|
№20. ЭЛЕМЕНТЫ САДХАНЫ10. МЕХАНИЗМЫ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ И КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ ЙОГИ Анализируя механизмы духовного развития индивида, мы рассмотрели, фактически, процесс становления этих механизмов, который начинается с пробуждения эволюционного стремления и завершается первой спонтанной реализацией, расширением самосознания. Попробуем теперь вкратце суммировать изложенное выше; для большей наглядности, изобразим этот процесс графически (см. табл. 2, A-C).
Табл. 2. Процесс становления Садханы Итак, в результате глубинной переоценки ценностей актуализируется ЭВОЛЮЦИОННОЕ СТРЕМЛЕНИЕ (1), образующее "несущий стержень" всего последующего процесса эволюции сознания. Сама по себе переоценка ценностей ("пробуждение психического существа") это еще не Садхана ("Путь"), но ее фундамент, абсолютно необходимая предпосылка, благодаря которой эволюционное стремление становится доминантным, ведущим, способным не только конкурировать с другими стремлениями, но и затмевать их. Осознав характер своего стремления ("выйдя на Путь") и обратившись к соответствующей информации, человек сталкивается с указанием на то, что для достижения цели своего стремления нужно прилагать известные сознательные усилия. Иными словами, стремление порождает обращение к ПРАКТИКЕ (2) той или иной системе приемов работы с "низшей природой" (умом, эмоциями и телом). Если избранная практика реалистична, то есть действительно может осуществляться в конкретных условиях существования данного индивида, она производит определенный ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ и КОНСТРУКТИВНЫЙ ЭФФЕКТ (3) на его психику. Функция энергетического эффекта практики состоит в подкреплении первичного (естественного) эволюционного стремления по каналу обратной связи (4). Представленный на таблице 2B комплекс "блоков" СТРЕМЛЕНИЕ ПРАКТИКА ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ образует своеобразный "усилительный контур", активирующий эволюционное стремление и закрепляющий его доминантный статус в мотивационной сфере психики. Когда напряженность культивируемого таким образом стремления достигает определенной "критической точки", имеет место спонтанный реализационный прорыв (5), некое самопроизвольное расширение самосознания так называемый инсайт, озарение. Следует подчеркнуть, что эта РЕАЛИЗАЦИЯ обусловлена прежде всего энергетическим (а не конструктивным) эффектом практики и при отсутствии эволюционного стремления невозможна. С другой стороны, энергетический эффект практики не порождает стремления, но лишь подкрепляет его. Реализация автоматически детонирует на "низшую природу", несущую на себе печать конструктивного эффекта практики, и тем самым преображает, трансмутирует ее (6). Конструктивный эффект, в зависимости от характера осуществляемой индивидом практики, может выражаться как в подавлении, так и в развитии "низшей природы", но в любом случае сам по себе он неспособен произвести ТРАНСМУТАЦИИ. Задача его заключается в повышении восприимчивости "низшей природы" к трансмутирующим "горним" влияниям. Подробно тому как реализация или постижение представляет собой трансперсонализацию "высшей природы" (самосознания), трансмутация или преображение представляет собой трансперсонализацию "низшей природы" (ума, эмоций и тела). В результате трансмутации "низшая природа", механическая приземленная активность которой составляет основной источник дестабилизации инсайта, начинает естественно и без какого бы то ни было волевого принуждения вибрировать в одном ключе с "высшей природой" (7). Возникает своеобразный "стабилизирующий контур" РЕАЛИЗАЦИЯ КОНСТРУКТИВНЫЙ ЭФФЕКТ ТРАНСМУТАЦИЯ, создающий предпосылки для дальнейшего расширения самосознания, углубления инсайта (8). На таблице 2C представлена модель окончательно сформировавшегося механизма Садханы, состоящего из шести "блоков", объединенных в одно целое выполнением некоторой общей функции последовательного расширения самосознания. Данная функция практически неосуществима силами одного или нескольких "блоков" и требует согласованного воздействия всех шести элементов [9]. Сравнив модель "зрелой" Садханы с описанием процесса ее становления, нетрудно убедиться, что этапы развития Садханы трансформируются в структурные уровни ее организации и выступают затем как функциональные ступени для дальнейшего развития. На схеме (см. табл. 2C) отчетливо видны три таких уровня:
Иными словами, закономерности внутренних связей (структура) развитой Садханы отражают логику ее развития, а функциональные элементы ("блоки") этапы этого развития. Прежде чем перейти к дальнейшему изложению, следует уточнить значение используемого нами термина Садхана ("Путь"). До сих пор мы обозначали этим термином процесс духовного развития, сознательной эволюции сознания. Разумеется, сознательность его весьма относительна: как правило, вовлеченный в этот процесс человек сознает лишь то, что он в него вовлечен, и имеет довольно смутные представления о законах его внутренней организации. Под "Садханой" подразумевается сам этот процесс вне зависимости от того, сознаются его механизмы или нет. Термин "Садхана" применяется и в другом, более узком смысле, обозначая не йогический процесс как таковой, а именно знание об этом процессе знание о его механизмах и их сознательном использовании. Садхана это система представлений о самых общих, стратегических принципах духовного развития, которая складывается в значительной степени стихийно, благодаря деятельности различных самостоятельных школ и течений, теоретически фиксирующих и практически использующих сходные факторы йогического процесса. При этом факторы духовного развития, теоретически не охваченные данной Садханой, в процессе ее осуществления не сознаются. Из всего разнообразия школ духовного развития можно выделить три типа Садханы: ТРАДИЦИОННУЮ, которая акцентирует значение практики, ее конструктивного эффекта и реализации, ИНТЕГРАЛЬНУЮ, которая в дополнение к этому указывает на значение устремления и трансмутации, а также Садхану, которую условно можно назвать "МОДЕРНИСТСКОЙ" она делает упор прежде всего на энергетическом эффекте практики [10]. Мы видим, что становление теоретического знания о механизмах духовного развития как бы воспроизводит различные моменты описанного выше становления самих этих механизмов. Мы видим также, что внутреннюю логику становления знания о механизмах духовного развития составляет не что иное, как становление категориального аппарата Йоги науки о сознательной эволюции человека. И то, что сегодня из хаоса эмпирического и теоретического материала, касающегося проблем эволюции сознания, выкристаллизовалась система из шести взаимосвязанных категорий, естественным образом организующих этот хаос, свидетельствует о пробуждении у Йоги научного "самосознания" и о вступлении ее в новый, зрелый этап своего развития. <<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>> Категория: Библиотека » Учения Другие новости по теме: --- Код для вставки на сайт или в блог: Код для вставки в форум (BBCode): Прямая ссылка на эту публикацию:
|
|