№20. ЭЛЕМЕНТЫ САДХАНЫ

- Оглавление -


<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>



4. ПОСТИЖЕНИЕ И ПРЕОБРАЖЕНИЕ

Понятие трансмутации (или трансформации) впервые применил по отношению к Йоге Шри Ауробиндо. Указывая, что цель традиционной Йоги состоит в реализации, постижении индивидом своего "высшего Я" (Пуруши), Шри Ауробиндо заявляет, что его "интегральная Йога" начинается там, где обычная Йога кончается. Под следующим, трансмутационным этапом Садханы он подразумевает интегральное преображение мотивационной, интеллектуальной и эмоциональной сферы психики, а также физического тела, – превращение их из инструментов "низшей природы" в единый инструмент, посредством которого могли бы проявлять себя надличностные (трансперсональные), "высшие планы" самосознания, раскрывающиеся индивиду в процессе реализации, самопостижения.

Однако реализация и трансмутация, постижение и преображение, согласно Шри Ауробиндо составляют не только цель, но и путь, метод Йоги; понятия эти несут в себе не только фиксированное "целевое" значение (например, свобода и творчество), но и спектр "процессуальных" значений. Иными словами, мы можем говорить об уровнях реализации и трансмутации.

Поэтому выделение трансмутации в качестве отдельного этапа Садханы служит в значительной мере условным приемом. Реализация, постижение "высшего" действительно занимает здесь ведущее место: в особенности она доминирует на начальных этапах Садханы, и без нее вообще невозможна трансмутация – интегральное преображение "низшего", его трансперсонализация, а не просто подчинение или развитие ("прославление") каких-то частных его элементов. Реализация представляет собой нечто вроде "организующей матрицы", единственно способной обеспечить интегральность такому развитию.

Указание на ведущую роль реализации в Садхане имеет большое методологическое значение, так как самодеятельные йогины в своей "йогической практике" обычно делают упор именно на псевдотрансмутационных элементах, надеясь достичь просветления (самореализации) путем подчинения или развития "низшей природы": ума, эмоций и тела. С другой стороны, однако, реализация, не подкрепленная трансмутацией, подобна воздушному замку и рано или поздно рассеивается бурями жизни.

Постижение "высшего" не вызывает автоматического преображения "низшего", а преображение "низшего" не вызывает постижения "высшего". Но они требуют друг друга. Проявляясь в различной форме и различных пропорциях, обусловленных спецификой конкретных систем духовного развития, реализация и трансмутация составляют два базовых элемента любой Садханы, а не только Садханы интегральной Йоги. Эти две взаимодополняющие и взаимообуславливающие стороны единого процесса, характер взаимодействия которых определяет внутреннюю динамику последнего.

Возьмем для примера "обычную" Йогу, предполагающую якобы, в отличие от интегральной Йоги, лишь реализацию без трансмутации. Действительно, реализация, постижение Себя традиционно полагается конечной целью Йоги, а последовательное подчинение самодовлеющей активности эмоций, тела и ума рассматривается как средство достижения этой цели. Между тем традиционно упускается из виду, что упорной и изнурительной работе по обузданию "низшего" здесь неизбежно ПРЕДШЕСТВУЕТ взлет к "высшему": пробуждение у человека интуитивной уверенности в том, что его ограниченный кругозор еще не охватывает всей полноты бытия, осознание неподлинности, недостаточности его образа жизни и понимания происходящего, появление смутной тяги к чему-то подлинному и т.д. Иными словами, традиционной йогической практике достижения просветления всегда предшествует какая-то минимальная степень просветления, расширения сознания или самосознания. Ведь не имея такой реализационной основы, позволяющей ему время от времени "вспоминать о будущем", человек вряд ли станет обращаться к Йоге вообще.

Мы видим, что уже в "обычном" варианте Йоги первый, теоретически не фиксируемый этап Садханы представляет собой спонтанное раскрытие каких-то более высоких, несвойственных прежде данному индивиду уровней сознания, то есть, фактически, выход на некий новый уровень самореализации, постижения себя. Второй этап Садханы составляют сознательные усилия обуздать "низшую природу". Будучи несовершенной формой преображения, своеобразной "трансмутацией с черного хода", усилия эти оказываются в конечном счете "уловкой", причиняющей в итоге "окончательную" реализацию.

Таким образом, Шри Ауробиндо вовсе не "придумал новую Йогу", но внес ясность в Йогу как таковую, выявив и теоретически зафиксировав два базовых элемента Садханы – постижение и преображение, – а также определив специфические задачи каждого из них. Указывая, что односторонность традиционных йогических методик, их ориентация лишь на достижение высших состояний сознания привела к самоустранению Йоги из жизни, Шри Ауробиндо показал вместе с тем, что Йога может и должна охватывать жизнь во всей ее полноте, что "Йога – это жизнь, а жизнь – это Йога". Действительно, ведь каждый человек в ходе жизни мало-помалу развивает потенциальные возможности своего сознания и действия вне зависимости от того, знает ли он что-либо о Йоге или нет. Те, кто "занимается Йогой", лишь интенсифицируют этот естественный процесс.

Итак, Йога может и должна стать процессом интегральной универсализации индивида, процессом трансперсонализации не только его сознания, но и его действия. Обретение надличного сознания недостаточно: требуется обретение способности к надличному действию. В указании именно на это и состоит подлинно новое и непреходящее слово учения Шри Ауробиндо. Йога более не может быть не интегральной.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 833
Категория: Библиотека » Учения


Другие новости по теме:

  • №20. ЭЛЕМЕНТЫ САДХАНЫ | 847020 ЭЛЕМЕНТЫ САДХАНЫ В ПОИСКАХ МЕХАНИЗМА ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ
  • №20. ЭЛЕМЕНТЫ САДХАНЫ | Примечания См. Циборан Л. Философия Йоги:попытка новой интерпретации.
  • №20. ЭЛЕМЕНТЫ САДХАНЫ | ОГЛАВЛЕHИЕ Заключение Йога 150 это прикладная психологическая дисциплина,система
  • №20. ЭЛЕМЕНТЫ САДХАНЫ | ОГЛАВЛЕHИЕ 10. МЕХАНИЗМЫ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ И КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ
  • №20. ЭЛЕМЕНТЫ САДХАНЫ | ОГЛАВЛЕHИЕ 9. ПУТЬ ВОИНА И ПУТЬ МАРИОНЕТКИ Мы
  • №20. ЭЛЕМЕНТЫ САДХАНЫ | ОГЛАВЛЕHИЕ 8. ПУТЬ СВЕРХУ И ПУТЬ СНИЗУ Чтобы
  • №20. ЭЛЕМЕНТЫ САДХАНЫ | ОГЛАВЛЕHИЕ 7. ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ И КОНСТРУКТИВНЫЙ ЭФФЕКТ ПРАКТИКИ Выход
  • №20. ЭЛЕМЕНТЫ САДХАНЫ | ОГЛАВЛЕHИЕ 6. ЭВОЛЮЦИОННОЕ СТРЕМЛЕНИЕ Шри Ауробиндо выявляет не
  • №20. ЭЛЕМЕНТЫ САДХАНЫ | ОГЛАВЛЕHИЕ 5. ПАРАДОКСЫ ЙОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ Покидая духовный микроклимат
  • №20. ЭЛЕМЕНТЫ САДХАНЫ | ОГЛАВЛЕHИЕ 3. Я И ЭГО Йогическая психология различает
  • №20. ЭЛЕМЕНТЫ САДХАНЫ | ОГЛАВЛЕHИЕ 2. ЙОГА И СОВРЕМЕННОСТЬ Йога 150 это
  • №20. ЭЛЕМЕНТЫ САДХАНЫ | ОГЛАВЛЕHИЕ Рожденная в незапамятные времена и выжившаяблагодаря заключенной
  • Шри Ауробиндо. ОСНОВЫ ЙОГИ | ОГЛАВЛЕHИЕ V ФИЗИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ 150 ПОДСОЗНАТЕЛЬНОЕ 150 СОН
  • Шри Ауробиндо. ОСНОВЫ ЙОГИ | ОГЛАВЛЕHИЕ IV ЖЕЛАНИЕ 150 ПИЩА 150 СЕКС Все
  • Шри Ауробиндо. ОСНОВЫ ЙОГИ | ОГЛАВЛЕHИЕ III ЗАТРУДНЕНИЯ На начальных этапах, когда существо
  • Шри Ауробиндо. ОСНОВЫ ЙОГИ | ОГЛАВЛЕHИЕ II ВЕРА 150 УСТРЕМЛЕНИЕ 150 САМООТРЕЧЕНИЕ Эта
  • Шри Ауробиндо. ОСНОВЫ ЙОГИ | ОГЛАВЛЕHИЕ I СПОКОЙСТВИЕ 150 ПОКОЙ 150 БЕСПРИСТРАСТНОСТЬ Если
  • А. Е. Величенко. ТАЙНА ЙОГИ ШРИ АУРОБИНДО | ОГЛАВЛЕHИЕ Йога, философия и наука Европейская метафизическая мысль
  • А. Е. Величенко. ТАЙНА ЙОГИ ШРИ АУРОБИНДО | ОГЛАВЛЕHИЕ Люди не знают самих себя и не
  • А. Е. Величенко. ТАЙНА ЙОГИ ШРИ АУРОБИНДО | ОГЛАВЛЕHИЕ СТРУКТУРА ФРОНТАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ. ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ Система понимания
  • А. Е. Величенко. ТАЙНА ЙОГИ ШРИ АУРОБИНДО | ОГЛАВЛЕHИЕ Заключение Итак, работа с терминологическим аппаратом Шри
  • А. Е. Величенко. ТАЙНА ЙОГИ ШРИ АУРОБИНДО | ОГЛАВЛЕHИЕ Физическое сознание Каждый план нашего существа 150
  • А. Е. Величенко. ТАЙНА ЙОГИ ШРИ АУРОБИНДО | ОГЛАВЛЕHИЕ Витальное сознание Витальное существо состоит из четырех
  • А. Е. Величенко. ТАЙНА ЙОГИ ШРИ АУРОБИНДО | ОГЛАВЛЕHИЕ Ментальное сознание В обычной речи понятие разум
  • А. Е. Величенко. ТАЙНА ЙОГИ ШРИ АУРОБИНДО | Цитируемая литература Вудрофф Джон Артур Авалон. Змеиная сила.
  • А. Е. Величенко. ТАЙНА ЙОГИ ШРИ АУРОБИНДО | Библиография На русском языке Источники Всё о перерождении,
  • А. Е. Величенко. ТАЙНА ЙОГИ ШРИ АУРОБИНДО | Интернет-ресурсы Сайты, посвященные Шри Ауробиндо http:www.aurobindo.ru 150 Сайт
  • А. Е. Величенко. ТАЙНА ЙОГИ ШРИ АУРОБИНДО | Глоссарий Аватар Аватара, букв. нисхождение 150 воплощение Божества,
  • А. Е. Величенко. ТАЙНА ЙОГИ ШРИ АУРОБИНДО | Примечания После 24 ноября 1926 года 150 Дня
  • А. Е. Величенко. ТАЙНА ЙОГИ ШРИ АУРОБИНДО | ОГЛАВЛЕHИЕ ПЕРЕВОД ПИСЕМ ШРИ АУРОБИНДО Читатель всегда воспринимает



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь