|
А. Е. Величенко. ТАЙНА ЙОГИ ШРИ АУРОБИНДО<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>> Ментальное сознание В обычной речи понятие "разум" охватывает собой все
проявления сознания без учета внутренних различий, потому
что сам человек ментальное существо и воспринимает
все с ментальной точки зрения (mentalises everything); но в
нашей йоге слова "разум" и "ментальное" используются для
обозначения той части природы, которая связана с процессом
познания и умственными способностями: с идеями, ментальным
(или мысленным) восприятием, реакцией мысли на те или иные
события, с чисто ментальными движениями и формациями,
ментальным видением, волей и т.д. со всем
тем, что относится к интеллекту человека. Нужно четко
проводить различие между разумом и виталом, несмотря на то,
что витал обладает элементом разума (it has a mind element
transfused into
it).115
Витал это сама природа Жизни, сотканная из желаний,
ощущений, чувств, страстей, энергии действия и воли
желания, реакций души желаний
(desire-soul)116
и всех проявлений собственнического и других родственных
инстинктов в человеке гнева, страха, жадности,
вожделения и т.д., которые относятся к этой части природы.
Витал и разум смешаны на поверхности
сознания117,
однако в действительности это совершенно разные силы:
проникнув за завесу обычного поверхностного сознания, сразу
видишь, что они существуют отдельно друг от друга,
открываешь для себя их различие и с помощью этого знания
можешь обнаружить их смешение на поверхности. Вполне
возможна (и даже обычна) ситуация, когда в течение более
или менее долгого периода времени разум принимает
Божественное, или йогический идеал, а витал продолжает
сомневаться и потакает своим желаниям и страстям, сохраняя
привязанность к обычной жизни. Противостояние или конфликт
между ними порождает большую часть самых серьезных
трудностей в садхане.
Августин Блаженный118 был воистину божьим человеком и великим святым, но великие святые, которые бы при этом обладали талантом психолога или мыслителя, это скорее исключение, чем правило. Если психология, изложенная в его трудах, не является выражением расхожих представлений, то она соответствует учению наиболее поверхностных [философских] школ: в ней столько же ошибок, сколько психологических утверждений и даже больше потому что некоторые из них не сформулированы, а просто заключены в том, что он пишет. Я понимаю, что эти ошибки почти универсальны, так как психологические исследования в Европе (а без исследований нельзя достичь надежного знания) еще только начинаются и пока не достигли больших успехов, а то, что царит в умах и поныне, это лишь поверхностные рассуждения о внешних феноменах нашего сознания, какими они нам представляются на первый взгляд, и ничего больше. Однако настоящее познание начинается только тогда, когда в поисках понимания внутренних процессов и подлинных причин явлений мы покидаем внешний феноменальный уровень. Так, для поверхностного взгляда внешнего разума и чувств солнце это небольшой огненный шар, перемещающийся по небу вокруг Земли, а звезды маленькие сияющие огоньки, прикрепленные на небе исключительно для того, чтобы ночью мы могли ими любоваться. Но приходит наука и разбивает этот наивный поверхностный взгляд вдребезги. Солнце это огромный объект (удаленный от нас на миллионы миль), вокруг которого вращается крошечная Земля, а звезды это гигантские элементы гигантских систем, находящиеся на невообразимо далеком расстоянии и по всей видимости не имеющие никакого отношения ни к этой крошечной Земле, ни к ее обитателям. В этом смысле все науки похожи друг на друга: они противоречат чувственному познанию, ориентированному на феноменальный уровень, и утверждают истины, о существовании которых обычный здравый смысл даже не догадывается. Тот же принцип должен сохраняться и в психологии, если мы действительно хотим знать, что представляет собою наше сознание, как оно устроено, какие скрытые силы им движут и как найти выход из того хаоса, в котором оно пребывает. Вот несколько главных и наиболее распространенных ошибок:
Во-первых, дух и разум это разные вещи, и отождествлять их нельзя. Разум это внешнее бытие или инструментальное сознание, функция которого состоит в том, чтобы думать и воспринимать, тогда как дух это внутреннее бытие или сущностное сознание, которое не нуждается в том, чтобы думать и воспринимать что-либо ментальным или чувственным образом, ибо то знание, которым он обладает, представляет собой непосредственное, а значит подлинное, знание (svayamprakāša). Во-вторых, из этого следует, что далеко не всё сознание является духовным; и вряд ли верно, а на самом деле вообще неверно то, что сознание управляющее и сознание управляемое это одно и то же что между ними нет никаких различий и что они состоят из одной и той же субстанции, а потому связаны между собой или, по крайней мере, должны пребывать в гармонии. В-третьих, едва ли можно предположить, что существует разум, который командует сам собой и обнаруживает свое неповиновение. Дело в том, что разум состоит из множества аспектов (причем каждый представляет собой некую силу с присущими ей формациями, функциями и интересами), а они могут противоречить друг другу. Один аспект разума119 может находиться