А. Е. Величенко. ТАЙНА ЙОГИ ШРИ АУРОБИНДО

- Оглавление -


<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>




Витальное сознание

Витальное существо состоит из четырех подпланов. Первый из них – ментальный аспект витального сознания, который посредством мысли, речи или иных средств придает ментальное выражение эмоциям, желаниям, страстям, ощущениям и другим движениям витального существа; второй – это эмоциональный витал, который является средоточием различных чувств – таких как любовь, радость, печаль, ненависть и т.д.; третий – центральный витал, вместилище наиболее сильных витальных движений и реакций, например, чувства собственного достоинства, гордости, отваги, страха, любви к славе, симпатий и антипатий, желаний и страстей различного рода, это область самых разнообразных витальных энергий; и наконец низший витал, который переполняют поверхностные желания и чувства, составляющие бóльшую часть повседневной жизни, например, желание поесть, сексуальное желание, реакции "нравится – не нравится", тщеславие, раздражительность, любовь к похвалам и гнев в ответ на обвинения и упреки, всевозможные незначительные влечения и бесчисленное множество других движений.

Перечисленные подпланы витала располагаются:

  1. в области от горла до сердца,
  2. в самом сердце (это двойной центр, на поверхности относящийся к эмоциональному и витальному существу, а в глубине – к душевному),
  3. в области от сердца до пупка,
  4. ниже пупка.


*   *   *

Есть часть природы, которую я называл витальным разумом; функция этого разума не в том, чтобы думать, рассуждать, понимать, изучать, выяснять или давать оценку, ибо все это относится к функции мыслящего разума (buddhi), а в том, чтобы планировать, грезить наяву или представлять себе все то, что могло бы быть сделано. Он строит планы, которые воля может попытаться воплотить при первой возможности или при благоприятном стечении обстоятельств, или даже сам может приложить силы к тому, чтобы сделать эти обстоятельства благоприятными. В энергичном человеке эта способность преобладает и является ведущей в его природе; у наиболее известных людей действия она всегда сильно развита. Но даже если человек не является деятельным и предприимчивым, даже если обстоятельства складываются неблагоприятно или он способен лишь на решение самых обычных жизненных задач – все равно он обладает витальным разумом. В таких людях он действует с меньшим размахом, а если чувствует потребность дать мыслям простор, то часто строит нереальные планы, прекрасно зная, что они неосуществимы, или предается мечтаниям о невероятных событиях, приключениях, великих подвигах и свершениях, героем или творцом которых он является. То, что вы описываете, представляет собой неуправляемую деятельность витального разума, или игру воображения, порождающую формации [на тонком уровне]; она свойственна не только вам – большинство людей грезит точно так же, но каждый – в соответствии с особенностями своей фантазии (интересами, излюбленными темами или желаниями). Вы должны подчинить себе активность витального разума, не позволять ему захватывать ваш разум и отвлекать его, где и когда он того пожелает. Когда в результате садханы начинаются духовные переживания, крайне важно не позволять этой силе делать с вами то, что она хочет, ибо та создает ложные переживания, соответствующие ее природе, и убеждает садхака в том, что они истинны, или строит неосуществимые планы и уверяет его, что именно их и надлежит воплотить. Некоторые были настолько увлечены этой обманчивой силой, что позволили силам Лжи, действовавшим через нее, повлиять на себя, увести с истинного пути и ввергнуть в бездну разочарования, так как поверили в свое призвание совершить великую духовную, политическую или общественную работу в мире. Она поднимается в вас для того, чтобы вы могли понять, что она собой представляет, а затем отвергнуть. Ибо на витальном плане есть немало влияний, от которых нужно полностью избавиться, чтобы начало или продолжение сильных и глубоких духовных переживаний было безопасным.

Обычно нисхождение покоя является одним из первых положительных и наиболее важных результатов садханы. В этом состоянии покоя обычный мыслящий разум (buddhi), как правило, затихает или значительно снижает свою активность, но за этим часто следует вторжение витального разума (если теряешь бдительность) или автоматически мыслящего разума, или подсознательного разума с его бессвязными мыслями, который тоже поднимается и начинает действовать; все они – главные нарушители безмолвия. Или же безмолвие может попытаться нарушить низший витальный разум, который оживляет эго и поднимает бурю страстей. От всех этих проявлений сил низшей природы нужно избавиться, потому что если они останутся во время нисхождения высших сил – Могущества и Силы, Знания, Любви или Ананды, – они могут оказать сопротивление их воздействию, в результате чего высшее сознание либо отступит, либо его нисхождение останется незамеченным, а вызванный им всплеск энергии будет использован низшей природой для ее собственных целей, то есть неправильным образом. Именно по этой причине многие садхаки, пережив глубокие духовные состояния в прошлом, оказываются во власти еще более разросшегося эго, психических расстройств, амбиций, неконтролируемой сексуальности или других витальных страстей и искажений [витальной энергии]. Поэтому всегда лучше, когда полное очищение витала предшествует или, по крайней мере, происходит одновременно с положительным опытом – особенно для тех, в ком витал преобладает.

*   *   *

 [Витальный разум] это разум динамичной (а не рассуждающей) воли – разум действия и желания, обуреваемый переживаниями силы и успеха, удовольствия и обладания, наслаждения и страдания, бескорыстия и расчета, развития и экспансии, победы и поражения, удачи и неудачи и т.д. и т.д.

*   *   *

Витальный разум выражает витальные движения, игру витальных сил – он не в состоянии, подобно ментальному разуму, думать свободно и независимо от них. Истинный мыслящий разум может стать выше витальных движений, наблюдать за ними и судить о них столь же свободно, как он делает это в отношении объектов внешнего мира. Однако мыслящий разум (точнее, рассудок) большинства людей подвержен влиянию витального разума и потому несвободен в своих суждениях.

*   *   *

Это обычное занятие витального разума, который всегда представляет, думает и планирует, что и как устроить. Конечно, от витального разума есть определенная польза, однако часто он действует наобум, а его чрезмерная активность, без какой-либо дисциплины и экономии своих сил, не позволяет ему сосредоточиться на том, что действительно необходимо сделать.

*   *   *

То, что приходит к вам во сне или в бодрствующем состоянии подобным образом, есть не что иное, как образы витального разума или же его реакции на явления и события, воспринятые разумом. На все, что попадает в поле зрения разума, может воздействовать витальное воображение – порождая образы, предположения, идеи, всевозможные планы на будущее и т.д. Оно имеет определенное значение для сознания в обычной жизни, но в йоге его нужно взять под контроль и заменить действием более высокого порядка. Во сне вы тоже попадаете на витальный план. Но если правильно понять и сопоставить переживания на витальном плане, они станут ценным источником информации и дадут то полезное знание, которое поможет контролировать витальное "я" и витальный план. Проблема в том, что все они приходят к вам через подсознание, где связь между ними теряется. Всю эту активность нужно успокоить, и мы постараемся вам в этом помочь. Когда я говорю о необходимости раскрыться, я имею в виду только одно: вы должны сохранять уверенность в том, что помощь всегда с вами, и стараться ее воспринять – для этого не нужно прилагать усилий.

*   *   *

Источник, из которого приходят все эти фантазии, не имеет ничего общего с рассудком и потому не поддается никаким разумным возражениям. Они приходят либо из витального разума – того самого источника, из которого рождаются все красивые фантазии и бесконечные истории, которые люди рассказывают самим себе и в которых они являются героями и вершат великие дела. Либо от крохотных сущностей, связанных с деятельностью физического разума, которые подхватывают первую попавшуюся мысль и предлагают ее разуму только для того, чтобы посмотреть, примет он ее или нет. Если внимательно наблюдать за собой, то можно заметить, как в разуме таким образом возникают или проскальзывают самые неожиданные, странные или абсурдные мысли. Обычно человек лишь подсмеивается над ними или почти не замечает, и они возвращаются в мир бессвязных мыслей, из которого пришли.

*   *   *

Это все тот же витальный разум. У него нет чувства меры (или умения соразмерять желания и возможности), поэтому ему всегда хочется достичь чего-то великого или стать кем-то великим сразу.

*   *   *

[Грезы наяву:] Все это характерно для витального разума. У каждого есть привычка предаваться мечтам – она не представляет серьезной опасности, но, конечно, от нее нужно избавиться, поскольку в ее основе лежит эго.

*   *   *

В обычном человеке витальный разум не может действовать, не погружаясь в мечты, поэтому привычка к ним сохраняется довольно долго. Самое лучшее, что можно сделать, так это отстраниться от них и оставаться безразличным. Тогда через некоторое время он утратит к ним интерес и оставит эту привычку.

*   *   *

Такого рода разговор [внутренний диалог с другими людьми] весьма характерен для витального разума. Таким образом он действует на тонком плане, пытаясь придать беседе благоприятный исход, особенно если на физическом плане речь была прервана или оказалась скованной внешними обстоятельствами.

*   *   *

Что касается вопроса об эмоциональном и высшем витале, то на него трудно ответить однозначно. В той классификации, в которой разум понимается в широком смысле, а не только как мыслящий, воспринимающий и волящий интеллект, эмоциональный витал можно рассматривать как часть разума, или ту часть витального плана, которая пересекает ментальную оболочку (as part of the mind, the vital in the mental). В другой классификации это, скорее, наиболее ментализованная часть витальной природы.

В первом случае термин "высший витал" означает то широкое движение сознательной жизненной силы, которое связано с творением, энергией, властью и победой, бескорыстием и самоотдачей, сосредоточением энергии из окружающего мира для последующих действий и тратой сил, с внутренним порывом броситься в бескрайний океан жизни и потребностью отвечать великим целям Природы. Во втором – это эмоциональное существо, которое стоит на вершине витальной природы и вместе с ней образует высший витал.

Их противоположностью является низший витал, занятый поверхностными движениями и желаниями, который постепенно переходит в расположенный еще ниже витальный аспект физического сознания, где поддерживает наиболее грубые проявления жизни и все физические ощущения, в том числе чувство голода, страсти и удовлетворения. Термин "низший" не следует понимать в уничижительном смысле – он имеет отношение только к положению в иерархии планов. Несмотря на то, что эта часть природы в земных существах, как правило, бывает очень темной и наполнена всевозможными витальными искажениями (похоть, жадность, тщеславие, мелочные амбиции, вспышки гнева, зависть и ревность – ее обычные гости), существует и другая ее сторона, которая делает ее незаменимым посредником между внутренним существом и внешней жизнью.

Нельзя сказать, что каждое движение душевного существа воплощается в очищенном и правильно направленном витальном потоке – так бывает лишь в том случае, когда ему приходится проявлять себя в действии. Переживание душевного существа происходит само по себе и в характерных для него формах. Душевное существо находится глубже всех других, а его сила – это сила настоящей души.103 Если же душевное существо выходит на поверхность (comes to the front), оно заливает своим светом все остальные существа; ментальное, витальное и физическое сознание могут нести на себе его отпечаток и трансформироваться под его влиянием. Когда природа человека развивается должным образом, душевное существо присутствует в ментальном, витальном и физическом сознании. Именно в тех случаях, когда его присутствие неоспоримо, мы говорим, что у человека действительно есть душа. Но в некоторых людях этот элемент столь незначителен, что мы должны призвать на помощь всю нашу веру, чтобы убедить себя в том, что у них вообще она есть. Центр душевного существа находится глубже эмоционального центра104; именно эмоциональное по своей динамике наиболее близко душе, поэтому для большинства людей наиболее прямой путь к душе лежит через эмоциональный центр, да и сама душа легче всего проявляется через эмоции, изменившиеся под ее влиянием. Поэтому многие ошибочно принимают одно за другое, хотя между ними существует бездна различий. Эмоции, как правило, витальны по своему характеру и не относятся к душевной природе.

Хотя такая классификация [переживаний в области витала] и необходима для внутреннего самопознания, дисциплины и практики, не следует забывать, что наибольшую пользу она может принести лишь в том случае, если не будет заключена в слишком жесткие и определенные формулировки. Дело в том, что планы и оболочки сознания пересекают друг друга (things run very much into each other), поэтому синтетический подход в понимании этих сил столь же необходим, как и аналитический. Например, разум присутствует повсюду. Формально физический разум расположен ниже витала и все же он является продолжением чистого разума и может действовать в своей собственной области, находясь в непосредственном контакте с высшим ментальным интеллектом.105 Поэтому и существует темный разум тела106, самих клеток, молекул, частиц. Геккель (Haeckel)107, немецкий материалист, где-то писал о воле в атоме, и современная наука, наблюдая за бесчисленными индивидуальными изменениями в поведении электронов108, близка к тому, чтобы воспринять это выражение не просто как метафору, а как указание на скрытую реальность. Этот разум тела – вполне конкретная, ощутимая реальность; из-за его темноты и автоматической привязанности к прошлым движениям, из-за его характерной особенности легко забывать и отрицать все новое, мы видим в нем одно из главных препятствий проникновению супраментальной Силы и трансформации функций тела. С другой стороны, если однажды его удастся обратить к Божественному, он станет одним из самых ценных инструментов утверждения супраментального Света и Силы в материальной Природе.

*   *   *

Нельзя точно сказать, каким будет сопротивление в высших слоях витала и какие формы оно примет, потому что в разных людях оно проявляется по-разному. Вполне естественно, что нисхождение высшего сознания почти на каждом шагу встречает сопротивление, поскольку каждый аспект непреображенной природы в большей или меньшей степени придерживается собственного установившегося способа видения, действия, восприятия и реакции на те или иные явления, придерживается своих привычных движений и форм выражения, характерных для его области. Все это результат тенденций, которые каждый человек породил для себя сам в своей прошлой или в этой жизни. Необходимо сохранять общую пластичность ментального, витального и физического сознания, готовность отбросить любую привязанность и принимать все, что несет с собой высшее сознание, как бы это ни противоречило нашим сложившимся мнениям, чувствам и природным привычкам. Чем пластичнее тот или иной аспект нашей природы, тем меньшее он оказывает сопротивление.

Когда я говорю о высших слоях витальной природы, я имею в виду витальный разум, эмоциональную природу и динамичную основу жизненной силы в человеке. Витальный разум – та часть витального существа, которая строит планы, мечтает, думает что и как устроить в соответствии с требованиями жизни, желаниями, волей к власти или обладанию, волей к действию, эмоциями и реакциями витального эго. Его следует отличать от рассуждающей воли (reasoning will), которая занимается стратегическим и тактическим планированием в соответствии с требованиями чистого мыслящего разума и различающего рассудка или согласно указаниям ментальной интуиции (способности непосредственного понимания и суждения). Витальный разум использует мысль не для того, чтобы служить целям рассудка, а чтобы служить средством выражения витальных побуждений и жизненной силы; если он и прибегает к рассуждениям, то лишь с целью оправдать требования этих сил и навязать их рассудку, вместо того, чтобы с помощью различающей воли109 управлять ими. Этот высший витал (и все его слои) находится на уровне груди, а сердечный центр является его главной опорой, откуда он управляет той частью витала, которая простирается от сердца до пупка. Не вижу смысла говорить об эмоциональной природе, поскольку ее проявления и характер всем хорошо известны. Ниже пупка простирается область витальных страстей и ощущений, всех тех поверхностных жизненных импульсов, из которых состоит большая часть обычной человеческой жизни и человеческого характера. Ее мы называем низшей витальной природой. Муладхара является главной опорой физического сознания и материальных аспектов природы человека.

Антаратман – это душа, частица Божественного, которая находится в сокровенной глубине развивающейся индивидуальности; она поддерживает разум, жизнь и тело (инструментальные части природы) и через них старается прорасти из материального Бессознательного к божественному Свету и Бессмертию, которые и являются ее собственным существом (its proper being). Из-за ограниченных возможностей своих инструментов душа вынуждена принять низшие движения и согласиться на компромисс с природой, которая замедляет восхождение души даже тогда, когда получает от нее средства к продвижению. Душевное существо – это проявленная душа (the soul-form), или личность души, развивающаяся в ходе эволюции и переходящая из одной жизни в другую до тех пор, пока все существо не будет готово к высшей эволюции за пределы Неведения.

Реализация душевного существа, его пробуждение и выход на поверхность зависят, главным образом, от глубины развития наших личных отношений с Божественным (отношений бхакти, любви, доверия, самоотдачи) и нашей способности отклонять настойчивое стремление к обособлению и самоутверждению со стороны ментального, витального и физического эго.

По поводу вашего последнего вопроса я могу сказать очень немного. Полагаю, Санаткумар – это один из четырех сыновей Брахмы, рожденных из его разума; поэтому его нельзя отождествлять со Скандой, сыном Шивы.

*   *   *

Эмоциональное существо является частью витала.

*   *   *

Сердце – это центр эмоционального существа, так что эмоции являются витальными движениями. Когда сердце очищено, витальные эмоции превращаются в душевные чувства или начинают сочетать в себе движения душевного существа и витального сознания.

*   *   *

В человеческом разуме, сердце и витале могут возникать чистые и правильные мысли, эмоции и побуждения, потому что не все в них так уж плохо. Сердце может быть неочищенным, но это не значит, что в нем совсем нет ничего чистого.

*   *   *

Витальный разум находится выше сердца; что же касается источника ощущений, то он располагается ниже эмоционального центра, а не выше.

Ощущения гораздо ближе к физическому [сознанию], нежели эмоции.

Область желаний находится ниже сердца – в центральном витале (на уровне пупка) и низшем витале, – однако она оказывает влияние на эмоции и витальный разум.

*   *   *

Я провожу различие [между движениями низшего витала и эмоциями сердца], замечая, откуда они появляются. Конечно, гнев, страх и ревность затрагивают сердце точно так же, как и разум, но возникают они в области пупка и солнечного сплетения (т.е. в низшем витале или, по крайней мере, не выше среднего витала). В романе Стивенсона "Похищенный" есть примечательный отрывок, когда главный герой замечает, что сначала он чувствует страх не в сердце, а в животе. Сердце является средоточием любви, надежды, сострадания и пр.

*   *   *

Радость это витальное чувство, равно как и ее противоположность – печаль.

*   *   *

Но разве всегда гнев, который относится к низшему виталу и потому тесно связан с телом, вызывает такие реакции?110 Конечно, психолог может не знать, что другой человек гневается, пока тот не обнаружит внешних (physical) признаков раздражения; он также может не знать, что человек думает, пока тот не выскажется или не выразит свои мысли на бумаге, – но разве из этого следует, что состояние мышления "немыслимо" вне устной или письменной речи? Японец, который привык контролировать все свои "эмоции", ничем себя не проявит (если он в гневе, то первым его проявлением будет нож в вашем животе от внешне спокойного или улыбающегося убийцы), – он даже не будет "кипеть" внутри, – вместо этого в нем возникнет огонь решимости, который будет гореть до тех пор, пока его гнев не проявится в действии.

*   *   *

Сильный витал – это витал, полный жизненных сил, честолюбивый и смелый, энергичный и предприимчивый, действующий с размахом, проявляется ли это в щедрости и великодушии или в стремлении обладать, быть лидером и добиваться власти; это витал, верный своим решениям и способный достигать поставленной цели на материальном плане (ему доступно также множество других способов выражения витальной силы). Нередко такому виталу бывает трудно встать на путь самоотречения именно из-за ощущения своей силы – но если ему удается это сделать, он становится прекрасным инструментом в Божественной Работе.

*   *   *

Нет, у слабого витала не хватает сил для того, чтобы обратиться к духовности, – а будучи слабым он особенно легко поддается вредным влияниям, и ему трудно, даже когда он этого хочет, принять то, что выходит за пределы его привычной природы. Сильному виталу, если он задастся такой целью, сделать это намного легче. Главное его препятствие – это гордыня эго и очарование собственной силой.

Грудь больше связана с душой, нежели с виталом. Сильный витал предполагает наличие сильного тела, но так бывает не всегда – иногда он настолько сильно охватывает собой физическое тело, что буквально поглощает и разрушает его.

*   *   *

Думаю, я сказал, что оно [прежнее желание] осталось в подсознательной части физического аспекта витального сознания. Поскольку существует физический аспект ментального сознания (physical mind), есть и физический аспект витального сознания (physical vital) – витал, сосредоточенный исключительно на физических объектах, полный ненасытных желаний и стремящийся к удовольствиям на физическом плане.

*   *   *

Физический аспект витального сознания – это существо, имеющее дело с обычными повседневными желаниями, мелочным корыстолюбием и т.д., тогда как витальный аспект физического сознания – это тонкая нервная система; оба они тесно связаны.

*   *   *

Витальный аспект физического сознания управляет всеми поверхностными повседневными реакциями на внешний мир: реакциями нервов, телесного сознания, рефлекторными ощущениями и непроизвольными эмоциональными реакциями; он является побудительной причиной большей части обычных действий человека, а объединившись с низшими слоями самого витального плана111, порождает похоть, ревность, гнев, ярость и пр. В самых низких и наиболее грубых своих слоях (на уровне витального аспекта материального сознания) он является проводником боли, физических болезней и т.д.

*   *   *

Да, с ростом сознательности их различие [физического аспекта витального сознания (низшего витала) и грубого материального аспекта витального сознания] становится совершенно очевидным. А проводить это различие необходимо, иначе можно научиться влиять на низший витал или контролировать один из слоев физического аспекта витального сознания, а затем с удивлением обнаружить, что остается еще что-то неуловимое, но явно не сломленное и продолжающее оказывать сопротивление. Это и есть материальный витал (material vital) вкупе с другими аспектами сознания, на которые он может повлиять своим сопротивлением.

*   *   *

Нервная система относится к виталу – это витальный аспект физического сознания, или жизненная сила, тесно связанная с реакциями, желаниями, потребностями и ощущениями тела. Чистый витал – это жизненная сила, действующая в соответствии со своей природой (импульсами, эмоциями, чувствами, желаниями, амбициями и т.д.). Его высшим центром является то, что мы можем назвать внешним сердцем эмоций. Но существует также и внутреннее сердце, где находятся высшие, или душевные, чувства, ощущения и эмоции – интуитивные побуждения и порывы души. Конечно, наша витальная часть нужна для полноты нашей реализации, однако она является истинным инструментом только тогда, когда ее привычные чувства и стремления постоянно очищаются прикосновением душевного существа и возвышаются под влиянием духовного света и силы.

*   *   *

Я не знаю, что такое тонкий витал. Мы говорим о тонком физическом, чтобы отличить его от грубого материального аспекта физического сознания, поскольку в нашем обычном опыте все физическое является грубым (sthūla). Но витал по самой своей природе нематериален, поэтому прилагательное "тонкий" в данном случае излишне. Когда я говорю о материальном аспекте витального сознания, я имею в виду витал, который настолько вовлечен в материю, что оказывается связанным ее движениями и грубой физической природой. Его работа состоит в том, чтобы поддерживать тело, поставлять ему энергию, сохранять в нем способность к жизни, росту, движению и т.д., а также чувствительность ко внешним воздействиям.

*   *   *

Этот вопрос не имеет никакого практического значения, так как тело может воспринимать силы витального аспекта физического сознания откуда угодно: из пространства вокруг, снизу или сверху.112 Аспекты сознания (planes)113 упорядочены по отношению друг к другу, а не по отношению к телу. Так, витальный аспект физического сознания находится ниже [соответствующего] ментального аспекта, но выше материального: однако в то же время они проникают друг в друга.114

*   *   *

Энергия тела – это проявление материальных сил, поддерживаемых энергией витального аспекта физического сознания, которая в сущности является витальной энергией, погруженной в материю и обусловленной ее законами.

*   *   *

Витальность означает жизненную силу – везде, где есть жизнь (в растении, животном или человеке), присутствует жизненная сила; без витала не может быть ни жизни в материи, ни одушевленного действия. Витал необходим, ибо ничего нельзя сделать или создать на уровне телесного существования, если отсутствует такой инструмент, как витал. Даже для садханы необходима витальная сила.

Но если витал не преображен и находится во власти желаний, страстей и эго, тогда он столь же разрушителен, сколь может быть полезен в ином случае. Даже в обычной жизни витал должен находиться под контролем разума и ментальной воли, иначе он может взбунтоваться и причинить немало бед. Когда люди говорят о витальном человеке, они имеют в виду человека, который находится под влиянием витальной силы, не контролируемой разумом или духом. Витал может быть хорошим слугой, но он плохой хозяин.

Витал не нужно убивать или подавлять – его следует очистить и трансформировать путем душевного и духовного контроля.

*   *   *

Физическое [сознание] зависит от витала на каждом шагу – без помощи витала оно было бы ни на что не способно, поэтому совершенно естественно, что оно подчиняется его требованиям.

*   *   *

Физическая жизнь невозможна без тела, а тело не может жить без жизненной силы, однако жизнь как таковая существует отдельно [от физического плана] и обладает соответствующим (витальным) телом – равно как и разум, который тоже существует отдельно и может действовать на своем собственном плане [в ментальном теле]. Вся эта система [тел] удерживается от распада душой, которая служит для них центром интеграции.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 2293
Категория: Библиотека » Учения


Другие новости по теме:

  • КУЛЬТУРОЛОГИЯ. XX ВЕК.  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ ККАРЕЕВ Николай Иванович 1850-1931 150 историк, философ,
  • КУЛЬТУРОЛОГИЯ. XX ВЕК.  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ ККУЛЬТУРА ДУХОВНАЯ 150 одна из сторон общей
  • КУЛЬТУРОЛОГИЯ. XX ВЕК.  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ ККУЛЬТУРА 20 века 150 радикально новые и
  • КУЛЬТУРОЛОГИЯ. XX ВЕК.  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ ККУБИЗМ 150 одно из первых направлений в
  • КУЛЬТУРОЛОГИЯ. XX ВЕК.  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ ККРЁБЕР Кгоеbег Альфред Луис 1876-1960 150 амер.
  • КУЛЬТУРОЛОГИЯ. XX ВЕК.  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ ККОНТРКУЛЬТУРА 150 понятие в совр. культурологии и
  • КУЛЬТУРОЛОГИЯ. XX ВЕК.  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ ККОММУНИКАЦИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ от лат. 150 сообщение, передача
  • КУЛЬТУРОЛОГИЯ. XX ВЕК.  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ ККИСТЯКОВСКИЙ Богдан Федор Александрович 1868-1920 150 философ,
  • КУЛЬТУРОЛОГИЯ. XX ВЕК.  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ ККАТЕГОРИИ КУЛЬТУРОЛОГИИ 150 наиболее фундаментальные, субстанциальные и
  • КУЛЬТУРОЛОГИЯ. XX ВЕК.  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ ККУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ в 60-е гг. 150 молодежное
  • КУЛЬТУРОЛОГИЯ. XX ВЕК.  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ ККАЖДАН Александр Петрович 1922-1997 150 историк-византинист, исследователь
  • КУЛЬТУРОЛОГИЯ. XX ВЕК.  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ ИИСТОРИЯ И АНТРОПОЛОГИЯ 150 соотношение наук и
  • КУЛЬТУРОЛОГИЯ. XX ВЕК.  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ ИИСКУССТВОЗНАНИЕ, искусствоведение 150 совокупность наук о всех
  • КУЛЬТУРОЛОГИЯ. XX ВЕК.  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ ИИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА 150 1. Совокупность норм, правил
  • КУЛЬТУРОЛОГИЯ. XX ВЕК.  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ ИИНТЕРПРЕТАЦИЯ 150 1 общенаучный метод с фиксированными
  • КУЛЬТУРОЛОГИЯ. XX ВЕК.  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ ИИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ лат. intelligentia, intellegentia 150 понимание, познавательная
  • КУЛЬТУРОЛОГИЯ. XX ВЕК.  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ ИИНДИХЕНИЗМ исп. 150 туземный, автохтонный 150 комплекс
  • КУЛЬТУРОЛОГИЯ. XX ВЕК.  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ ИИЛЛИЧ Illich Иван р. 1926 150 социолог
  • КУЛЬТУРОЛОГИЯ. XX ВЕК.  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ ККУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ МОНАДОЛОГИЯ 150 термин для обозначения концепций,
  • КУЛЬТУРОЛОГИЯ. XX ВЕК.  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ ЯЯЗЫК КУЛЬТУРЫ 150 совокупность культурных объектов, обладающая
  • КУЛЬТУРОЛОГИЯ. XX ВЕК.  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ ЮЮНГ Jung Карл Густав 1875-1961 150 швейц.
  • КУЛЬТУРОЛОГИЯ. XX ВЕК.  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ ЭЭТНОМЕТОДОЛОГИЯ 150 одно из направлений в совр.
  • КУЛЬТУРОЛОГИЯ. XX ВЕК.  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ ЭЭТНОЛОГИЯ 150 наука о сравнит, изучении культур,
  • КУЛЬТУРОЛОГИЯ. XX ВЕК.  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ ЭЭТНОГРАФИЯ 150 наука, изучающая культуру и быт
  • КУЛЬТУРОЛОГИЯ. XX ВЕК.  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ ЭЭРН Владимир Францевич 1882-1917 150 религ. мыслитель,
  • КУЛЬТУРОЛОГИЯ. XX ВЕК.  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ ЭЭРИСТИКА в культуре 20 в. 150 искусство
  • КУЛЬТУРОЛОГИЯ. XX ВЕК.  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ ЭЭЛЛЮЛЬ Ellul Жак р. 1912 150 франц.
  • КУЛЬТУРОЛОГИЯ. XX ВЕК.  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ ЭЭКО Есо Умберто р. 1932 150 итал.
  • КУЛЬТУРОЛОГИЯ. XX ВЕК.  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ ЭЭЗОТЕРИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА 150 древнейшая и неотъемлемая часть
  • КУЛЬТУРОЛОГИЯ. XX ВЕК.  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ ЭЭБНЕР Ebner Фердинанд 1982-1931 150 австр. христианский



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь