|
А. Е. Величенко. ТАЙНА ЙОГИ ШРИ АУРОБИНДОФИЗИЧЕСКИЙ ПЛАН
Итак, начнем с описания первого плана плана физического сознания. При его пересечении оболочками поля (тонкой физической, витальной и ментальной) образуются:
Собственно физическое сознание (physical proper)
I.1. Материальное сознание, с точки зрения Шри Ауробиндо, это наиболее грубая степень физического29 [26: 351]. Его расположение не имеет смысла указывать, поскольку оно очевидно. Материальное сознание это само тело, точнее сознание тела, "темное сознание клеток, желез, тканей, органов" [8: 82; 26: 348]. Сознание тела обладает собственной инертной волей, собственными привычками, побуждениями, инстинктами. Оно действует независимо от нашей ментальной воли или даже вопреки ей [19: 211-212; 26: 347; 38: 388]. Так, несмотря на подчиненность этого сознания разуму "оно может противиться его воле или недостаточно хорошо ее выполнять. Во многих случаях, например, когда речь идет о здоровье, болезни или автоматических функциях, тело действует самостоятельно, а не как слуга разума. Если тело устало, оно может оказать разуму пассивное сопротивление затмить его тамасом, инерцией, состоянием отупения, испарениями подсознания (fumes of the subconscient) так, что тот не сможет действовать" [26: 323]. Для сознания тела характерен тамас: медлительность, инерция, лень, неведение, состояние отупения и ограниченность. Материальное сознание действует механически, по инерции подчиняясь привычкам или силам низшей витальной природы. Оно привязано к рутине и постоянно повторяет одни и те же иррациональные и непросветленные движения, утверждая лишь те правила, которые существовали всегда, и упорно не желая меняться и воспринимать Силу и Свет свыше [26: 351, 1429, 1430]. Природа человека объединяет в себе самые разные аспекты сознания, обретенные в процессе эволюции. В борьбе, которая возникает между ними, можно выявить их характерные движения и определить, какие из них относятся к физическому сознанию. Пример такого самоанализа приводит Шри Ауробиндо в одной из вечерних бесед (13.08.1926): "Обычно витал со своими желаниями чрезмерно вмешивается в вопросы питания и говорит: "хочу это", "мне нравится то", "мне нравится се". Вмешательство оказывает и разум со своими идеями: "употреблять такую-то пищу полезно", "в том-то содержится то-то, стало быть, оно полезно". Физическое же сознание, будучи предоставленным самому себе, осознает собственные нужды. У тела нет желаний, у него потребности, и ему они известны" [8: 83]. Комментарий Уже в 1916 г. Шри Ауробиндо пишет о том, что тело обладает собственным сознанием. Оно инертно, хотя и обладает некой волей, которая отличается от воли остального существа и может оказывать ей самое серьезное сопротивление [19: 212; 38: 388]. В своих дневниках (декабрь 1926 февраль 1927 гг.)
Шри Ауробиндо упоминает о том, что остается проблема
зависимости физического аспекта материального сознания
(physical material), т.е. физического тела, от пищи [18: 136].
Термины "physical material" и "material-physical" можно рассматривать как синонимы, хотя их различное написание указывает на то, что они относятся к разным классификациям. 30 Первый указывает на один из аспектов физической оболочки, в которой Шри Ауробиндо выделяет: физический аспект ментального сознания (III.1, physical mental), физический аспект витального сознания (II.1, physical vital) и физический аспект материального сознания (I.1, physical material) [26: 476]. Второй относится к физическому плану сознания, который включает в себя: ментальный аспект физического сознания (I.3, mental physical), витальный аспект физического сознания (I.2, vital-physical) и материальный аспект физического сознания (I.1, material-physical) [26: 1445]. Таким образом, Шри Ауробиндо выбирает тот или иной бинарный термин ("physical material" или "material-physical") в зависимости от того, что именно он перечисляет аспекты плана или оболочки. Таблица 2.
Иногда физический план сознания (I) Шри Ауробиндо называет материальным (т.е. планом грубой и тонкой материи). Так, в дневниках (запись от 23 января 1927 г.) он говорит о стремительном возрастании физической ананды (блаженства) в ментальном и витальном аспектах материального сознания (mental material & vital material), а также чувствительности в физическом аспекте материального сознания (physical material) [48: 146].
Витальный аспект физического сознания (vital physical)
I.2. Шри Ауробиндо дает следующее определение витального аспекта физического сознания: "это носитель нервных реакций нашей физической природы, это область и инструмент мельчайших ощущений, желаний и всевозможных реакций на воздействия внешней физической и грубой материальной жизни" [26: 348]. Основные задачи данного аспекта: приводить в действие различные органы тела, а также регулировать функции физического существа. Именно он дарует телу здоровье и силу [8: 82]. Его действия совершенно иррациональны даже когда он прав, он не может объяснить, почему; ибо он действует автоматически, повинуясь привычным инстинктам, импульсам, ощущениям и чувствам. Разум может найти объяснение его поступкам, но если он попросит его самого объяснить причину своих действий, то услышит в ответ: "Я так хочу", "мне так нравится", "не нравится", "мне так кажется" [26: 1446].31 Тонкая нервная система Витальный аспект физического сознания это нервная система человека, точнее тонкая нервная система [26: 344, 704]. Согласно Шри Ауробиндо, нервы выходят за пределы материального тела, соединяя собой тонкое тело и грубое [26: 352; 38: 337]. Поэтому наряду с грубой, физической нервной системой, состоящей из материальных нервов и сплетений, человек обладает и тонкой нервной системой. Она состоит из многочисленных каналов-нади, а ее центрами являются чакры [25: 555; 26: 1147; 35: 158; 38: 535, 537].32 Шри Ауробиндо также называет витальный аспект физического сознания жизненной силой, тесно связанной с реакциями, желаниями, потребностями и ощущениями тела. Это витальная энергия, погруженная в материю и обусловленная ее законами [26: 327, 345-348, 704].33 Именно она управляет реакциями нервов и телесного сознания, непроизвольными эмоциональными реакциями (reflex emotions) и ощущениями, являясь причиной большинства поверхностных, почти незаметных движений, характерных для нашей повседневной жизни [26: 344, 348]. Сексуальность Витальный аспект физического сознания тесно связан с физическим аспектом витального сознания34. Объединившись с ним, этот аспект порождает похоть, ревность, гнев и ярость [26: 344, 348]. Отсюда такое выражение, встречающееся в работах Шри Ауробиндо, как "сексуальные эмоции витального аспекта физического сознания" (vital physical sex-emotion) [26: 1524]. В любом сексуальном побуждении есть витальный элемент, но чисто витальное движение не заинтересовано в физическом контакте или половом акте. Оно заинтересовано в игре эмоций, власти, подчинении, разногласиях, примирении, обмене энергией и т.д. Именно витальный аспект физического сознания придает большое значение прикосновению, объятиям,35 половому акту. Таким образом, низший витал порождает желание, а чувственность возникает в результате взаимодействия низшего витала и тонкой нервной системы. Тогда витальный аспект физического сознания начинает рассматривать чувственное восприятие через призму удовольствия [26: 1523, 1537]. Передаваясь из низшего витала в тонкую нервную систему, сексуальное желание может не только обострить чувственность, но и породить ощущение тепла.36 Само же это желание (vital-physical desire) существует лишь ради себя и не вызвано реальными потребностями тела. Вот почему физическое удовлетворение не способно его ослабить [26: 1408]. Тонкая нервная система (nervous being) находится под влиянием витальных сил (в частности, сил низшего витала). Когда же они отвергаются или изгоняются, она становится вялой и безжизненной, и потому хочет вернуть их обратно ибо от них она привыкла получать наслаждение и силу жизни, а не от духовной, или божественной, Силы свыше [26: 1304]. В связи с практикой брахмачарьи (сохранения сексуальной энергии) Шри Ауробиндо не раз приходилось отвечать на вопрос, не является ли воздержание вредным для психического и физического здоровья. Действительно, если секс естественная потребность витального аспекта физического сознания (такая же, как пища или сон), то его полное запрещение может привести к серьезным последствиям. Однако нарушения в работе нервной системы возникают лишь в том случае, полагает Шри Ауробиндо, если человек потворствует сексуальному импульсу, подавляя его внешние проявления. В этом случае вполне оправдана точка зрения медицинской теории, высказывающейся против сексуального воздержания [26: 1511]. Тонкий (воображаемый, использующий визуализацию) вариант удовлетворения сексуального желания еще более опасен, если человек рассматривает его как часть садханы. Это прямой путь к духовному падению и привлечению в тонкую атмосферу сил, препятствующих нисхождению супраментального Света. Вместо него нисходят враждебные витальные силы и существа, откликаясь на соответствующие витальные вибрации в поле сознания. Если же человек прилагает истинное духовное усилие и совершенствуется в искусстве целомудрия, то никаких опасностей и никакого вреда для его здоровья не возникает [26: 1508, 1511]. Сексуальный импульс можно победить, только отсоединив его от низшего витала. Тогда он будет проявляться лишь на уровне безусловных рефлексов (purely physical movement of the mechanical kind). Если же его отбросить из витального аспекта физического сознания, а также освободить от него центр физического сознания37, то сексуальный импульс исчезнет полностью [26: 1520, 1536]. Растительное начало Если физический аспект витального сознания, или низший витал (II.1), это животная часть человека [26: 1294], то витальный аспект физического сознания это растительное начало в нас. В растениях, полагает Шри Ауробиндо, представлен главным образом именно этот аспект [26: 17, 292, 294]. Иррациональность сознания нервной системы (nervous consciousness) человек получил в наследство от растений и примитивных животных [25: 310; 33: 173]. Это витальное сознание, действующее в клетках тела. Именно его непроизвольные (automatic) реакции побуждают нас совершать целенаправленные действия и подчиняться симпатиям и антипатиям, о причинах которых не ведает наш разум. Поиски света и борьба растения за свое существование, его удовольствие и боль, его сон и пробужденность и вся та странная жизнь, наличие которой, по словам Шри Ауробиндо, индийские ученые выявили строго научными методами, все это движения сознания, но не ментального [33: 87]. Необходимость достаточного сна и питания Чрезмерное напряжение сил, слишком продолжительный труд или непрерывная работа истощают нервную систему, витальный аспект физического сознания. Поэтому цель сна, считает Шри Ауробиндо, это отдых тела и обновление сил данного аспекта [26: 704, 1480]. Тело и нервная система являются основой садханы. Недостаток сна ослабляет тело и оболочку тонкой нервной системы. А нарушение равновесия в тонкой нервной системе может привести к неврастении и различного рода маниям [26: 1477, 1760, 1767]. Не спать достаточно большая ошибка. Нормальная продолжительность сна должна составлять семь-восемь часов, за исключением позднего возраста, когда он может сократиться. Если человек обладает очень сильной нервной системой, он может сократить время сна до шести, иногда даже до пяти часов, но такое бывает редко и к этому не нужно стремиться без необходимости [26: 1477]. Никакая йога невозможна без достаточной пищи и сна. Пост или воздержание ото сна делают нервы болезненными и возбужденными, ослабляют мозг и приводят к галлюцинациям или игре воображения. Есть и спать по потребности лучшее, что можно сделать [26: 1470]. Сокращение питания может способствовать очищению витального аспекта физического сознания [26: 1537]. Однако "продолжительное голодание может привести к возбуждению
тонкой нервной системы (nervous being), которое нередко
порождает яркую игру воображения и галлюцинации,
принимаемые за подлинный опыт; часто такой пост
предлагается витальными сущностями, поскольку он приводит
сознание в состояние неуравновешенности, которое
благоприятствует исполнению их замыслов. Поэтому здесь (в
ашраме. А. В.) голодание не
поощряется. Следует придерживаться правила, установленного
Гитой, которое гласит, что "йога ни для тех, кто ест
слишком много, ни для тех, кто не ест вообще"; иными
словами необходимо умеренное потребление пищи для
поддержания физического здоровья и силы" [26: 77].
Нужно научиться соблюдать определенное равновесие и гармонию между различными аспектами сознания. Пища необходима лишь для того, чтобы обеспечивать потребности тела. Если тело получает меньше, чем ему нужно, оно порождает голод. Если же оно получает сверх своих потребностей, то процесс еды превращается в потакание низшему виталу [26: 1467]. Комментарий Приблизительно 6 января 1927 Шри Ауробиндо пишет в своем дневнике, что чувство голода возникает из витала в теле (the vital in the body). Именно этот телесный витал (bodily vital) уже мог воздерживаться от принятия пищи, но наиболее материальные части (the most material parts) не были к этому готовы [48: 130]. Очевидно, что речь здесь идет о витальном аспекте физического сознания. Представление о нем формировалось еще в ранний период йоги. Тогда его активность описывалась как действие Праны, или жизненной энергии, которая наделяет силой нервную систему [36: 83]. Прана соединяет ум и тело. Подобно лошади, она запряжена в колесницу тела и повинуется вознице-разуму, реализуя его намерения [35: 158]. Жизненная энергия течет по нади, или каналам тонкой нервной системы йогина (the nadis or nerve-channels of his system). Первая цель Пранаямы очищение [тонкой] нервной системы [38: 534, 535]. После такого очищения упражнения Пранаямы активизируют пранакошу (витальную оболочку) [38: 34], в результате чего йогин обретает различные сверхъестественные способности.
Ментальный аспект физического сознания (mental physical)
I.3. Ментальный аспект физического сознания ограничен физическим взглядом на мир и физическим опытом: он облекает в ментальную форму (mentalises)38 переживания, полученные в результате контакта со внешним миром, но не идет дальше этого [26: 326]. По сути, этот аспект отвечает за осознанное восприятие и ориентацию на физическом плане. Его интересует лишь то, что происходит вокруг, а не то, почему это происходит. В тех же выражениях Шри Ауробиндо описывает и физический разум. Эта часть ментального сознания имеет дело исключительно с физическими явлениями; она не видит ничего, кроме объектов и событий внешнего мира, а ее выводы основываются лишь на данных чувственного восприятия. Физический разум также имеет обыкновение наблюдать за всем, что происходит вокруг, независимо от того, есть в том польза или нет [26: 327, 328]. Автоматически мыслящий разум Низшей формой (или подпланом) ментального аспекта физического сознания является автоматически мыслящий разум (mechanical mind), который, будучи предоставлен самому себе, "лишь повторяет привычные идеи и записывает (record) естественные реакции физического сознания на воздействия внешнего мира" [26: 327]. Он именно "повторяет идеи и фиксирует реакции", а не "облекает в ментальную форму" данные чувственного восприятия, как это делает высший уровень ментального аспекта физического сознания. Автоматический разум ничего не создает сам он лишь "повторяет привычные мысли и движения или, самое
большее, добавляет к ним свои рефлекторные реакции на
события внешней жизни (без какого-либо понимания того, что
вокруг происходит)" [26: 328].
Это своего рода машина: какие бы мысли или движения к нему ни приходили, он вовлекает их в свое круговое движение и повторяет до бесконечности, не интересуясь, что они собой представляют. Автоматический разум действует по инерции, поэтому ему трудно остановиться [26: 329, 1221]. С автоматическим разумом связаны навязчивые воспоминания и прошлые желания. Из-за своей привязанности к движениям, сформированным в прошлом, автоматический разум легко забывает и отрицает все новое [26: 340, 1221]. Как будет показано ниже, все новое отрицает и физический аспект ментального сознания (III.1). Однако автоматический разум, в отличие от него, не может быть скептиком, поскольку не способен вырабатывать собственные мысли. Поэтому он просто отрицает и забывает. Термин "автоматический разум" Шри Ауробиндо использует не только для обозначения низшего уровня ментального аспекта физического сознания, но и для обозначения самого этого аспекта в узком смысле: "Природа ментального аспекта физического сознания в том
и состоит, чтобы бессмысленно повторять то движение,
которое оказалось в поле его внимания. Это сознание мы
называем автоматическим разумом он наиболее силен в
детстве, когда мыслящий разум еще не вполне развит, а круг
интересов слишком узок. В дальнейшем автоматическое
мышление становится низовым течением ментальной активности"
[26: 329].
Физический разум также всегда полон привычных, постоянно повторяющихся мыслей, он всегда занят внешними событиями и объектами. Сама физическая природа существует благодаря постоянному повторению, поэтому способность к упрямому повторению, считает Шри Ауробиндо, одна из характерных черт физического разума. В отличие от материального сознания (I.1) он отнюдь не инертен. Если он не повторяет что-либо, то впадает в состояние апатии [26: 351, 1268, 1434]. Комментарий Можно ли рассматривать термины "ментальный аспект физического сознания" и "физический разум" как синонимы? Можно, но лишь отчасти. Дело в том, что физическим разумом Шри Ауробиндо называет не только описываемую часть поля, но и сектор, образованный пересечением ментального плана и тонкой физической оболочки (III.1). Один и тот же термин функционирует в разных значениях, что, собственно, признает и сам Шри Ауробиндо: "Термин "физический разум" несколько двусмысленен,
поскольку может означать как объективирующий разум, так и
разум в физическом сознании (mental in the physical)" [26: 326].
Отсюда проводимое им различие между физическим разумом, примыкающим к области подсознания (I.3), и той его частью, которая натренирована для ментальной работы с объектами внешнего мира (III.1, подробнее о ней см. ниже) [26: 1445]. Таким образом, термин "физический разум" действительно используется Шри Ауробиндо для обозначения как объективирующего разума (III.1), так и разума, погруженного в физическое сознание (I.3). В последнем случае этот термин совпадает по смыслу с термином "ментальный аспект физического сознания" как в широком, так и в узком смысле.39 В дневниках термин "ментальный аспект физического
сознания" (mental-physical) впервые встречается 14 мая 1918
г. [47: 33]. В записи от 2-5 апреля 1920 г. появляется
выражение "ментализованный физический тамас" (the
mentalised physical tamas) [48: 24]. И в том, и в другом
случае просматриваются контуры будущей системы терминов.
Что касается термина "физический разум", то именно так в период "Арьи" Шри Ауробиндо называл манас. Манас это разум чувств (sense mind, sense-mind): разум зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания. Он позволяет воплощенному сознанию вступать в контакт с окружающим миром через тот или иной канал восприятия. В качестве шестого чувства манас способен работать в двух режимах внешнем и внутреннем. В первом случае он стремится воспринимать лишь мир объектов и ограничивается тем, что привлекает внимание субъекта ко внешним воздействиям, полученным через нервную систему и органы чувств. Во втором ориентируется на субъективную реальность и непосредственно воспринимает внутренние процессы через своего рода отождествление с ними (by a sort of identity with them) [33: 62; 38: 650, 651]. Поэтому мы можем смотреть и не видеть, слушать и не слышать наше внимание привлекло что-то во внешнем мире или оно полностью переключилось на внутренний мир, где мы осознаем мысли, эмоции и желания, отождествляясь с ними. В поздний период йоги Шри Ауробиндо полагает, что хотя большая часть действий физического разума соответствует действиям манаса, последний включает в себя также многое из того, что можно соотнести с витальным разумом (II.3) и тонкой нервной системой (I.2) [26: 331]. Тем не менее, он продолжает использовать термины "разум чувств" и "физический разум" как синонимы [33: 648, 717]. Возникает вопрос: какой именно физический разум имеет в виду Шри Ауробиндо? По-видимому, ментальный аспект физического сознания, поскольку функции Манаса и данного аспекта практически совпадают. Основная функция Манаса воспринимать объекты и ментально на них реагировать (react mentally) [26: 331], а ментального аспекта физического сознания записывать и облекать в ментальную форму (mentalises) естественные реакции физического сознания на воздействия внешнего мира [26: 326-327]. Что же Шри Ауробиндо имеет в виду? Возможно, следующее. Воспринимающий разум чувств, по его словам, служит ментальной основой аффектов нервной системы (nervous mental basis of the affections); он откликается на воздействие объектов внешнего мира, порождая реакции ментального удовольствия или раздражения, которые образуют основу полярных эмоций симпатии и антипатии. Все эмоции сердца сопровождаются аккомпанементом разума нервной системы. Так, страх или гнев, с точки зрения Шри Ауробиндо, нередко являются реакцией нервной системы, переведенной на язык эмоций [38: 649, 661].
<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>> Категория: Библиотека » Учения Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|