А. Е. Величенко. ТАЙНА ЙОГИ ШРИ АУРОБИНДО

- Оглавление -


<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>



СТРУКТУРА ФРОНТАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ.
ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ

Система понимания и описания опыта Шри Ауробиндо имплицитно присутствует во всех его текстах, но нигде в сжатом, так и хочется сказать "догматическом", виде она не представлена. Ее нужно реконструировать, чтобы понимать изнутри все производные от нее тексты. И здесь мы сразу попадаем в герменевтический круг: знание общего предполагает знание частного, и наоборот. Стремиться выйти за его пределы не имеет смысла, поскольку так мы можем оказаться за пределами самого пространства понимания. Нужно попеременно концентрировать внимание на общем и частном, и тогда круг превратится в спираль, по которой понимание будет восходить на качественно новый уровень.

Итак, сначала опишем в самых общих чертах философию Шри Ауробиндо, затем перейдем к анализу ее терминологического аппарата и реконструкции, а в заключение нашего исследования снова обратимся к положениям общего характера.

*   *   *

Согласно Шри Ауробиндо, абсолют – это Сат-Чит-Ананда (Бытие-Сознание-Блаженство). Она трансцендентна и супракосмична, а потому непроявлена.12 Ниргуна и Сагуна Брахман (абсолют как чистое Бытие и абсолют как Энергия) – ее аспекты, разделенные в космосе, но единые в Сат-Чит-Ананде.

Трансфизический космос проявлен. Причем вневременно.13 Он состоит из так называемых типических14 планов сознания, на которых обитают существа, не способные или не стремящиеся к эволюции. Последовательность космических (или универсальных, всеобщих) планов такова: подсознание, крайней степенью которого является бессознательное; физическое сознание, наиболее грубым состоянием которого является материя; витальное сознание15; ментальное сознание и духовный разум (включающий в себя планы возвышенного разума, озаренного разума, план интуиции и план глобального разума). Сверхразум (супраментал) является связующим звеном между проявленным космосом и непроявленной Сат-Чит-Анандой. Собственно, супраментал и есть Сат-Чит-Ананда в аспекте энергии, воли. Он трансцендентен по своему источнику и космичен по области действия.

Через уже существующую структуру планов происходит инволюция супраментального сознания, которое самозаключает себя в бессознательном. Инволюция сменяется эволюцией, которая призвана раскрыть полноту Сат-Чит-Ананды на каждом из планов ее спектра. Таким образом, эволюция это не возвращение к источнику, не бегство из бессмысленного тварного мира, а раскрытие полноты Божественного сознания в условиях проявленного космоса.

В отличие от обитателей типических планов, человек включает в себя все предыдущие стадии, или планы, эволюции: материя, жизнь и разум индивидуализируются в его природе. Именно поэтому существа типических планов должны принять земное рождение (т.е. воплотиться в человеке), если хотят обрести освобождение в Брахмане.

Эволюция не закончилась с появлением человека, она продолжается. Человек (ману) – это разум (манас), следовательно, сверхчеловек – это сверхразум. Но для полноты божественной жизни ему необходимо обрести не только супраментальное сознание, но и супраментальное тело, которое станет инструментом, сосудом и храмом (shrine) Духа.

Именно эту задачу и ставит перед собой интегральная йога Шри Ауробиндо. Он полагает, что эта йога существует в самой природе вещей, поскольку сам Брахман интегрален, объединяя в себе множество состояний сознания. Стремясь к полноте реализации Божественного, последователь йоги Шри Ауробиндо также должен стать интегральным и всеохватывающим: "Быть и быть во всей полноте" [33: 36, 1023-1024].

Шри Ауробиндо называет свою йогу не только интегральной, но и супраментальной. Особенность йоги Шри Ауробиндо заключается в том, что в ней главную роль играет не восходящая, а нисходящая свыше Сила, преобразующая смертную природу человека в природу бессмертную. Это нисхождение происходит в результате концентрации сознания и его стремления достичь источника этой силы: "Супраментальная йога есть одновременное восхождение души к Богу и нисхождение божества (шакти. – А. В.) в воплощенную природу" [41: 193].

Аспекты сознания

В связи с учением об эволюции мира и человека центральное внимание Шри Ауробиндо уделяет йогической антропологии.

Казалось бы, при описании природы человека можно ограничиться перечислением планов материи, жизни и разума, но в текстах Шри Ауробиндо встречается более разработанная терминология: body-consciousness, body-mind, dynamic Intelligence, dynamic Mind, externalising Mind, externalising intelligence, gross physical, higher intelligence, higher thinking mind, material consciousness, material physical, material-physical, mechanical mind, mechanical mental physical, mental physical, mental proper, mental vital, mental-vital, physical mental, physical mind, physical proper, physical vital, physical-vital, physico-vital, reason, thinking Mind, thinking mind proper, true thinking mind, vital-mental, vital Mind, vital physical, vital proper, vital-physical...

Мы привели далеко не полный перечень тех терминов, которые относятся к области сознания. Она находится между областями сверхсознания и подсознания. Область сверхсознания начинается сразу от макушки и поднимается вверх до бесконечности, а подсознания – сразу от подошв ног [26: 1597].

Из этого перечня можно выделить термины, которые на первый взгляд кажутся игрой слов: mental physical, physical mental, physical vital, vital physical. Если предположить, что это не просто игра слов, то можно составить следующие пары: physical mental и mental physical, physical vital (physical-vital, physico-vital) и vital physical (vital-physical), vital-mental и mental vital (mental-vital).

Перед нами – сочетание различных качеств сознания в природе человека. Но если есть комбинация качеств, значит должны быть и качества в чистом виде. И действительно, соответствующая терминология встречается в текстах Шри Ауробиндо: чистый разум (mental proper), чистый витал (vital proper), собственно физическое сознание (physical proper).

Итак, теперь у нас есть девять терминов, с которыми можно работать. И все же остается ряд вопросов: чем было вызвано их появление? что определяет последовательность слов в том или ином термине? есть ли критерий этой последовательности, а если есть, то каков он?

В текстах Шри Ауробиндо есть одно замечание, которое может помочь сделать первый шаг на пути реконструкции его системы понимания и описания духовного опыта:

"Фактически в строении человека и различных частей его сознания одновременно присутствуют две системы: одна концентрическая – несколько слоев или оболочек (sheaths) с душевным существом в центре; другая вертикальная – восходяще-нисходящая (подобно лестнице) иерархия планов..." [26: 251].

Об иерархии планов сознания мы уже упоминали. Что же такое концентрическая система оболочек? По всей видимости, речь идет о тонком теле человека – ауре, "замкнутом поле сознательного бытия" [33: 554].

Но проблема в том, что само слово "аура" в текстах Шри Ауробиндо почти не встречается. Чем это можно объяснить? Вероятно тем, что Шри Ауробиндо стремился как можно дальше дистанцироваться от теософов, которые этим термином широко пользовались. Причины этого нужно искать в биографии основателя интегральной йоги. Временным учителем Шри Ауробиндо был Вишну Бхаскар Леле, входивший в Теософское общество. Под его руководством Шри Ауробиндо на третий день (из семи, проведенных вместе в сосредоточенной медитации) постиг опыт Нирваны. Вскоре их пути разошлись. И все же, несмотря на это и на весьма критическое отношение к теософскому движению в целом, Шри Ауробиндо никогда не выступал против Теософского общества.

Но вернемся к системе оболочек. В одном из писем Шри Ауробиндо указывает, что сознание, окружающее тело человека (environmental consciousness), теософы называют аурой [26: 314].

Случай подобного "перевода" теософской терминологии на язык собственной системы понимания отнюдь не единичен. Так, эфирный план стал планом тонкого физического сознания, а план астральный – планом витального сознания.

В теософской литературе названия оболочек (или тел человека) совпадают с названиями планов – грубая материальная оболочка, эфирная, астральная, ментальная. Можно предположить, что Шри Ауробиндо придерживался той же логики.16 И действительно, аналогичная терминология встречается в его текстах:

  • грубая материальная оболочка (corporeal sheath, body-sheath, gross physical sheath);
  • тонкая физическая оболочка (physical aura, subtle environmental physical atmosphere, surrounding physical, subtle physical ether, subtle physical sheath);
  • витальная оболочка (vital body, life-sheath, vital sheath);
  • ментальная оболочка (unseen mental environment, environmental mind, general mind atmosphere around us, surrounding intelligence, mind-sheath, mental sheath).

Итак, человек сочетает в себе три принципа сознания, которые представлены планами и соответствующими этим планам оболочками. Планы и оболочки пересекают друг друга. Таким образом создаются различные комбинации качеств сознания.

Физический, витальный и ментальный планы пересекают тонкое физическое, витальное и ментальное тела, в результате чего получаются зафиксированные в терминологии Шри Ауробиндо комбинации качеств сознания, которые он называл частями, а мы будем назвать аспектами.

Если попытаться упорядочить бинарные термины с помощью таблицы, то окажется, что возможны два ее варианта.17 В первом случае критерием систематизации служит план, а во втором – оболочка. Не меняют своего положения лишь те аспекты, которые являются чистыми и образуются в результате пересечения однородных плана и оболочки. Например, чистый разум (III.3) – результат пересечения универсального ментального плана сознания (III) и ментальной оболочки (3). 18

Таблица 1.
Бинарные термины – первый вариант

Planes
of consciousness
19
Sheaths of environmental consciousness (aura)20
1. Physical sheath21 2. Vital sheath22 3. Mental sheath23
III.
Universal mental consciousness24
III.1. mental physical III.2. mental vital III.3. mental proper
II.
Universal vital consciousness25
II.1. vital physical II.2. vital proper II.3. vital-mental
I.
Universal physical consciousness
[Matter]26
I.1. physical proper I.2. physical vital I.3. physical mental

Бинарные термины – второй вариант

Planes
of consciousness
Sheaths of environmental consciousness (aura)
1. Physical sheath 2. Vital sheath 3. Mental sheath
III.
Universal mental consciousness
III.1. physical mental III.2. vital-mental III.3. mental proper
II.
Universal vital consciousness
II.1. physical vital II.2. vital proper II.3. mental vital
I.
Universal physical consciousness
[Matter]
I.1. physical proper I.2. vital physical I.3. mental physical

Проведем локализацию планов универсального сознания и аспектов индивидуального сознания (ауры), чтобы остановиться на том варианте, которого придерживался сам Шри Ауробиндо.

Ментальное сознание, пронизывая физическое тело, занимает пространство от макушки до плеч. От плеч до области чуть ниже пупка простирается витальное сознание. Физическое сознание занимает область от границы с виталом до подошв ног.

Переходим к локализации аспектов. В одном из писем Шри Ауробиндо делает следующее замечание: "Шея, горло и нижняя часть лица относятся к выражающему разуму (belong to the externalising mind, the physical mental)" [26: 373]. Следовательно, physical mental находится на уровне универсального ментального, а не физического сознания, и правильным должен считаться второй вариант. Данные о других аспектах сознания, приведенные ниже, также свидетельствуют в пользу второго варианта.

Теперь самое время определиться с переводом тех терминов, которые представлены в таблицах. Термин "physical mental" можно перевести как "физический ментал" или "физический разум", но как быть с "mental physical"?.. В одном из писем Шри Ауробиндо встречается выражение "mental in the physical" [26: 326]. Можно предположить, что "mental physical" это "mental in the physical". Если исходить из предложенной нами гипотезы йогической антропологии Шри Ауробиндо, то "mental in the physical" может означать разум в физическом сознании, то есть – пересечение индивидуальной ментальной оболочки и универсального плана физического сознания.27 Тогда термин "mental physical" будет переводиться как "ментальный аспект физического сознания", а "physical mental" – как "физический аспект ментального сознания". Перевод идет по первому слову, что полностью соответствует второму варианту расположения терминов в таблице, где критерием систематизации служит оболочка.

Поле сознания (аура)

Как уже говорилось выше, в текстах Шри Ауробиндо практически не встречается термин "аура". Совокупность тонких оболочек он обозначает термином "environmental consciousness", который можно перевести как "поле сознания, окружающее физическое тело". Такой перевод полностью раскрывает содержание термина, но неудобен в использовании, поэтому можно ограничиться более кратким его вариантом – "окружающее поле сознания" или просто "поле сознания".

Согласно, Шри Ауробиндо, поле сознание – это некая тонкая атмосфера, которая всегда окружает человека, даже когда он этого не сознает. В отличие от области подсознания, в этом поле ничего не накапливается и не задерживается долго: оно очень изменчиво – это поле вибраций, через которое в человека проникают различные силы, исходящие из универсальной Природы или от других существ. Эти силы приходят извне в виде ментальных и витальных волн. Они принимают в поле личностную форму, а затем проникают в сознание человека, замкнутое в физическом теле, и тот принимает их за свои28 [26: 313, 314, 356, 359, 1534, 1535, 1602, 1712].

Сознание (душа), полагает Шри Ауробиндо, находится в теле в том же смысле, что и разум или витал. В действительности оно пребывает в тонком теле, которое пронизывает собою или накладывается на грубое. В результате этого возникает ощущение, что сознание ограничено физическим телом или тождественно с ним [26: 294, 368].

Семантическое поле термина "аура"
Синонимы
окружающее физическое тело поле сознания, поле сознания environmental consciousness
окутывающее со всех сторон поле сознания enveloping consciousness
тонкая атмосфера сознания atmosphere of consciousness, environmental conscious atmosphere
окружающая тонкая атмосфера surrounding atmosphere
окружающее поле сознание surrounding consciousness
тонкое тело subtle body, sūkshma šarīra
поле вибраций field of vibration
субстанция психики psychic body

Последовательность изложения

Каждый план сознания – это этап эволюции, пройденный или предстоящий. И на каждом плане сознание облекается соответствующей оболочкой. В природе человека представлено три плана – материя (I), жизнь (II) и разум (III), поэтому его облекают физическая оболочка (1, грубая и тонкая), витальная (2) и ментальная (3). Пересечение планов и оболочек создает аспекты сознания – аспекты физического плана, витального и ментального. В этой последовательности и пойдет дальнейшее изложение, подчиняясь следующему алгоритму:

  • графическая локализация плана и сектора поля,
  • реконструкция соответствующего аспекта сознания и комментарий,
  • семантическое поле базового термина, указывающего на данный аспект.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 942
Категория: Библиотека » Учения


Другие новости по теме:

  • Сатпрем. ШРИ АУРОБИНДО ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ СОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 12 СВЕРХСОЗНАТЕЛЬНОЕ ЗАГАДКАИтак, тройное изменение сознания
  • Сатпрем. ШРИ АУРОБИНДО ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ СОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Из предисловия к русскому переводу Книга Сатпрема
  • Сатпрем. ШРИ АУРОБИНДО ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ СОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Сочинения Шри Ауробиндо Почти все работы, приводимые
  • Сатпрем. ШРИ АУРОБИНДО ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ СОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Ссылки ВведениеThoughts and Glimpses, 16: 378The Hour
  • Сатпрем. ШРИ АУРОБИНДО ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ СОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Приложение II Из интервью Сатпрема французскому журналисту
  • Сатпрем. ШРИ АУРОБИНДО ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ СОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Приложение I Шри Ауробиндо ЗАПАДНАЯ МЕТАФИЗИКА И
  • Сатпрем. ШРИ АУРОБИНДО ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ СОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Заключение КОНЕЦ , КОТОРЫЙ ВЕЧНО НАЧИНАЕТСЯ ВНОВЬ
  • Сатпрем. ШРИ АУРОБИНДО ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ СОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 17 ТРАНСФОРМАЦИЯ Проявление Духа в супраментальном
  • Сатпрем. ШРИ АУРОБИНДО ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ СОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 16 ЧЕЛОВЕК 150 ПЕРЕХОДНОЕ СУЩЕСТВО Первое
  • Сатпрем. ШРИ АУРОБИНДО ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ СОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 15 СУПРАМЕНТАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ Определить супраментальное сознание
  • Сатпрем. ШРИ АУРОБИНДО ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ СОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 14 ТАЙНА Мы можем попытаться сказать
  • Сатпрем. ШРИ АУРОБИНДО ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ СОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 13 ПОД ЗНАКОМ БОГОВ Когда Шри
  • Сатпрем. ШРИ АУРОБИНДО ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ СОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 11 ЕДИНСТВО Шри Ауробиндо предстояло провести
  • Сатпрем. ШРИ АУРОБИНДО ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ СОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 9 СОН И СМЕРТЬ ПЛАНЫ СОЗНАНИЯДалеко
  • Сатпрем. ШРИ АУРОБИНДО ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ СОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 8 НЕЗАВИСИМОСТЬ ОТ ФИЗИЧЕСКОГО Физическое, которое
  • Сатпрем. ШРИ АУРОБИНДО ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ СОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 7 ПСИХИЧЕСКИЙ ЦЕНТР Мы 150 это
  • Сатпрем. ШРИ АУРОБИНДО ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ СОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 6 УСПОКОЕНИЕ ВИТАЛЬНОГО МОРАЛЬНЫЕ УЗЫВ нашем
  • Сатпрем. ШРИ АУРОБИНДО ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ СОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Я становлюсь тем, что я прозреваю в
  • Сатпрем. ШРИ АУРОБИНДО ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ СОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 1 СОВЕРШЕННО ЗАПАДНЫЙ ЧЕЛОВЕК С точки
  • Сатпрем. ШРИ АУРОБИНДО ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ СОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 10 ЙОГИН-РЕВОЛЮЦИОНЕР Таковы открытия ментального, витального,
  • Сатпрем. ШРИ АУРОБИНДО ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ СОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 5 СОЗНАНИЕ Однажды одному из учеников
  • Сатпрем. ШРИ АУРОБИНДО ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ СОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 4 БЕЗМОЛВИЕ РАЗУМА МЕНТАЛЬНЫЕ ПОСТРОЕНИЯПервым этапом
  • Сатпрем. ШРИ АУРОБИНДО ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ СОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 3 КОНЕЦ ИНТЕЛЛЕКТА Четырнадцать лет понадобилось
  • Сатпрем. ШРИ АУРОБИНДО ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ СОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 2 ВЕЧНЫЙ ЗАКОН Пролетариат у нас
  • №20. ЭВОЛЮЦИЯ СОЗНАНИЯ В ДОКУМЕНТАХ | ЭВОЛЮЦИЯ СОЗНАНИЯ В ДОКУМЕНТАХ 1. Из тетради по
  • №20. ЭВОЛЮЦИЯ СОЗНАНИЯ В ДОКУМЕНТАХ | 847020 ЭВОЛЮЦИЯ СОЗНАНИЯ В ДОКУМЕНТАХ Часть Первая К.:
  • ПРИМЕЧАHИЯ: №20. ЭВОЛЮЦИЯ СОЗНАНИЯ В ДОКУМЕНТАХ |
  • Дж. Мишлав. КОРНИ СОЗНАНИЯ | ОГНЕХОЖДЕНИЕ И ОГНЕДЕРЖАНИЕ Первые экспериментальные исследования феноменаогнехождения были
  • Г. Райл. ПОНЯТИЕ СОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава I МИФ ДЕКАРТА 1 ОФИЦИАЛЬНОЕ УЧЕНИЕ
  • Г. Райл. ПОНЯТИЕ СОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ ВВЕДЕНИЕ Эта книга предлагает то, что с



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь