Ф. И. Щербатской. ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЗМА И ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА "ДХАРМА"

- Оглавление -


<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>



VIII. Несубстанциональность элементов

После сжатого обзора элементов бытия и их различных классификаций мы рассмотрим вопрос о том, какова их сущность, каково было буддийское понятие об элементе. Элементы имели четыре ярких признака: (1) они не были субстанцией – это относится ко всем 75 элементам, вечным и непостоянным; (2) они не имели длительности – это относится только к 72 непостоянным элементам феноменального бытия; (3) они были волнением – это относится лишь к одной части последнего класса, которая приблизительно соответствует обычному человеку, противополагаемому очищен ному состоянию элементов святого (arya); (4) их волнение имеет конец в конечном освобождении. Используя термины, можно сказать, что: (1) все dharma являются anatman; (2) все sanskrita-dharma являются anitya; (3) все sasrava-dharma являются duhkha и (4) лишь их nirvana является shanta. Элемент несубстанционален, он исчезает (мимолетен), он – в безначальном состоянии волнения, и его конечное подавление – единственное успокоение. Это то, что тибетцы называют четырьмя "печатями" Будды75. Мы теперь займемся их отдельным рассмотрением.

Anatman

Термин anatman обычно переводится как "не-душа", но, в действительности atman здесь синоним личности, ego, Я, индивида, живого существа, сознательного деятеля и т.п76. Лежащая в основе этого идея такова: что-либо, охарактеризованное всеми этими наименованиями, не является реальным и конечным фактом (явлением), это лишь наименование множества взаимосвязанных явлений, которые буддийская философия стремится проанализировать, сводя их к реальным элементам (dharma). Это "бездушие" (nairatmya) лишь негативное выражение, несомненный синоним для обозначения существования конечных реальностей (dharmata)77. Буддизм никогда не отрицал существования личности или души в эмпирическом смысле, он лишь считал, что это не было конечной реальностью (не dharma). Буддийский термин для индивида, термин, имеющий намерение внушить различие между буддийским взглядом и другими теориями, будет santana, т.е. "поток" взаимосвязанных явлений. Он включает ментальные элементы, а также и физические элементы собственного тела, и внешние объекты, поскольку они образуют опыт данной личности. Представители 18 категорий (dhatu) элементов взаимокомбинируются для образования этого взаимосвязанного потока. Имеется особая сила, называемая prapti, которая держит комбинацию этих элементов. Она действует лишь в границах одного потока, но не вне его. Этот поток элементов, удерживаемых вместе, не ограниченный настоящей жизнью, но имеющий корни в прежних существованиях и свое продолжение в будущих, является буддийским двойником души или Я других систем.

Логическим следствием отрицания субстанции будет и отрицание всякого различия между категориями субстанции и ее качеством. Нет никакой "присущности" качеств в субстанции; в этом разрезе все реальные элементы одинаково независимы. Как отдельные сущности они делаются потом субстанциями sui generis. Васубандху говорит: "Все, что существует, является субстанцией"78. "Элемент – это нечто, имеющее свою собственную сущность"79 – таково общеупотребительное определение. Каждой единице качеств соответствует тонкий элемент (dharma), который или непосредственно себя проявляет, или, по учению сарвастивадинов, оставался навсегда трансцендентальной реальностью, вызывающей реакцию (karitva, lakshana), которую мы ошибочно понимаем как качество. Все чувственные данные (rupa) суть субстанции в том смысле, что нет вещества, к которому бы они относились. Если мы говорим: "Земля умеет запах и т.д.", то это лишь несоответствующее выражение; мы должны бы сказать: "Земля есть запах и т.д.", поскольку, кроме этих чувственных данных, нет абсолютно ничего, к чему было бы приложено это наименование80. Этот же принцип приложим и к ментальной сфере; нет духовной субстанции, отдельной от ментальной сферы; нет духовной субстанции, отдельной от психических элементов, или способностей, понимаемых как тонкие реальности или субстанции sui generis, почти такого же характера, как элементы материи81.

Нет души, отдельной от ощущений, идей, волевых актов и т.д.82. Поэтому термин "элемент" служит техническим выражением для не-Я83 [16].



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 1279
Категория: Библиотека » Учения


Другие новости по теме:

  • Ф. И. Щербатской. ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЗМА И ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА "ДХАРМА" | ОГЛАВЛЕHИЕ IX. Pratitya-samutpada причинность Хотя отдельные элементы dharma
  • Ф. И. Щербатской. ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЗМА И ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА "ДХАРМА" | ОГЛАВЛЕHИЕ VII. Силы Определения усилия chetana и силыsanskara,
  • Ф. И. Щербатской. ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЗМА И ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА "ДХАРМА" | ОГЛАВЛЕHИЕ VI. Элементы духа В классификации на ayatana
  • Ф. И. Щербатской. ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЗМА И ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА "ДХАРМА" | ОГЛАВЛЕHИЕ V. Чувственные элементы Чувственные rupa, или физические,
  • Ф. И. Щербатской. ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЗМА И ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА "ДХАРМА" | ОГЛАВЛЕHИЕ IV. Dhatu Деление элементов бытия на 18
  • Ф. И. Щербатской. ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЗМА И ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА "ДХАРМА" | ОГЛАВЛЕHИЕ III. Ayatana Вторая, более подробная классификация элементов
  • Ф. И. Щербатской. ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЗМА И ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА "ДХАРМА" | ОГЛАВЛЕHИЕ II. Skandha Простейшая классификация всех элементов бытияпредставлена
  • Ф. И. Щербатской. ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЗМА И ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА "ДХАРМА" | ОГЛАВЛЕHИЕ I. Введение В своей новой работе госпожа
  • Ф. И. Щербатской. ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЗМА И ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА "ДХАРМА" | ОГЛАВЛЕHИЕ X. Карма Одним из наиболее ярких признаков
  • Ф. И. Щербатской. ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЗМА И ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА "ДХАРМА" | Список сокращений Abh.KM 150 Anhandlungen f252r die Kunde
  • Ф. И. Щербатской. ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЗМА И ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА "ДХАРМА" | ОГЛАВЛЕHИЕ Комментарий В.Н.Топорова При своем появлении книга вызвала
  • Ф. И. Щербатской. ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЗМА И ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА "ДХАРМА" | ОГЛАВЛЕHИЕ Приложение II ТАБЛИЦЫ ЭЛЕМЕНТОВ ПО УЧЕНИЮ САРВАСТИВАДИНОВ
  • Ф. И. Щербатской. ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЗМА И ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА "ДХАРМА" | ОГЛАВЛЕHИЕ Приложение I ВАСУБАНДХУ ОБ ОСНОВНОМ ПРИНЦИПЕ ШКОЛЫ
  • Ф. И. Щербатской. ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЗМА И ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА "ДХАРМА" | ОГЛАВЛЕHИЕ XVI. Заключение Понятие о дхарме 150 центральный
  • Ф. И. Щербатской. ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЗМА И ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА "ДХАРМА" | ОГЛАВЛЕHИЕ XV. Добуддийский буддизм Может ли обрисованная выше
  • Ф. И. Щербатской. ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЗМА И ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА "ДХАРМА" | ОГЛАВЛЕHИЕ XIV. Теория познания Характер философской системы делается
  • Ф. И. Щербатской. ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЗМА И ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА "ДХАРМА" | ОГЛАВЛЕHИЕ XIII. Волнение элементов Третьим ярким признаком буддийских
  • Ф. И. Щербатской. ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЗМА И ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА "ДХАРМА" | ОГЛАВЛЕHИЕ XII. Непостоянство у санкхья-йоги Неодобрительное отношение к
  • Ф. И. Щербатской. ЦЕНТРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ БУДДИЗМА И ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА "ДХАРМА" | ОГЛАВЛЕHИЕ XI. Непостоянство элементов Элементы бытия 150 это
  • №20. ЭЛЕМЕНТЫ САДХАНЫ | ОГЛАВЛЕHИЕ 10. МЕХАНИЗМЫ ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ И КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ
  • №20. ЭЛЕМЕНТЫ САДХАНЫ | Примечания См. Циборан Л. Философия Йоги:попытка новой интерпретации.
  • №20. ЭЛЕМЕНТЫ САДХАНЫ | ОГЛАВЛЕHИЕ Заключение Йога 150 это прикладная психологическая дисциплина,система
  • №20. ЭЛЕМЕНТЫ САДХАНЫ | ОГЛАВЛЕHИЕ 9. ПУТЬ ВОИНА И ПУТЬ МАРИОНЕТКИ Мы
  • №20. ЭЛЕМЕНТЫ САДХАНЫ | ОГЛАВЛЕHИЕ 8. ПУТЬ СВЕРХУ И ПУТЬ СНИЗУ Чтобы
  • №20. ЭЛЕМЕНТЫ САДХАНЫ | ОГЛАВЛЕHИЕ 7. ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ И КОНСТРУКТИВНЫЙ ЭФФЕКТ ПРАКТИКИ Выход
  • №20. ЭЛЕМЕНТЫ САДХАНЫ | ОГЛАВЛЕHИЕ 6. ЭВОЛЮЦИОННОЕ СТРЕМЛЕНИЕ Шри Ауробиндо выявляет не
  • №20. ЭЛЕМЕНТЫ САДХАНЫ | ОГЛАВЛЕHИЕ 5. ПАРАДОКСЫ ЙОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ Покидая духовный микроклимат
  • №20. ЭЛЕМЕНТЫ САДХАНЫ | 847020 ЭЛЕМЕНТЫ САДХАНЫ В ПОИСКАХ МЕХАНИЗМА ДУХОВНОГО РАЗВИТИЯ
  • №20. ЭЛЕМЕНТЫ САДХАНЫ | ОГЛАВЛЕHИЕ 4. ПОСТИЖЕНИЕ И ПРЕОБРАЖЕНИЕ Понятие трансмутации или
  • №20. ЭЛЕМЕНТЫ САДХАНЫ | ОГЛАВЛЕHИЕ 3. Я И ЭГО Йогическая психология различает



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь