К. Уилбер. КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ВСЕГО

- Оглавление -


<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>




Часть Первая
ДУХ-В-ДЕЙСТВИИ



Глава 1

ОРГАНИЗУЮЩАЯ СХЕМА

В: Итак, мы начнем рассказ с Большого Взрыва и проследим движение эволюции от материи до жизни и ума. А затем, с появлением ума, или человеческого сознания, мы рассмотрим пять или шесть главных эпох развития самого человечества. Причем все это повествование ведется в контексте духовности: мы будем рассматривать, что она означает, какие формы она принимала в ходе истории, и какие формы может принять в будущем. Верно?

К: Да, это своего рода краткая история всего. В целом звучит неподъемно, но поскольку я пользуюсь ориентирующими обобщениями, это чрезвычайно упрощает дело.

В: Вы не могли бы уточнить, что значит "ориентирующее обобщение"?

К: Если мы посмотрим на различные области человеческого знания – от физики и биологии до психологии, социологии, теологии и религии, – то увидим, что в них возникают некие широкие общие темы, по которым, фактически, почти нет разногласий.

Например, в сфере морального развития не каждый согласится с деталями моральных стадий Лоуренса Колберга или с деталями модификации этой схемы, которую осуществила Кэрол Гиллиган. Но в целом все согласны, что моральное развитие человека проходит, по меньшей мере, три главные стадии.

Новорожденный еще не социализирован, не приобщен к какой-то системе морали – это "доконвенциональная" стадия. Затем человек благодаря воспитанию осваивает общие моральные нормы, которые отражают основные ценности данного общества, и его мораль становится "конвенциональной", или общепринятой. В ходе дальнейшего роста он может начать размышлять о своем обществе, в результате чего слегка отделиться, дистанцироваться от него и обрести способность критиковать его или реформировать – тем самым человек переходит в состояние, которое отчасти "постконвенционально".

Таким образом, хотя фактические детали и тонкости описания этой последовательности развития все еще горячо обсуждаются, каждый из исследователей вполне согласен, что нечто подобное этим трем основным стадиям действительно существует, и наблюдается у всех людей. Это и есть ориентирующее обобщение: оно с большой долей вероятности показывает нам, где лес, даже если мы не можем договориться, сколько в нем деревьев.

Моя идея состоит в том, что, если мы возьмем эти в значительной степени согласованные ориентирующие обобщения из разных областей знания – от физики и биологии до психологии и теологии – и свяжем их между собой, то придем к некоторым удивительным и нередко глубоким выводам. Выводам, которые, при всей своей необычности, воплощают не что иное, как знание, о котором мы уже договорились. Бусинки знания уже собраны: нужно только нанизать их, чтобы получить ожерелье.

В: Значит, в этих беседах мы будем создавать своего рода ожерелье?

К: В некотором смысле, да. Работая с широкими ориентирующими обобщениями, мы можем получить широкую ориентирующую карту места, занимаемого человеком по отношению ко Вселенной, Жизни и Духу. Детали этой карты мы можем уточнять по своему усмотрению, но ее общие контуры основаны на массе отборных свидетельств, которые были почерпнуты во всевозможных областях человеческого знания из простых, но прочных ориентирующих обобщений.

Космос

В: Мы проследим ход эволюции, ее развертывание в различных сферах, от вещества до жизни и ума. Вы называете эти основные области физической материей, или космосом, жизнью, или биосферой, и умом, или ноосферой. А все три области в целом вы называете "Космосом" с большой буквы.

К: Да, понятие "Космоса" ввели пифагорейцы. Первоначально оно означало упорядоченную природу или то, что происходит во всех областях существования, от вещества до ума и Бога включительно, а не только физический мир, как это соответствует нынешнему значению слова "космос" или "вселенная".

Поэтому я хотел бы вновь ввести понятие Космоса с большой буквы. Как вы уже сказали, этот Космос включает в себя космос (или физиосферу), биос (или биосферу), душу или ум, нус (ноосферу) и теос (теосферу или область божественного).

Можно спорить по поводу того, например, где именно вещество становится жизнью, – или космос становится биосом, – но, как указывает Франциско Варела, только в живых системах происходит автопоэз (самовоссоздание).* В космосе его нет, а в биосе есть. Это масштабное и фундаментальное возникновение чего-то совершенно нового, – и в ходе эволюции Космоса я прослеживаю несколько таких фундаментальных трансформаций, связанных с возникновением нового.

* Autopoiesis, досл. "самосозидание": создание и воссоздание внутренней организации и внешняей границы живой системы в процессе ее собственного функционирования. – Прим. пер.

В: Значит, нас будет интересовать не только космос, но и Космос в целом?

К: Да. Многие космологии страдают материалистической предубежденностью, полагая почему-то физический космос самым реальным измерением, а все остальное объясняя в конечном итоге за счет материального плана. Но до чего же зверский этот подход! Он вдребезги разносит Космос о стену редукционизма, и все его сферы, за исключением физической, медленно умирают, истекая кровью, прямо у вас на глазах. Разве так можно обращаться с Космосом?

Нет, я думаю, мы будем заниматься Космологией, а не космологией.

Двадцать принципов: организующие схемы

В: Мы можем приступить к этой Космологии, рассмотрев характерные особенности эволюции в различных областях. Вы выделили двадцать принципов, справедливых, по-видимому для любых сфер эволюции, где бы она ни происходила, будь то физическая материя, жизнь или ум.

К: Да, это так.

В: Давайте приведем несколько примеров таких принципов, чтобы показать, о чем идет речь. Согласно принципу номер один, реальность состоит из целых/частей, или "холонов". Что, реальность состоит из холонов???

К: Что ж тут непонятного? Артур Кестлер ввел термин "холон" для обозначения любых образований, которые представляют собой целое и, в то же время, часть другого целого. И если вы внимательно рассмотрите действительно существующие явления и процессы, то вскоре для вас станет очевидным, что любой из них представляет собой не просто целое, но часть чего-то еще. Они являются целыми/частями, или холонами.

Например, целый атом является частью целой молекулы, а целая молекула – частью целой клетки, целая клетка – частью целого организма, и так далее. Каждое из этих образований – не целое и не часть, а целое/часть, холон.

И что ни возьми, все в основе своей является того или иного рода холоном. Уже две тысячи лет длится философский спор между атомистами и холистами: что в конечном счете реально, целое или его части? А ответ в том, что ни то, ни другое. Или то и другое, как вам угодно. Куда ни глянь, есть лишь холоны, до самого верха и до самого низа.

Помните старую шутку про короля, который пришел к мудрецу и спросил, как же так получается, что земля не падает вниз. Мудрец ответил: "Земля покоится на льве". – "А на ком тогда покоится лев?" – спросил король. "Лев покоится на слоне", – ответил мудрец. "А на ком тогда покоится слон?" – спросил король. "Слон покоится на черепахе", – ответил мудрец. "А на ком тогда... " Мудрец остановил его и сказал: "Можете не продолжать, ваше величество. Дальше там до самого низа одни черепахи".

До самого низа одни черепахи, до самого низа одни холоны. Не важно, насколько далеко вниз мы зайдем, мы все равно обнаружим холоны, которые покоятся на холонах, которые покоятся на холонах. Каждая субатомная частица исчезает в виртуальном облаке пузырьков внутри пузырьков, холонов внутри холонов, в бесконечности волн вероятности. До самого низа одни холоны.

В: И до самого верха, как вы сказали. И мы никогда не придем к наивысшему Целому.

К: Да, это так. Нет такого целого, которое бы не было одновременно частью какого-то другого целого, и так до бесконечности, нескончаемо. Время идет, и то, что сегодня было целым, завтра становится частью...

Даже "Целое" Космоса представляет собой часть целого, неопределенного в настоящий момент. Мы никогда не найдем целого, как такового, потому что целого не существует, есть только целые/части.

Поэтому первый принцип гласит, что реальность состоит не из вещей и не из процессов, не из целых и не из частей, а из целых/частей, или холонов – до самого верха и до самого низа.

В: Значит, реальность не состоит, скажем, из субатомных частиц?

К: Конечно нет. Полагать так, значит впадать в глубокий редукционизм, потому что он наделяет особым статусом материальную, физическую вселенную, в результате чего все остальное – от жизни до ума и духа – приходится выводить из субатомных частиц, а это безнадежное занятие.

Обратите внимание, однако, что субатомная частица сама по себе является холоном. Как и клетка. Как и символ, образ, понятие. Все эти образования являются прежде всего холонами, а затем уже чем-то еще. Поэтому мир состоит не из атомов, символов, клеток или понятий. Он состоит из холонов.

Поскольку Космос состоит из холонов, то если мы рассмотрим, что общего у всех этих холонов, мы сможем начать понимать, что общего у эволюции в разных сферах Космоса. Понимать, как развиваются холоны в космосе, биосе, психике, теосе, – по каким общим схемам это происходит.

В: Что общего у всех холонов. Задавшись этим вопросом вы и выявили двадцать принципов?

К: Да, это так.

Организация и взаимодействие

В: Итак, первый принцип гласит, что Космос состоит из холонов. Второй принцип заключается в том, что все холоны обладают некоторыми общими свойствами.

К: Да. Поскольку каждый холон представляет собой целое/часть, ему присущи две "тенденции", его, так сказать, "тянет" поддерживать свою целостность и свою частичность.

С одной стороны, ему необходимо поддерживать свою целостность, свою самобытность, свою самостоятельность, свою внутреннюю организацию. Если он окажется не в состоянии поддерживать и сохранять свою внутреннюю организацию или свою самобытность, то просто перестанет быть, его не станет. Поэтому одним из свойств холона, к какой бы сфере он ни относился, выступает его внутренняя организованность, способность поддерживать свою целостность в условиях давления внешней среды, которая в противном случае уничтожила бы его. Это верно для атомов, клеток, организмов, идей.

Но холон – это не только целое, которому надлежит сохранять свою внутреннюю организацию; это также часть какой-то другой системы, какой-то другой целостности. И поэтому, кроме поддержания своего самостоятельного существования в качестве целого, ему приходится также приспосабливаться к существованию в качестве части чего-то другого. Его собственное существование зависит от его способности приспосабливаться к окружающей среде, что верно для атомов и молекул, животных и людей.

Поэтому любой холон должен быть не только внутренне организован в качестве целого, но и обладать способностью к взаимодействиям в качестве части других целых. Будучи не в состоянии поддерживать то или другое – организацию или взаимодействие, – он просто разрушается. Прекращает свое существование.

Превосхождение* и растворение

В: И это часть принципа номер два – каждый холон обладает способностью поддерживать свою внутреннюю организацию и взаимодействовать со средой. Вы называете эти способности "горизонтальными". А что представляют собой "вертикальные" способности холона, которые вы называете "превосхождением себя" и "растворением себя"?

* Transcendence – трансцендирование, выход за пределы; Уилбер использует этот термин для обозначения выхода за верхний предел. – Прим. пер.

К: Если холону не удается поддерживать свою внутреннюю организацию или взаимодействие со средой, он может полностью разрушиться. Разрушаясь, он разлагается на подхолоны: клетки разлагаются на молекулы, последние распадаются на атомы, которые также могут быть "расщеплены" под большим давлением. Замечательная особенность этого разложения состоит в том, что холоны имеют тенденцию рас-творяться в порядке, обратном тому, в котором они создавались. Их разложение является "рас-творением себя", то есть попросту разложением на подхолоны, которые, в свою очередь, могут разлагаться на подхолоны, и так далее.

Но удивительнее всего обратный процесс: процесс создания, сборки, в ходе которого возникают новые холоны. Спрашивается, как отдельные молекулы собрались вместе, чтобы образовать живую клетку?

Традиционной неодарвинистской отмашке, объясняющей это естественным отбором, никто больше не верит. Вполне очевидно, что эволюция действует отчасти по законам естественного отбора, но при этом просто отбираются те трансформации, которые уже произошли. А вот как они произошли, не понимает никто.

В: Например?

К: Возьмем традиционное представление о том, что крылья развились из передних конечностей. Возможно, потребуются сотни мутаций, чтобы из конечности получилось полноценное крыло – ведь полукрыло не подойдет. Полукрыло не так хорошо, как лапа, и не так хорошо, как крыло: вы не можете ни бегать, ни летать. Никакой адаптивной ценности оно не имеет. Иными словами, с полукрылом вы становитесь чьим-то ужином. Крыло получится лишь тогда, когда эти сотни мутаций произойдут сразу, в одном животном, – причем такие же мутации должны одновременно произойти в другом животном противоположного пола, а затем они должны как-то найти друг друга, поужинать, немного выпить, спариться и завести потомство с полноценными крыльями.

Мы говорим о невероятном. Это абсолютно, совершенно, в высшей степени невероятно. Случайных мутаций не хватит даже для того, чтобы начать объяснять этот процесс. Огромное большинство мутаций летальны, приводят к гибели; как же нам получить одновременно сто не летальных мутаций? Или хотя бы пять-шесть, для начала? Когда эта немыслимая трансформация произошла, естественный отбор действительно определит, какие крылья более приспособлены для жизни, а какие менее, – но откуда взялись сами крылья? Ответа на загадку никто не знает.

В настоящее время все просто согласились называть это "квантовой", "пунктирной" или "эмерджентной" (возникающей) эволюцией, в ходе которой совершенно новые и чрезвычайно сложные холоны неожиданно возникают в результате огромного скачка, наподобие квантового, без каких бы то ни было признаков промежуточных форм. Причем, чтобы новообразование вроде крыла или, скажем, глазного яблока, могло выжить, одновременно должны произойти десятки или сотни не летальных мутаций.

Однако что бы мы ни думали по поводу этих необыкновенных трансформаций, нельзя отрицать тот факт, что они все же происходят. Поэтому многие теоретики, такие как Эрих Янч, просто говорят, что эволюция "осуществляет себя путем превосхождения себя". Эволюция представляет собой бурный процесс самопревосхождения: она обладает поразительной способностью идти за пределы того, к чему шла ранее. Поэтому эволюция – это отчасти процесс превосхождения ранее достигнутого, который включает в себя последнее, а затем добавляет к нему какие-то совершенно новые компоненты. Таким образом, тяга к превосхождению себя вплетена в саму ткань Космоса.

Четыре влечения холонов

В: И она является четвертым из "влечений", присущих всем холонам. Итак, мы имеем организацию и взаимодействие, действующие "горизонтально" на любом из уровней, на "вертикали" же у нас имеется движение к более высокому уровню, то есть превосхождению себя, и движение к более низкому уровню, растворению себя.

К: Да, это так. Будучи целым/частью, все холоны в своем существовании подвержены разным "влечениям", их "тянет" в разном направлении. Тянет быть целым, тянет быть частью, тянет вверх, тянет вниз; результатом является организация, взаимодействие, превосхождение, растворение. И принцип номер два просто говорит, что эти четыре "влечения" присущи всем холонам.

Вот вам пример того, как появились двадцать принципов. В остальных принципах рассматривается, что происходит под воздействием этих сил. Скажем, тяга к превосхождению себя служит причиной появления жизни из физической материи, и из жизни – ума. Двадцать принципов просто прослеживают такого рода общие схемы, которые обнаруживаются в эволюции холонов, где бы она ни происходила, – в материи, биосе, уме, вплоть до ее наивысших стадий. Возможно, даже духовных стадий, почему бы и нет?

В: Значит, в эволюции действительно наблюдается определенное единство?

К: Да, отчасти это так. Непрерывный процесс превосхождения себя вызывает разрывы непрерывности, скачки, творческие сдвиги. Поэтому в эволюции наблюдается как прерывность – ум нельзя свести к жизни, жизнь нельзя свести к веществу, – так и непрерывность: общие схемы, по которым эволюция протекает во всех областях. И в этом смысле, да, Космос сплочен, объединен единым процессом. Он представляет собой уни-версум, "единую песнь".

Творческое возникновение

В: Эту песнь вы называете "Духом-в-действии" или "Богом в процессе творения", и я хотел бы еще вернуться к этой теме. Но сейчас мы переходим к принципу номер три. Он прост: холоны возникают.

К: Да. Как мы говорили, эволюция – это отчасти процесс самопревосхождения, она всегда идет дальше, за пределы того, к чему шла до сих пор. И в ходе возникновения таких творческих инноваций появляются новые существа, разворачиваются новые схемы, образуются новые холоны, новые союзы строятся из массы целых и их фрагментов. Создается впечатление, что Космос развивается посредством квантовых скачков творческих возникновений нового.

В: Именно поэтому ни один уровень не может быть сведен к сумме образующих его компонентов низлежащего уровня или, иначе говоря, холон не может быть сведен к сумме подхолонов.

К: Да. То есть вы можете анализировать части, составляющие целое, и это совершенно правомерный подход. Но при этом вы будете иметь дело именно с частями, а не целым. Вы можете разобрать часы и проанализировать каждую из деталей, но они не смогут вам сказать, который час. Это относится к любому холону. Целостность холона не содержится ни в одной из его частей, что кладет край мании редукционизма, которой западная наука страдает практически с момента рождения. Понимание этого уже стало проникать в научный ум, особенно в связи с появлением наук о системах.

В: Хотя редукционистов еще хватает, волна, похоже, пошла на убыль. Вам едва ли придется объяснять другим, чем "плох" этот подход. А нередукционизм предполагает, в некотором смысле, творческую природу Космоса.

К: Удивительно, не так ли? В качестве "предельных категорий", – то есть понятий, необходимых для того, чтобы иметь возможность думать обо всем остальном, – Уайтхед назвал всего три: творчество, единое и многое. (Поскольку каждый холон представляет собой фактически едино/многое, эти категории на самом деле можно свести к двум: творчество и холоны).

Более того, по мысли Уайтхеда, "предельной метафизической основой служит творческий рост новизны". Новые холоны возникают творчески. Творчество, холоны – это одни из самых фундаментальных категорий, которые нам требуются, прежде чем мы сможем рассуждать о чем-либо другом!

Итак, принцип номер три: холоны возникают. И у каждого холона есть упомянутые четыре основные способности: к внутренней организованности, взаимодействию, растворению себя и превосхождению себя. Это и служит для нас отправной точкой творения Космоса.

В: Тут мы забегаем наперед, и мне не хотелось бы сейчас особо углубляться в эту тему, но вы связываете творчество с Духом.

К: А что есть творчество, как не другое название для Духа? Если творчество, как говорил Уайтхед, предельно, – вы должны обладать им прежде, чем сможете обладать чем-либо еще, – то что такое эта "предельная метафизическая основа", как не Дух? Для обозначения Духа я использую также буддистский термин "Пустота", о котором мы сможем поговорить. Просто Дух, или Пустота, дает начало форме. Возникают новые формы, возникают новые холоны – и они возникают не из безвоздушного пространства.

Мы уже видели, что наука согласна с тем, что превосхождение себя вплетено в саму ткань вселенной. Как еще можно назвать это преодолевающее себя творческое начало? Духом, не так ли ? Пустота, творчество, холоны.

В: Некоторые научные круги в последнее время стали мягче относиться к духовным или идеалистическим истолкованиям сотворения мира.

К: В какой-то мере, да. Большой Взрыв сделал всех думающих людей идеалистами. Сначала не было ничего, а затем Ба-Бах! Возникло нечто. Уму непостижимо. Из полнейшей Пустоты восстало проявление.

Для традиционной науки это кошмар, потому что тем самым устанавливается временной предел для дурацких случайных мутаций, которыми, как предполагалось, объясняется вселенная. Помните историю про тысячу мартышек и Шекспира – пример того, как случайно может возникнуть упорядоченный мир?

В: Если предоставить им достаточно времени, то мартышки, шлепая по клавишам компьютера, могли бы нашлепать пьесу Шекспира.

К: Если предоставить им достаточно времени! Было подсчитано, что шанс создать пьесу Шекспира у одной мартышки равен один на десять тысяч миллионов миллионов миллионов миллионов миллионов миллионов. Поэтому, возможно, это произойдет через миллиард миллиардов лет. Но возраст вселенной не миллиард миллиардов лет. Ей всего двенадцать миллиардов лет.

И это меняет все. Подсчеты, которые делали ученые, от Фреда Хойла до Ф.Б.Салисбери, достоверно показывают, что двенадцати миллиардов лет недостаточно даже для того, чтобы создать случайным образом один фермент.

Иными словами, вселенной движет не случай, а что-то другое. Для традиционных ученых случайность была их спасением. Случай был их богом. Случай объяснял все. Случай – плюс бесконечное время – создавал вселенную. Но бесконечное время исчезло, и этот бог жестоко подвел своих адептов. Он умер. Случай не объясняет происхождение вселенной; на самом деле, вселенная прилагает огромные усилия для преодоления случайности. Случайность – это именно то, что преодолевает тяга Космоса к превосхождению себя.

В: Это еще одна формулировка той мысли, что самопревосхождение встроено во Вселенную, или что превосхождение себя – одно из четырех влечений, присущих всем холонам.

К: Думаю, что да. Это тяга к созиданию, телос Космоса. У Космоса есть направление. Он движется куда-то. Его основой служит Пустота; его тянет к организации форм во все более сложные холоны. Пустота, творчество, холоны.

В: Сегодня сторонники "религиозного креационизма" подняли большой шум по этому поводу. Они говорят, что все это соответствует Библии и картине творения, описанной в Книге Бытия.

К: Что ж, они ухватились за тот все более очевидный факт, что традиционное научное объяснение со своей задачей не справляется. Космос создается не случайно, а творчески. Но из этого не следует, что вы можете приписать это творчество какому-то конкретному Богу. Из этого не следует, что в изначальной Пустоте можно постулировать существование Бога со всеми его милыми вашему сердцу атрибутами, – Бога, который является таковым только для евреев, или только для индусов, или только для туземцев, Бога, который наблюдает за мной, который добр, справедлив, милостив и так далее. Нам следует быть очень внимательными в употреблении такого рода ограничительных и антропоморфных характеристик. Именно поэтому я предпочитаю "Пустоту", которая не имеет границ или качеств.

Но фундаменталисты и "креационисты" захватывают эти освободившиеся номера в гостинице науки, чтобы обеспечить перевес своих делегатов на конференции. Они видят, что было "в начале", видят, что творчество это абсолют, – и ставят знак равенства между этим абсолютом и своим мифическим богом. Последнего же они наделяют всеми качествами, необходимыми для потакания их собственным эгоистическим наклонностям, начиная с обещания, что каждого, кто в данного конкретного бога не верит, будут вечно жарить в аду, – обещания, вполне отражающего состояние ума людей, которые верят в такие бесчеловечные идеи.

Так что, думаю, нам следует начинать просто, без излишеств и очень внимательно. У Космоса есть начало, духовное начало. Давайте внимательно отнесемся к тому, каким содержанием мы это начало наполним. Самым простым решением будет следующее: Дух, или Пустота, не поддается определению (unqualifiable), но она не "косна и тверда", ибо дает начало проявлению как таковому, – возникновению новых форм, – и эта творческая способность предельна. Пустота, творчество, холоны.

Давайте пока на этом остановимся. По ходу изложения мы еще сможем вернуться к данной теме.

Холархия

В: Договорились. Итак, мы только что рассмотрели принцип номер три: "Холоны возникают". Принцип номер четыре гласит, что "холоны возникают холархически". Что такое холархия?

К: Это термин Кестлера для обозначения иерархии. У иерархии сегодня очень плохая репутация, главным образом по той причине, что люди принимают доминаторные иерархии за естественные.

Естественная иерархия представляет собой просто порядок возрастания целостности, например, от частиц к атомам, от атомов к клеткам, от клеток к организмам; или от буквы к слову, потом к предложению, затем к параграфу. Целое на одном уровне становится частью целого на другом.

Иными словами, нормальные иерархии состоят из холонов. И поэтому, говорит Кестлер, на самом деле "иерархию" следовало бы называть "холархией". И он абсолютно прав. Действительно, все процессы роста, от материи до жизни и ума, являют собой естественные холархии или увеличение порядка, холизма, целостности – целые становятся частями новых целых – и это естественная иерархия, или холархия.

В: Доминаторные иерархии, или иерархии господства, – вот что людей беспокоит.

К: Да, и у них имеются на то веские причины. Когда какой-то холон в естественной холархии узурпирует свое положение и пытается господствовать над целым, вы получаете патологическую или доминаторную иерархию, в которой или раковая клетка господствует над телом, или диктатор господствует над социальной системой, или подавляющее эго господствует над организмом, и так далее.

Но исцеление этих патологических холархий состоит не в том, чтобы избавиться от самой холархии, – что невозможно в принципе, – а в том, чтобы "арестовать" этот самонадеянный холон и вновь включить его в состав естественной холархии, поставить его, так сказать, на свое место. Критики иерархии, – а имя им легион, – просто путают эти патологические холархии с холархиями вообще, и поэтому с водой выплескивают и ребенка.

В: Они утверждают, что, избавляясь от иерархий, они поступают по-холистически.

К: Совсем напротив. Единственный путь к холизму, то есть философии целостности, лежит через холархию. Когда холисты говорят, что "целое больше суммы своих частей", это означает, что целое находится на более высоком или более глубоком уровне организации, чем отдельные части, – а это и есть иерархия, холархия. В клетке отдельные молекулы собираются вместе благодаря свойствам, которые у самих молекул отсутствуют, – клетка организована холархически. А без холархий у вас будут не целые, а просто нагромождения частей.

Иными словами, так называемые "холисты", отрицающие холархию, – это на самом деле "нагромождисты". Принаряженные редукционисты.

В: Но многие феминистки и экофилософы утверждают, что любой тип иерархии или "ранжирования" представляет собой разновидность деспотии или даже фашизма. Они говорят, что всякое ценностное ранжирование является порождением "старой парадигмы" – "патриархальной" или, попросту, деспотической, – и что ее дóлжно заменить связующей, а не ранжирующей картиной мира. Они чрезвычайно агрессивны в этом плане и бросаются ужасными обвинениями.

К: Тут они немного хитрят. Это нелепо, потому что иерархии избежать невозможно. Даже упомянутые вами теоретики-антииерархисты имеют свою иерархию, свое ранжирование. А именно, они думают, что связи лучше рангов. Так это и есть иерархия, ранжирование ценностей. Но так как они в этом не признаются, их иерархии становятся бессознательными, скрытыми. Их иерархия отрицает иерархию. У них есть система ранжирования, согласно которой ранжировать нехорошо.

В: Вы называете это "перформативным противоречием".*

* Перформатив (лингв.) – непосредственное совершение называемого действия (напр., "я обещаю"). – Прим. пер.

К: Да, эта антииерархическая установка глубоко противоречива, что объясняет также, почему эти теоретики более чем часто занимают такую ханжескую позицию. У них есть иерархия; просто она на сознается и не продумана. С помощью этой иерархии-невидимки они атакуют остальные иерархии, и весьма собою довольны, так как считают себя "свободными" от всех этих противных ранжирований. Поэтому они злобно осуждают других за то, что те делают в точности то же самое, что они; но за собой они этого признавать не желают. В целом получается малоприятная картина.

В: Однако иерархии подвержены разным функциональным расстройствам, как вы это сами подробно объяснили.

К: Да, но смысл не в том, чтобы избавиться разом от всех иерархий или холархий, – это невозможно. Попытка исключить ранжирование – это уже ранжирование. Отрицание иерархии – это уже иерархия. Именно потому, что Космос состоит из холонов и холоны существуют холархически, вы не сможете уйти от этих вложенных уровней организации. Мы хотим отделить нормальные холархии от патологических или доминаторных иерархий.

В: Так что холархии неизбежны.

К: Да, потому что неизбежны холоны. Все схемы, по которым протекает эволюция и развитие, осуществляются посредством холархизации, – процесса повышения уровней организации целостности и включения в них низлежащих уровней, – которая представляет собой разновидность ранжирования по холистической емкости. Вот почему основным принципом холизма является холархия: более высокое или более глубокое измерение обеспечивает "клеющее" начало или схему, которая объединяет и связывает прежде разделенные, изолированные и конфликтующие части во внутренне согласованное единство; тем самым образуется пространство, которое отдельные части могут признать своей общей целостностью, а не влачить судьбу одинокого осколка, фрагмента.

Поэтому связь действительно важна, но связь эта устанавливается внутри холархии и может существовать только благодаря холархии, которая обеспечивает более высокое или более глубокое пространство, где могли бы произойти связи и соединения. В противном случае возникнут нагромождения, а не целые.

А когда какой-то холон узурпирует свое положение в холархии, – когда он отказывается быть частью и хочет быть только целым, – эта естественная или нормальная холархия вырождается в патологическую или доминаторную иерархию, которая может называться по-разному: расстройством, отклонением или болезнью – физической, эмоциональной, социальной, культурной или духовной. И мы хотим "атаковать" эти патологические иерархии, но не для того, чтобы избавиться от иерархии как таковой, а для того, чтобы дать возможность возникать на их месте нормальным или естественным иерархиям, которые бы могли продолжать расти и развиваться в добром здравии.

Путь всеобъемлемости

В: Итак, вот что мы к настоящему моменту имеем. Космос с большой буквы состоит из холонов, до самого верха и до самого низа. У каждого холона имеется четыре фундаментальные способности: сохранять свою внутреннюю организацию, взаимодействовать с окружающей средой, превосходить себя и растворяться. Холоны возникают. Холоны возникают холархически.

К: Да, это первые четыре принципа.

В: Так что теперь мы подошли к пятому принципу: Каждый возникающий холон превосходит своих предшественников, но включает их в себя.

К: Например, клетка превосходит свои молекулярные компоненты, – то есть выходит за их пределы, – но также включает их в себя, что очевидно. Молекулы превосходят и включают в себя атомы, которые превосходят и включают в себя частицы...

Суть в том, что поскольку все холоны представляют собой целое/часть, превосходится целостность, части же включаются. В ходе такого превосхождения нагромождения превращаются в целые; в ходе такого включения принимаются во внимание и охватываются в равной степени все части, связываясь в общность и совместное пространство, что освобождает каждую из них от бремени фрагментарного существования.

Так что да, эволюция – это процесс превосхождения и включения, превосхождения и включения. И это начинает приоткрывать нам самое сердце Духа-в-действии, самое тайну эволюционного импульса.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 1324
Категория: Библиотека » Философия


Другие новости по теме:

  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 2. СОВЕСТЬ. ОСОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКОМ САМОГО СЕБЯ Всякий, кто
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 6. АБСОЛЮТНАЯ И ОТНОСИТЕЛЬНАЯ, УНИВЕРСАЛЬНАЯ И СОЦИАЛЬНО ИММАНЕНТНАЯ
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава V МОРАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА НАШЕГО ВРЕМЕНИ Пока в
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Примечания In Time and Eternity, A Jewish Reader,
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава I ПРОБЛЕМА Разумеется, душа питается знаниями, 150сказал
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Предисловие Эта книга во многих отношениях является продолжениемБегства
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 5. МОРАЛЬНЫЕ СИЛЫ ЧЕЛОВЕКА Много в природе дивных
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 4. ВЕРА КАК ЧЕРТА ХАРАКТЕРА Вера состоит в
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 3. УДОВОЛЬСТВИЕ И СЧАСТЬЕ Счастье 150 не награда
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава IV ПРОБЛЕМЫ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ ЭТИКИ Самый очевидный аргумент
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ 3 Плодотворная ориентацияа Общая характеристикаСо времени классической
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ 2 Типы характера: неплодотворныеориентацииа Рецептивная ориентацияПри рецептивной
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | 2. ЛИЧНОСТЬ Люди похожи, ибо всем нам досталась
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава III ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПРИРОДА И ХАРАКТЕР Что я
  • Э. Фромм. ЧЕЛОВЕК ДЛЯ СЕБЯ | Глава II ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ЭТИКА: ПРИКЛАДНАЯ НАУКА ИСКУССТВА ЖИТЬ
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | ЧАСТЬ ВТОРАЯ: СТАHЬ ТЕМ, ЧТО ТЫ ЕСТЬ Глава
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | Самопознание или самообман Я знаю все, но только
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | Биография и судьба Все человеческие судьбы слагаютсяслучайно, в
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | Глава вторая ДОРОГА ДЛИНОЮ В ЖИЗНЬ У истоков
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | Юность ищет себя А как необозримо отрочество,каждому известно...
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | От самоопределения к самореализации Мыслю юность, как цирковую
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | В конце пути Страшно то, что чем старшестановишься,
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | Глава пятая СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕHHОСТЬ Генезис морального Я
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | Самоуважение и последовательность Я Нет несчастней того, Кто
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | Самостоятельность и сопричастность ...Свободная воля и воля,подчиненная нравственным
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | Глава четвертая ЕДИНСТВО В МНОГООБРАЗИИ Быть или казаться
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | Глава третья ПСИХОЛОГИЯ САМООСОЗHАHИЯ Я в своем представлении
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | О пользе и вреде самоанализа Когда Левин думал
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | Выбор и ответственность Чтобы быть, нужно сначала принятьна
  • И. С. Кон. В ПОИСКАХ СЕБЯ | Мочь, сметь и уметь ...Не только музыке надо



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь