<<<
ОГЛАВЛЕHИЕ
>>>
IV. Dhatu
Деление элементов бытия на 18 dhatu
[8], хотя и
очень сходное (с делением на ayatana) (оно
представляет из себя в своих первых 12 статьях повторение
предыдущего), произведено с совершенно другой точки зрения.
Буддийская философия является анализом, отдельных
элементов, или сил, объединяющихся в образовании потока
(santana) событий. Нефилософский ум простых людей
предполагает, что этот поток представляет собой личность
или индивид (pudgala). Рассмотренные как компоненты
такого потока элементы называются dhatu. Совершенно
так же, как различные металлы (dhatu) могут быть
извлечены из рудника, совершенно так же поток
индивидуальной жизни обнаруживает элементы 18 различных
видов
(dhatu-gotra)22.
Этот поток всегда включает в себя шесть способностей (от
chakshur-dhatu до mano-dhatu), шесть видов
объективных элементов (от rupa-dhatu до
dharma-dhatu) и шесть видов сознания, начиная от
сознания или ощущения видимого
(chakshur-vijnana-dhatu) и кончая сознанием чисто
умственного, т.е. нечувственного
(mano-vijnana-dhatu). Таким образом, в дополнение к
12 компонентам, соответствующим 12 базам познавания, мы имеем:
- Сознание видимого (зримого)
(chakshur-vijnana-dhatu).
- Сознание слышимого
(shrotria-vijnana-dhatu).
- Сознание обоняемого
(ghrana-vijnana-dhatu).
- Сознание вкушаемого
(jihva-vijnana-dhatu).
- Сознание осязаемого
(kaya-vijnana-dhatu).
- Сознание нечувственного (mano-vijnana-dhatu).
Сознание, которое, по существу, один элемент, расщеплено
здесь на семь статей, поскольку оно входит в составные
части индивидуальной жизни как способность
(mano-dhatu) и как шесть различных видов ощущений,
дифференцируемых через посредство своего возникновения, или
от одного из органов чувств, или от чисто ментальных
нечувственных
источников23.
Все эти разновидности сознания существуют только в
обычной сфере бытия (kama-dhatu). В более высоких
мирах (rupa-dhatu) сознание чувственного постепенно
исчезает, в нематериальном мире (arupa-dhatu)
остается только сознание нечувственного. Разделение
дознания на различные виды (dhatu 13-18) необходимо
лишь для составления схем элементов, соответствующих
обитателям различных
миров24.
Теперь мы перейдем к рассмотрению отдельных элементов из
расчета их наиболее общепринятого деления на чувственные,
ментальные и силы.
<<<
ОГЛАВЛЕHИЕ
>>>