Цит. по: Литман А. Д. Современная индийская философия. М.,
1985, с. 89.
Шри Шанкарачарья (предположительно 788-820) – великий
индийский философ, основатель "недвойственной" (адвайта) веданты. О его
деятельности см., напр.: Радхакришнан С. Индийская философия. Т. 2. М., 1957,
с. 397-400. Шри – традиционная для индуизма форма обращения к святому
("блаженный", "благой").
Шри Рамакришна (1836-1886) Индийский святой, учитель
Вивекананды. О нем см., напр.: Роллан Р. Опыт исследования мистики и духовной
жизни современной Индии. Жизнь Рамакришны. Т. 19. Л., 1936.
Mahadevan Т. М. P. Ten Saints of India. Bombaу, 1961, р.
241-248.
См.: Шапошникова Л.В. Годы и дни Мадраса. М., 1971,
с. 291-305.
См.: Литман А. Д. Современная индийская философия, с.
88-100.
Talks with Sri Ramana Maharshi. Tiruvannamalai, N 392.
Здесь указан номер беседы, не зависящий от издания.
Большинство произведений Шри Раманы Махарши (оригинальные
работы, обработки и переводы, беседы с учениками, записанные до конца
двадцатых годов) представлено в "Собрании работ Шри Раманы Махарши" (The
Collected Works of Ramana Maharshi. Tiruvannamalai, 1974).
См.: The Teachings of Bhagavan Sri Ramana Maharshi in Нis
Own Words. Tiruvannaniaiai, 1965. Эта книга, составленная Артуром Осборном,
представляет большой интерес, особенно для первоначального знакомства с
учением Шри Раманы Махарши.
Эти слова Махарши приводит Артур Осборн в своей книге
"Рамана Махарши и Путь Самопознания", сыгравшей исключительно важную роль в
распространении учения в страны Запада (см.: Osborne A. Ramana Maharshi and
the Path of Self-Knowledge. Tiruvannamalai, 1977, р. 70). Первое издание вышло
в 1954 г.
См. сноску 12.
См.: The Collected Works of Ramana Maharshi, р. 56.
См.: Osborne A. Ramana Maharshi and the Path of
Self-Knowledge, р. 160.
См. сноски 12, 13.
Свами (санскр.) – монах.
Talks with Sri Ramana Maharshi. Tiruvannamalai, 1955, vol.
1-3.
Садху (санскр.) – отрекшийся от семьи и собственности во
имя духовного поиска.
Зал для медитаций – небольшое (12,2м х 4,6м) помещение Шри
Раманашрама, в котором и ныне медитируют паломники и ученики, ощущая живое
присутствие Учителя.
Talks with Sri Ramana Maharshi, vol. 1, р. III-VIII.
См. в особенности: Философские тексты "Махабхараты", вып.
I, кн. I. Бхагавадгита. Ашхабад, 1977; Семенцов В. С. Бхагавадгита в традиции
и в современной научной критике. М., 1985.
Один из ближайших последователей Махарши, автор дневника
бесед и событий в Зале Бхагавана, относящихся к периоду 1945-1947 гг. (Daу bу
Daу with Bhagavan. Tiruvannamalai, 1968).
Основная часть нижеследующего текста заимствована
из предисловия к "Собранию работ Раманы Махарши" под редакцией Артура Осборна
(The Collected Works of Ramana Maharshi, р. I-IX).
Букв.: "Благосклонный облик"; Шива в облике юноши,
обращенного лицом на юг, который наставляет и посвящает учеников в
Безмолвии. Ассоциировался с Махарши.
Евангелие от Иоанна (10:30).
Данный пример ориентирован на индуиста.
Нижеследующий текст – отрывок из книги А. Осборна "Рамана
Махарши и Путь Само-познания" (Osborne A. Ramana Maharshi and the Path of
Self-Knowledge, р. 162-163).
"Царство Божие внутрь вас есть" (Евангелие от Луки, 17:21).
Имеется в виду притча о соляной кукле, которая пожелала
измерить глубину океана, чтобы по возвращении рассказать об этом другим.
Это была только короткая прогулка к Аруначале. До 1926 года
Бхагаван регулярно выполнял гири-нридакшину, ритуальный обход Горы по часовой
стрелке, но потом отказался от этого, чтобы не покидать Ашрам надолго и дать
возможность каждому посетителю получить Его даршан.
То есть превосходящее мысль, лежащее за пределами мысленных
форм.
Между глубоким сном и сном, между сном и бодрствованием.
Практика осознания этого "переходного" "я" усиленно рекомендовалась Махарши
(Talks with Sri Ramana Maharshi, N 314).
Теософия – букв.: "Богопознание". Теософское Общество
создано в 1875 г. с целью использования достижений различных учений и религий
в духовной практике.
Прасад – часть пищи, предложенной Гуру, Богу или божеству,
которая возвращается поклоняющемуся как знак благословения; в оригинале:
"прасад со своего листа", так как посудой служил банановый лист.
Букв.: "сказание древних времен". Традиция насчитывает 18
основных сборников (III-VI века н. э.).
Легендарный царь, образец карма-йогина, собеседник мудреца
Яджнявалкьи в Брихадараньяка упанишаде (VIII-VII вв. до н. э.).
То есть применяя вопрошание "Кто я?" или, фактически,
допрос эго. Будучи фикцией, эго не выдерживает прямого расследования и
возвращается в свой огненный Источник, где оно, в конечном счете, сгорает в
ходе постоянной практики Самовопрошания.
Евангелие от Луки (15:8-9).
Евангелие от Луки (15:8-9).
Ср. определение субстанции у Спинозы в "Этике": "...То, что
существует само по себе и представляется само через себя..." (Спиноза Б.
Избранные произведения, т. I. M., 1957, с. 361).
Индуктивная логика – способы рассуждений для перехода от
знания о единичном и частном к знанию об общем, основанные на установлении
причинной связи между явлениями.
Ширина пальца как меры длины составляет 3/4 дюйма,
что дает 3,81 см (1 дюйм – 2,54 см).
Этот комментарий принадлежит А. Осборну –
редактору "Собрания работ Раманы Махарши", по материалам которого и сделан
настоящий перевод (The Collected Works of Ramana Maharshi, р. 38-49).
"Мозг, кости, жир, мясо, кровь, кожа и семя – вот семь
компонентов, составляющих грубое тело" (The Collected Works of Ramana
Maharshi, р. 216).
Апана, вьйяна, удана, самана, которые составляют вместе с
праной единое "жизненное дыхание".
Здесь – оболочка Блаженства, ананда-майя коша, последняя
оболочка, скрывающая Истинное Я; причинное тело.
То есть ахам-вритти, или чувство того, что "я есть".
Как видно из первой части книги, вопросы должны ставиться
так, чтобы обнаружить эго, скрытое за мыслью, чтобы вызвать внутренний ответ
"я" или "для меня". В случае любого другого ответа можно, например, спросить:
кто это говорит? При временной остановке потока мыслей искатель должен быть
все время начеку и вопрошать себя: кто испытывает это состояние, кто получает
от него удовольствие? В противном случае он впадет в глубокий сон (см.
Ramanananda Swarnagiri, Grumbs from Нis Table. Tiruvannamalai, 1969).
"Людям саттвы нравится пища, что сочна, сытна, масляниста:
от нее в существах – долголетье, сила, ясность, здоровье, радость". (Семенцов
В. С. Бхагавадгита в традиции и в современной научной критике, с. 211).
Некоторые свойства смешанной саттвы (по Шанкаре):
самоограничение, самообладание, благоговение, воздержание от зла, стремление к
свободе, самовоспитание. Свойства чистой саттвы (по Шанкаре): глубокий мир,
ясность духа, чувствование Атмана в себе, возвышенный покой, довольство,
углубление души в Себя.
Создание, Сохранение, Разрушение.
Создание, Сохранение, Разрушение, Скрывание и Благодать.
Сын Притхи (так часто именуется Арджуна, любимец матери).
Эпитет Шри Кришны как убийцы демона Мадху, проглотившего
Солнце.
Эпитет матери Арджуны.
Человек из племени Бхарата.
Эпитет Арджуны – "победитель всех врагов"
Досл. "буддхи-йогой".
Имя Шри Кришны по отцу.
Махатма (санскр.) – "великая душа".
Ниже следует статья из сборника воспоминаний о Шри Рамане
Махарши, посвященного Его столетию (Ramana Smrti. Tiruvannamalai, 1980).
В этот день Шива явил Себя своим преданным как Натараджа –
в космическом танце творения и разрушения вселенной.
Описание этого переживания см. в начале статьи А.Осборна
"Шри Рамана Махарши и его Учение".
Лингам (санскр.) – вертикальный каменный столб,
олицетворяющий Шиву, или Абсолют.
Пуджа – ритуальное поклонение.
Букв.: "твердость в истине". Поклоняющийся объявил
голодовку до получения ответа.
Сигнальный костер, ежегодно зажигаемый на вершине Аруначалы
как символ освобождения от мысли "Я тело" и погружения ума в Сердце для
Самопостижения.
Бог (Ишвара) в форме Матери.
Здесь – "могила святого". Мать Бхагавана благодаря его
благлдати достигла на смертном одре махасамадхи, полного погружения в Себя и
Освобождения от будущих рождений, и была захоронена, а не кремирована.
Махарши уже при жизни находился в махасамадхи, и смерть
тела, наступившая 14 апреля 1950 г., не имела для него значения.
Постоянно и естественно пребывающий в самадхи.
Эпитимья или аскетизм.
Откровение Иоанна Богослова (3:20).
Исход (3:14): "Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий..."
Реальность в сорока стихах, стих 28.
Величайший тамильский религиозный поэт II тысячелетия новой
эры. Годы жизни точно не установлены: 1704-1742 или 1608-1664 (1659).
Дополнение к сорока стихам, стих 22.
Реальность в сорока стихах, стих 35.
Дополнение к сорока стихам, стих 16.
Статья написана более двадцати лет тому назад. С тех пор
эта цифра значительно увеличилась.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.