А. Маслоу. ДАЛЬНЕЙШИЕ РУБЕЖИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА

- Оглавление -




Ф.Гобл. ТРЕТЬЯ СИЛА

1. ИСТОРИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА

Вплоть до XIX столетия изучение человеческого поведения было почти исключительно делом богословов и философов. Под воодушевляющим влиянием открытий Галилея, Ньютона и ученых, которые последовали за ними, интерес к человеку и его поведению начал становиться заботой не богословия, а науки. Вильгельма Вундта (1832-1920) обычно считают основателем научной психологии. Он издал общее руководство по новой науке и в 1879 г. основал в Лейпциге первую психологическую лабораторию, действовавшую именно под таким названием. Он же в 1881 г. основал первый журнал по экспериментальной психологии.

Вскоре появились другие школы психологической мысли – Уильям Джеймс развивал функционализм в Америке, гештальтпсихология возникла в Германии, психоанализ Зигмунда Фрейда появился в Вене, Джон Уотсон стал родоначальником бихевиоризма в Америке.

К 1954 г., когда Маслоу опубликовал свою книгу "Мотивация и личность", в американских университетах господствовали две основные теории. Хотя существовало множество "осколочных" теорий, большинство психиатров, психологов и исследователей поведения, прослеживая истоки своего мышления, могли прийти либо к Зигмунду Фрейду, либо к Джону Уотсону.

Фрейдизм

Зигмунд Фрейд (1856-1939) выдвинул одну из наиболее всеохватывающих и влиятельных в современной истории теорий человеческого поведения. "Всякий, кто стал взрослым до 1950 г. – говорит Хобарт Мауэр, бывший президент Американской психоаналитической ассоциации, – знает, с какой проникающей силой фрейдистская теория и практика господствовали не только в специальной области психотерапии, но также и в образовании, юриспруденции, религии, в заботе о детях, а также в искусстве, литературе и социальной философии".

Ричард Ла Пьер, социолог из Стэнфорда, писал в 1989 г.:

"Фрейдистская этика в большей степени, чем какая-либо иная, поддерживается интеллектуальными лидерами Соединенных Штатов".

Фрейд стал объектом противоречивых оценок с момента публикации в 1900 г своей первой крупной работы "Толкование сновидений". Он был новатором, посвятившим себя решению проблемы психических болезней. Его подход в определенной степени явился реакцией на переоценку волевого и рационального начала в человеке. Плодовитый автор, он изменял свои теории по мере выявления новых данных, но некоторые центральные идеи оставались относительно неизменными. Он отвергал не только методы, но и выводы теологии. Для Фрейда так называемый религиозный опыт был детской иллюзией.

Испытав большое влияние со стороны Дарвина, он исходил из предпосылки, что человек явился продуктом эволюции, развертывавшейся случайным образом. Живая материя возникла из неорганической и развивалась далее под действием космических сил. Человек – это животное и только животное. По словам Фрейда:

"Человек, развиваясь по направлению к культуре, занял господствующее положение по отношению к другим созданиям, составляющим животное царство. Неудовлетворенный, однако, этим превосходством, он начал возводить барьер между своей и их природой. Отрицая у них наличие разума, он приписал себе бессмертную душу и предъявил претензии на божественное происхождение, что позволило ему отвергнуть связи, объединяющие его с животным царством... Мы все знаем, что немногим более полувека назад исследования Чарльза Дарвина, его сотрудников и предшественников положили конец этой самонадеянности человека. Человек не представляет собой существо, отличное от животных или высшее по отношению к ним: он происходит от животных и находится с некоторыми из них в более близком родстве, с другими – в более отдаленном".

На протяжении всей своей научной деятельности Фрейд надеялся свести человеческое поведение к химическим и физическим показателям. При этом его интересовали психические расстройства, а страдающие ими пациенты как бы составляли его лабораторию. [...] Он привлек внимание к бессознательной сфере психики и ее влиянию на человеческое поведение: психику он сравнивал с айсбергом, верхушка которого – сфера сознания – это лишь небольшая часть по сравнению с подводной, то есть неосознаваемой.

Животным происхождением определяются исходные, родовые, инстинктивные влечения человека. [...] Эти неосознаваемые животные инстинкты, которые он назвал "Ид", – мощные, антиобщественные и иррациональные. Фрейд писал:

"Эти инстинкты наполняют Ид энергией, но оно не обладает организацией и единой волей, только импульсом к удовлетворению инстинктивных потребностей в соответствии с принципом удовольствия. Законы логики (прежде всего, закон противоречия) не действуют для процессов в Ид. Противоречивые импульсы соседствуют друг с другом. Естественно, Ид не знает ценностей, добра и зла, морали".

Фрейд полагал, что человек находится в постоянном конфликте с самим собой и обществом. Добродетелен тот, кто подавляет свои импульсы, в то время как грешник наслаждается ими. Фрейд описывал психоанализ как "динамическую концепцию, которая сводит душевную жизнь к взаимодействию побуждающих и сдерживающих друг друга сил". Природные инстинкты человека подавляются искусственно налагаемыми на него обычаями и моралью общества. Этот поверхностный слой ответственности, названный Фрейдом "Супер-эго", налагается на ребенка его родителями. Ид и Супер-эго постоянно борются друг с другом, и результирующее поведение исходит из "Эго" – той части психики, которая комбинирует силы Ид и Супер-эго, чтобы определить действие.

В "Новых лекциях по введению в психоанализ" Фрейд говорит об исходной враждебности людей по отношению друг к другу.

"Культуре, – указывает он, – приходится прибегать ко всем возможным подкреплениям, чтобы воздвигнуть барьеры на пути агрессивных инстинктов людей. Отсюда, помимо прочего, идеальное требование любить ближнего как самого себя, реально оправдываемое именно тем фактом, что ничто в большей степени не расходится с человеческой природой."

Или другое его высказывание:

"Ненависть находится на дне всех отношений привязанности и любви между людьми: ненависть по отношению к объектам древнее, чем любовь".

Фрейд считал, что главное направление жизни человека в основном определяется в раннем возрасте (примерно в 5 лет), хотя может иногда изменяться или быть изменено посредством психоанализа – введенного Фрейдом метода терапии. Хорошее, нравственное, альтруистическое поведение неестественно, но может иметь место, когда индивид научился подавлять свое Ид или изменять его направленность. Фрейд назвал это "сублимацией". Душевное заболевание есть результатом чересчур нереалистичного Супер-эго или морального кодекса и неспособности пациента справиться с возникающим конфликтом.

Традиционными процедурами психоанализа служат свободные ассоциации и анализ сновидений. Пациент удобно располагается на кушетке, и его поощряют рассказывать обо всем, что приходит на ум, а также о содержании своих сновидений.

Фрейд обнаружил, что при подходящих условиях пациент вскоре обращается к воспоминаниям раннего детства, и это, вместе с толкованием сновидений, позволяет терапевту понять личность пациента и то, как она развивалась. Посредством уменьшения чувства вины и развития способности к переориентированию или сублимированию своих подавленных желаний пациент оказывается в силах преодолеть свои душевные расстройства.

Ныне, хотя отсутствует альтернативная теория, которая была бы широко поддержана психиатрами, мало кто строго следует доктрине Фрейда.

Бихевиоризм

То, что может быть названо второй силой в науке о поведении, связано наиболее тесно с теорией, известной как бихевиоризм. Эта общая теория была сформулирована Джоном Уотсоном (1878-1958) в самом начале столетия.

Уотсон был профессором психологии в университете Джона Гопкинса. Он пытался сделать изучение человека, насколько это возможно, объективным и научным. Подобно З.Фрейду, он стремился выразить человеческое поведение в химических и физических терминах.

Ныне термин "бихевиоризм" используется обычно для описания целого ряда взаимосвязанных теорий в области психологии и социологии, разработка которых связана не только с именем Джона Уотсона, но также Эдварда Торндайка, Кларка Халла, Джона Долларда, Нила Миллера, Б.Ф.Скиннера и многих других. Предшественниками этого направления мысли были Исаак Ньютон, развивший научный метод в области физики, и Чарльз Дарвин, предложивший теорию происхождения человека от низших животных в процессе развертывающейся случайным образом эволюции.

З.Фрейд развивал свою теорию, основываясь главным образом на том, что он слушал своих пациентов и субъективным образом интерпретировал их неврозы. В отличие от этого бихевиористы сосредоточились на строго объективном "научном" подходе. Помимо этого, З.Фрейд отводил основную роль глубоким внутренним влечениям и побуждениям – бихевиористы же подчеркивали значение воздействий внешних, исходящих от среды. Ничто субъективное не включалось в их рассуждения. Как говорил Уотсон:

"Бихевиорист исключил из своего научного словаря все субъективные термины, такие, как ощущение, восприятие, образ, желание, цель и даже мышление и эмоции, раз они определяются субъективным образом". [...]

Бихевиористы придают очень большое значение такому ассоциативному или стимульно-реактивному научению как главному объяснению человеческого поведения. Различие между теорией Фрейда, подчеркивающей важность внутренних влечений, и опорой бихевиористов на внешние влияния видно достаточно ясно.

"Личность – это сумма деятельностей, открывающаяся в результате наблюдения за поведением, достаточно длительного, чтобы получить надежную информацию, – говорит Уотсон. – Другими словами, личность – не что иное, как конечный продукт нашей системы навыков."

Исходное допущение состоит здесь в том, что для нравственности нет научной основы. Таким образом, это позиция нравственного и культурного релятивизма. [...] Человек – гибкий, податливый и пассивный продукт своей среды, определяющей его поведение.

Ранние годы очень важны – в этом согласны практически все психологические школы. Отсюда рекомендации родителям, касающиеся поощряющего, нетребовательного, предпочитающего разрешения запретам отношения к детям в раннем возрасте. В частности, это касается еды, поддержания чистоты, раннего полового воспитания и попыток контролировать гнев и агрессию. Всякая фрустрация в этом возрасте создает тенденцию, которая впоследствии может привести к неврозу.

Подходы этого рода подытожили два автора, Гарднер Линдзи и Калвин Холл, которые проанализировали и сравнили различные теории личности. Они описывают работу двух современных бихевиористов:

"Доллард и Миллер полагают, что неосознаваемый конфликт, которому субъект научается обычно на протяжении младенчества и детства, служит основой для более серьезных эмоцицальных проблем в последующей жизни. Они соглашаются с теоретиком психоанализа в том, что опыт первых шести лет жизни критическим образом определяет взрослое поведение. Важно понять, что ребенок не просто научается невротическому конфликту, но что это происходит главным образом в результате условий, созданных родителями".

В начале 1930-х гг. Институт человеческих отношений при Йельском университете попытался скоординировать работу в области психологии, психиатрии, социологии и антропологии. Под руководством Кларка Халла, энтузиаста бихевиоризма, был создан центр, где работала выдающаяся группа исследователей поведения. Институт оказал мощное и продолжительное влияние на целое поколение молодых ученых. [...]

Главная идея бихевиоризма хорошо передается словами Уотсона: "Дайте мне младенца и мир для его воспитания, и я заставлю его ползать и ходить. Я заставлю его использовать свои руки для сооружения построек из камня или дерева. Я могу сделать его вором, бандитом, наркоманом, возможности формирования в любом направлении почти безграничны".

Так же, как Дарвин и Фрейд, бихевиористы рассматривают человека просто как еще один вид животного, без каких-либо существенных отличий от других животных и с теми же деструктивными, антиобщественными тенденциями. В своей книге "Бихевиоризм" Уотсон указывал: "Мы считали тогда (в 1912 г.) и считаем сегодня, что человек – это животное, отличающееся от других видов только типами поведения". И далее: "Почти невозможно поверить в то, в какой степени наша дикая природа проникла в нас".

Б.Ф.Скиннер, психолог из Гарварда, нынешний защитник и ведущий продолжатель бихевиористической традиции, говорит:

"Единственные различия, которые я ожидаю обнаружить между поведением крыс и человека (кроме громадных различий в сложности) лежат в области вербального поведения".

Основываясь на вере в существенное сходство человека и животных, а также из соображений удобства и стремления к объективности, психологи-бихевиористы значительную часть своей работы посвятили экспериментам на животных.

С их точки зрения, этика, мораль и ценности – не более чем результат ассоциативного научения. Единственная истинная мера правильности или неправильности – это выживание культуры. Как говорит Скиннер:

"Научный анализ может заставить нас отвергнуть непосредственные соблазны свободы, справедливости, знания или счастья, исходя из соображений долговременного выживания. Предположение, что человек не свободен, существенно для применения научного метода к изучению человеческого поведения".

В то время как Зигмунд Фрейд и многие другие психиатры и психологи изучали проблемы психического здоровья, основываясь преимущественно на клинических наблюдениях, бихевиористы. поставили во главу угла тщательно контролируемые лабораторные эксперименты. С начала столетия и по настоящее время громадный массив экспериментальной работы, выполненной в Соединенных Штатах психологами, социологами и смежными специалистами, был сосредоточен на получении проверяемого научного знания. Калвин Холл и Гарднер Линдеи указывали в 1957 г:

"Применение стимульно-реактивных понятий к поведению вне лаборатории имело место главным образом в течение последних двадцати пяти или тридцати лет. За этот период было накоплено очень много релевантных эмпирических данных. К тому же, целый ряд способных молодых психологов был подготовлен за последние годы, особенно в Йеле и в университете Айовы: эти психологи обладают умениями и теоретическими убеждениями, необходимыми, чтобы существенно увеличить наличный запас эмпирического знания. В недавнем прошлом мы были свидетелями не только эмпирического бума в этой области, но также появления большого числа людей, активно занятых расширением и модификацией обсуждавшихся нами концепций".

Продолжающееся большое влияние этой общей точки зрения подтверждается более поздним (1966 г.) высказыванием Флойда Мэтсона:

"Поддающаяся проверке истина состоит в том, что основные принципы бихевиоризма не только живы в лабораториях экспериментаторов, но по-прежнему выступают как надежная и твердая позиция в их концептуальных схемах. Более того, едва ли будет преувеличением сказать, что наиболее боевитыми руководителями общего движения в поведенческих науках оказались именно психологи-бихевиористы".

Еще позже, в 1968 г., группа ученых первой величины, представляющих поведенческие науки в Англии, на европейском континенте, в Индии, Африке и Австралии, пришла к выводу, что тенденция развития в этих странах идет от фрейдизма к бихевиоризму (см. Материалы ежегодной конференции Американской ассоциации гуманистической психологии 27-29 августа 1968 г в Сан-Франциско).



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 1615
Категория: Библиотека » Психология


Другие новости по теме:

  • А. Маслоу. ДАЛЬНЕЙШИЕ РУБЕЖИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА | 3. ИЗУЧЕНИЕ САМОАКТУАЛИЗАЦИИ Изучение выдающихся образцов душевного здоровья
  • А. Маслоу. ДАЛЬНЕЙШИЕ РУБЕЖИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА | 2. НЕВРОЗ КАК НЕУДАЧА ЛИЧНОСТНОГО РОСТА Не претендуя
  • А. Маслоу. ДАЛЬНЕЙШИЕ РУБЕЖИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА | Часть I. ЗДОРОВЬЕ И ПАТОЛОГИЯ 1. К ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ
  • А. Маслоу. ДАЛЬНЕЙШИЕ РУБЕЖИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА | Часть VI. БЫТИЙНОЕ ПОЗНАНИЕ 19. ЗАМЕТКИ О НЕВИННОМ
  • А. Маслоу. ДАЛЬНЕЙШИЕ РУБЕЖИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА | 20. НОВЫЕ ЗАМЕТКИ О ПОЗНАНИИ Характеристики бытийного познания
  • А. Маслоу. ДАЛЬНЕЙШИЕ РУБЕЖИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА | Часть VII. ТРАНСЦЕНДИРОВАНИЕ И ПСИХОЛОГИЯ БЫТИЯ 21. РАЗЛИЧНЫЕ
  • А. Маслоу. ДАЛЬНЕЙШИЕ РУБЕЖИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА | 22. ТЕОРИЯ Z С недавнего времени я нахожу
  • А. Маслоу. ДАЛЬНЕЙШИЕ РУБЕЖИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА | 2. ТРЕТЬЯ СИЛА Кто такой Абрахам Маслоу Абрахам
  • А. Маслоу. ДАЛЬНЕЙШИЕ РУБЕЖИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА | Часть VIII. МЕТАМОТИВАЦИЯ 23.ТЕОРИЯ МЕТАМОТИВАЦИИ I Самоактуализирующиеся личности
  • А. Маслоу. ДАЛЬНЕЙШИЕ РУБЕЖИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА | 4. ТЕОРИЯ БАЗОВЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ Разработанная Абрахамом Маслоу теория
  • А. Маслоу. ДАЛЬНЕЙШИЕ РУБЕЖИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА | 5. ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНСТИ ЧЕЛОВЕКА В самом начале XX
  • А. Маслоу. ДАЛЬНЕЙШИЕ РУБЕЖИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА | 6. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ РОСТ С идеями Абрахама Маслоу о
  • А. Маслоу. ДАЛЬНЕЙШИЕ РУБЕЖИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА | 7. ВОСПИТАНИЕ С ПОЗИЦИЙ ТРЕТЬЕЙ СИЛЫ Учитывая интерес
  • А. Маслоу. ДАЛЬНЕЙШИЕ РУБЕЖИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА | Генри Гейгер ОБ АБРАХАМЕ МАСЛОУ И ЕГО ПОСЛЕДНИХ
  • А. Маслоу. ДАЛЬНЕЙШИЕ РУБЕЖИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА | Литература Abramson H. ed.. The Use of LSD
  • А. Маслоу. ДАЛЬНЕЙШИЕ РУБЕЖИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА | Примечания В основу данной главы положенызаметки, составленные в
  • А. Маслоу. ДАЛЬНЕЙШИЕ РУБЕЖИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА | 16. СИНАНОН И ЭВПСИХИЯ Прежде всего, чтобы заранее
  • А. Маслоу. ДАЛЬНЕЙШИЕ РУБЕЖИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА | 18. О НИЗКИХ ЖАЛОБАХ, ВЫСОКИХ ЖАЛОБАХ И МЕТАЖАЛОБАХ
  • А. Маслоу. ДАЛЬНЕЙШИЕ РУБЕЖИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА | 17. ОБ ЭВПСИХИЧЕСКОМ УПРАВЛЕНИИ Одним из основных вопросов
  • А. Маслоу. ДАЛЬНЕЙШИЕ РУБЕЖИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА | 3. САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ И ЕЕ ПРЕДПОСЫЛКИ В этой главе
  • А. Маслоу. ДАЛЬНЕЙШИЕ РУБЕЖИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА | 15. ВОПРОСЫ ДЛЯ НОРМАТИВНОГО СОЦИАЛЬНОГО ПСИХОЛОГА 20 Заметьте,
  • А. Маслоу. ДАЛЬНЕЙШИЕ РУБЕЖИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА | Часть V. ОБЩЕСТВО 14. СИНЕРГИЯ В ОБЩЕСТВЕ И
  • А. Маслоу. ДАЛЬНЕЙШИЕ РУБЕЖИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА | 13. ЦЕЛИ И РЕЗУЛЬТАТЫ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Перед своей
  • А. Маслоу. ДАЛЬНЕЙШИЕ РУБЕЖИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА | 12. ОБРАЗОВАНИЕ И ПИКОВЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ Если обратиться к
  • А. Маслоу. ДАЛЬНЕЙШИЕ РУБЕЖИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА | Часть IV. ОБРАЗОВАНИЕ 11. ПОЗНАЮЩИЙ И ПОЗНАВАЕМОЕ Мой
  • А. Маслоу. ДАЛЬНЕЙШИЕ РУБЕЖИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА | 9. ЗАМЕТКИ ПО ПСИХОЛОГИИ БЫТИЯ 13 I. Определение
  • А. Маслоу. ДАЛЬНЕЙШИЕ РУБЕЖИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА | Часть II. ТВОРЧЕСТВО 4. ТВОРЧЕСКАЯ УСТАНОВКА У меня
  • А. Маслоу. ДАЛЬНЕЙШИЕ РУБЕЖИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА | 5. ЦЕЛОСТНЫЙ ПОДХОД К ТВОРЧЕСТВУ Интересно сравнить нынешнюю
  • А. Маслоу. ДАЛЬНЕЙШИЕ РУБЕЖИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА | 6. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПОМЕХИ ТВОРЧЕСТВУ Когда я начинал исследования
  • А. Маслоу. ДАЛЬНЕЙШИЕ РУБЕЖИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА | 10. КОММЕНТАРИИ К СИМПОЗИУМУ О ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕННОСТЯХ Эти



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь