А. Ф. Лосев. ОЧЕРКИ АНТИЧНОГО СИМВОЛИЗМА И МИФОЛОГИИ

- Оглавление -


<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>


14. К ТЕРМИНОЛОГИИ

Если относиться к терминологии чисто статистически, то диалектическое словоупотребление у Платона, пожалуй, еще более неопределенно, чем феноменологическое и трансцедентальное. Вспомним из III очерка этого тома наши подсчеты случаев с "эйдосом" и "идеей" в диалектическом значении (стр. 262-263). Однако по существу достаточно хотя бы одного точно и ясно диалектически значащего места с "эйдосом" или "идеей", чтобы терминология считалась установленной. Самыми яркими и самыми несомненными местами в этом смысле является "Парменид", где на протяжении 129а – 135е "эйдос" встречается 50 раз, а также места из "Софиста" (см. выше, с. 578). Этого достаточно, чтобы удостовериться в полном диалектическом значении "эйдоса" и "идеи".

Что касается термина ουσία, то я его читаю в "Софисте" 17 раз, в "Пармениде" 55 раз, в "Филебе" 7 раз, в "Политике" 4 раза, в "Государстве" (I кн. – 2, II кн. – 4, III кн. – 2, IV кн. – ни разу, V кн. – 1, VI кн. – 3, VII кн. – 7, VIII кн. – 5, IX кн. – 4, X кн. – ни разу) всего 28 раз; в "Тимее" 6 раз, в "Законах" (I кн. – ни разу, II кн. – 1, III кн. – 2, IV кн. – 3, V кн. – 7, VI кн. – 2, VII кн. – ни разу, VIII кн. – 2, IX кн. – 4, X кн. – 4, XI кн. – 5, XII кн. – 3) всего 33 раза. Таким образом, на всю диалектическую ступень можно насчитывать 150 более или менее ясных случаев с "усией". Это, конечно, огромный материал. На его основании можно составить себе точнейшее представление об этом термине. И выводы тут получаются, можно сказать, поразительные. Прежде всего, отмечу, что из 28 случаев "усии" в "Государстве" 14 сл. относятся исключительно к значению "имущество", "достояние", "владение". Это – I 329е, 330b, d, II 361b, 372b, 374a, III 416cd, VIII 551b, 553b, 554d, 565a, 566a, IX 578e, 591е. И только след. половина текстов имеет другое значение, а в "Законах" из 33 текстов 26 текстов имеют значение "имущества" (III 684d, 697b, IV 717с, 719с, 724а, V 729а, 736е, 737а, 741b, 744с, 745d, 754d, VI 775a, 776b, VIII 850ab, IX 856d, 857a, 866c, 877c, XI 913b, 915b, 918bc, 923ab, XII 955d) и, след., только 7 – иное значение. Но если всмотреться в эти "иные" значения, то и среди них отнюдь не все носят какой-нибудь определенный философский смысл. В "Государстве" – дело обстоит лучше всего. Здесь только в II 359а встречаем "усию" в смысле общего определения вещи, остальные же случаи (V 479с, VI 485ab, 486a, 509b, VII 523а, 524d слл., 525bc, 526e, 533e, 534b, IX 585b-d) носят несомненный идеальный характер, причем "усия" тут – в самых ответственных местах, трактующих об "идеях", созерцаниях, умных восхождениях, о противоположности со всем вещественным и чувственным. Быть может, тут, в этих текстах "Государства", "усия" приобретает наиболее платоновский характер. Что же касается "Законов", то из семи текстов, трактующих "усию" иначе, чем "имущество", один текст указывает на сущность как образец подражания (II 668с), остальные же обладают более или менее явственным общим идеально-смысловым значением (X 891е говорит об öντως ούσία276* и противопоставляет усию – генезису; 895d – общность, но скорее идеальная общность; 896а – о самодвижении как сущности души; 903с: "Ты не замечаешь, что все, что возникло, возникает ради всего целого, так чтобы осуществилось присущее жизни всего целого блаженное бытие" – "усия" в смысле идеальной целостности; 950b – лишаться сущности добродетели в противоположность лишаться других более частных ее моментов; 966е – о "вечной сущности"). Таким образом, "усия" в смысле чисто диалектическом есть для "Государства" и "Законов" явление сравнительно редкое.

Чтобы не возвращаться больше к этим диалогам, скажу тут же и о других онтологических терминах, в них встречающихся. Τώ öντι в популярном смысле: R.Р. I 341с – настоящий врач; 343с: "справедливость на самом деле есть благо чужое"; II 362а: "действительно говорят"; 379а: "бог благ по существу"; 382bc: "в действительности ложь ненавидима не только богами, но и людьми"; III 389b, 396с, 416b, IV 426е, 428b, d (последние два текста говорят о "поистине мудром городе", что в связи с общим учением вызывает мысль о более идеальном значении этого τώ öντι, хотя ближайший контекст на это совершенно не уполномочивает), 443d, V 466с, 474а, VI 488de, 493c, 497cd, VII 518d, 521а ("богатое по существу", не золотом, но разумностью – едва ли тут обязательно мыслить идеально-смысловое значение в философском смысле), 522b, 526а, 533cd, 538а, VIII 563е, IX 579d, 581e, 584e, 585d, 586а, X 612d. В более идеальном смысле – VI 484с: "по существу лишенные знания каждого сущего"; 485d: "по существу любящий учение должен стремиться к всецелой истине"; 511b: "гипотезы в существенном смысле"; VII 515е, 530а (астрономия "в существенном смысле"), X 599а (поэты "в существенном смысле"), 600с. Τό öν277* в общем и неопределенном смысле – I 353d, II 382b, 389c, III 413а, IV 445b, VI 504с, VIII 553b, IX 572а, X 599а, 609b, 617с. В "идеальном" значении, с массой отдельных оттенков, о которых сейчас неуместно говорить подробно, я нахожу этот термин, прежде всего, в отрывке V 476е – 480а, а затем – в VI 584cd, 486de, 490b, 501d, 505d, 508de, 511d, VII 515d, 518c, 521d, 525a, 526e, 527b, 529d, 533ab, 537cd, IX 582bc, 585b, de, 586ab, X 596e, 597a, d, 598ab, 601b, 611e. Ср. также противопоставления δοκεΐν и είναι в I 334bc, 334e – 335a, II 361a, IV 421a (еще и προσποιεϊσθαι), VI 505d (τά öντα и τά δοκοϋντα), VIII 552b, Χ 612d, φαίνεσθαι и είναι в IX 584а, е сл., 598ab, ср. IX 572ab, 583e, 586b, X 598a, 602cd, а также öντως – V 464с, VI 490a, IX 585de, X 597d и ö έστι278* – VI 490b, Χ 597а, с (2 (случая)).

В "Законах" τό öν почти не употребляется, а где употребляется, имеет общее и неопределенное значение (IV 716а, 722de, V 733d, VI 757b, IX 862b, 878b, X 894c, 895de, 896a, XI 930b, 937d, XII 941a, 959ab, 967d). Гораздо чаще δντως, но – тоже большею частью в обычном смысле: II 656е, 659de, 661d, 666d, 668c, IV 705а, 708d, 712e, 722de, 723a, 724b, 727d, 739c, VI 777d, 779a, VII 798bc, 803a, 810c, 814d, 817b, 823a, 824b, VIII 830c, e, 832c, 840b, 841e, IX 875d, X 891e (öντως ούσία279*), 894a, XI 928e, XII 943e, 953a, 957e, 959ab, 963cd, 965a, c, 966b, 967b, 969b.

Остаются, главным образом, "Софист" и "Парменид", где употребление терминов ούσία и öν почти исключительно идеально-понятийное, хотя и проскальзывает довольно часто нивелирующая и неопределенная общность (в особенности в начале диалога: ούσία – 219b, 232с, öντως – 216с, 230b, 231c, 236de, τώ öντι – 217е, противоположность φαίνεσθαι и είναι280* – 233с. В отрывках 237а – 241а и 242с – 264b эти термины берутся почти исключительно идеально, т.е. или предварительно диалектически, или прямо диалектически. Так как приводить все тексты значило бы выписывать значительную часть диалога и так как это требует особого исследования, то я приведу лишь страницы. Ούσία – 245d, 246a, bc, 248а, с, de, 250b, 251de сл., 258b, 260d, 261e. Όν – 237a, bc, d, e, 238ab, c, de, 239b, 240ab, d, e, 241ab, d, 242c, d, 243b-e, 244a, b, e, 245b, cd, de, 246e, 247bc, de, 248c, de, 249b, d, 250ab, c-e, 251ab, cd, e, 252a, 253de, 254a, cd, 255b-d, 256ab, bc, d, e, 257a-e, 258a, bc, d, e, 259ab, d, e, 260a, b, bc, cd, de, 261a, c, 262a слл., с, d, 263ab, 264d, 265b, c, 266d, de. Ту же самую картину мы находим в "Пармениде", где чаще всего ουσία и δν – в смысле идеально-диалектического "существования". Ούσία – 141е, 142b-d, 143a, bc, 144ab, с, е, 145а, 151 е, 155е, 156а, 162b, 163d, 164ab. Όν и είναι – 141е, 142а (тут же и в общем смысле), de, 143а, е, 144а, е, 149а, с-е, 150b, 151а, 152а, е, 154bc, 156а, 160с-е, 161b-е, 162а, ab, с-е, 163а, с-е, 164ab, с, de, 165bc. Ср. также ö έστι – 129b, 133c, de, 134a, b, противоположение είναι и γίγνεσθαι – 141b-e, 151e, 152c-e, 154a-с, е, 155а, с, 156e сл.; είναι и δοξάζεσθαι- 166ab, έστι и φαίνεσθαι281* – 166bc. Попадаются и обще-неопределенные случаи (öν 142а, 144b, 146de, 149c, e, 150b, 162с). Однако проанализировать все оттенки онтологической терминологии "Софиста" и "Парменида" я хочу в отдельной работе.

В "Филебе" ουσία я отметил всего 7 раз. Из них 48е – в смысле "имущества". Остальные – в идеальном смысле: 26d (γένεσις εις ούσίαν282*), 32ab, 53c, 54a-d. В последних случаях ούσία везде берется как противоположность γένεσις. Ср. öντως – 21а, 28с, 29b, 32de, 37b, 40cd, 44b, 57cd, 58a, 64de. В "Тимее" 20a ούσία – в смысле "имущества". Остальные – 29с: "чтó усия в отношении становления, тó истина в отношении веры"; 35ab – о вечно самотождественной усии, 37а – тоже в идеальном смысле, е – о вечной сущности. Όντως – 21а, 25а, 41с, 48а, 49b, 55с.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 781
Категория: Культурология, Мифология, Философия


Другие новости по теме:

  • Ж. - П. Сартр. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ – ЭТО ГУМАНИЗМ | Примечания Золя Эмиль 1840-1902 150французский писатель. Принимал активное
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 2. ЧТО ТАКОЕ ПСИХОТЕРАПИЯ Психотерапия 150 это научно
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 1. ВВЕДЕНИЕ Тот, кто обращается к психотерапевту, ищетспецифическое
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 9. ВТОРОЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ: НРАВИТСЯ ЖИТЬ Если
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 4. ЧТО ТАКОЕ ЭКЗИСТЕНЦИЯ Коротко говоря, экзистенцией можно
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 5. ЧЕТЫРЕ КОНСТИТУТИВНЫЕ ОБЛАСТИ ЭКЗИСТЕНЦИИ Все данности, с
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 6. СООТНЕСЕНИЕ С ТРАНСЦЕНДЕНТНЫМВ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОМ АНАЛИЗЕ Фундаментальные условия
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 7. СЛУЧАЙ ИЗ ПРАКТИКИ Эрика имя изменено, пятидесятилетняя
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 8. ПЕРВОЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ: МОЧЬ БЫТЬ Первое
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 10. ТРЕТЬЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ: ИМЕТЬ ПРАВО БЫТЬ
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 3. ЧТО ТАКОЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ Экзистенциальный анализ 150
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 11. ЧЕТВЕРТОЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ УСЛОВИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ: ДОЛЖЕНСТВОВАТЬ ДЕЙСТВОВАТЬ Если
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | 12. СПИРИТУАЛЬНОСТЬ СЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ В заключение обратимся
  • А. Лэнгле. ПСИХОТЕРАПИЯ – НАУЧНЫЙ МЕТОД ИЛИ ДУХОВНАЯ ПРАКТИКА? | Литература Лэнгле А. 2001. Экзистенциальный анализ 150 найтисогласие
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 54. Награда за хорошее поведение Я начинал
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 44. Дорожный указатель 150 Освободись 150 заклинаю
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 55. Сотворение Внутреннего Мира Мотивация 150 рабыня
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 56. Ожидают не нас Итак, странная совокупность
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 50. Подозревая, что наука лжет Поводок 150
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 57. Записываю всех в Свидетели После всего
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 58. Роскоши Выбора тоже конец Если быть
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 53. Не могу молчать Начиная свое исследование,
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 45. Три Брата Бывает, я кажусь себе
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 46. Росток в новый мир Впервые я
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 47. Тревожащая тайна неизвестности Я понял, что
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 48. Молю Бога об альтернативе На дворе
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 52. Предохранительная слепота Я вспомнил колокольный звон,
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 49. Инвентаризация Как этой двойственности не быть,
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 51. Реалии жизни Сладкая пытка, которой я
  • О. Крышталь. Я И МЫ – СЦЕНАРИЙ ОПТИМИЗМА | ОГЛАВЛЕHИЕ 59. Кукловод Вокруг меня 150 последний момент



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь