получит по 22 очка за  

четные и за нечетные задания. Точно так же испытуемый В, показавший  

результат 34, справится с 17 четными и 17 нечетными заданиями. Следо-  

вательно, если не считать нескольких случайных ошибок, допущенных по  

небрежности, корреляция между четными и нечетными заданиями будет  

полной, т.е. равна 1. Но такая корреляция, однако, явно завышена и не  

дает никакой информации о надежности теста.  

Проверка процедур, используемых при определении надежности ме-  

тодом расщепления и по формуле Кьюдера-Ричардсона, показала, что  

обе они основаны на согласованности числа ошибок. Если же различия  

индивидуальных тестовых результатов определяются не ошибками,  

а скоростью, то и мера их надежности должна, очевидно, основываться  

на согласованности заданий на скорость. Когда же выполнение теста за-  

nwru-г пгтнпнпомйннп пт скоппсти и возможностей выполнения, то коэ(Ь-  

 

116 ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ  

 

вления теста, окажутся ниже 1,00, но все еще будут завышенными. Такие  

коэффициенты надежности не поддаются адекватной интерпретации, по-  

скольку на индивидуальные различия в тестовых результатах заметное  

влияние оказывает скорость выполнения заданий.  

Какие же процедуры определения надежности пригодны для тестов  

с выраженным скоростным компонентом? Такими процедурами могли  

бы быть метод ретеста (если его удается применить) и метод взаимоза-  

меняемых форм. Можно воспользоваться и методом расщепления при  

условии, что задания теста расчленяются по временным характеристи-  

кам, а не по порядковым номерам. Иными словами, сравниваемые ре-  

зультаты должны быть получены временным разделением частей теста.  

Одним из способов такого разделения является применение двух эквива-  

лентных частей теста с разделенным временным ограничением. Напри-  

мер, четные и нечетные задания распечатываются на разных листах, и по  

каждому набору заданий устанавливается временной лимит, равный по-  

ловине лимита для всего теста. Такая процедура равносильна проведе-  

нию следующих друг за другом двух эквивалентных форм теста. Каждая  

форма, однако, вдвое короче целого теста, тогда как результаты испы-  

туемого определяются по всему тесту. Поэтому необходимо воспользо-  

ваться формулой Спирмана-Брауна или какой-либо другой формулой  

этого типа для определения надежности всего теста.  

Если раздельное применение двух половин теста недопустимо, то  

вместо него можно воспользоваться разделением полного времени теста  

на четыре части с регистрацией результатов отдельно для каждой че-  

тверти. Это легко осуществить, прося испытуемого по сигналу экспери-  

ментатора отметить крестиком выполняемое в этот момент задание.  

Число заданий, выполненных за первую и четвертую части полного вре-  

менного лимита, составит результат по одной из сравниваемых половин  

теста. Показатель другой половины теста будет равен числу заданий,  

с которыми испытуемый справился за вторую и третью четверти. Такая  

комбинация четвертей способствует нейтрализации кумулятивных эффек-  

тов тренировки, утомления и других факторов. Этот метод лучше всего  

подходит для тестов, задания которых не особенно отличаются друг от  

друга по степени трудности.  

В каких случаях временной компонент следует считать суще-  

ственным? При каких условиях нужно соблюдать рассмотренные выше  

меры предосторожности? Очевидно, само по себе использование лими-  

тов времени еще не означает, что мы имеем дело с тестом на скорость.  

Если все испытуемые укладываются в отведенное время, то скорость ра-  

боты не сказывается на показателях. В качестве приблизительной меры  

существенности скоростного компонента, казалось бы, можно взять про-  

цент испытуемых, не успевающих закончить тест. Однако даже если ник-  

то не укладывается в отведенные временные рамки, скорость выполне-  

ния может оказаться тут ни при чем. Например, если все испытуемые  

выполнят 40 заданий из 50, то индивидуальные различия в скорости от-  

сутствуют, хотя никто не успевает выполнить весь тест.  

Существенным здесь оказывается следующий вопрос: <В какой сте-  

пени индивидуальные различия в тестовых результатах определяются




Скачать бесплатно по прямой ссылке


Просмотров: 1129
Категория: Библиотека » Психодиагностика


Другие новости по теме:

  • Формула смысла » 1 страница
  • Формула смысла » 27 страница
  • Формула смысла » 26 страница
  • Формула смысла » 25 страница
  • Формула смысла » 24 страница
  • Формула смысла » 23 страница
  • Формула смысла » 22 страница
  • Формула смысла » 21 страница
  • Формула смысла » 20 страница
  • Формула смысла » 19 страница
  • Формула смысла » 18 страница
  • Формула смысла » 17 страница
  • Формула смысла » 16 страница
  • Формула смысла » 15 страница
  • Формула смысла » 13 страница
  • Формула смысла » 14 страница
  • Формула смысла » 2 страница
  • Формула смысла » 3 страница
  • Формула смысла » 4 страница
  • Формула смысла » 5 страница
  • Формула смысла » 6 страница
  • Формула смысла » 8 страница
  • Формула смысла » 9 страница
  • Формула смысла » 10 страница
  • Формула смысла » 11 страница
  • Формула смысла » 12 страница
  • Формула смысла » 7 страница
  • Блаватская Елена Петровна » Является Ли Самоубийство Преступлением » 1 страница
  • Блаватская Елена Петровна » История одной планеты » 1 страница
  • Блаватская Елена Петровна » История одной планеты » 2 страница



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь