Приложение II Из интервью Сатпрема
французскому журналисту Ф.Товарницки
Отрывок из книги Ф.Товарницки "Семь дней в Индии с Сатпремом"
Towarnicki F. de. Sept jours en Inde avec Satprem. Paris, 1981. p.20-23
...А затем я увидел Шри Ауробиндо.
И вместе с этим... в тот самый день, когда я увидел Шри
Ауробиндо... я вдруг наполнился тем самым, что смутно
испытал в детстве и ощутил также в немецких концлагерях.
Оно находилось здесь, прямо передо мной оно жило
глядело на меня и наполняло меня. Оно жило.
Оно было здесь, ЖИВОЕ все в едином взгляде.
Т.:Попытайтесь вспомнить. Расскажите об этой встрече.
Как можно встретить в Индии такого человека, как три Ауробиндо?
Увидеть Шри Ауробиндо было нелегко это совсем особый
случай, событие исключительное, потому что он никого не
принимал. И лишь три или четыре дня в году его ученики, ну
и вообще все желающие, могли пройти перед ним и видеть его
(в Индии такие дни называются "даршанами").
И вот в такой день я отправился в толпе народа для того,
чтобы пройти перед ним. Я думал, что он великий
мыслитель, не больше, понимаете, не больше. Шри Ауробиндо
был для меня "мыслителем", "философом". Из тех немногих его
работ, которые я успел к тому времени прочитать для того,
чтобы узнать, о чем собственно все это, я заключил, что Шри
Ауробиндо действительно великий мыслитель.
Впрочем, тот, кого я увидел, был не философ: это был
взгляд... Некоего СУЩЕСТВА.
Т.:А где он находился?
Он сидел в большом кресле. Мать рядом с ним. И на
самом деле, это он смотрел на тянущуюся перед ним
вереницу людей. А люди проходили перед ним не для того,
чтобы посмотреть на него, но для того, чтобы его
взгляд мог открыть... приоткрыть дверь в нас ту дверь,
через которую нас нечто может наполнить и свершить.
Т.:Вы уже были знакомы с его сочинениями?
Нет, но сразу же, по прибытии в Индию, непосредственно
перед встречей я прочитал "Очерки о Гите". К тому
времени я уже прочитал довольно много книг... Но читая эту
особенную работу, я вдруг почувствовал, что это совсем не
то, с чем я имел дело до сих пор, не то, о чем мне
доводилось читать или что я смог понять прежде. Это
что-то другое. И все-таки для меня он был не больше, чем
"мыслитель". И вдруг я встречаю его не философа, но
существо никого, ему подобного, я никогда не встречал на
земле. Это было живое СУЩЕСТВО. Не человек в костюме
или даже в белом шаддаре, накинутом на плечи. Это
существо было... оно воплощало в своем взгляде, в теле, в
своей атмосфере то, что я ощущал, плавая по бескрайним
морским просторам... Вся эта безбрежность в
одном-единственном существе. И именно ЭТО смотрело на меня.
Это было подобно тому, как если бы я вдруг узнал,
определил, увидел свое место место, где я мог дышать.
Место, откуда я пришел, я пребывал там.
Т.:И все это в течение одного лишь взгляда?
Это длилось, не знаю, может быть, четыре секунды...
Четыре секунды но мне их не забыть никогда.
Т.:Как при встрече Свами Вивекананды с Рамакришной: все
произошло в какие-то доли секунды.
Понимаете, это узнавание. Именно так: не открываешь
нечто "иное" (или внешнее), но то, что вдруг оказывается
знакомым, ты узнаешь это.
Это... как "да" только гораздо глубже, чем любое
"да". Поистине это "ТО". Нет больше незнакомца, нет... Это
"я" смотрю на свое "я" внезапно появляется то самое "Я".
"Я", истинное "Я" это "то-что-остается" после того, как
с него сорваны все покровы лжи и излишеств.
"То-Что-Выдерживает-Испытание-Временем". И все это было в том взгляде.
Т.:Это была первая встреча.
Да. И я никогда не забуду ее.
Я захотел ПЕРЕЖИТЬ все это. Я сказал себе: если есть
человек, который воплощает это, и ЯВЛЯЕТСЯ им то, что я
чувствовал, является и "моим", то, значит, именно это
нужно найти и пережить.
Но я еще не был... мне еще предстояло помотаться по белу
свету и исчерпать много других путей.
Во-первых, все это происходило в ашраме, а поскольку
ашрам это не что иное, как еще одна церковь, я не хотел
иметь с ним ничего общего, это было не по мне. Это же
стены... любые стены казались мне тюрьмой будь то стены
азиатские или восточные для меня не было в этом никакой
разницы: все плен. Словом, и речи быть не могло, чтобы
вступить в "Ашрам Шри Ауробиндо". Нет, только не это,
никаких сомнений.
И все же... и все-таки этот взгляд продолжал
преследовать меня. Это существо, бытие, этот миг бытия
продолжали жить во мне.
Я уехал.
Но взгляд этот заставил меня решиться раз и навсегда...
порвать со всем этим псевдобудущим, которое я собирался
создать для себя в колониальном правительстве. Я вдруг
сказал себе: "Нет, хватит. Я больше не могу..." Я больше не
могу ПРИТВОРЯТЬСЯ, что я живу. Нет это уже невозможно.
Так я отказался от колониальной "карьеры"... и уехал
[из Индии].
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.