Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 63 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 64 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 66 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 67
|
№20. ЭЛЕМЕНТЫ САДХАНЫ5. ПАРАДОКСЫ ЙОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ Покидая духовный микроклимат замкнутых общин и выходя в жизнь с тем, чтобы наполнить ее и не растворится в ней, Йога неизбежно сталкивается с проблемой видоизменения традиционных методик. С одной стороны, эти испытанные временем "системы внутреннего пользования" создавались на основе диаметрально противоположной мировоззренческой установки: они рассчитаны на уход от жизни и неспособны эффективно выполнять свою функцию в миру. С другой стороны, развитие методологических исследований в сфере духовного развития привело к постановке парадоксального вопроса о соответствии данных средств специфике данной цели. Имеет ли йогическая практика в любых ее существующих и возможных формах какое-либо отношение к самореализации вообще? Свами Ширшавый выражает крайнюю точку зрения на этот вопрос, заявляя, что когда он слышит слово "практика", рука его тянется к револьверу: "Нередко спрашивают: "Вы практикуете? Ах, так вы не
практикуете..." Мы, мол, практикуем, а вы вот не
практикуете. Да, но можно ли практиковать "то, не знаю
что"? Вспомни себя маленьким серьезным мальчиком,
говорившим: "Как много я знаю, но как много мне еще
предстоит узнать!" Кем представлял себя этот мудрый ребенок
в будущем, кем он собирался стать? Пожарником в
блестящей каске, на красном автомобиле. А теперь охвати
разом весь путь, который прошел с тех пор ты и твое
сознание, все те изменения, преобразования, открытия и
разочарования, о которых не мог знать маленький мальчик.
Это была твоя подлинная, не вычитанная естественная
Йога, Путь, которым сами того не подозревая идут
все люди, и с которого они рано или поздно по той или иной
причине сходят. Обращение к Йоге означает только то, что ты
на этом Пути ОСТАЕШЬСЯ, что ты продолжаешь
взрослеть, что на любых высотах ты продолжаешь
оставаться маленьким мальчиком, вглядывающимся в будущее...
Только теперь уже не обязательно повторять историю с
красным автомобилем и блестящей каской. Бессмысленно
заглядывать наперед, "кем" ты станешь. Поверь мне, старому
йогу, что тебе и не снилось, "кем" ты станешь".
Бессмысленно и еще по одной причине, прямо противоположной. С одной стороны, самореализация или самопостижение изменяет все, с другой ничего. Мы были, есть и пребудем собой и никогда не станем кем-то иным. Все изменения в процессе Садханы происходят не с нами, а где-то рядом, на неуловимой грани между я и не-я, настолько рядом, что иногда может возникнуть "оптическая иллюзия" будто мы меняемся. Мы остаемся самими собой, но многое перестает быть нами... и многое нами становится. Загадывать наперед, "кем" ты станешь, не только бессмысленно, но и вредно, вредно для психического здоровья. То, что называют постижением, настолько глубоко, что рассказать об этом нет никакой возможности; в то же время оно настолько обыденно, что говорить об этом не имеет смысла: истина, по утверждению некоторых адептов, "проста, как сибирский валенок". Поэтому если ребенок на основе объективной информации, почерпнутой из книг или других источников, в принципе может строить приблизительные модели каких-то отдельных вариантов своего будущего (так, он действительно может стать пожарным, космонавтом и т.д.), то у йогина такая возможность отсутствует, ведь книги могут предложить ему лишь философско-эстетические гимны самопостижению и толкования последнего, а не "объективную информацию". Поскольку же люди редко учитывают этот факт, они как правило обращаются к Йоге, вооруженные каким-нибудь книжным мифом о Йоге и реализации, вроде того, что она "проста как, сибирский валенок". Спроецировав на "эволюционный идеал" свое понимание этого мифа, всецело обусловленное настоящим уровнем своего развития, человек начинает затем с жаром неофита это понимание "реализовывать". И если его начинаниям способствует успех, он рано или поздно действительно становится простым, как сибирский валенок, и попадает в психиатрическую больницу. Даже те авторы, которые настаивают на необходимости йогической практики, признают, что Йога это отказ от Йоги. Несмотря на то, что постижение случается спонтанно, говорят они, подобная спонтанность не достигается праздностью: "Иди, пока хватит сил идти. Истина постигается в падении". Когда человек со всей честностью старается найти то, что найти нельзя, а затем однажды как-то естественно оставляет это занятие, он совершенно неожиданно обнаруживает, что уже нашел нашел то, чего никогда не терял. Поскольку неизвестные цели не могут быть достигнуты непосредственными сознательными усилиями, возникает необходимость в создании "уловок", которые бы, с одной стороны, отвлекали внимание стремящегося к действительной цели, а с другой требовали от него максимальных усилий для ее достижения. Например, перед учеником выдвигаются определенные, тщательно продуманные и аргументированные задачи, связанные с подчинением или развитием каких-то аспектов его "низшей природы". Ученику кажется, что цель стоящих перед ним задач ясна, а ожидаемые результаты очевидны, хотя и труднодостижимы. В непосредственном общении возможен и прямо противоположный ход: по принципу "попробуй узнаешь", ученика держат в полном неведении относительно смысла выполняемой им нелегкой работы. Но в любом случае плоды его усилий таят в себе нечто гораздо более ценное, чем ожидаемая или предполагаемая награда. По отношению к постижению любая практика Йоги не более чем уловка. В то же время невозможно практиковать уловку, зная, что это только уловка. Поэтому наставнику необходимо обладать особым искусством обведения ученика вокруг пальца. Кстати говоря, наблюдаемая сегодня волна "модернизма" в сфере духовной практики благодарит своим разнообразием именно традиционному поиску новых уловок, способных идти в ногу со временем. Но если не практика, то что приводит к постижению? И каким образом уловка направляет энергию человека на достижение неизвестной ему цели? Ответить на этот вопрос, сняв традиционный методологический парадокс невыводимости постижения из практики и недостижимости постижения вне практики, смогла лишь нетрадиционная методология йогического процесса, начало которой положили работы Шри Ауробиндо. <<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>> Категория: Библиотека » Учения Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|