под влиянием духовного начала, любить размышлять о Божественном и следовать духовным побуждениям, а другой120 придерживаться сугубо рациональных (естественнонаучных или гуманитарных) взглядов и следовать лишь своим собственным формациям (убеждениям или сомнениям, ментальным интересам и предпочтениям), которые соответствуют его образованию и природе. Ведущим началом в Августине Блаженном вполне мог быть чистый мыслящий разум (thinking mind) или рассудок, а подчиненным витал. Но разум и витал, что бы там ни говорили, это не одно и то же. Мыслящий разум, или buddhi, проявляет себя в человеке, хотя и несовершенно, через понимание и способность суждения. Витал же, напротив, это сознание, исполненное желаний, импульсов и порывов, эмоций и чувств, поисков полноты жизни, обладания и наслаждения; таковы его функции и такова его природа; это та часть в нас, которая жаждет жизни и ее ощущений ради них самих и не хочет расставаться с ними, даже если они приносят больше страдания, чем блаженства; она способна наслаждаться даже болью и слезами, ибо те являются частью жизненной драмы. Что же тогда общего между мыслящим интеллектом и виталом и почему последний должен повиноваться разуму, а не следовать своей собственной природе? Это неповиновение вполне естественно, хотя Августин считает его необъяснимым. Конечно, человек может установить ментальный контроль над своим виталом, и в той мере, в какой он в этом преуспеет, он и есть человек, ибо мыслящий разум представляет собой бытие и сознание более высокое и просветленное, чем витал, и потому должен управлять им; а если ментальная воля достаточно сильна, то он может им управлять. Но это руководство ненадежно, несовершенно и поддерживается только суровой самодисциплиной потому что если разум является более просветленным, то витал находится ближе к земному плану, обладает большей энергией и стремительностью и способен более непосредственно влиять на тело. Существует также витальный разум, который живет воображением и мыслями о желаемом, обладает волей к действию и получает удовольствие от собственных импульсов; он способен овладевать рассудком и делать его своим помощником и даже адвокатом, находящим всевозможные извинения и оправдания его действиям. Кроме того, существует сила Желания в чистом виде, которая является главной опорой витала в человеке и способна буквально смести на своем пути рассудок, как говорит Гита, "словно лодку во время шторма" (nāvamivāmbhasi). И, наконец, тело повинуется разуму автоматически только при соблюдении тех условий, в которых оно сформировалось или приучено повиноваться, поэтому далеко не всегда оно служит разуму совершенным инструментом. Тело также обладает сознанием, однако несмотря на подчиненность этого сознания разуму оно может противиться его воле или недостаточно хорошо ее выполнять. Во многих случаях, например, когда речь идет о здоровье, болезни или автоматических функциях, тело действует своим собственным образом, а не как слуга разума. Если тело устало, оно может оказать пассивное сопротивление действию ментальной воли затмить разум Тамасом, инерцией, состоянием отупения, испарениями подсознания так, что тот не сможет действовать. Конечно, если разум отдает руке распоряжение подняться, то она поднимается, но вот ноги повинуются не сразу; сначала они должны этому научиться, а для этого тело должно оставить привычку передвигаться ползком и усвоить привычку к прямохождению. Когда вы пытаетесь в первый раз провести прямую линию или сыграть мелодию, ваша рука не сможет этого сделать или не захочет. Ее необходимо развивать, тренировать, обучать и только после этого она будет автоматически выполнять то, что от нее требуется. Все это доказывает, что существует телесное сознание, которое может исполнять волю разума, но его необходимо пробудить или развить, чтобы оно стало хорошим и сознательным инструментом. Его можно натренировать до такой степени, что с помощью ментальной воли или силы внушения можно будет исцелять болезни тела. Но все описанное, а именно связь разума и тела, по сути, имеет ту же природу, что и связь разума и витала. И этот вопрос отнюдь не так прост, как это представляется Августину. Сказанное помещает проблему изучения природы человека в совсем иной контекст, проясняя скрытые причины его поведения, и если мы готовы идти по этому пути познания достаточно далеко, предлагает решение путь йоги. P.S. Все вышеизложенное не касается еще одной очень
важной темы, а именно темы сосуществования в
человеке множества субличностей (plural personality), о чем
психологическая наука еще только начинает, правда, довольно
смутно, догадываться. Это еще более сложный
вопрос.121
Если разум обращен к Божественному и к Истине, чувствует их и действует исключительно или главным образом под их влиянием, его можно назвать душевным разумом (psychic mind). Душевный разум формируется в результате воздействия душевного существа на ментальный план. Духовный разум (spiritual mind) это разум,
который всем своим существом осознает высшее Я,
воспринимает Божественное, видит природу этого Я и понимает
Его отношения с проявленным миром, живет в Нем или
пребывает в контакте с Ним, безмолвный, необъятный,
открытый высшему знанию, не затронутый игрою [низших] сил.
Когда способности духовного разума раскрываются полностью,
его центр, как правило, ощущается над головой, хотя его
влияние может пронизывать все существо и распространяться
на пространство
вокруг122.
Духовные способности это врожденные способности к истинному духовному опыту и развитию. Их можно достичь на любом плане, но гораздо естественнее на уровне духовного разума (but the natural result): тогда обретаешь возможность свободно входить в контакт с высшим Я и планами сверхсознания. Душевный разум и душевный ментал (mental psychic)
практически одно и то же. Когда разум действует главным
образом под влиянием душевного существа, это называется
присутствием души в разуме или душевным разумом.
Возвышенный разум это один из планов духовного разума, первый и самый низший из них; он находится выше обычного ментального уровня. Внутренний разум находится глубже внешнего разума (нашего обычного ментального сознания), и его невозможно пережить непосредственно (за исключением таких его проявлений во внешнем разуме, как философия, поэзия, идеализм и т.д.) без йогической практики то есть не отказавшись от привычки жить на поверхности сознания и не погрузившись глубоко внутрь себя. Внутренний разум (larger mind) это общий термин, охватывающий те области разума, которые становятся нам доступны либо в результате погружения внутрь, либо в результате расширения внутреннего пространства сознания и его слияния с космическим (widening into the cosmic consciousness).123 Истинное ментальное существо и внутреннее ментальное совсем не одно и то же: истинное ментальное, истинное витальное, истинное физическое существо означают Пурушу на соответствующем плане сознания, который свободен от ошибок, невежественных мыслей и воли низшей Пракрити и полностью открыт знанию и руководству свыше. Термин "высший витал" обычно относится к витальному
разуму и эмоциональному существу, чтобы отличать их от
среднего витала, который располагается на уровне пупка и
является динамичным, чувственным и страстным, и низшего,
который состоит из поверхностных жизненных желаний и
реакций человека.
Все, что в нашем мире относится непосредственно к земному плану, развивается из Бессознательного, из Материи, но матрица ментального существа (the essential mental being) изначально пребывает на ментальном плане; она не была предварительно заключена в Бессознательном. Только индивидуальный разум развивается здесь благодаря высвобождению сил, скрытых в Бессознательном, и обретает форму под давлением свыше. В самой по себе склонности задавать вопросы нет ничего плохого, но ее следует держать под контролем, ибо прогресса в садхане лучше достигать через рост сознательности, непосредственный опыт и интуитивное знание. Над головой находятся универсальные, или Божественные,
Сознание и Сила. Кундалини это скрытая сила,
"спящая" в чакрах.
В самом разуме (mental proper) можно выделить три аспекта мыслящий разум, динамичный разум и выражающий разум. Первый работает с идеями самими по себе (его интересует лишь чистое знание), второй ищет пути реализации этих идей, а третий выражает их в жизни (не только в слове, но и в любой другой форме, какую он только сможет им придать). Термин "физический разум" несколько двусмысленен, поскольку может означать как выражающий разум, так и разум в физическом сознании (mental in the physical). Витальный разум это своего рода посредник между витальными эмоциями, желаниями, импульсами и т.п. и ментальным планом (mental proper). Он выражает желания, чувства, эмоции, страсти, амбиции, тенденции витала обладать и действовать и облекает их в ментальные формы (эфемерные образы, или мечтания о величии, счастье и т.д., которым так часто потакает человек; это одно из его характерных проявлений). Существует еще более низкий уровень ментала в витальном сознании (mental in the vital), на котором движения витальной субстанции просто выражают себя, но уже без какого-либо подчинения влиянию интеллекта. Именно через этот ментальный аспект витального сознания страсти, импульсы и желания поднимаются и проникают в Буддхи, а затем омрачают или искажают его деятельность. Подобно тому, как витальный разум ограничен витальным взглядом на мир и витальными переживаниями (в отличие от динамичного интеллекта, который оперирует идеями и суждениями), точно так же и разум в физическом сознании (mind in the physical), или ментальный аспект физического сознания, ограничен физическим взглядом на мир и физическим опытом: он облекает в ментальную форму переживания, полученные в результате контакта со внешним миром, но не идет дальше этого (хотя вполне на это способен), в отличие от выражающего разума, который работает с объектами внешнего мира, исполняя, главным образом, волю рассудка и чистого разума (and its higher intelligence). Однако на практике их деятельность обычно смешивается. Автоматический разум это еще более низкий уровень проявления ментального аспекта физического сознания; будучи предоставлен самому себе, он может лишь повторять привычные идеи и фиксировать естественные реакции физического сознания на контакты со внешним миром. В отличие от высшего витала низший имеет дело лишь с
мелочным корыстолюбием, мимолетными желаниями,
кратковременными переживаниями и т.д., которые наполняют
повседневную жизнь обычного человека тогда как
витальный аспект физического сознания это тонкая нервная
система, реагирующая витальным образом на контакты объектов
внешнего мира с физическим сознанием.
Сплошь и рядом действие динамичного и выражающего
аспектов разума опережает реакцию со стороны его мыслящего
и различающего аспекта. Поэтому в их работе необходимо
достичь определенного равновесия и гармонии.
Мыслящий разум не руководит людьми и не оказывает на них
большого влияния скорее, ими управляют витальные
склонности и витальный разум. В повседневной жизни
большинства людей мыслящий разум служит лишь инструментом
витала.
Истинный мыслящий разум не зависит от физического
сознания, это отдельная сила. Физический разум это
тот аспект разума, который имеет дело исключительно с
физическими явлениями; он зависит от разума чувств
(sense-mind) и не видит ничего, кроме объектов и внешних
движений; он делает свои выводы на основе данных
чувственного восприятия и не знает никакой другой Истины до
тех пор, пока не будет озарен свыше.
Физический разум может работать лишь с объектами
внешнего мира. Во всех остальных случаях следует думать и
решать с помощью самого разума (buddhi), а не его
физического аспекта.
Этот аспект нашей природы [физический разум] начисто
лишен здравого смысла, он подчиняется только своим прихотям
и привычкам, а также склонности быть тамасичным.
Именно физический разум хотел бы, чтобы все давалось
легко.
Физический разум имеет обыкновение наблюдать за всем,
что происходит, независимо от того, есть в этом польза или
нет.
Повторение это привычка ментального аспекта
физического сознания. Оно характерно не для истинного
мыслящего разума, а для ментального аспекта физического
сознания или же для низшей части физического разума.
Ваша главная ошибка в описании физической части разума
заключается в том, что вы сосредоточились исключительно на
автоматически действующем ментальном аспекте физического
сознания на разуме тела (body-mind). Предоставленный
самому себе, он просто повторяет привычные мысли и движения
или, самое большее, добавляет к ним свои рефлекторные
реакции на события внешней жизни (без какого-либо понимания
того, что вокруг происходит). Истинный физический разум
это воспринимающая и выражающая ментальность,
которая выполняет две функции: 1) упорядочивает объекты
внешнего мира в соответствии с тем или иным замыслом и 2)
воплощает в материальном мире те идеи, которые ей передают
(sends down) мыслящий и динамичный разум.
Автоматический разум это своего рода машина: какие бы
мысли или движения к нему ни приходили, он вовлекает их в
свое бесконечное вращение, не интересуясь, что именно они
собой представляют.
Природа ментального аспекта физического сознания в том и
состоит, чтобы бессмысленно повторять то движение, которое
оказалось в поле его внимания. Это сознание мы называем
автоматическим разумом особенно сильно он
проявляется в детстве, когда мыслящий разум еще не вполне
развит, а круг интересов слишком узок. В дальнейшем
автоматическое мышление становится низовым течением (an
undercurrent) ментальной активности. Должно быть, сейчас
его проявление, равно как и других характерных особенностей
ментального аспекта физического сознания, связано с тем,
что нисходящая Сила (the action) достигла физического
[плана сознания]. Бывает также, что движения данного
аспекта сознания поднимаются на уровень разума даже тогда,
когда он пребывает в состоянии безмолвия, и сохраняются в
нем до тех пор, пока не поддаются влиянию покоя.
Из вашего описания следует, что вы столкнулись с
активностью автоматического разума. Его природа состоит в
том, чтобы вовлекать в свое круговое движение все мысли,
которые к нему приходят. Такое случается даже тогда, когда
мыслящий разум уже спокоен. Это часть физического разума, и
вас не должны беспокоить или тревожить ее проявления (its
rising up) нужно видеть, что она собой представляет,
и успокоить ее или, по крайней мере, взять под контроль.
Обычно витальный разум остается энергичным и творческим
даже в своих наиболее автоматических действиях, поэтому
описываемое вами кружение одних и тех же мыслей, скорее
всего, принадлежит физическому разуму. Именно физический и
автоматический разум дольше всего сохраняют свои привычные
движения, но и они оба замолкают, когда безмолвие
уплотняется, а состояние покоя становится совершенным.
Затем начинает приходить знание с высших планов, прежде
всего с плана Возвышенного Разума, которое придает мысли и
пониманию новую глубину и полностью заменяет деятельность
обычного ментала. Сначала это происходит в [подлинном]
мыслящем разуме, а затем распространяется на витальный и
физический разум, поэтому все они включаются в процесс
трансформации.124
Преображенное мышление уже не является беспорядочным и
неугомонным оно становится точным и
целенаправленным, а мысли приходят только тогда, когда в
них нуждаются, не нарушая безмолвия. Кроме того, сам
элемент мысли становится вторичным и замещается тем, что
можно назвать видящим пониманием (интуицией). Но до тех
пор, пока разум не обретет способность сохранять состояние
абсолютного безмолвия, это высшее знание (мысль или
понимание) либо не сможет низойти в него, либо низойдет
частично, что может привести к его смешению с низшим
знанием или к подмене высшего знания низшим и стать
причиной дополнительных трудностей и препятствий в садхане.
Поэтому полное безмолвие так необходимо.
Когда высшее сознание овладевает автоматическим разумом,
он перестает быть автоматическим.
Термины "манас" и пр. принадлежат обычной психологии,
описывающей поверхностное сознание. В нашей йоге мы
использует другую классификацию основанную на
йогическом опыте. С деятельностью Манаса можно сопоставить
функции двух несвязанных друг с другом напрямую аспектов
сознания: части физического
разума125
и физического аспекта витального сознания. Манас получает
данные от физических чувств и передает их в Буддхи (иными
словами в ту или иную часть мыслящего разума), а
затем воспринимает его идеи и волю и передает их органам
чувств и действия. Все это характерно для работы обычного
сознания. Однако в обычном сознании все настолько
перемешано, что нет никакой возможности выявить хоть
какой-то порядок или правило [в его деятельности]. В ходе
йогической практики начинаешь осознавать различные аспекты
[своего существа] и те действия, которые для них
характерны; тогда под контролем высшего Сознания или же под
контролем Божественной Силы каждый аспект занимает свое
место и выполняет только свои функции. Впоследствии все
существо наполняется духовным сознанием, и это
автоматически приводит к правильному восприятию и
правильной работе различных аспектов сознания, поскольку
все они полностью контролируются Силой свыше, не искажают
ее, не оказывают ей сопротивления и не смешивают ее волю со
своей.
В физическом разуме возможны как разумное мышление, так и разумная последовательность действий, которые представляют собой проявление Буддхи и которые поэтому, наверное, нельзя соотносить с Манасом древней психологии. Хотя большая часть действий физического разума соответствует действиям Манаса, последний способен также на многое из того, что можно было бы приписать витальному разуму и тонкой нервной системе. Сопоставление терминологии древней и нашей йоги вызывает некоторые трудности, поскольку первая рассматривает смешанное действие на поверхности сознания и пытается его анализировать, тогда как в этой йоге все, что смешано на поверхности, рассматривается отдельно с точки зрения более глубокой деятельности, которая скрыта от внешнего сознания, бодрствующего на поверхности. Поэтому мы должны использовать другую классификацию. Сначала физический разум должен раскрыться высшему
сознанию. Тогда его ограничения исчезают и он начинает
допускать существование супрафизического сознания,
воспринимая вещи в соответствии с высшим знанием. Тогда он
становится средством выражения этого знания в прагматичном
восприятии и действии физической жизни. Тогда он видит вещи
такими, какие они есть, и обращается с ними в соответствии
с высшей Истиной, автоматически сохраняя правильное
понимание, правильную волю и правильные реакции на
воздействия внешнего мира.
Как правило, я не использую эти термины [Манас и др.]
они относятся к языку психологии древней йоги.
[Функции Манаса:] воспринимать объекты внешнего мира,
ментально на них реагировать, передавать свои впечатления
Буддхи и т.д.
Читта это базовая субстанция психики (mental
consciousness), которая поддерживает Манас и все остальные
[структуры сознания]. Это аморфное сознание, которое
проявляется в форме мыслей, воспоминаний, желаний,
ощущений, побуждений и чувств (chittavritti).
Читта это сознание, из которого все проявляется,
но само это проявление осуществляется разумом, виталом или
какой-нибудь иной силой, которая является, так сказать,
средством самовыражения Читты.
В обоих направлениях: Читта передает эти данные виталу и
разуму для того, чтобы те наделили их формой и передали в
Буддхи; но она также получает мысли из Буддхи и превращает
их в желания, ощущения и побуждения.
Да, только Читта не получает желания и ощущения из
Буддхи. Она получает из Буддхи мысли, а затем превращает их
в желания.
В Читте всегда или, по крайней мере, обычно есть
тенденция преобразовывать [ментальные и другие волны,
полученные извне] за исключением тех случаев, когда
она просто воспринимает и накапливает те или иные данные,
не передавая их средствам своего выражения.
Да, конечно, но поскольку вся ее [Читты] функция в том и
состоит, чтобы воспринимать то, что приходит извне
сверху, снизу или со всех сторон, она не может
остановиться и сама определить, что ей следует
воспринимать, а что нет. Для этого ей нужна помощь
Буддхи, витальной воли или какой-нибудь иной более высокой
силы. В дальнейшем, после нисхождения высшего сознания, она
начинает трансформироваться и обретает способность
автоматически отвергать все то, что не является истинным,
правильным, божественным или способствующим росту
божественного в человеке.
На самом деле термин "читта" означает обычное сознание,
включающее в себя разум, витал и физическое [сознание],
но на практике этот термин может указывать на некую
базовую, общую субстанцию сознания (something central in
the consciousness). Если Читта сосредоточена на
Божественном, то все остальные структуры сознания рано или
поздно последуют за ней, и это вполне естественно.
Читта не находится рядом с сердцем если вы имеете
ввиду субстанцию низшего сознания, то у нее нет
определенного местоположения. Все переживания, полученные в
данной жизни, оставляют свой отпечаток в этой субстанции
сознания, но память о прошлых жизнях скрыта [не в ней, а] в
окружающем физическое тело поле сознания (but the memory of
past lives is wrapped up and involved
elsewhere).126
Конечно, у большинства людей сердце является главным
центром этого сознания, поэтому вы можете ощущать его
активность на этом уровне.
Как и в любой другой части нашего существа, в Читте есть
подсознательная часть, которая сохраняет прошлые
впечатления и посылает их сознанию в виде образов во время
сна; или же эта часть сохраняет привычные движения,
приобретенные в прошлом, и передает их сознанию, как только
представляется благоприятная возможность.
Если в
оригинале127
используется слово vāsāna, то оно не
означает "желание". Обычно оно означает мысль или тонкое
ощущение, поднимающееся из Читты: различные образы,
впечатления, воспоминания и т.д. (например, впечатления
симпатии и неприязни, страдания и наслаждения). Васиштха
хочет сказать, что если в обычном человеке все эти мысли,
впечатления и побуждения поднимаются из Читты, то в
Дживанмукте они исходят непосредственно из Саттвы, из
сущностного сознания человека, иными словами что это
не проявления психики, а проявления духа (they are not
mental but spiritual formations). Можно сказать, что это не
chittavritti (проявления Читты), а
sattvapreranā непосредственные указания
внутреннего существа относительно того, что следует
думать, чувствовать или делать. Когда Читта прекращает свою
активность и разум становится безмолвным (а это происходит,
когда человек обретает мукти и без чего нельзя стать
Дживанмуктой), тогда то, что остается, воспринимает и
действует, переживается как сущностное сознание
сознание истинного "я", или истинное существо.
Думаю, Махат это сущностная, первичная матрица
сознания (заложенная в Пракрити изначально, а не возникшая
в результате эволюции), из которой развивается
индивидуальность и другие формации.
Танматра это лишь основа материи. В Санкхье основой Пракрити является Прадхана, из которой появляется Буддхи и все остальное. В Веданте это духовная субстанция, из которой все происходит. <<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>> Категория: Библиотека » Учения Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|