В основу данной главы положены
заметки, составленные в марте-апреле 1968 г по просьбе
директора Солковского института биологических исследований
(Salk Institute of Biological studies). Я надеялся при
этом, что они смогут помочь в движении от лишенного
ценностей технологизирований к гуманистически
ориентированной философии биологии. Оставляя в стороне все
очевидные пограничные вопросы биологии, я сосредоточился на
том, чем, как мне кажется, пренебрегают или что неправильно
толкуют если рассматривать все это со специфической
позиции психолога.
Полнее эта тема рассматривается в
моей книге "The Psychology of Science: A Reconnaissance"
(Maslow, 1966 a).
Я использую здесь прописные буквы
так, как это делает О.Вейнберг
Значение утраты пиковых переживаний
для стиля жизни было очень хорошо раскрыто во "Введении в
новый экзистенциализм" Колина Уилсона (Wilson, 1967).
Я был вынужден придумывать термины,
поскольку английский язык несправедлив по отношению к
хорошим людям. В нем нет достаточного набора слов для
обозначения добродетелей. А некоторые прекрасные слова
оказались дискредитированы, например "любовь".
Дальнейшие исследования доступны
каждому, кто в них заинтересован. Некоторые такие
исследования выполнены мною совместно с моими студентами.
Например, в одном очень простом эксперименте,
осуществленном только для того, чтобы показать, что это
можно сделать, мы обнаружили, что для студенток колледжа
источником пиковых переживаний чаще всего служит то, что
их любят, а для студентов-мужчин победы, успехи,
преодоления и достижения. Это совпадает как с нашим
обыденным знанием, так и с клиническим опытом. Можно
осуществить много других исследований того же типа; здесь
открывается широкое поле, особенно теперь, когда мы знаем,
что пиковые переживания можно целенаправленно вызывать с
помощью фармакологических средств.
С самого начала я хочу избежать
смешения слова "должно", как я его здесь использую, с
"невротическим долженствованием", рассматриваемым К.Хорни,
например, в главе 3 ее книги "Невроз и развитие личности"
(Homey, 1950)*. То, чего ожидают от человека, часто
есть внешним, произвольным, априорным, ориентированным
на совершенство одним словом, нереалистичным. Я же
использую здесь слово "должно" для характеристики
внутренних качеств организма, реального потенциала, который
может быть реализован и которому надо реализоваться под
тяжестью причиняемых болезнью страданий.
Самобытность,
подлинность, самоосуществление и т.д., разумеется, не решают
автоматически все этические проблемы. Даже после того, как
постепенно исчезают псевдопроблемы, остается много
реальных. Но, конечно, даже эти реальные проблемы лучше
поддаются решению, если с ними работать без шор на глазах.
Честность по отношению к самому себе и хорошее знание своей
собственной природы это обязательные предпосылки
аутентичных нравственных решений. Но я не хочу сказать, что
достаточно быть аутентичным и знать себя. Подлинное
знание себя, разумеется, недостаточно для многих решений,
хотя абсолютно необходимо. Я также оставляю в стороне здесь
несомненные воспитательные функции психотерапии, то есть
невольное приобщение пациента к ценностям психотерапевта
уже потому, что последний задает образец. Возникают
вопросы: что есть главным, а что второстепенным?
Что нужно максимизировать, а что минимизировать?
Стремимся ли мы, применяя вскрывающую психотерапию, к
чистому самооткрытию пациента? Какие цели
правильны с прагматической точки зрения? Я хотел бы также
отметить, что отказ "навязывать себя" пациенту или
приобщать его к своим ценностям может быть достигнут либо
посредством фрейдовской "зеркальной отстраненности" от
пациента, либо на основе проникнутой бытийной любовью
"встречи" в терминах экзистенциальных психотерапевтов.
Реальное Я также частично
конструируется и изобретается.
Одновременное принятие и слияние,
казалось бы, противоречащих друг другу восприятии находит
многие параллели в религиозном языке. Проиллюстрируем это
примером из письма религиозной женщины: "Я нахожу параллель
между идеей "рост или сохранение" и дихотомической идеей
"эгоизм или альтруизм", с одной стороны, и идеей
"актуальное или потенциальное", с другой. Бог видит и любит
нас в нашем нынешнем состоянии и в то же время видит наш
потенциал и требует от нас роста для реализации этого
потенциала. По мере того, как мы становимся более
богоподобными, не можем ли мы также принимать любого
человека в его нынешнем состоянии, одновременно поощряя его
к следующему шагу в направлении роста?".
"Неверный", "плохой", "точный"
тоже такие познавательно-оценочные слова. Еще одной
иллюстрацией может быть рассказ о преподавателе английского
языка, назвавшем студентам два некрасивых слова, которых он
не хотел бы видеть в их сочинениях. Одно из них
"lousy" ("вшивое"), другое "swell" ("шикарное").
После выжидательной паузы один студент спросил: "Так что
это за слова?"
Под рубрикой "восприятие должного"
я объединяю несколько различных видов восприятия. Один из
них восприятие векторно-гештальтных (динамических,
направляющих) составляющих перцептивного поля. Другой
восприятие будущего как существующего теперь (иначе говоря,
восприятие потенциалов и возможностей для будущего роста и
развития). Третий это объединяющий тип восприятия,
при котором относящиеся к вечности символические составляющие
перцепта воспринимаются одновременно с его конкретными,
непосредственными и ограниченными составляющими. Я не могу с
уверенностью сказать, насколько сходным или отличным от
этого есть то, что я назвал "онтификацией",
осознанное восприятие деятельности как цели, а не только
как средства. Поскольку это все же разные операции, я пока
буду рассматривать их отдельно.
Эти заметки еще не представлены в
окончательном виде и не образуют полной структуры. Они
основываются на идеях, изложенных в моих книгах "На
подступах к психологии Бытия" и "Мотивация и личность"
(Maslow, 1954; 1962 b), и развивают эти идеи в
направлении их идеального предела. Заметки были написаны в
период моей работы в качестве гостя-стипендиата в Западном
институте поведенческих наук в Ла Джолла (Калифорния) в
1961 г. Дополнительные соображения по психологии Бытия
приводятся в моих статьях (Maslow, 1964 а; 1963 а).
Здесь и ниже имеется в виду
креативность, свойственная самоактуализирующимся людям.
Смотри главу 3 моей книги "На
подступах к психологии Бытия" (Maslow, 1962).
Речь идет о докладах Шарлотты
Бюлер, Херберта Фингаретта, Вольфганга Ледерера и Алана
Уоттса, представленных 15 декабря 1961 г. на собрании
Психологической ассоциации штата Калифорния в
Сан-Франциско. Руководитель симпозиума Лоуренс Н.Соломон
подытожил позиции этих авторов следующим образом: "В
основном докладе д-р Бюлер отходит от психоаналитической
ориентации, с тем чтобы рассмотреть основные тенденции
жизни в качестве возможного базиса ценностной системы,
созвучной с природой. Она представляет некоторые
эмпирические подходы к исследованиям в этой области,
предлагая свой метод, представляющийся ей в настоящее время
наиболее перспективным.
Д-р Фингаретт обсуждает философскую проблему
моральной вины и поднимает глубокий вопрос, всегда ли
поведение должно отражать внутреннее принятие (на некотором
уровне осознания) желания, стоящего за поступком.
Положительный ответ автора на этот вопрос ведет к некоторым
интересным выводам, касающимся различия между моральной и
невротической виной.
Д-р Ледерер делится своим опытом психоаналитика,
специально останавливаясь на тех важных событиях, которые
привели его к убеждению, что в наше время психотерапия
должна быть ценностно-ориентированной. Психотерапевт не
может более "...слушать долго и молча, со свободно
плавающим вниманием, без критики, не давая советов
не будучи вовлеченным в дела пациента". Ценности входят в
психотерапию, когда психотерапевт оказывается в достаточной
мере освобожденным, чтобы следовать своему собственному
пониманию и совести в терапевтическом взаимодействии с
сегодняшним пациентом молодым человеком, который не нашел
себя.
Доклад д-ра Уоттса содержит то, что для западного
читателя может предстать как новая и в то же время
принципиально важная концептуализация человеческой природы.
Исходя из даосских традиций, он описывает человека и
окружающий мир, границей между которыми, принадлежащей и
тому и другому, служит поверхность кожи. Из таких
рассуждений вытекает концепция поведения единого поля, и
выводы, значимые для любой теории ценностей и нравственности.
Как можно понять, студенты
подкрепляли своими улыбками случайные кивки профессора.
Ред.
Рут Бенедикт (1887-1948) была
профессором антропологии в Колумбийском университете и
поэтом (под псевдонимом Энн Синглтон). Главной областью ее
интересов были американские индейцы. Во время Второй
мировой войны она была экспертом по японской культуре,
обеспечивая пропаганду союзников против Японии. В числе ее
книг: "Модели культуры", "Раса, наука и политика",
"Хризантема и меч". (Прим. Х.Ансбахера, редактора
американского издания.)
В оригинале употреблены те же
термины "secure" и "insecure", которые применительно к
обществам и культура мы переводим как "уверенный" и
"неуверенный". Ред.
Эта глава основана на заметках,
сделанных весной 1967 г. в начале семестрового семинара для
старшекурсников и аспирантов в Брэндейсском университете. В
дополнение к стандартному комплекту гипотез, правил и
проблем для изучения в рекомендуемых источниках и написания
работ по ним, я составил эти заметки, которые, как
надеялся, помогут группе держаться в рамках эмпирических и
научных изысканий.
Формальное описание семинара в проспекте гласило:
"Утопическая социальная психология: семинар для дипломников
по специальностям "Психология", "Социология", "Философия" и
любым социальным дисциплинам. Обсуждение избранных
утопических или эвпсихических сочинений. Семинар будет
посвящен эмпирическим и реалистическим вопросам: Насколько
хорошее общество допускает человеческая природа? Насколько
хорошую человеческую природу допускает общество? Что
возможно и осуществимо, а что нет?
Приложение Б в качестве
этого приложения в оригинальном издании книги Маслоу
помещена статья Маслоу А., Рэнд X., Ньюмэн С. // Некоторые
параллели между сексуальным и доминантным поведением
приматов и фантазиями пациентов в психотерапии (с. 351-368
издания 1971 г). В настоящее издание это и другие
приложения не включены.
Я размышлял над возможностью того,
что "познание" в этой легенде также означает "познание" в
старом значении этого слова совокупление, то есть,
съев яблоко, люди открыли запретную сексуальность, потеряв
невинность именно в этом смысле, а не согласно традиционной
интерпретации. Отсюда, возможно, и проистекает традиционная
христианская антисексуальность.
Перечень, усовершенствованный по
сравнению с главой 6 книги "На подступах к психологии
Бытия" (Maslow, 1962). В главе 7 названной книги
приводятся характеристики личности, которая осуществляет
Б-познание (своего Я) в пиковых переживаниях.
Я настолько уверен в этом, что
предлагаю основать компании, занимающиеся
мета-мотивационными исследованиями. Они должны быть столь
же прибыльны, как и те, что специализируются на так
называемых мотивационных исследованиях.
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.