sasrava омраченные страстями,
жизненный процесс в полном разгаре.
anasrava
неомраченные страстями, жизненный процесс ослабевает
и подавлен.
Первая статья соответствует 72 sanskrita dharma,
поскольку они действуют совместно в деле создания обычной
жизни (prithag-jana); вторая содержит три вечных
элемента (asanskrita), так же как и sanskrita
в тех случаях, когда жизнь постепенно подавляется и
личность делается совершенной (arya).
III. Третье общее деление
на четыре стадии (satya, истины)
duhrha волнение
samudhaya
его причина = 72 sasrava-dharma
nirodha вечный покой = 3
asanskrita
marga его обоснование
(букв. путь) = остальные anasrava anasrava-dharma
IV. Четвертое общее деление
(с точки зрения той роли, которую элементы играют в
процессе познания,) на шесть субъективных и шесть
объективных "баз" (ayatana) познавания.
А. Шесть внутренних баз (adhyatma-ayatana) или воспринимающие способности (indriya, орган)
Орган зрения (chakshur-indriya-ayatana).
Орган слуха (shrotria-indriya-ayatana).
Орган обоняния (ghrana-indriya-ayatana).
Орган вкуса (jihva-indriya-ayatana).
Орган
осязания (kaya-indriya-ayatana).
Способность
интеллекта, или сознание (mano-indriya-ayataпа).
Б. Шесть внешних баз (bahya-ayatana) или объекты (vishaya)
Цвет и форма (rupa-ayatana).
Звук
(shabda-ayatana).
Запах (gandha-ayatana).
Вкус (rasa-ayatana).
Осязаемое
(sprashtavya-ayatana).
Нечувственные объекты
(dharma-ayatana или dharmah).
В этой классификации первые 11 статей соответствуют 11
элементам (dharma) с включением в каждую статью
одного элемента. Двенадцатая статья содержит все остающиеся
64 элемента и называется поэтому dharma-ayatana, или
просто dharmah, т.е. остальные элементы.
V. Пятое общее деление
на 18 классов (dhatu-gotra) элементов,
представленных как составляющие индивидуальный поток жизни
(santana) в различных сферах бытия.
А. Шесть indriya органов.
chakshur-dhatu орган зрения.
shrotria-dhatu орган слуха.
ghrana-dhatu орган обоняния.
jihva-dhatu орган вкуса.
kaya-dhatu орган осязания.
mano-dhatu способность интеллекта.
Б. Шесть vishaya объектов.
rupa-dhatu цвет.
shabda-dhatu звук.
gandha-dhatu запах.
rasa-dhatu
вкус.
sprashtavya-dhatu осязаемое.
dharma-dhatu или dharmah нечувственные объекты.
В. Шесть vijnana
сознаний-коррелятов
Сознание видимого
chakshur-vijnana-dhatu.
Сознание слышимого
shrotria-vijnana-dhatu.
Сознание
обоняемого ghrana-vijnana-dhatu.
Сознание
вкушаемого jihva-vijnana-dhatu.
Сознание
осязаемого raya-vijnana-dhatu.
Сознание
нечувственного mano-vijnana-dhatu.
Десять из этих dhatu содержат по одному элементу
(№ 1-5 и 6-11) dhatu, № 12 содержит 64 dharma
(46 chaitta 14 chitta-viprayukta, 3
asanskrita и avijnapti); сознание,
представляющее из себя одну dharma, расщеплено на
семь dhatu (№ 6 и 13-18).
В чувственном плане бытия (kama-dhatu)
индивидуальные потоки (santana) образованы из всех
18 dhatu. В мире эфирных тел ("ослабленной материи"
rupa-dhatu) dhatu № 9-10 и 15-16
отсутствуют и личности образованы лишь из 14 dhatu.
В чисто духовном (нематериальном) мире (arupa-dhatu)
они образованы только из трех dhatu № 6, 12 и
18, ибо там не существует чувственного, ни сознания
чувственного.
Шесть vishaya являются объектами по отношению к
indriya (органы), но опорами (alambana) по
отношению к шести vijnana.
VI. Шестое деление
72 активных элементов (обусловленных sanskrita-dharma)
на 5 групп (skandha)
Группа означает собрание, т.е. dharma прошедшие,
настоящие и будущие, отдаленные и близкие, чистые или
омраченные и т.д. Asanskrita не включены в это
деление, но другие anasrava (неомраченные), так же
как и sasrava (омраченные), включены. Когда имеются
в виду одни sasrava, то группы называются
upadana-skandha, т.е. элементы привязанности в
жизни. Другие синонимы для этого случая: rana
букв, "борьба", duhkha "волнение",
duhkha-samudaya -"причина волнения", loka
"мирское бытие", drishti-sthiti
"ложный взгляд на существование (bhava), просто
"бытие", ибо под просто бытием подразумевается
существование обычных людей.
Когда skandha (группы) охватывают все
sanskrita-dharma (обусловленные элементы), как
sasrava (омраченные), так и anasrava
(неомраченные), они получают в противоразличие к
upadana-skandha (элементы привязанности к жизни)
другие названия: adhvanah (три) времени,
katha-vastu "объекты речи" (предметы
обсуждения), sanihsarana "элементы,
подлежащие подавлению", savastuka "имеющие
(эмпирическую) реальность" или "подчиненные законам причинности".
Skandha № 4 содержит все chaitta-dharma
(психические элементы), за исключением vedana
(ощущение) и sanjna (представление-различение), т.е.
44 ментальных элемента с главным из них, chetana
(усилие), и 14 общих сил (chitta-viprayukta).
Отдельные элементы чувственного (rupa),
духа (chitta-chaitta), сил (viprayukta-sanskara)
и необусловленного (asanskrita)
avijnapti, неуловимое, нравственный характер
личности (также "непроявленное", чувственное вещество).
Вещество делится на первичное (bhuta-mahabhuta) и
вторичное (bhautika). Четыре атома первичного
вещества, по одному от каждого mahabhuta, необходимы
для поддержки одного bhautika атома. Только №
10, группа осязаемого, содержит оба вида, все первичные и
некоторые вторичные виды осязательности; все другие группы
содержат лишь вторичные, поддерживаемые виды вещества.
Четыре всеобщих элемента вещества
(mahabhuta)
prithivi (букв. земля), элемент,
проявляющийся как твердое вещество, или отталкивание.
ар (букв. вода), элемент, проявляющийся как
жидкое вещество, или притяжение.
tejas (букв.
огонь), элемент, проявляющийся как тепло.
irana
(букв. ветер), элемент, проявляющийся как движение.
Avijnapti разновидность кармы. Действия
могут быть как умственные, так и физические телесные
и звуковые (kayika-u vachika-karma). Они делятся
также на проявляющиеся (vijnapti) и непроявляющиеся
(avijnapti). Последние являются в соответствии с
нашим образом мышления не действиями, а их результатами,
они не физические, а нравственные. Если послушник принял
обет, то он совершил физическое звуковое действие, что и
есть vijnapti, но последующий постоянный результат
является некоторым высоким качеством, скрытым в сознании, и
это будет avijnapti. Оно образует звено между
действием и его будущим воздаянием и является поэтому тем
же самым, что sanskara, apurva, adrishta брахманских
систем. Хотя оно ни в коем случае не физично, поскольку у
него отсутствует основная характеристика вещества, т.е.
непроницаемость (sapratighatva), но тем не менее оно
относится сарвастивадинами (не другими) к разряду
rupa из-за его близкой связи с физическими
действиями, за которыми оно следует, так же как тень,
отбрасываемая предметом, всегда следует за предметом.
Б. Чистое сознание без содержания
(chitta manas vijnana)
manas, сознание в роли независимой шестой
воспринимающей способности, познающей нечувственные или
абстрактные объекты (dharmah); по отношению к
mano-vijnana оно представляет предшествующий момент;
chakshur-vijnana, то же самое чистое сознание,
когда оно связано с органом зрения;
shrotria-vijnana, то же самое чистое сознание,
когда оно связано с органом слуха;
ghrana-vijnana, то же самое чистое сознание,
когда оно связано с органом обоняния.
jihva-vijnana, то же самое чистое сознание,
когда оно связано с органом вкуса;
kaya-vijnana,
то же самое чистое сознание, когда оно связано с органом
осязания;
mano-vijnana, то же самое чистое
сознание, когда оно связано с предшествующим моментом того
же самого потока сознания без участия какого-либо из пяти
органов чувств.
В. 46 ментальных элементов (chitta-dharma)
или способностей, непосредственно сочетающихся
с элементом сознания (chitta-samprayukta-sanskara).
Они делятся на:
10 chitta-mahabhumika-dharma ментальные
факторы
10 kushala-mahabhumika-dharma
6
klesha-mahabhumika-dharma
2
akushala-mahabhumika-dharma моральные силы
10
upaklesha-(paritta-) bhumika-dharma
8 aniyata-bhumika-dharma
Всего: 46
Десять общих ментальных факторов, присутствующих
в каждом моменте сознания (chitta-mahabhumika).
Эти шесть элементов не всегда безусловно плохи (с точки
зрения спасения); иногда они могут быть и безразличными
(avyakrita), но все же они всегда "омраченные"
(nivrita-achhadita-klishta), так как поддерживают
веру в якобы существующую личность
(satkaya-anugraha-drishti-samprayukta). Всегда же
плохи (akushalav eva) следующие два.
Два универсальных "плохих" элемента,
наличествующих в каждом неблагоприятном моменте сознания (akushala-mahabhumika-dharma).
ahrikya бесстыдство в отношении самого
себя и своих действий
(agauravam-apratishata12,
yad-yogad guneshu gunavatsu cha pudgaleshu gauravam na
karoti), высокомерие, недостаток скромности
(abhaya-vasha-vartita). Обратное II, 4
(gaurva-pratidvandvo dharmah).
anapatrapya бесстыдство в отношении
других (avadye sadbhir garhite bhaya-a-darshi tvam).
Обратное II, 5.
Десять единичных порочных элементов (upaklesha-paritta-bhumika-dharma).
mada самодовольство, самолюбование (ср.
mana VI, 7).
Эти десять элементов описываются как чисто ментальные
(mano-bhumika-eva); они не связываются никогда ни с
одним из пяти видов сознания чувственного (na
pancha-vijnana-kayikah), они не могут сочетаться с
четырьмя взаимно исключающимися klesha (raga, dvesha,
mana, vichikitsa), но лишь с moha = avidya,
чисто ментальными klesha. Они должны быть подавлены
знанием (drishti-heya), а не сосредоточением
(bhavana-heya). По всем этим причинам они
классифицируются как пороки ограниченного охвата
(paritta-bhumika).
Восемь элементов, не имеющих определенного места
в приведенной выше системе, но способных войти в различные
сочетания (aniyata-bhumi-dharma).
kaukritya раскаяние (угрызение
совести).
middha (=nidra) отсутствие
реакций, апатия.
vitarka искание
(первичное направление сознания на объект).
vichara установление (контакта с
объектом).
raga страсть.
dvesha ненависть.
mana
гордость, преувеличенное мнение о собственном превосходстве
на основе истинных или воображаемых качеств (ср.
mada V, 10).
vichikitsa сомнение.
Kaukritya (1) вошло сюда, ибо оно не имеет места
среди общих факторов и не имеет определенно ни
"положительного", ни "отрицательного" значения: оно может
означать раскаяние в плохих деяниях, а может означать
сожаление, например в связи с излишеством в милосердии.
Middha (2) также может иметь различные
нравственные аспекты. Raga (5), dvesha (6),
mana (7) и vichikitsa (8) будут четырьмя
klesha, пятым будет moha, помещенное в III,
1. Moha это универсальный "омрачитель",
входящий в каждый неблагоприятный момент сознания, но
четыре других "омрачителя" не могут сочетаться друг с
другом: если raga связана с сознанием кого-либо, то
в то же самое время не может быть связи с dvesha.
Таким образом, получается, что в каждый благоприятный,
"положительный" момент сознание связывается по меньшей мере
с 22 элементами: 10 универсальных (I, 1-10), 10
универсальных "положительных" и vitarka, vichara
(VI, 4-5). Если добавить раскаяние (VI, 1), то их число
увеличится на один элемент.
В каждом неблагоприятном, или "отрицательном", моменте
минимальное число элементов будет равно 20: 10
универсальных (I, 1-10), 6 универсальных "омраченных" (III,
1-6), 2 универсальных "отрицательных" и vitarka,
vichara (VI, 4-5).
Если же учесть все sanskrita-lakshana, само
chitta, его lakshana и upalakshana, то
соответственно увеличится и число элементов (ср. выше).
Васубандху отмечает, что все эти элементы трудно
различить даже в процессе длительного их течения и тем
более в моменте, но трудно не означает невозможно.
Несовместимые элементы, как, например, удовольствие и
страдание, не могут войти в одно и то же сочетание, но
несовместимость эта часто лишь поверхностная. Styana
и auddhatya, неактивный и действенный элементы,
наличествуют в любом порочном моменте: это и некоторое
потворство пороку (styana, своей неактивностью), и
некоторое активное участие (auddhatya, своей
действенностью). Будет личность или состояние сознания
более пассивными или более активными, зависит от
преобладания в каждом случае одного элемента над другим. В
каждом моменте или ментальном состоянии всегда имеется один
преобладающий элемент, совершенно так же, как в
вещественной субстанции мы имеем землю, воду, огонь и
воздух в соответствии с преобладанием одного из
mahabhuta (ср. выше). Среди общих положительных
элементов безразличие (upeksha, II, 3) и намерение
(adhimoksha II, 9) не противоречат друг другу: они
направлены на различные объекты безразличие по
отношению к страданию и удовольствию и намерение в
отношении добрых дел; они могут существовать. Но
apramada (II, 10) и pramada (III, 2)
противоположны друг другу, а не только взаимно
отсутствующие; поэтому они никогда не могут сочетаться.
Vitarka, Vichara
Vitarka и vichara являются
подсознательными процессами духа (па nishchaya-dharmah).
Vitarka это "неясный шепот" сознания
(mano-jalpa), что будет исканием (paryeshaka)
в направлении объекта. В своей начальной стадии
(anatyuha-avasthayam) это просто толчок усилия
(chetana-vishesha); появляясь в плане сознания
(atyuha-avasthayam), оно становится определенной
мыслью (prajna-vishesha). Vichara также "неясный
шепот сознания", но оно стремится к фиксации
(pratyavekshaka) своего объекта. Оно также имеет те
же две стадии; оно также характеризуется как отделка
(sukshmata) более грубого (audarika) vitarka.
Так как обе эти функции ассоциируются с сознанием
чувственного, они очень близко подходят к учению Канта о
синтезе восприятия, которому предшествует прохождение
сознания через ряд чувственных впечатлений, поскольку они
являются подсознательными действиями сознания,
предшествующими восприятию органами чувств.
Вайбхашики считают, что в каждом моменте сознания
имеется некоторое vitarka (=vikalpa); они называют
его тогда svabhava-vikalpa. Но Васубандху,
по-видимому, допускает "чистое ощущение" (reine
Sinnlichkeit) без всякого участия логически
последовательной мысли. Ср.: АК I, 30; II, 33.
"Vyasa-bhashya" I, 44, согласно переводу проф.
B.Seal (Positive Sciences, с.18), чистая интуиция
(nirvichara-nirvikalpa-prajna) и "эмпирическая"
интуиция (savichara-nirvikalpa-prajna); последняя
содержит три соотношения; пространства, времени и
причинности в добавление к чистому сознанию.
Г. Силы, которые нельзя включить
ни в материальные, ни в духовные элементы
(rupa-chitta-viprayukta-sanskara)
prapti сила, контролирующая собрание
элементов в индивидуальном потоке бытия (santana).
aprapti сила, которая случайно (время от
времени) держит некоторые элементы в повиновении в
индивидуальном потоке santana.
jivita
сила длительности жизни; сила, которая во время рождения
предсказывает момент смерти, подобно силе, выбрасывающей
стрелу в момент ее броска и предсказывающей момент ее
падения.
jati возникновение.
sthiti существование (пребывание).
jara упадок.
anityata угасание.
(8-11 четыре sanskrita-lakshana, ср.
выше)
nama-kaya сила, дающая значение
словам.
pada-kaya сила, дающая значение
предложениям.
vyanjana-kaya сила, дающая
значение членораздельным звукам.
Д. Недвижные элементы (asanskrita-dharma)
akasha пространство (пустое).
pratisankhyanirodha подавление проявления
элемента (dharma) через понимание (prajna)
после того как установлено, что бытие личности иллюзия,
некоторый род вечной бессодержательности заменяет эту
неправильную идею (о "Я").
apratishankhyanirodha
то же самое подавление, но вызванное не знанием, а
естественным путем посредством подавления причин,
вызывающих проявление, как, например, угасание огня, когда
нет больше топлива.
Е. Причинная взаимосвязь элементов (hetu-pratyaya)
Samanantara-pratyaya (=upasarpana-pratyaya)
сходно с samavayi-karana вайшешиков.
Alambana, ср. примеч. 173. Adhipati-pratyaya
и karana-hetu сходны с karana (=sadhakatamam
karanam) вайшешиков. Visanyoga-phala является нирваной.
Ж. Двенадцать последовательных ступеней
в вечно вращающемся процессе жизни
(avasthika или prakarshika pratitya-samutpada)
Прежняя жизнь.
avidya заблуждение
(chaitta-dharma, III-1),
sanskara (=karma).
Настоящая жизнь.
vijnana первый момент новой жизни,
момент понятия (=pratishandhi vijnana).
nama-rupa пять skandha в эмбрионе
перед образованием органов чувств.
sad-ayatana
образование органов чувств.
sparsha
органы и сознание начинают действовать.
vedana определенные ощущения.
trishna пробуждение полового инстинкта,
начало новой кармы.
upadana разные
события в жизни.
bhava жизнь, т.е. разные
действия сознания (=karma-bhava).
Будущая жизнь.
jati перерождение.
jara-marana новая жизнь, упадок и смерть.
Пять skandha наличествуют во время всего
процесса; разные ступени получили свое наименование от
преобладающих dharma (ср. примеч. 85). Первые две
ступени указывают на возникновение жизненного процесса
(duhkha-samudaya).
С точки зрения будущей жизни № 8-10 выполняют те же
функции, что № 1-2 по отношению к настоящей жизни. Поэтому
система представляет собой вечно вращающееся "колесо".
Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:
Код для вставки на сайт или в блог:
Код для вставки в форум (BBCode):
Прямая ссылка на эту публикацию:
Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц. Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта. Материал будет немедленно удален. Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях. Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.
На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.