Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/init.php on line 69 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 63 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 64 Warning: strtotime(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 66 Warning: date(): Invalid date.timezone value 'Europe/Kyiv', we selected the timezone 'UTC' for now. in /var/www/h77455/data/www/psyoffice.ru/engine/modules/news/psylibukrwebnet/psylibukrwebnet_news.php on line 67 №20. ЭЛЕМЕНТЫ САДХАНЫ | ОГЛАВЛЕHИЕ 8. ПУТЬ СВЕРХУ И ПУТЬ СНИЗУ Чтобы



№20. ЭЛЕМЕНТЫ САДХАНЫ

- Оглавление -


<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>



8. ПУТЬ СВЕРХУ И ПУТЬ СНИЗУ

Чтобы не быть профанацией, духовное развитие требует стабилизации инсайта, превращения "высшего Я" человека из спорадически "случающейся" возможности в его действительное Я. Традиционным средством стабилизации инсайта, как уже указывалось, служит транс – подавление "низшей природы" (ума, чувственности и тела). Транс, естественно, предполагает "уход от мира". Подобный уход долгое время рассматривался как необходимое условие духовной практики по той причине, что транс представлялся единственно возможным средством стабилизации инсайта. Действительно, транс – не совсем подходящее состояние сознания для жизни в миру, – тем более, для преображения мира.

Шри Ауробиндо возвестил существование иной, трансмутационной формы стабилизации инсайта, указав, что "низшая природа", этот источник дестабилизации инсайта, должна быть не только подчинена, обуздана, но и преображена, превращена в проводник, выразитель надличностных уровней самосознания. Новаторство Шри Ауробиндо не в том, что он "изобрел" эту форму стабилизации, которая неявно, но с необходимостью осуществляется в процессе любой Садханы; новаторство Шри Ауробиндо даже не в том, что он указал на необходимость изменения не только сознания, но и действия, – к этому призывали и раньше (вспомним хотя бы такие евангельские высказывания, как "вера без дел мертва", "по делам их узнаете их"). Изменение сознания влечет за собой изменение действия, способствующее новому, более глубокому изменению сознания, и Шри Ауробиндо призывает нас осознать этот факт. В этом и состоит подлинное новаторство Шри Ауробиндо: постигнув роль трансмутации в Садхане, он сформулировал требование преображения "низшей природы" как ведущий методологический принцип йогической практики.

Итак, трансмутация – это преображение источника дестабилизации инсайта, а не устранение его. Ориентация на трансмутационную форму стабилизации инсайта в корне перестраивает методику духовной практики.

В рамках традиционной йогической Садханы методика рассчитана на достижение трансовых состояний. Путь к этой цели начинается с тела, с подготовки его к продолжительному пребыванию в состоянии неподвижности [6]. Далее следует контроль над энергиями тела (Пранами), затем над органами чувств (отвлечение их от внешних объектов) и, наконец, умом (остановка процесса мышления, внутреннего диалога). Таким образом, этот путь начинается "снизу" и предполагает постепенное отсечение "низшей природы" от "высшего Я".

Напротив, в рамках интегральной Садханы путь начинается "сверху", – растождествлением "высшего Я" с процессом мышления, с которым мы себя обычно отождествляем. Причем практика растождествления осуществляется не только в неподвижной сидячей медитации, но прежде всего в повседневной деятельности. В процессе растождествления происходит изучение механизмов работы ума и соответствующая переоценка ценностей – ум постигается как рабочий инструмент, так что любые его продукты утрачивают привкус самоценности, "истинности" и т.д.

Происходит также трансмутация ума, поскольку ему открываются надличностные сферы самосознания, им же прежде сокрытые. "Супраментальные" переживания такого рода, как их называет Шри Ауробиндо, становятся содержанием ума (ментала) и начинают преображать (трансмутировать) его. Постепенно процесс "супраментального нисхождения" захватывает все более "низкие" области – эмоциональность (витал), энергии тела и самое тело [7].

Путь, предлагаемый Шри Ауробиндо, завершается трансмутацией физического тела. Трансмутация тела осуществляется путем "низведения" в переживаемую нами "схему тела" трансмутированных эмоций и интеллекта, а также последующего слияния "схемы тела" со средой, – возвращения себе того, что Маркс называл "неорганическим телом" человека. Иными словами, трансмутация в данном случае есть не что иное, как "одушевление" и последующее "одухотворение" тела, превращение тела из инструмента в храм духа ("высшего Я", надличностных уровней самосознания).

Низведение в тело эмоций означает обретение способности переживать и чувствовать всем телом, а низведение ума – способности думать телом. Протекая параллельно, процессы одухотворения души и одушевления тела завершаются окончательным синтезом, – "окончательным триумфом духа", по словам Шри Ауробиндо, – одухотворением тела, превращением человека в подлинно интегральное, целостное существо, в котором воссоединяются дух и тело, Я и не-Я. Зачатки этой грядущей трансмутации тела мы видим в современном биопольном движении, под влиянием которого люди в массовом порядке учатся "чувствовать поле", – то есть, фактически, ощущать свою "схему тела" и протекающие в ней информационные процессы.

Итак, традиционная Садхана предлагает "путь снизу", а интегральная – "путь сверху". Впрочем, обе они начинаются несколько "выше", чем было указано: сознательной работе с умом или телом в обоих случаях предшествует работа с мотивационной сферой психики, своего рода "этическая практика", – принятие и выполнение определенных норм поведения в личной и общественной жизни (так называемые "обеты и запреты", Яма и Нияма). Эта первичная попытка самостоятельного преобразования мотивационной сферы (Карана Шарира, "каузальное тело") демонстрирует Садхаку независимый характер его "низшей природы", а также предел его личных возможностей, – а предел этот, как правило, весьма невелик. Дальнейшее преобразование мотивационной сферы психики носит трансмутационный характер и осуществляется непрерывно на всех этапах духовной практики.



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 1000
Категория: Библиотека » Учения


Другие новости по теме:

  • "ПОКРОВЫ", "ТЕЛА" и "ПЛАНЫ": СВОДНАЯ ТАБЛИЦА | СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ПОКРОВЫ, ТЕЛА, ПЛАНЫ И СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ИМ
  • Сатпрем. ШРИ АУРОБИНДО ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ СОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Из предисловия к русскому переводу Книга Сатпрема
  • Сатпрем. ШРИ АУРОБИНДО ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ СОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Я становлюсь тем, что я прозреваю в
  • Сатпрем. ШРИ АУРОБИНДО ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ СОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 1 СОВЕРШЕННО ЗАПАДНЫЙ ЧЕЛОВЕК С точки
  • Сатпрем. ШРИ АУРОБИНДО ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ СОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 2 ВЕЧНЫЙ ЗАКОН Пролетариат у нас
  • Сатпрем. ШРИ АУРОБИНДО ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ СОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 3 КОНЕЦ ИНТЕЛЛЕКТА Четырнадцать лет понадобилось
  • Сатпрем. ШРИ АУРОБИНДО ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ СОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 4 БЕЗМОЛВИЕ РАЗУМА МЕНТАЛЬНЫЕ ПОСТРОЕНИЯПервым этапом
  • Сатпрем. ШРИ АУРОБИНДО ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ СОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 5 СОЗНАНИЕ Однажды одному из учеников
  • Сатпрем. ШРИ АУРОБИНДО ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ СОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 6 УСПОКОЕНИЕ ВИТАЛЬНОГО МОРАЛЬНЫЕ УЗЫВ нашем
  • Сатпрем. ШРИ АУРОБИНДО ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ СОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 7 ПСИХИЧЕСКИЙ ЦЕНТР Мы 150 это
  • Сатпрем. ШРИ АУРОБИНДО ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ СОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 8 НЕЗАВИСИМОСТЬ ОТ ФИЗИЧЕСКОГО Физическое, которое
  • Сатпрем. ШРИ АУРОБИНДО ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ СОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 9 СОН И СМЕРТЬ ПЛАНЫ СОЗНАНИЯДалеко
  • Сатпрем. ШРИ АУРОБИНДО ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ СОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 10 ЙОГИН-РЕВОЛЮЦИОНЕР Таковы открытия ментального, витального,
  • Сатпрем. ШРИ АУРОБИНДО ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ СОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 12 СВЕРХСОЗНАТЕЛЬНОЕ ЗАГАДКАИтак, тройное изменение сознания
  • Сатпрем. ШРИ АУРОБИНДО ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ СОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Сочинения Шри Ауробиндо Почти все работы, приводимые
  • Сатпрем. ШРИ АУРОБИНДО ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ СОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Ссылки ВведениеThoughts and Glimpses, 16: 378The Hour
  • Сатпрем. ШРИ АУРОБИНДО ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ СОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Приложение II Из интервью Сатпрема французскому журналисту
  • Сатпрем. ШРИ АУРОБИНДО ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ СОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Приложение I Шри Ауробиндо ЗАПАДНАЯ МЕТАФИЗИКА И
  • Сатпрем. ШРИ АУРОБИНДО ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ СОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Заключение КОНЕЦ , КОТОРЫЙ ВЕЧНО НАЧИНАЕТСЯ ВНОВЬ
  • Сатпрем. ШРИ АУРОБИНДО ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ СОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 16 ЧЕЛОВЕК 150 ПЕРЕХОДНОЕ СУЩЕСТВО Первое
  • Сатпрем. ШРИ АУРОБИНДО ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ СОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 15 СУПРАМЕНТАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ Определить супраментальное сознание
  • Сатпрем. ШРИ АУРОБИНДО ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ СОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 14 ТАЙНА Мы можем попытаться сказать
  • Сатпрем. ШРИ АУРОБИНДО ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ СОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 13 ПОД ЗНАКОМ БОГОВ Когда Шри
  • Сатпрем. ШРИ АУРОБИНДО ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ СОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 11 ЕДИНСТВО Шри Ауробиндо предстояло провести
  • Сатпрем. ШРИ АУРОБИНДО ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ СОЗНАНИЯ | ОГЛАВЛЕHИЕ Глава 17 ТРАНСФОРМАЦИЯ Проявление Духа в супраментальном
  • Рамана Махарши. ВЕСТЬ ИСТИНЫ и ПPЯМОЙ ПУТЬ К СЕБЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ V. ИСТИННОЕ Я И ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ Не растворяет
  • Рамана Махарши. ВЕСТЬ ИСТИНЫ и ПPЯМОЙ ПУТЬ К СЕБЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ III. КОНТРОЛЬ УМА Как я могу контролировать
  • Рамана Махарши. ВЕСТЬ ИСТИНЫ и ПPЯМОЙ ПУТЬ К СЕБЕ | Примечания Упанишады букв.: сидеть около – сокровенное учение,
  • Рамана Махарши. ВЕСТЬ ИСТИНЫ и ПPЯМОЙ ПУТЬ К СЕБЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ IV. БХАКТИ И ДЖНЯНА Шри Бхагаватам указывает
  • Рамана Махарши. ВЕСТЬ ИСТИНЫ и ПPЯМОЙ ПУТЬ К СЕБЕ | ОГЛАВЛЕHИЕ Библиография Книги о жизни и наставлениях Бхагавана



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь