Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 63 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 64 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 66 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 67
|
А. Е. Величенко. ТАЙНА ЙОГИ ШРИ АУРОБИНДОВИТАЛЬНЫЙ ПЛАН
Переходим к описанию второго плана витального. При его пересечении оболочками поля образуются:
Физический аспект витального сознания (physical vital)
II.1. Физический аспект витального сознания полон желаний и стремится к удовольствиям (или к счастью, как он его понимает) на физическом плане. Поиск наслаждений, подчеркивает Шри Ауробиндо, это свойство не всего витального сознания, а именно физического аспекта витального сознания животной части человека [26: 1294, 1295]. В своей деятельности он тесно связан с витальным аспектом физического сознания (I.2), тонкой нервной системой, которую Шри Ауробиндо называет нервным существом т.е. существом, сотканным из нервов [26: 344, 348].40 Соотношение терминов Сопоставив два следующих фрагмента, можно сделать вывод о том, что синонимом физического аспекта витального сознания является низший витал (lower vital).
Из работ Шри Ауробиндо нам известны только два случая противопоставления витального аспекта физического сознания другим частям человеческой природы. В одном случае это физический аспект витального сознания, а в другом низший витал, причем характеристики последних практически совпадают. Неслучайно в одном из писем Шри Ауробиндо прямо указывает, что физический аспект витального сознания и есть низший витал [26: 1341]. Низший витал и прагматично мыслящий разум Низший витал является той частью сознания, которая никогда не прислушивается к голосу прагматично мыслящего разума (III.2). Ее действия вызваны не разумными причинами, а привычкой, поэтому она будет повиноваться привычному импульсу, даже если это раз за разом будет приводить к болезненным состояниям [26: 1217, 1327, 1328]. Этот феномен отметил еще Арджуна, обратившись к Шри Кришне с вопросом: "Почему человек делает зло, хотя не желает этого, словно его кто-то принуждает?" и поучительно описал Гораций: video meliora proboque, Deteriora sequor ("Я вижу лучшее и признаю его, однако следую худшему") [26: 304]. Низший витал и ментальный аспект физического сознания Как и ментальный аспект физического сознания (I.3), низший витал сосредоточен на самых незначительных, преходящих событиях повседневной жизни. Однако его интересуют не столько они сами, сколько тот эмоциональный фон, который их сопровождает. Так, например, его волнуют перипетии отношений между людьми [8: 80; 26: 1610]. Для низшего витала вообще характерна ориентация на внешнее, так как в нем есть часть, которая всегда стремится к внешним переменам и которой всегда требуется что-то новое [26: 715]. Низший витал и тонкая нервная система Низший витал постепенно переходит в витальный аспект физического сознания, где он поддерживает все физические ощущения, в том числе чувство голода, страсти и наслаждения. Потребности тела подлинные физические голод и жажда (а не желание перекусить или промочить горло) относятся не к низшему виталу, а к витальному аспекту физического сознания [26: 339, 1408].42 Низший витал именно "поддерживает" то или иное ощущение (т.е. подключается, присоединяется к нему). Так, именно этот аспект наделяет сексуальный импульс безудержной силой. Он же отвечает за желание нравиться лицам противоположного пола и быть в хорошей физической форме [26: 1520, 1536]. Взаимодействие низшего витала и тонкой нервной системы лежит в основе механизма возникновения гнева аффекта, способного передаваться на физический уровень и вызывать учащенное сердцебиение или покраснение лица [26: 343, 344, 1412].43 Совместная деятельность этих же аспектов порождает особый вид удовольствия и привычку сплетничать, злословить, выискивать недостатки у других [26: 827, 1408, 1412]. Движения низшего витала Обычные повседневные желания (такие как желание поесть или попить на ходу), сексуальное желание, порочные мысли, мелочное корыстолюбие, алчность, жадность, реакции "нравится не нравится", безволие, ничем не объяснимая печаль, уныние, смутные опасения, мелочные амбиции, самодовольство, высокомерие, зависть и ревность, любовь к похвалам и гнев в ответ на обвинения и упреки, лицемерие, неискренность и лживость все эти движения относятся к области низшего витала. Именно физический аспект витального сознания раздражается по пустякам и легко выходит из равновесия. Для него вообще характерна быстрая смена настроения: он быстро приходит к состоянию веселости и столь же быстро впадает в депрессию [8: 80; 26: 334, 339, 356, 366, 1069, 1308, 1324, 1351, 1446]. Однако термин "низший витал", подчеркивает Шри Ауробиндо, не следует понимать в уничижительном смысле он фиксирует лишь положение этого аспекта сознания в иерархии планов. Несмотря на то, что эта часть природы, как правило, бывает очень темной и наполнена всевозможными витальными искажениями, существует и другая ее сторона, которая является незаменимым посредником между внутренним существом и внешней жизнью [26: 339]. Но и в обычной внешней жизни физическая часть витального существа необходима для реализации витальных импульсов на физическом плане. Если она не готова, энергия витала и его побуждение к действию не смогут проявиться [8: 80]. Материальный аспект витального сознания Наиболее грубой частью физического аспекта витального сознания является соответствующий материальный аспект. Шри Ауробиндо упоминает о нем в одном из своих писем: "Когда я говорю о материальном аспекте витального сознания (material vital), я имею в виду витал, который настолько вовлечен в материю, что оказывается связанным ее движениями и грубой физической природой. Его работа состоит в том, чтобы поддерживать тело, поставлять ему энергию, сохранять в нем способность к жизни, росту, движению и т.д., а также чувствительность ко внешним воздействиям" [26: 345]. В приведенном фрагменте прослеживается тесная связь данного аспекта с тонкой нервной системой как растительным началом человека. Внешний облик и низший витал Унаследованные черты (характерные для народа, касты, семьи) запечатлеваются в физическом аспекте витального сознания (physical vital) и в собственно физическом сознании (I.1, physical material). Благодаря образованию и воспитанию они только усиливаются [26: 476]. Комментарий Впервые термин "физический аспект витального сознания" (physical-vital) встречается в дневниках Шри Ауробиндо 14 мая 1918 года [47: 31].
Чистое витальное сознание (vital proper)
II.2. Относительно этой части сознания Шри Ауробиндо пишет следующее: "... существует сила Желания в чистом виде, которая
является главной опорой витала в человеке и способна
буквально смести на своем пути рассудок, как говорит
Гита, "словно лодку во время шторма"" [26: 323].
Витал это "сознание, исполненное желаний, импульсов и порывов,
эмоций и чувств, поисков полноты жизни, обладания и
наслаждения; таковы его функции и такова его природа; это
та часть в нас, которая жаждет жизни и ее ощущений ради них
самих и не хочет расставаться с ними, даже если они
приносят больше страдания, чем блаженства; она способна
наслаждаться даже болью и слезами, ибо те являются частью
жизненной драмы" [26: 323].
Чистый витал это жизненная сила, которая управляет движением тех порывов, страстей и желаний, которые уже в минимальной степени обусловлены физическим сознанием. Так, именно она порождает стремление к власти [8: 79; 26: 345]. Движения центрального витала Центральный витал является сосредоточием таких сильных витальных реакций и стремлений, как амбиции, чувство собственного достоинства, гордость, отвага, страх, любовь к славе [26: 334, 343]. Именно центральный, или средний, витал имеет в виду Шри Ауробиндо, когда говорит о сильном витале: "Сильный витал это витал, полный жизненных сил,
честолюбивый и смелый, энергичный и предприимчивый,
действующий с размахом, проявляется ли это в щедрости и
великодушии или в стремлении обладать, быть лидером и
добиваться власти; это витал, верный своим решениям и
способный достигать поставленной цели на материальном плане
(ему доступно также множество других способов выражения
витальной силы). Нередко такому виталу бывает трудно встать
на путь самоотречения именно из-за ощущения своей силы
но если ему удается это сделать, он становится
прекрасным инструментом в Божественной Работе" [26: 343].
Средний витал и низший витал Чем же движения центрального витала отличаются от движений физического аспекта витального сознания (низшего витала)? Если физический аспект витального сознания (II.1) стремится к счастью, то более высокий витал готов пожертвовать им ради удовлетворения своих страстей, ради стремления к власти, ради амбиций, славы и тому подобных мотивов. Человек может прекрасно сознавать, что удовлетворение его страстей и стремлений принесет ему, скорее, страдания, пытки и даже смерть или что он никогда не достигнет славы в этой жизни, и все же он следует своему импульсу и трудится ради посмертной славы. Чистый витал не связан поисками счастья. Причина его действий стремление к победе [26: 1295].
Ментальный аспект витального сознания (mental vital)
II.3. "Ментальный аспект витального сознания" и "витальный разум" синонимы. Оба термина Шри Ауробиндо использует в широком и в узком смысле. В широком смысле они означают сектор поля, образованный пересечением ментальной оболочки и витального плана сознания, а в узком подпланы, которые Шри Ауробиндо выделяет в этом секторе. Оба подплана тесно взаимосвязаны. Один из них проецируется на уровень сердца [26: 334], а другой занимает область между сердцем и основанием горла [26: 334, 342, 1019].44 Начнем с последнего, более высокого, уровня. Высший витальный разум Ментальный аспект витального сознания придает ментальное выражение эмоциям, желаниям, страстям, ощущениям и другим движениям витального существа [26: 334]. То же самое, но в более развернутом виде, Шри Ауробиндо пишет относительно витального разума: "Витальный разум это своего рода посредник между
витальными эмоциями, желаниями, импульсами и т.п. и
ментальным планом. Он выражает желания, чувства, эмоции,
страсти, амбиции, тенденции витала обладать и действовать и
облекает их в форму мысли" [26: 326].
Будучи инструментом желания, этот разум жизни (life-mind) не довольствуется тем, что есть, он оперирует возможностями, как делец на бирже (it is a dealer in possibilities); он жаждет новизны и всегда готов расширить сферу своего опыта ради удовлетворения своих желаний, ради наслаждения, ради экспансии своего влияния и получения еще большей выгоды. Он наслаждается, обладая тем, что ему подконтрольно (possesses actualities), но не останавливается на этом он буквально охотится за еще нереализованными возможностями, стремится воплотить их в жизнь, чтобы также обладать и наслаждаться ими. Витальный разум всегда разжигает страсти и желание, порождает состояние неудовлетворенности, беспокойства, стремление к чему-то большему, нежели то, что жизнь может дать ему: он открывает новые горизонты, обращаясь к нашим нереализованным возможностям, он непрестанно требует чего-то большего, ему нужны новые миры, чтобы покорить их; это постоянное стремление переступать границы обстоятельств и расширять свое жизненное пространство [33: 414]. Витальный разум не в состоянии мыслить свободно и независимо от игры витальных сил, поэтому свои мысли он формирует в соответствии с их требованиями [26: 323, 336, 341]. В процессе придания ментальной формы движениям витального сознания этот разум:
Сильный витальный разум Последняя функция реализуется только в том случае, если человек энергетически одарен и, соответственно, обладает сильным витальным разумом. Тогда этот аспект сознания не только строит планы на будущее (formations for the future), которые воля может попытаться реализовать при благоприятных обстоятельствах, но и сам прилагает силы к тому, чтобы сделать эти обстоятельства, необходимые для решения разнообразных жизненных задач, благоприятными [26: 335]. В частности, эта функция витального разума проявляется в форме внутреннего диалога45 с другими людьми. "Таким образом, пишет Шри Ауробиндо, он
действует на тонком плане, пытаясь придать дискуссии
благоприятный для себя исход, особенно если на физическом
плане речь прекратилась или оказалась скованной [внешними
обстоятельствами]" [26: 338].
Как средство формирования желательных событий, витальный разум полезен для человека, однако часто он действует наобум, а его чрезмерная активность, без какой-либо дисциплины и экономии своих сил, не позволяет ему сосредоточиться на том, что действительно необходимо сделать [26: 336]. Сильный витальный разум достигает своих целей благодаря способности мобилизовать всю энергию витального плана. Однако часто он получает энергию других аспектов витального сознания в результате принуждения и насилия, а не путем приведения в гармонию различных движений витального существа [33: 899]. Слабый витальный разум Если витальному разуму недостает энергии, то процесс формирования событий и обстоятельств превращается в игру воображения. Тогда человек предается грезам наяву, которые выстраиваются в соответствии с особенностями его фантазии (интересами, излюбленными темами и желаниями). Не имея реальной возможности повлиять на мир событий, витальный разум продолжает действовать и в качестве компенсации создает воображаемый мир, где все складывается наилучшим образом. В этом проявляется одна из характерных особенностей человеческого витального разума (human vital mind) желание достичь чего-то великого или стать кем-то великим сразу. У него совсем нет чувства меры, т.е. умения соразмерять желания и возможности, поэтому он вполне может противоречить самому себе и желать противоположные и несовместимые друг с другом вещи одновременно. Он строит воздушные замки, однако это его отнюдь не смущает, поскольку он получает удовольствие от собственных импульсов. Если человек потакает неуправляемой деятельности витального разума, его внутренний диалог наполняется бесконечными историями о невероятных приключениях, великих подвигах и свершениях, героем которых он является [26: 89, 323, 326, 335, 337, 338]. Низший витальный разум Низший витальный разум представляет собой еще более глубокий уровень погружения ментала в витальное сознание (a lower stage of the mental in the vital), на котором движения витальной субстанции просто выражают себя, но уже без какого-либо подчинения влиянию интеллекта [26: 326, 336]. Поэтому Шри Ауробиндо пишет, что витальный разум это разум динамичной (а не рассуждающей) воли46 разум действия и желания, обуреваемый переживаниями силы и успеха, удовлетворения и обладания, наслаждения и страдания, бескорыстия и расчета, развития и экспансии, победы и поражения, удачи и неудачи [26: 336]. Низший витальный разум Шри Ауробиндо называет эмоциональным виталом (emotional vital), поскольку тот является средоточием различных чувств таких как любовь, радость, печаль, ненависть и т.д. Он способен на раскаяние и сожаление, когда понимает, что совершил ошибку. Ему также свойственна сентиментальность [26: 334, 782, 1349]. Низший уровень ментального аспекта витального сознания также способен влиять на разум. Страсти, импульсы и желания поднимаются из него в буддхи (III), тем самым омрачая или искажая его деятельность [26: 326]. Комментарий Рассматривая в одном из писем вопрос о природе высшего витального сознания, Шри Ауробиндо вспоминает свой опыт работы с различными вариантами классификации терминов: "Что касается вопроса об эмоциональном и высшем витале, то на него трудно ответить однозначно. В той классификации, в которой разум понимается в широком смысле, а не только как мыслящий, воспринимающий и волящий интеллект, эмоциональный витал можно рассматривать как часть разума, или ту часть витального плана, которая пересекает ментальную оболочку. В другой классификации это, скорее, наиболее ментализованная часть витальной природы. В первом случае термин "высший витал" означает то
широкое движение сознательной жизненной силы, которое
связано с творением, энергией, властью и победой, с
бескорыстием и самоотдачей, сосредоточением энергии из
окружающего мира для последующих действий и тратой сил, со
внутренним порывом броситься в бескрайний океан жизни и
потребностью отвечать великим целям Природы. Во втором
это эмоциональное существо, которое стоит на вершине
витальной природы и вместе с ней образует высший витал" [26: 338].
Очевидно, что упомянутые две классификации соответствуют двум вариантам таблицы бинарных терминов, приведенным в разделе "Топографическая модель". Речь здесь идет об одном и том же секторе поля или аспекте сознания (II.3), но обозначается он по-разному "vital mental" и "mental vital". Напомним, что в первом варианте таблицы терминов критерием их систематизации служит план, а во втором оболочка. Отсюда и акцент в интерпретации того, какая составляющая бинарного аспекта витальная или ментальная является ведущей. Так, в первой классификации Шри Ауробиндо перечисляет
все три аспекты ментального плана (воспринимающий, волящий,
мыслящий; см. ниже), но подчеркивает, что если
рассматривать разум в широком смысле (т.е. не только как
план, но и как оболочку), то эмоциональный витал окажется
частью разума, а точнее той частью витального
плана, которая пересекает ментальную оболочку (the
vital in the mental [sheath]). Во второй классификации
эмоциональный, или высший, витал трактуется как часть
ментальной оболочки, пересекающей витальный план
человеческой природы (the most mentalised part of the vital
nature).
Выше мы упоминали о человеческом витальном разуме, и это не случайно. Шри Ауробиндо утверждает, что животные также обладают данным аспектом сознания. Их разум, способный лишь напряженно чувствовать, грубо мыслить и планировать, он называет витальным разумом желаний (vital mind of desire) [24: 175; 25: 428; 26: 292, 294]. В соответствии с его природой животные стремятся главным образом к выражению эмоций, удовлетворению своих желаний и телесных потребностей. Они витальные творения, поэтому их разум тоже витальной природы [26: 498]. Витальный разум животных напоминает низший витальный разум человека. Об этом прямо говорит и Шри Ауробиндо. Он полагает, что обычный человеческий разум это и есть разум жизни (life-mind), витальный разум, который учился мыслить ради собственных целей и своим собственным образом, а не ради достижения знания, как подлинный разум. В процессе эволюции Природа восходила от витального разума животного к мыслящему разуму человека [24: 176; 32: 99]. Что касается самого термина "витальный разум", то он появился уже в период "Арьи".
<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>> Категория: Библиотека » Учения Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|