Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 63 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 64 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 66 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 67 К. Уилбер. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ВСЕГО | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 2 ТАЙНЫЙ ИМПУЛЬС В: У эволюции



К. Уилбер. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ВСЕГО

- Оглавление -


<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>




Глава 2

ТАЙНЫЙ ИМПУЛЬС

В: У эволюции есть тайный импульс?

К: Молекула превосходит и включает в себя атомы. Превосходит в том смысле, что у нее возникают некоторые новые, неведомые ранее созидательные свойства, которые не являются суммой свойств ее частей. Такова в целом идея теории систем и холизма вообще: возникают новые уровни организации, и эти новые уровни никоим образом не могут быть сведены к нижестоящим измерениям – они их превосходят, находятся за их пределами. Но они также включают их в себя, потому что нижестоящие холоны все же являются компонентами нового холона. Итак, превосхождение и включение.

В: То есть вышестоящий уровень обладает важнейшими свойствами нижестоящего плюс какими-то дополнительными.

К: Да, это еще один способ выражения данной идеи, впервые сформулированный Аристотелем: все нижнее есть и наверху, но не все верхнее есть внизу, – и именно поэтому во всех случаях без исключений устанавливается иерархия или холархия. Клетки содержат молекулы, но не наоборот. Молекулы содержат атомы, но не наоборот. Предложения содержат слова, но не наоборот. И именно это не наоборот устанавливает иерархию, холархию, порядок повышения целостности.

Более высокое и более низкое

В: Сегодня идут очень острые споры о том, какие уровни считать "более высокими" или "более низкими", чем другие. Тем не менее, вы даете простое правило для определения высшего и низшего в любой многоуровневой последовательности.

К: Да, возьмите любое эволюционное развитие, скажем, от атомов к молекулам, от них к клеткам, а от них к организмам. В этом ряду происходит повышение уровня целостности, возникают холоны, каждый из которых превосходит и включает в себя предшественника. Теперь, если вы в своего рода мысленном эксперименте "разрушите" какой-то определенный тип холонов, все более высокие холоны также разрушатся, но ни один из более низких холонов не пострадает. Этот простой мысленный эксперимент и поможет вам определить, что выше, а что ниже в любой многоуровневой последовательности.

Так, например, если бы вы разрушили все молекулы вселенной, то все более высокие уровни – клетки и организмы – также разрушились бы. Но ни один из холонов более низкого уровня – атомов и субатомных частиц – при этом бы не пострадал.

В: Да, я понимаю. Следовательно, "более высокий" и "более низкий" уровень организации – не просто сравнительное "оценочное суждение".

К: Верно. Мы говорим об уровнях структурной организации, и в данном отношении в холархии нет ничего произвольного. Она не является продуктом патриархальных измышлений или фашистской идеологии. Если вы разрушите какой-то определенный тип холонов, все более высокие холоны также разрушатся, потому что они частично зависят от более низких холонов как своих собственных компонентов. Но более низкие холоны прекрасно могут прожить и без более высоких: атомы могут существовать без молекул, но молекулы не могут существовать без атомов. Правило простое, однако оно совершенно ясно устанавливает, что выше, а что ниже, – в любой холархии.

Это правило действует для любой последовательности развития, для любой холархии – морального развития, овладения языком, биологического видообразования, компьютерных программ, усложнения молекул нуклеиновой кислоты. Из данного правила нет исключений, так как оно основано на простом факте зависимости целого от частей, а не наоборот. И это "не наоборот", как мы уже говорили, является холархией, или порядком повышения целостности.

В: Именно так вы показываете, что биосфера выше физиосферы.

К: Да, если вы разрушите биосферу, – то есть уничтожите все формы жизни, – космос, или физиосфера, будет и дальше существовать как ни в чем не бывало. Но если вы разрушите физиосферу, в тот же миг разрушится и биосфера. Это произойдет, потому что биосфера превосходит физиосферу и включает ее в себя, но не наоборот. Поэтому физиосфера представляет собой более низкий уровень структурной организации, чем биосфера. Вот в чем смысл более высокого и более низкого уровня организации. Так что биос стоит выше, а космос ниже.

В: Точно так же ноосфера выше, чем биосфера.

К: Да, в том же самом смысле. Ноосфера начинается со способности формировать произвольные образы в сознании, которая возникает уже у некоторых млекопитающих, например, у лошадей. Но в данном случае, приводя пример, я для наглядности ограничу ноосферу более высокоразвитым человеческим умом и плодами человеческой культуры.

Биосфера прекрасно существовала миллионы лет до появления человеческого ума, до возникновения ноосферы. И если вы разрушите ноосферу, биосфера будет и дальше существовать как ни в чем не бывало. Но разрушив биосферу, вы разрушите также человеческий ум, потому что биосфера – часть ноосферы, а не наоборот. Поэтому да, биосфера – более низкий уровень структурной организации, чем ноосфера. Ноосфера превосходит и включает в себя биосферу, она не просто часть биосферы. Полагать ее частью биосферы – махровый редукционизм.

В: Получается, физиосфера – это часть более высокой целостности, биосферы, которая является частью еще более высокой целостности, ноосферы. А не наоборот.

К: Да.

Глубина и размах

В: Но почему многие люди ставят эту картину с ног на голову?

К: Вероятно, потому, что они путают размер или размах с глубиной. И думают, что большой размах означает большую глубину, между тем как верно обратное.

В: Что именно вы называете "глубиной" и "размахом"?

К: Число уровней в той или иной холархии определяет ее глубину, а число холонов на том или ином уровне – его размах.

В: Значит, если мы говорим, что атомы имеют глубину один, то глубина молекул будет два, а глубина клеток – три.

К: Да, примерно так. Точнее говоря, число уровней – величина условная. Возьмем, к примеру, трехэтажный дом. Мы можем считать каждый этаж уровнем, как мы обычно и делаем, так что в этом случае глубина дома была бы три – три уровня. Но мы могли бы считать уровнем также каждую ступеньку лестницы. Тогда, если между этажами по двадцать ступеней, мы сказали бы, что у дома шестьдесят уровней, или что его глубина – шестьдесят.

Но несмотря на то, что эти шкалы уровней относительны или условны, взаимное расположение самих уровней не условно. Не важно, говорим ли мы, что у дома три или шестьдесят уровней, второй этаж все равно выше, чем первый. Пока мы используем какую-то одну относительную шкалу, никаких проблем не возникает, точно как в случае измерения температуры воды по шкале Цельсия или Фаренгейта: главное не путать термометры.

Так что мы могли бы сказать, что кварки имеют глубину один, атомы глубину два, кристаллы глубину три, молекулы глубину четыре и так далее. Глубина реальна вне зависимости от того, какую относительную шкалу мы решим использовать.

В: Итак, глубина и размах.

К: Людей сбивает с толку то, что эволюция создает каждый последующий уровень бóльшим по глубине и меньшим по размаху. Поскольку люди склонны путать совокупную величину, размер или размах с глубиной, их представления о порядке значимости уровней оказываются совершенно превратными.

В: Эволюция создает бóльшую глубину и меньший размах. На самом деле это принцип номер восемь (мы пропускаем некоторые из них). Вы могли бы привести пример для этого принципа?

К: Организмов меньше, чем клеток; клеток меньше, чем молекул; молекул меньше, чем атомов; атомов меньше, чем кварков. Каждый новый уровень имеет бóльшую глубину, но меньший размах.

Объясняется это, конечно же, тем, что, поскольку верхний уровень превосходит и включает в себя нижний, верхнего всегда будет меньше, а нижнего больше, и никаких исключений из этого правила нет. Не важно, как много клеток во вселенной, молекул всегда будет больше. Не важно, как много молекул во вселенной, атомов всегда будет больше. Не важно, как много атомов, кварков всегда будет больше.

Так что бóльшая глубина всегда имеет меньший размах, чем ее предшественница. Глубина отдельного холона становится все больше и больше, но совокупность образующих его холонов становится все меньше и меньше. Поскольку же люди думают, что больше – значит лучше, они склонны терять всякое представление о том, что важно, а что нет, и строй сущего у них переворачивается. Они ставят реальность на голову и в результате склоняются перед бóльшим как лучшим.

В: Холон превосходит и включает в себя своих предшественников, – приобретая таким образом бóльшую глубину, – но объем совокупности холонов большей глубины становится меньшим. Это так называемая пирамида развития.

Рисунок 2-1. Области эволюции

К: Да. Рисунок 2-1 взят из книги Эрвина Ласло Эволюция: великий синтез, которая представляет собой общепризнанную сводку современных научных представлений об эволюции. Вы ясно видите на нем эту пирамиду развития. Там, где физическая материя благоприятствует возникновению жизни, появляется жизнь; где жизнь благоприятствует возникновению ума, появляется ум. (Я бы добавил, – где ум благоприятствует возникновению Духа, появляется Дух).

Благодаря этой диаграмме вы видите, что по мере увеличения вертикальной глубины горизонтальный размах действительно уменьшается. Интересно, что вечная философия своими путями пришла к тому же выводу.

В: Что такое вечная философия?

К: Можно было бы сказать, что она представляет собой ядро великих мировых традиций мудрости. Вечная философия считает, что реальность представляет собой Великую Холархию бытия и сознания, которая простирается от материи и жизни до ума и Духа. Каждое измерение этой вложенной холархии превосходит нижестоящее, то есть выходит за его пределы, и включает его в себя, что нередко изображают в виде концентрических кругов или сфер. Такое "превосхождение и включение" представлено на рисунке 2-1.

Каждый уровень включает в себя предшествующий и добавляет к нему новые качества, которые возникли в результате его превосхождения. Так что каждое последующее измерение "больше" предыдущего, в смысле большей глубины охвата. И мы видим, что собственные границы отдельного холона при этом с каждым разом в самом деле расширяются, чтобы включать в себя все больше и больше Космоса, как показано на рисунке 2-2.

Рисунок 2-2. Бóльшая глубина

Но поскольку размах холонов с каждым разом в самом деле уменьшается – на более высоком уровне количество холонов понижается, – эту же самую диаграмму часто рисуют совершенно наоборот, как на рисунке 2-3. Бóльшая глубина означает меньший размах, ибо холонов, достигающих такой глубины, меньше. Поэтому совокупная численность холонов все уменьшается и уменьшается, как показано на рисунке 2-3, который представляет собой вариант пирамиды развития, предлагаемый вечной философией.

Оболочка Тело
1. анна-майя-коша (вещественность) стула-шарира (грубое)
2. прана-майя-коша (жизненность) сукшма-шарира (тонкое)
3. мано-майя-коша (рациональность)
4. виджняна-майя-коша (интуиция)
5. ананда-майя-коша (блаженство) карана-шарира (причинное)
Брахман-Атман  

Рисунок 2-3. Меньший размах

В: Следовательно, нам надо помнить обе эти прогрессии: увеличение глубины сопряжено с уменьшением размаха.

К: Да. При обсуждении эволюции неплохо было бы держать в уме обе эти диаграммы. На первой из них представлен принцип "превосхождения и включения" – действительного расширения границ включаемого в себя, в результате чего новый холон становится "больше" в смысле "глубже". Он содержит или охватывает все больше и больше уровней или измерений реальности, которые становятся частью его внутреннего состава, частью его существа, его совокупной индивидуальности. И это делает его более значимым; последнее означает или указывает на то, что в нем все больше и больше Космоса, – как в случае с молекулой, которая внутренне содержит в себе атомы, в самом деле охватывая их своим существом.

Но вторая диаграмма напоминает нам, что на более глубоких измерениях численность холонов действительно становится все меньшей и меньшей. Рисунок 2-2 отображает глубину, рисунок 2-3 – размах. Одно увеличивается, другое уменьшается. Бóльшая глубина, меньший размах.

Космическое сознание

В: Но самый высокий уровень – это Дух. Разве Дух не вездесущ? Если да, то он не уровень, он везде.

К: Каждый уровень выходит за пределы своего предшественника и включает его в себя. Дух выходит за пределы всего, поэтому включает в себя все. Он совершенно вне этого мира, но охватывает все его холоны без исключения. Он пронизывает все явления, но он не явление. Он неизменно присутствует на каждом уровне или в каждом измерении, но он не уровень и не измерение. Он за пределами всего и включает в себя все, будучи не имеющей опоры Опорой для всего проявленного, или Пустотой.

Так что Дух – это высший "уровень" холархии, и одновременно та бумага, на которой вся холархия начертана. Это самая высокая ступенька лестницы, и одновременно древесина, из которой сделана вся лестница. Дух является и Целью всей последовательности, и Опорой, на которой она зиждется. Я думаю, это станет более очевидным по мере дальнейшего изложения.

В: Не хочу забегать вперед, но это подводит нас также к теме экологической этики.

К: Да, подлинная экологическая этика предполагает, что выходя за пределы всех холонов и включая их в себя, мы охватываем их в искренних объятиях. Поскольку в состав человека входят физическая материя, жизнь и ум, мы должны уважать эти холоны не только за их собственную самоценность, что, конечно, важнее всего, но и в качестве составляющих нашего существа, разрушение которых было бы самоубийственно для нас в полном смысле этого слова. Дело не в том, что причиняемый биосфере вред в конечном счете обратится против нас и будет разрушать нас извне. Дело в том, что биосфера находится в полном смысле слова внутри нас, является частью нашего собственного существа, нашей совокупной индивидуальности. Разрушение биосферы – внутреннее самоубийство, а не просто какая-то внешняя проблема.

Итак, мы можем быть людьми с глубоко экологичным сознанием, а можем быть и всего лишь экологами, для которых биосфера сводится к внешней среде обитания. Нам нужен подход, который бы превосходил и включал в себя экологию, – именно потому, что ноосфера превосходит и включает в себя биосферу, подобно тому как та превосходит и включает в себя физиосферу. Нам не нужен такой подход, который бы ставил экологию в привилегированное положение, позволяя ей регрессивно сплющиваться до одномерной жизни, до раскинувшейся по плоскоземью сети жизни.

В: Но многие экофилософы и экофеминистки ссылаются на мистическое единство с природой, которое Бак называл "космическим сознанием", когда все существа видятся равными, когда нет никакой иерархии, нет высших и низших, а есть лишь великая сеть жизни.

К: Да, такое мистическое переживание равенства обычно испытывается на более высоких стадиях развития человека.

Однако мы имеем здесь две совершенно разные проблемы. Самосознание человека действительно может расширяться и включать в себя Все – назовем это Космическим сознанием, unio mystica, – как показано на рисунке 2-2. Самосознание индивида расширяется до Духа и, таким образом, охватывает Космос – выходит за пределы всего и включает в себя все. И это прекрасно. Но число людей, которые действительно постигают этот высший уровень самосознания, очень, очень и очень мало. Иными словами, размах этой очень большой глубины очень мал. Как всегда: чем больше глубина, тем меньше размах.

Но в этом переживании сознаваемая самотождественность человека в самом деле тождественна Всему, тождественна Космосу. И в этой тождественности все существа, высокие или низкие, священные или мирские, в самом деле воспринимаются как совершенные проявления Духа, каковыми они и есть, – ни более высокими, ни более низкими. Предельная глубина представляет собой предельное единство со Всеми, с Космосом.

Однако несмотря на то, что все существа – равные проявления Духа, постижение это не дается всем им в равной мере. Это постижение является результатом развивающего и эволюционного процесса роста и превосхождения себя.

А теоретики плоскоземной "сети жизни" просто сосредоточиваются на равенстве всех существ, выпуская из виду холархию постижения. Они думают, что раз креветка и обезьяна – совершенные проявления Божественного (каковыми они и есть), то никакого различия по глубине между ними нет. Это очень тяжелая и запущенная форма редукционизма.

Поэтому мы хотим, чтобы наша экологическая этика уважала все холоны без исключения как проявления Духа, и в то же время на практике могла различать их по внутреннему достоинству. Чтобы мы, руководствуясь этой этикой, понимали: лучше пнуть ногой камень, чем обезьяну, лучше съесть морковку, чем корову, лучше жить за счет злаков, чем млекопитающих.

Если вы соглашаетесь с этими утверждениями, значит вы признаете наличие ценностной холархии, градации по глубине и самоценности. Большинство экофилософов соглашается с такими утверждениями, но не могут объяснить, почему, так как их иерархия отрицает иерархию. У них есть только раскинутая по плоскоземью сеть жизни и биологическое равенство, которое не только внутренне противоречиво, но парализует практическую деятельность и подрывает систему ценностей.

Спектр сознания

В: Хорошо, мне очень бы хотелось еще возвратиться ко всему этому (в Третьей Части), но нам нужно не уклоняться от курса. Мы говорили о телосе Космоса, направлении эволюции, которое не случайно, а имеет определенную направленность.

К: Да, у эволюции есть направление; обычно говорят, что она движется "от хаоса к порядку". Иными словами, ее тянет на большую глубину. Случайность преодолевается, возникает смысл – с каждым шагом самоценность Космоса возрастает.

В: В самом деле, это двенадцатый принцип, последний из принципов, который я хочу обсудить. В этом принципе вы приводите различные признаки направленности эволюции, я просто перечислю их. Эволюция имеет общую тенденцию двигаться в направлении возрастающей сложности, все большей интеграции/дифференциации, усложнения организации/структурирования, повышения относительной самостоятельности, роста телоса.

К: Да, это некоторые из общепринятых, то есть принятых наукой, направлений эволюции. Существование такой направленность не означает, что возвратное движение или рас-творение невозможно, оно случается (растворение – это одна из четырех способностей любого холона). Это также не означает, что любое краткосрочное развитие должно следовать этим направлениям. Как говорит Майкл Мерфи, эволюция не столько движется вперед, сколько извивается. Но на длинной дистанции у эволюции имеется широкий телос, общее направление, которое становится особенно очевидным с повышением дифференциации – от атома к амебе и обезьяне!

Но все эти научные описания можно в целом обобщить так: эволюцию тянет прежде всего к увеличению глубины. Это тяга Космоса к превосхождению себя – движению за пределы того, к чему он шел до сих пор, и включению в себя того, к чему он шел; тем самым глубина его увеличивается.

В: Вы также связываете это с сознанием, добавляя далее: "Чем больше глубина холона, тем больше уровень его сознания".

К: Да. Сознание и глубина синонимичны. У любого холона, сколько бы малым он ни был, имеется определенная глубина, ибо дна не существует. И в процессе эволюции глубина становится все больше и больше – и сознания становится все больше и больше. Какой бы не была глубина атомов, у молекул она больше. А глубина клеток больше, чем у молекул. У растений она больше, чем у клеток. А у приматов больше, чем у растений.

Существует спектр глубины, спектр сознания. И эволюция развертывает этот спектр. Сознание развертывается все больше и больше, все больше и больше постигая себя, все больше и больше проявляясь. Дух, сознание, глубина – так много слов, чтобы говорить о том же.

В: Поскольку глубина есть повсюду, то и сознание есть повсюду?

К: Просто изнутри глубина выглядит как сознание. Поэтому да, глубина есть везде, сознание есть везде, Дух есть везде. И по мере увеличения глубины сознание все больше и больше пробуждается, все больше и больше развертывается Дух. Говорится, что эволюция порождает все большую глубину; об этом же можно сказать, что она просто все больше развертывает сознание.

В: Вы говорите про "развертывание" и "окутывание".

К: С каждым превосхождением Дух развертывает себя и на новом уровне окутывает превзойденное своим существом. Выходит за пределы и включает в себя, порождает и обнимает, создает и любит, Эрос и Агапе, развертывание и окутывание – все это разные способы говорить о том же.

Вкратце сказанное можно свести к следующему: поскольку эволюция идет дальше того, к чему шла, но должна при этом охватить то, к чему шла, сама ее природа состоит в превосхождении и включении. Поэтому ей присуща направленность, тайный импульс ко все большей глубине, самоценности, сознательности. Чтобы идти, эволюция должна идти в этих направлениях, так как больше ей идти некуда!

В: И общий вывод состоит в том...

К: В общем-то, их несколько. Так, поскольку у вселенной есть направление движения, есть оно и у нас. В этом движении есть смысл, объятья его самоценны. По словам Эмерсона, мы лежим на коленях беспредельной разумности, другое имя для которой Дух. Это тема, начертанная на изначальном лике Космоса. Это узор, покрывающий стену Небытия. Каждый жест его полон смысла, каждый взор – благодати.

Мы, – как и все существа, – проникнуты этим смыслом, несомы потоком заботы, глубинной ценности, предельной значимости, самосознавания. Мы неотъемлемая часть этой беспредельной разумности, этого Духа-в-действии, этого Бога в процессе творения. Нам не следует думать о Боге как о некой мифической фигуре, которая прячется за кулисами и оттуда правит балом. Не должны мы его представлять и как чисто имманентную Богиню, что затерялась в сотворенных ею формах. Эволюция – это Бог и Богиня, она и трансцендентна и имманентна. Она имманентна, внутренне присуща этому процессу как таковому, вплетена в саму ткань Космоса; но при этом она повсеместно трансцендирует, выходит за пределы созданного, каждый миг давая жизнь чему-то новому.

В: Превосходит и включает в себя.

К: Несомненно. И я полагаю, мы призваны пробудиться и ощутить себя этим процессом. Сам Дух в нас призван стать самосознательным или, как сказали бы иные, сверхсознательным. Подсознательное, самосознательное, сверхсознательное, – глубина все увеличивается на пути к ошеломляющему осознанию себя единым с лучезарным Всем и пробуждению в качестве этого единства.

Что вы думаете по этому поводу? Не безумно ли это? Не сошли ли эти мистики и мудрецы с ума? В самом деле, не рассказывают ли все они на разный лад одну и ту же байку? Байку о том, как однажды пробудились поутру и обнаружили себя едиными со Всем, типа во вневременной вечности и бесконечности.

Да, возможно они спятили, эти божественные чудаки. Возможно, это просто идиоты, лепечущие что-то перед лицом Бездны. Возможно, им требуется просто чуткий и отзывчивый терапевт. Да, им бы это точно помогло.

Но затем закрадывается сомнение. Быть может, путь эволюции и в самом деле пролегает от материи через тело и душу к духу, и каждая стадия этого пути превосходит предыдущую, включая ее в себя и с каждым разом обретая все большую глубину, все большую сознательность и все больший охват сущего. И на самых высоких рубежах эволюции сознание человека, быть может, – только быть может, просто допустим это, – в самом деле прикасается к бесконечности, полностью охватывая весь Космос, и становится Космическим сознанием, которое есть Дух, пробужденный к своей истинной природе.

Это, по крайней мере, похоже на правду. А теперь скажите мне: разве эта история, возвещаемая мистиками и мудрецами по всему миру, более безумна, чем история научного материализма о том, что вся эта эволюционная последовательность – просто выдумка идиота, полный бред и пустой звук, который ровным счетом ничего не значит? Вслушайтесь внимательно: какая из этих двух историй в самом деле звучит полным безумием?

Я вам скажу, что я думаю по этому поводу. Я думаю, эти мудрецы – растущая верхушка, нынешняя верхушечная точка тайного импульса эволюции. Я думаю, они – передний край эволюционного влечения к превосхождению себя, которое всегда идет дальше того, к чему шло ранее. Я думаю, они воплощают в жизнь не что иное, как тягу Космоса к углублению и расширению сознания. Я думаю, они оседлали острие светового луча, который несется на свидание с Богом.

И я думаю, что они указывают нам на ту же глубину – в вас, во мне, во всех нас. Я думаю, что они подключены ко Всему, и голосами их поет Космос, а глазами их сияет Дух. И я думаю, что они приоткрывают нам облик завтрашнего дня, открывают нас сути нашей собственной судьбы, – прямо сейчас, в данный вневременной момент настоящего, – и в этот потрясающий миг осознания голос мудреца становится вашим голосом, глаза мудреца становятся вашими глазами, вы начинаете говорить языком ангелов и светиться огнем постижения, который никогда не возгорал и никогда не угаснет. Вы узнаёте свое истинное Лицо в зеркале Космоса: вы в самом деле Все, вы более не часть этого потока, вы сам поток, и Все развертывается не вокруг вас, но внутри вас. Звезды сияют уже не там, а здесь. Новые звезды рождаются в глубине вашего сердца, а солнце сияет в вашем сознавании. Поскольку вы за пределами всего, вы охватываете все. Здесь нет завершающего Целого, а только бесконечный процесс, и вы – открытость, или ясность, или чистая Пустота, в которой разворачивается этот процесс – непрестанно, неизменно, изумительно, легко.

Игра отменяется, кошмару эволюции приходит конец, и вы там же, где были до начала представления. Внезапно потрясенные совершенно очевидным, вы узнаете свой Изначальный Лик, лик до Большого Взрыва, лик полной Пустоты, чьей улыбкой является все творение, а песней целый Космос, – и при первом же ее взгляде все это исчезает; остается лишь улыбка и отражение луны в тихом пруду в кристально ясную ночь.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 1182
Категория: Библиотека » Философия


Другие новости по теме:

  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | Глава вторая ДОРОГА ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ У истоков
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | Выбор и ответственность Чтобы быть, нужно сначала принятьна
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | Глава пятая СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕHHОСТЬ Генезис морального Я
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | Самоуважение и последовательность Я Нет несчастней того, Кто
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | Самостоятельность и сопричастность ...Свободная воля и воля,подчиненная нравственным
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | Глава четвертая ЕДИНСТВО В МНОГООБРАЗИИ Быть или казаться
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | О пользе и вреде самоанализа Когда Левин думал
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | Самопознание или самообман Я знаю все, но только
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | Глава третья ПСИХОЛОГИЯ САМООСОЗHАHИЯ Я в своем представлении
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | В конце пути Страшно то, что чем старшестановишься,
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | Мочь, сметь и уметь ...Не только музыке надо
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | От самоопределения к самореализации Мыслю юность, как цирковую
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | Юность ищет себя А как необозримо отрочество,каждому известно...
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | Биография и судьба Все человеческие судьбы слагаютсяслучайно, в
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | ЧАСТЬ ВТОРАЯ: СТАHЬ ТЕМ, ЧТО ТЫ ЕСТЬ Глава
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | Марксистский гуманизм ...Развитие способностей родачеловек, хотя оно вначале
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | Крушение богоподобного Я Маленькая рыбка сказала морскойцарице: Я
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | Глава пятая КРИЗИС ЧЕЛОВЕКА И СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ АЛЬТЕРHАТИВА Освобождение
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | Введение ЗАГАДКА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО Я От ответов 150 к
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | Познание себя и автокоммуникация Вот уже несколько лет,
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | Глава четвертая ОТКРЫТИЕ ИHДИВИДУАЛЬHОСТИ Чувство личности Разве жизнь
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | Глава третья МЕЖДУ ОБЩИНОЙ И БОГОМ Когда я
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | Глава вторая АНТИЧНОЕ НАСЛЕДИЕ Много есть чудес на
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | Образ человека и тип культуры В том безграничном
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: ЛИЧHОСТЬ В ЗЕРКАЛЕ КУЛЬТУРЫ Глава первая
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 4. ВЕРА КАК ЧЕРТА ХАРАКТЕРА Вера состоит в
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 3. УДОВОЛЬСТВИЕ И СЧАСТЬЕ Счастье 150 не награда
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ 3 Плодотворная ориентацияа Общая характеристикаСо времени классической
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава IV ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ЭТИКИ Самый очевидный аргумент
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 2. СОВЕСТЬ. ОСОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ САМОГО СЕБЯ Всякий, кто



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь