|
А. Е. Величенко. ТАЙНА ЙОГИ ШРИ АУРОБИНДОМЕНТАЛЬНЫЙ ПЛАН
Третий план ментальный. При его пересечении оболочками поля образуются:
Физический аспект ментального сознания (physical mental)
III.1. Физический аспект ментального сознания Шри Ауробиндо называет объективирующим разумом (externalising mind)47, а тот, в свою очередь, физическим [26: 373, 374]. Физический разум имеет дело исключительно с физическими явлениями. Он зависит от разума чувств (sense-mind) и не видит ничего, кроме внешних объектов и действий. Он делает свои выводы на основе данных чувственного восприятия и не знает никакой другой Истины до тех пор, пока не будет озарен свыше [26: 327, 1266]. Функции физического разума
Стандарт реальности С точки зрения Шри Ауробиндо, физический разум склонен ставить с ног на голову истинный порядок вещей. Поверхностные силы и явления Природы он рассматривает как фундаментальные, не понимая их производности от более глубоких (или тонких) процессов. Внешний мир физических объектов он считает единственно реальным, а все супрафизическое, нематериальное, неочевидное зыбким, обманчивым, иллюзорным. Даже в своей собственной реальности физический разум убеждается лишь благодаря физическому телу, в котором он обитает. В такой науке, как физика, полагает Шри Ауробиндо, этот тип ментальности преобладает: хотя физика далеко выходит за пределы нашего чувственного восприятия, "стандарт реальности", которую она изучает, остается тем же [26: 1267; 33: 413, 1023]. Феномен скепсиса Поскольку физический разум сосредоточен на событиях и объектах физического мира, он "скептически относится к тем супрафизическим явлениям,
непосредственным свидетелем которых он не был и которым не
может найти подходящего объяснения, но даже когда с
ним случаются духовные переживания, он легко их забывает и
с трудом верит в то, что они действительно были" [26: 347-348].
Именно физический разум считает, что Бог и трансцендентная реальность это иллюзии или в лучшем случае абстрактные идеи, которые нельзя выразить иначе, как с помощью символов и метафор. На физический разум, не затронутый внутренним пробужденным сознанием, не произведет никакого впечатления даже переживание космического сознания или вечного безмолвного Атмана (Self). Сталкиваясь с подобными переживаниями, физический разум ничуть не меняется. Он остается таким же самоуверенным, надменным и догматичным в своем неведении. Так, он может сказать: "Любопытно, конечно, даже интересно, но слишком субъективно, не так ли? А если так, то это галлюцинации!" [26: 626, 1445-1446; 29: 354; 33: 35]. Для любого аспекта физического сознания характерно повторение, поэтому даже если физический разум и принимает идею реинкарнации, то он рассматривает ее лишь как повторение одной и той же личности в разных телах: переходя из жизни в жизнь, личность в принципе не изменяется ее характер, предпочтения, наклонности остаются прежними [33: 816]. Личность самого физического аспекта ментального сознания (physical-mental personality) это скептик, агностик и экстраверт. Если в человеке преобладает личность физического разума, он придает большое значение своей внешней жизни и придерживается сугубо утилитарных взглядов, игнорируя все другие [26: 53, 624, 717-718; 33: 717]. Феномен скепсиса Шри Ауробиндо объясняет следующим образом. Если наш индивидуальный разум может познавать себя непосредственно, то в отношении внутренней жизни других он остается в полном неведении и может судить о ней лишь по аналогии со своей собственной или по тем знакам, которые, как он считает, на нее указывают. Поэтому каждый индивид реален для самого себя, а невидимая жизнь других ему доступна лишь через призму разума, жизни и чувств. Это ограничение связано с физическим разумом человека, и оно создает в нем привычку полностью доверять лишь своему собственному опыту и собственным представлениям, сомневаясь в том, что с ними расходится. Отсюда отрицание всего нового со стороны физического разума [33: 620, 649]. Как и в случае с физическим аспектом витального сознания, Шри Ауробиндо советует отвергать не сам физический разум (необходимую часть нашей природы), а его главные дефекты ограниченность и сомнение [26: 1269], подчеркивая при этом, что в дальнейшем скептицизм физического разума может быть полезен для отвержения ложных форм мистического опыта [26: 53]. Комментарий Термин "физическая ментальность" (physical mentality) встречается в дневниковых записях от 10 и 16 июля 1919 г. [47: 84, 107], а примерно через два месяца (3-24 сентября) появляется выражение "слабость в физическом аспекте ментального сознания" (physical-mental laxity) [47: 163]. Напомним, что термин "ментальный аспект физического
сознания" (mental-physical) упоминается в дневниках уже в
1918 г. Позднее оба термина вошли в создаваемую Шри
Ауробиндо систему понимания и описания опыта.
Индийский мыслитель проводит тонкое различие между ментальным аспектом физического сознания (I.3) и физическим аспектом ментального (III.1). Оба они ориентированы на объекты физического мира (поэтому Шри Ауробиндо и называет их физическим разумом), но при этом ментальный аспект физического сознания интериоризирует (mentalises) чувственные данные, полученные в результате контакта со внешним миром, тогда как объективирующий разум, работает с этими данными на основе идей, полученных от прагматичного и чистого планов разума [26: 326-327, 344, 1445, 1446]. Таким образом, человек обладает интериоризирующим физическим разумом и объективирующим. Существует еще одно важно различие: если интериоризирующий разум ограничен физическим взглядом на мир и физическим опытом [26: 326], то объективирующий не только ограничен данными внешнего восприятия, но и скептически относится ко всем переживаниям и явлениям супрафизического характера, интерпретируя их как игру воображения [26: 347-348, 1076, 1445]. Упомянутая выше двусмысленность термина "физический
разум" может быть связана с тем, что ментальный аспект
физического сознания (I.3) и физический аспект ментального
сознания (III.1) образованы из одних и тех же компонентов.
Только в первом случае ведущей оказывается природа
физического плана сознания, а во втором ментального.
На практике, указывает Шри Ауробиндо, деятельность этих
аспектов обычно смешивается [26: 326-327].
В этом указании можно усмотреть воспоминание Шри Ауробиндо о своем собственном опыте понимания. Дело в том, что в ранний период йоги он не различал эти аспекты и соотносил их деятельность с низшим уровнем буддхи. Эта точка зрения представлена в главах "Синтеза йоги", которые выходили в выпусках "Арьи" за апрель-июнь 1919-го и октябрь 1920 гг. Чтобы дать представление об этом уровне сознания, приведем сводное его описание. В природе человека существует элементарный мыслящий разум (elementary thinking mind), который не выходит за пределы данных разума чувств (sense-mind), памяти, сердца и сознания нервной системы (sensational mentality). Он повторяет все вслед за ними, бесконечно двигаясь в привычном круге мыслей и желаний или следуя внушениям жизни в любом новом направлении, которое открывается его восприятию и пониманию. С функциональной точки зрения, низший уровень буддхи это и есть простейшее перцептивное понимание (perceptive understanding). Оно постоянно сопровождает нас в повседневных, привычных делах.49 Привычно мыслящий разум (habitual thought mind) соединяет разум чувств с рассудком (reason). Вследствие этого он основывает свои идеи не только на данных чувственного восприятия или поверхностных реакциях нервного и эмоционального существ он берет идеи рассудка и обращает их в ходячую монету мнения, привычный стандарт мысли или канон действия, поскольку сам неспособен сформировать чистую мысль. Оперируя всем привычным, он опирается в своем мышлении на привычные взгляды, сформированные образованием, внешней жизнью и окружением. Из-за своей инертности и неумения мыслить самостоятельно, он неспособен ни к серьезному изменению, ни к принятию чего-либо принципиально нового. Этот привычный разум включает в себя два движения, одно постоянное низовое течение автоматически возвращающейся мысли, всегда повторяющей себя в том же самом кругу физического, витального, ментального переживания и опыта, другое более активно работающее на весь новый опыт, с которым сталкивается разум, и сводящее его к формулам привычного мышления. Умственные способности среднего человека ограничены этим привычным умом и весьма несовершенно реализуются в его замкнутом движении. Когда мы отстраняемся от него и стараемся сохранять рассудок незанятым, наблюдающим и безмолвным, мы обнаруживаем, что этот разум начинает носиться по кругу, повторяя все свои устоявшиеся мнения и реакции на восприятие внешнего мира. Но по мере того, как этот низший уровень понимания лишается поддержки со стороны рассудка, он начинает слабеть, теряет уверенность в себе, свои привычки и, наконец, умолкает. Приведение в безмолвие потока повторяющейся мысли элементарно мыслящего разума является одной из наиболее значимых практик йоги [20: 535, 657; 21: 135; 38: 651-652, 670, 842]. В приведенном описании низшего уровня буддхи прослеживаются характеристики физического аспекта ментального сознания (работа с идеями рассудка; шаблонное, привычное мышление; трудности в восприятии нового) и ментального аспекта физического сознания (ограниченность физическим взглядом на мир и данными чувств; циклическое, замкнутое на одном и том же мышление).
Витальный аспект ментального сознания (vital mental)
III.2. Данный сектор поля Шри Ауробиндо называет динамичным разумом. Это разум воли, разум решений, стремящийся воплотить в жизнь идеи чистого разума (III.3). Он оперирует идеями и суждениями, а также отвечает на вопрос "Как это сделать?". Динамичный разум, как и витальный, занят планированием и организацией, но действует он совершенно иначе, поскольку ради достижения цели прагматично выстраивает наиболее оптимальную последовательность действий [8: 80; 26: 326]. Рассудок и витальный разум Используя мысль как средство выражения витальных побуждений и жизненной силы, витальный разум прибегает к рассуждениям лишь для того, чтобы оправдать требования этих сил и навязать их рассудку. Овладев им, витальный разум:
В одной из бесед с учениками Шри Ауробиндо описывает механизм такого воздействия. По его словам, заявление Муссолини "И для Италии должно быть место под солнцем", типично витальная мысль, а не ментальная, поскольку она исходит из его витального эго и опирается на чувство патриотизма. Овладев разумом, она может потребовать, чтобы тот нашел ей оправдание: "Я сказала то-то и то-то. А теперь объясни, почему эти слова истинны" [11, с. 79-80]. Прагматично мыслящий разум может стать выше витальных движений (мечтаний и эмоций), однако в большинстве людей он полностью подчинен влиянию витального разума и потому несвободен в своих суждениях и оценках [43, p. 336, 1387]. Комментарий В период "Арьи" Шри Ауробиндо рассматривал прагматичный разум как средний уровень буддхи и описывал его следующим образом. Над элементарным мыслящим разумом первым уровнем буддхи находится динамичный, прагматично мыслящий интеллект (dynamic, pragmatic intellectuality), для которого подлинным мотивом являются действие и воля, а мысль и знание нужны лишь для реализации задуманного. Этот прагматично мыслящий разум (pragmatic idea mind) поднимает себя над жизнью и действует как посредник между правдой жизни и силой идеи. Он берет данные из жизни, приводит их в систему и вырабатывает план действий. На этом ментальном уровне мысль интересна душе лишь (или преимущественно) как средство действия и обретения опыта. Если высший уровень буддхи (см. ниже) пытается, скорее, воспринять Истину, не внося в нее ничего личного, то средний его уровень прагматичный рассудок (pragmatic reason)51 пытается сам создать истину. Ему она представляется лишь полезным инструментом для организации внешней и внутренней жизни, а также для управления ею. Таким образом, рассудок вырабатывает интеллектуальную концепцию жизни, состоящую из целого свода полезных истин и правил. Он же формирует набор эстетических и этических стандартов, структуру нашего мнения, нормы мысли и намерений. Этот уровень буддхи является ведущим во всех умственно развитых людях. Несовершенство прагматичного разума заключается в том, что он зависит от первого уровня буддхи воспринимающего понимания (current understanding) как от своего основания, и потому направляет все свои усилия на мир становления, мир событий. Он не может быть опорой и дать неизменный уровень смысла. Будучи в большей степени разумом воли, чем разумом знания, он живет в истине на час, а не в какой-либо вечной и неизменной Истине. Поэтому сам по себе он является игрушкой Времени и рабом Жизни. Но, будучи очищен от влияния привычного понимания (customary understanding), он превращается в великого созидателя, а в соединении с высшим уровнем буддхи становится надежным каналом и отважным помощником реализации Истины в жизни. В поисках безмолвия йогин должен отстраниться от этого разума, сосредоточенного на Жизни, и трансформировать его с помощью Воли духа [20: 535-536, 657-658; 21: 136; 38: 652, 670-671, 842-843]. Как видно из описания, в 1920-1930-е гг. взгляды Шри Ауробиндо на природу рассудка почти не изменились. Возможно, поэтому в письмах ученикам отсутствует подробный анализ данного аспекта сознания. Правда, стоит отметить, что если в "Синтезе йоги" Шри Ауробиндо нередко использует термины "reason", "intellect", "intelligence", "mind" как взаимозаменяемые, то в "Письмах о йоге" термин "reason", как правило, связан именно с прагматично мыслящим разумом.
Чистый разум (mental proper)
III.3. Чистый разум работает с идеями самими по себе. Его функция состоит в том, чтобы думать (вырабатывать идеи), рассуждать, понимать, изучать, выяснять или давать оценку. Он стремится ответить на вопрос "Что есть истина?". Как и центральный витал (bigger vital), этот разум не связан поисками счастья. Его интересует лишь чистое знание, поэтому он ищет Истину и путь к победе [8: 78; 26: 326, 334, 1285, 1295]. Чистый ментальный разум и витальный разум Подлинный мыслящий разум способен мыслить свободно и независимо от витальных движений. Он может наблюдать за ними и судить о них столь же свободно, как он это делает в отношении объектов внешнего мира. Этим он отличается от прагматично мыслящего разума, который у большинства людей подвержен влиянию витального разума и потому несвободен в своих суждениях [26: 336]. Принцип мышления Слабостью чистого разума Шри Ауробиндо считает аналитический характер его мышления. В основе этого мышления лежит элементарный принцип разделения (primitive divisional principle), который сопровождает ментальное знание человека повсюду. Даже когда тот полагает, что достиг в своем познании абсолютного единства, это единство оказывается искусственным, ибо в его основе лежит лишь один из аспектов Истины. Так, например, ученый стремится обосновать единство знания, изучив тот или иной аспект физического мира (энергию, материю, электричество или эфир), а майявадин полагает, что достиг абсолютной Адвайты52, разделив Бытие надвое и назвав верхнюю половину Брахманом, а нижнюю Майей. Разум оперирует идеальными образами и конструкциями (representations and constructions), разделяя и комбинируя порожденные им элементы мышления (constructed data); он может создать универсальную теорию и рассматривать ее как совершенное знание, но как только он обращается к самой реальности, лежащей в основе проявленного мира, он вновь вынужден прибегать к абстрактным построениям, поскольку не обладает реальным видением, опытом и контактом с нею, всем тем, к чему так стремятся мистики [26: 244, 245]. Комментарий В "Тайне Веды" Шри Ауробиндо упоминает о трех планах разума в контексте описания духовного опыта ведийских риши, где каждой способности или аспекту сознания соответствует определенное божество. Так, "Сома освобождает божественный свет из перцептивной
ментальности (sense mentality), Индра из динамичной
ментальности (dynamic mentality), Сурья из чистой
рефлективной ментальности (pure reflective mentality)" [36: 194].
Последнюю способность Шри Ауробиндо рассматривал в период "Арьи" как высший уровень буддхи. Этот чистый теоретически мыслящий разум (pure ideative mind) живет в мире идей независимо от их практической ценности для действия и опыта. Он рассматривает данные чувств и неглубоких внутренних переживаний, но лишь для того, чтобы открыть истину, о которой они свидетельствуют, и затем редуцировать ее до уровня знания. Он полностью поглощен процессом познания он стремится к тому, чтобы пережить радость открытия новой идеи, поиска истины53, познания себя самого, мира и всего того, что может лежать за его пределами и пределами мира. Лишь очень немногие могут использовать этот высший уровень буддхи. Высший уровень буддхи это в первую очередь разум знания и лишь во вторую разум воли. Стремясь лишь к знанию, он часто оказывается неспособен проявить иную волю, чем воля к познанию. Поэтому в действии, в жизненной сфере он зависит от прагматично мыслящего разума и чувствует свою слабость в мире практичного и привычного мышления; поэтому человек склонен изменять чистоте открывшейся ему Истины. Отсутствие равновесия между знанием и волей является одним из принципиальных дефектов человеческого разума. Но и в области знания буддхи несовершенен, так как сама [всеразделяющая] природа ума мешает ему объединить те истины, которыми он овладевает. Он может лишь соотносить их друг с другом, чтобы затем рассматривать противоречия между ними или создавать рабочие комбинации аспектов этих истин. Он склонен конструировать абстрактные и условные системы истины. Однако высшие истины или чистые идеи так и остаются для него абстракциями, ибо он живет частично в мире феноменов [чувственного восприятия], частично в мире интеллектуальных конструкций, и потому должен использовать метод абстракции, чтобы достичь представления о более высоких планах реальности. Буддхи ищет некую универсальную реальность, и на этом пути абстрагирование неизбежно. Но в конце концов он приходит к пониманию, что аспектов Истины бесконечно много, и что ни одна из его конструкций или комбинаций истин не соответствует реальности во всей ее полноте, ибо Дух бесконечен, и в Духе все есть истина, но ничто в разуме не способно дать всю истину Духа [20: 535-536, 658; 21: 136; 38: 652, 671-672, 843-844]. Когда мыслящий разум (thought-mind) отрекается от
собственной познавательной активности, он в полной мере
реализует свою подлинную функцию наблюдать,
понимать, беспристрастно судить с безмятежным восторгом
познания, а также открываться посланиям и озарениям
[свыше], играющим (как луч света) на всем, что он
наблюдает, и на всем том, что еще сокрыто от него [18: 717;
38: 351].
Главное отличие чистого разума "Писем о йоге" от высшего уровня буддхи "Синтеза йоги" заключается лишь в том, что Шри Ауробиндо перестает его рассматриваться через призму индийской традиции (Санкхьи и Веданты) и наделять функцией воли. Теперь она связана с динамичным, или прагматичным, разумом, а чистое мышление с чистым разумом. Правда, в "Жизни Божественной" Шри Ауробиндо вновь обращается к традиции и создает еще одну (синтетическую) модель разума, объединяющую в себе систему Санкхьи и его собственную систему понимания. Так, по его словам, существует три типа интеллекта. Тамасичный интеллект (tamasic intelligence) пребывает в физическом разуме. Он пассивно относится к любым идеям, кроме тех, которые приходят к нему из уже известного или признанного источника. Он не желает расширять границы своего понимания, и потому крайне консервативен. Он упрямо держится за сложившуюся (привычную и оправданную с практической точки зрения) систему знаний и столь же упрямо ее воспроизводит. Он отвергает все новое, поскольку оно может потревожить его инертное состояние. Раджасичный интеллект (rajasic intelligence) пребывает в витальном разуме и бывает двух видов. Первый страстно утверждает свою ментальную индивидуальность и свое эгоцентричное мировоззрение, агрессивно реагируя на все то, что противоречит его собственным интеллектуальным предпочтениям и склонностям. Второй с энтузиазмом открывается всему новому. Страстный, настойчивый, чрезмерно подвижный и непостоянный, он руководствуется в своем мышлении не столько истиной и светом, сколько желанием померяться интеллектуальными силами и стремлением к авантюрным спекуляциям. Саттвичный интеллект (sattwic intelligence) это искатель чистого знания. Он воспринимает все, что только может усвоить. Он тщательно анализирует, проверяет, взвешивает и приводит в систему (или гармоничный порядок) все те данные, которые представляются ему истинным. И все же, его свет ограничен, и потому он не способен расширить свои границы настолько, чтобы воспринимать всю истину и все знание. Этому препятствует его ментальное эго: даже просвещенное, оно обусловливает его наблюдения, суждения, размышления, ментальный выбор и предпочтения [33: 620]. Очевидно, что тамасичный интеллект объединяет в себе два вида физического разума интериоризирующий (I.3) и объективирующий (III.1). Раджасичный интеллект, как на это указывает и сам Шри Ауробиндо, работает через два вида витального разума ментальный аспект витального сознания (II.3) и витальный аспект ментального сознания (III.2). Последний аспект (динамичный разум) в данной классификации наделяется новыми характеристиками. Саттвичный интеллект связан с чистым разумом, и потому в нем не прослеживается внутренней дифференциации.
С точки зрения европейской традиции, разум это способность понимания и осмысления, способность мыслить всеобщее, универсальное, а в рамках этого целесообразную связь всех вещей и явлений. Разум отличает стремление к поиску безусловных оснований, не ограниченных рамками конечного опыта, стремление постичь абсолютное, бесконечное, неизменное, божественное. На этом пути он выходит за пределы сложившихся систем: критически пересматривает и анализирует имеющиеся данные, вырабатывает новые идеи, творит новое знание. Он открывает единство противоположностей, которые рассудок мыслит полярно. Однако его интересуют не только причинно-следственные связи (как прагматично мыслящий разум), но и высшие ценности, высшие нравственные основания. И все же разум никогда не достигает своей цели создать универсальную картину мира, поскольку впадает в неразрешимые противоречия (антиномии), опираясь на данные опыта (чувственного созерцания). Эти противоречия и указывают на его онтологические границы и гносеологические границы его применения. Согласно Шри Ауробиндо, чистый мыслящий разум действительно представляет собою вершину человеческой природы на данном этапе ее развития. Однако эволюция продолжается, и потому чистый разум может черпать информацию не только из сферы чувственного восприятия в ходе йогической практики ему открывается область сверхсознательного опыта. Именно в этом видел главную задачу своей йоги Шри Ауробиндо подняться за пределы разума (на следующую ступень эволюции) и одновременно с этим трансформировать уже существующие планы нашей природы (через привлечение вниз нового принципа сознания). Когда-то это произошло с физическим планом: в нем появился витальный аспект (I.2), а на витальном плане, соответственно, физический (II.1). То же самое повторилось с ментальным сознанием, но уже в отношении двух низлежащих планов: в них появились ментальные аспекты сознания (I.3 и II.3), а на ментальном плане физический (III.1) и витальный (III.2). Тот же алгоритм эволюции, по мысли Шри Ауробиндо, должен реализоваться, когда сознание человека преодолеет границы ментального плана. <<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>> Категория: Библиотека » Учения Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|