Ф. И. Щербатской. ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЗМА И ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА "ДХАРМА"

- Оглавление -


<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>



V. Чувственные элементы

Чувственные (rupa), или физические, элементы (rupino-dharmah), занимавшие в первой классификации одну статью (rupa-skandha), в других случаях распределены по десяти статьям (№ 1-5 и 7-11), Термин rupa-ayatana предназначен для видимого чувственного, или, точнее, только для явлений видимости, что является чувственным "по преимуществу"25. Общей характеристикой чувственного, или чувственных элементов, будет непроницаемость (sa-pratighatva), которая определяется тем, что пространство, занятое одним из этих элементов, не может быть в то же время занято другим26.

Элементы видимости делятся на две главные группы – цвета и формы. Имеется восемь цветов и двенадцать различных форм. Другая теория сводит все цвета к двум: свету и темноте. Все другие разновидности видимости представляются как различия линий. Противоположный взгляд, а именно что только цвета являются реальностью, а формы (sansthana) представляют собою умственные построения (manasam, parikalpitam) (навязанные различием раскрасок, как объяснение этого), покровительствовался саутрантиками27. Линия, допустим линия, проведенная движением руки, будучи намеком на что-то (vijnapti), является элементом (rupa-dharma) протяженности28, линия полета птицы в воздухе будет тем же самым. Они понимаются как появление элемента протяженности, или же элемента какого-то цвета, и вся буддийская "материя" должна рассматриваться в разрезе этого примера. Это элементы "материи" без какой-либо "материи" в них.

Взгляд на десять статей, соответствующих чувственному при давлении на ayatana, убедит нас, что не признается никакого иного чувственного, кроме данных органов чувств. Это чувственное в широком смысле разделяется на две категории: объективное (vishaya), образующее внешние объекты и органы чувств (indriya), понимаемые как некое полупрозрачное тонкое вещество, покрывающее тело, пока оно живое. Это деление напоминает нам точку зрения санкхья, что материя развита по двум направлениям: по одному, где имеется преобладание полупрозрачного познающего вещества (sattva), результирующего в органах чувств, и по другому, с преобладанием мертвого вещества (tamas), результирующего в объектах органов чувств в их тонкой (tanmatra) и грубой (mahabhuta) формах. Действительно, понятие tanmatra подходит очень близко к буддийской концепции элемента чувственного (rupa-dharma), Основная разница между двумя концепциями заключается в том, что в системе санкхья эти элементы суть видоизменения или принадлежность вечной субстанции, в буддизме же они лишь своеобразные чувственные данные без какой-либо субстанции.

Полупрозрачное вещество органов чувств (rupa-prasada) очень тонко; оно подобно блеску драгоценного камня, его нельзя разрезать на две части29, его нельзя сжечь30, оно не имеет веса31, и оно исчезает без остатка при смерти (его носителя)32. Тем не менее оно атомистично и представлено пятью различными видами атомов. Атомы органа зрения (chakshur-indriya) покрывают концентрическими кругами глазное яблоко. Атомы органа вкуса, или, более точно, вещество, предполагаемое как передающее ощущение вкуса, покрывают концентрическими полукругами язык. Атомы органа осязания (kay-indriya) покрывают все тело33. Идея, что все эти различные виды вещества в действительности одно и то же полупрозрачное тонкое вещество, покрывающее все живое тело и исчезающее при его смерти, также имела своих защитников, которые последовательно сводили все чувства к одному – к органу осязания, но это не нашло общего признания. Будучи столь же тонким, как блеск драгоценности, это вещество не может появиться одно; оно поддерживается плотным веществом (mahabhuta), из которого в основном и состоит глазное яблоко и тело.

Атомы внешнего вещества подобным же образом разделяются на атомы главного, универсального, или основного, вещества и особые атомы вещества света, звука, осязания и т.д. Основных элементов четыре [9]; они проявляются в явлениях твердости или отталкивания, сцепления или притяжения, теплоты и движения34. Условно они называются земля, вода, огонь и воздух. При этом подчеркивается, что это лишь условные обозначения и что в четвертом основном элементе (irana) оба значения, и специальное и обычное, соединяются, так как слово irana имеет значение как движения, так и воздуха35.

Тот факт, что четвертый элемент – движение, указывает общую тенденцию этого деления: главные чувственные элементы, подобно всем буддийским элементам, скорее силы, чем субстанции. Эти четыре элемента появляются всегда вместе, всегда в равном соотношении. В ярком пламени столько же элемента тепла, сколько в дереве или воде, и, наоборот, разница лишь в их интенсивности36. Основные элементы вещества (mahabhuta) подводятся под рубрику осязаемого (ayatana № 11).

Поелику имеется лишь ограниченное число основных проявлений осязаемости, их число равно поэтому четырем37.

По-видимому, имеется различие между элементами как таковыми и их проявлениями, ибо четыре фактора – сопротивление, притяжение, тепло и движение – ясно называются проявлениями (lakshana) [10] элементов (dharma), которые соответственно должны быть несколько отличными, несколько непостижимыми, или трансцендентальными, схожими в этом отношении с guna философов санкхьи.

Другие пять видов объективного чувственного (ayatana № 7-11) были не общими, а специальными, соответствующими каждому из пяти органов чувств; лишь ayatana № 11, чувственное осязание, включает в себя и общие (mahabhuta) и специальные (bhautika) элементы чувственного38. Они также были атомистичными, но не могли возникать независимо, без комбинирования с основными в соотношении четыре атома первичного вещества к одному вторичного. Таким образом, минимальное число атомов, необходимое для их действенного появления в жизни, было восемь: четыре атома общей чувственности в комбинации с каждым атомом цвета, запаха, вкуса и вторичной осязательной чувственности (такими, как гладкость, шероховатость и т.п.). Если особая часть вещества отзвучивала, то добавлялся атом звука, и комбинация состояла тогда из девяти различных атомов39. В феноменальной действительности появляются лишь комбинированные атомы (sanghata-paramanu); простые атомы, или атомы-составляющие, предположительно относились к трансцендентальной действительности в соответствии с общим характером буддийских элементов.

Такая схема облегчала буддистам задачу противостоять теории неделимости атомов40.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 982
Категория: Библиотека » Учения


Другие новости по теме:

  • №20. ЭЛЕМЕНТЫ САДХАНЫ | ОГЛАВЛЕHИЕ 8. ПУТЬ СВЕРХУ И ПУТЬ СНИЗУ Чтобы
  • №20. ЭЛЕМЕНТЫ САДХАНЫ | ОГЛАВЛЕHИЕ 2. ЙОГА И СОВРЕМЕННОСТЬ Йога 150 это
  • №20. ЭЛЕМЕНТЫ САДХАНЫ | ОГЛАВЛЕHИЕ 3. Я И ЭГО Йогическая психология различает
  • №20. ЭЛЕМЕНТЫ САДХАНЫ | ОГЛАВЛЕHИЕ 4. ПОСТИЖЕНИЕ И ПРЕОБРАЖЕНИЕ Понятие трансмутации или
  • №20. ЭЛЕМЕНТЫ САДХАНЫ | ОГЛАВЛЕHИЕ 5. ПАРАДОКСЫ ЙОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ Покидая духовный микроклимат
  • №20. ЭЛЕМЕНТЫ САДХАНЫ | ОГЛАВЛЕHИЕ 6. ЭВОЛЮЦИОННОЕ СТРЕМЛЕНИЕ Шри Ауробиндо выявляет не
  • №20. ЭЛЕМЕНТЫ САДХАНЫ | ОГЛАВЛЕHИЕ 7. ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ И КОНСТРУКТИВНЫЙ ЭФФЕКТ ПРАКТИКИ Выход
  • №20. ЭЛЕМЕНТЫ САДХАНЫ | Примечания См. Циборан Л. Философия Йоги:попытка новой интерпретации.
  • №20. ЭЛЕМЕНТЫ САДХАНЫ | ОГЛАВЛЕHИЕ Заключение Йога 150 это прикладная психологическая дисциплина,система
  • №20. ЭЛЕМЕНТЫ САДХАНЫ | ОГЛАВЛЕHИЕ Рожденная в незапамятные времена и выжившаяблагодаря заключенной
  • №20. ЭЛЕМЕНТЫ САДХАНЫ | ОГЛАВЛЕHИЕ 10. МЕХАНИЗМЫ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ И КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ
  • №20. ЭЛЕМЕНТЫ САДХАНЫ | 847020 ЭЛЕМЕНТЫ САДХАНЫ В ПОИСКАХ МЕХАНИЗМА ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ
  • №20. ЭЛЕМЕНТЫ САДХАНЫ | ОГЛАВЛЕHИЕ 9. ПУТЬ ВОИНА И ПУТЬ МАРИОНЕТКИ Мы
  • Ф. И. Щербатской. ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЗМА И ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА "ДХАРМА" | ОГЛАВЛЕHИЕ XII. Непостоянство у санкхья-йоги Неодобрительное отношение к
  • Ф. И. Щербатской. ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЗМА И ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА "ДХАРМА" | ОГЛАВЛЕHИЕ XV. Добуддийский буддизм Может ли обрисованная выше
  • Ф. И. Щербатской. ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЗМА И ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА "ДХАРМА" | ОГЛАВЛЕHИЕ XIV. Теория познания Характер философской системы делается
  • Ф. И. Щербатской. ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЗМА И ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА "ДХАРМА" | ОГЛАВЛЕHИЕ XIII. Волнение элементов Третьим ярким признаком буддийских
  • Ф. И. Щербатской. ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЗМА И ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА "ДХАРМА" | ОГЛАВЛЕHИЕ II. Skandha Простейшая классификация всех элементов бытияпредставлена
  • Ф. И. Щербатской. ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЗМА И ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА "ДХАРМА" | ОГЛАВЛЕHИЕ XI. Непостоянство элементов Элементы бытия 150 это
  • Ф. И. Щербатской. ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЗМА И ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА "ДХАРМА" | ОГЛАВЛЕHИЕ X. Карма Одним из наиболее ярких признаков
  • Ф. И. Щербатской. ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЗМА И ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА "ДХАРМА" | ОГЛАВЛЕHИЕ IX. Pratitya-samutpada причинность Хотя отдельные элементы dharma
  • Ф. И. Щербатской. ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЗМА И ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА "ДХАРМА" | ОГЛАВЛЕHИЕ VIII. Несубстанциональность элементов После сжатого обзора элементов
  • Ф. И. Щербатской. ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЗМА И ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА "ДХАРМА" | ОГЛАВЛЕHИЕ VII. Силы Определения усилия chetana и силыsanskara,
  • Ф. И. Щербатской. ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЗМА И ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА "ДХАРМА" | ОГЛАВЛЕHИЕ VI. Элементы духа В классификации на ayatana
  • Ф. И. Щербатской. ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЗМА И ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА "ДХАРМА" | ОГЛАВЛЕHИЕ IV. Dhatu Деление элементов бытия на 18
  • Ф. И. Щербатской. ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЗМА И ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА "ДХАРМА" | ОГЛАВЛЕHИЕ III. Ayatana Вторая, более подробная классификация элементов
  • Ф. И. Щербатской. ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЗМА И ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА "ДХАРМА" | ОГЛАВЛЕHИЕ I. Введение В своей новой работе госпожа
  • Ф. И. Щербатской. ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЗМА И ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА "ДХАРМА" | Список сокращений Abh.KM 150 Anhandlungen f252r die Kunde
  • Ф. И. Щербатской. ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЗМА И ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА "ДХАРМА" | ОГЛАВЛЕHИЕ Комментарий В.Н.Топорова При своем появлении книга вызвала
  • Ф. И. Щербатской. ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЗМА И ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА "ДХАРМА" | ОГЛАВЛЕHИЕ Приложение II ТАБЛИЦЫ ЭЛЕМЕНТОВ ПО УЧЕНИЮ САРВАСТИВАДИНОВ



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь