А. Ф. Лосев. ОЧЕРКИ АНТИЧНОГО СИМВОЛИЗМА И МИФОЛОГИИ

- Оглавление -


<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>



b) ПЯТЬ СТУПЕНЕЙ


I. ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ, НАИВНО-РЕАЛИСТИЧЕСКАЯ:
непосредственно ощущаемая действительность
("Теаг", "Апология Сократа", "Критон")


1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

В самом начале платоновского философствования мы находим ряд утверждений, еще как бы стоящих вне какого бы то ни было "учения об идеях". Ими, однако, невозможно пренебрегать потому, что дальнейшие ступени философского развития Платона будут заключаться именно в том, чтобы не отказаться от этих утверждений, а поднять их в новую сферу и там приобщить к учению об идеях. Это – то бытие, которое Платон непосредственно видит и слышит, непосредственно, внерефлективно ощущает и констатирует. Оно потом преобразится, когда философ захочет поднять его в свою "идеальную" сферу. Но на этой ступени бытие есть пока еще просто констатируемый факт, в котором "идеального" не больше, чем во всяком ином констатировании какого бы то ни было факта, и в котором ни мифа, ни символа не больше, чем во всяком обыкновенном философском и внефилософском утверждении факта.

Эта действительность, конечно, не представлена у Платона во всей своей полноте. В "Теаге" эта действительность есть просто внутренний опыт, внутренний "голос", "совесть", "вдохновение", "демон"; в "Апологии" это есть действительность Аида и совести, живущей по законам Аида вопреки текучей, непостоянной, порочной и часто преступной земной действительности; в "Критоне" резко и четко констатирована действительность социально-закономерного бытия, противостоящего с неумолимой твердостью всякому личному произволу и вкусу. Сейчас я скажу о содержании этих трех диалогов несколько более подробно. Совершенно очевидно, что Платон мог бы говорить также и о действительности в смысле космоса (как это делал не раз позже), или в смысле души, или в смысле государственного устройства и т.д. Однако Платон и не обязан с точки зрения своей же собственной философии говорить о всех видах непосредственно-ощущаемой действительности, какие только возможны. Он выбирает только некоторые виды, причем они для нас имеют сейчас пока значение только иллюстраций. Что эти примеры не случайны, т.е. что они, собственно, не примеры, а нечто гораздо более глубокое, это должно быть для нас а priori очевидно. Ничего не может быть в этой области случайного. Но в настоящем месте нашего исследования мы можем отнестись к этим видам непосредственно-ощущаемой действительности только как к примерам, ибо иного пути у нас пока нет, и никаких данных для более глубокой оценки этих "примеров" у нас пока не имеется. Только последующее изложение может научить нас оценивать эти "примеры" не как простые случайные примеры, и только общий контекст платоновской философии может углубить эти вопросы.

С точки зрения философии достаточно хотя бы одного "примера", и даже не примера, а просто того или иного указания на позицию философа в отношении бытия и действительности. У Платона в указанных диалогах эта позиция очерчена очень ярко: она – констатирование, наивно-реалистическое утверждение непосредственно ощущаемой действительности. Вопросов "вдохновения", равно как и рассуждений об Аиде, уже не говоря о проблеме государственного устройства, Платон касался и впоследствии. Но нигде эти вопросы не трактованы наивно-реалистически и непосредственно-жизненно, кроме указанных трех диалогов. "Вдохновение" "Федра" и социальный строй "Государства", как мы увидим ниже, суть или прямо диалектические, или вообще те или иные философско-систематические конструкции. Там меньше всего "наивного реализма". И только тут эта непосредственная действительность, как предмет наивного ощущения, дана во всей резкости и определенности. Это, несомненно, есть определенное отношение сознания к бытию и как таковое – первая ступень "учения об идеях".



<<< ОГЛАВЛЕHИЕ >>>
Просмотров: 773
Категория: Культурология, Мифология, Философия


Другие новости по теме:

  • Платон. АПОЛОГИЯ СОКРАТА | АПОЛОГИЯ СОКРАТА После обвинительных речей 17 Как подействовали
  • Платон. КРИТОН | КРИТОН Сократ, Критон43 Сократ. Что это тыпришел в
  • Платон. ИОН | ИОН Сократ, Ион530 Сократ. Иону приветОткуда ты теперь
  • Платон. ПИР | ПИР Аполлодор и его друг172К вашим расспросам1 я,
  • Платон. ФЕДОН | ФЕДОН Эхекрат, Федон Вступление Эхекрат. Скажи, Федон, ты
  • Платон. ЛАХЕТ | ЛАХЕТ Лисимах, Мелесий, Никий, Лахет, сыновьяЛисимаха и Мелесия,
  • Платон. ЕВТИФРОН | ЕВТИФРОН Евтифрон, Сократ2Евтифрон.Что это зановость, Сократ Оставив свои
  • Платон. ЛИСИД | ЛИСИД Сократ203 Я направился из Академиипрямо в Ликей
  • Платон. ХАРМИД | ХАРМИД Сократ153 Вернулся я вчера вечером излагеря под
  • Платон. ПРОТАГОР | ПРОТАГОР Сократ и его друг309Друг. Откуда ты,Сократ Впрочем,
  • Платон. ГОРГИЙ | ГОРГИЙ Калликл, Сократ, Херефонт, Горгий,Пол447Калликл. На войну и
  • Платон. МЕНОН | МЕНОН Менон, Сократ, раб Менона, Анит70Менон. Что ты
  • Платон. КРАТИЛ | КРАТИЛ Гермоген, Кратил, Сократ383 Гермоген. Хочешь,давай Сократа тоже
  • Платон. АЛКИВИАД I | АЛКИВИАД I Сократ, Алкивиад103Сократ. Сын Клиния1, я полагаю,
  • Платон. ФЕДР | ФЕДР Сократ, Федр227Сократ. Милый Федр,куда и откудаФедр. От
  • Платон. ТЕЭТЕТ | ТЕЭТЕТ Евклид, Терпсион, Сократ, Феодор,Теэтет142Евклид. Ты только чтоиз
  • Платон. СОФИСТ | СОФИСТ Феодор, Сократ, Чужеземец из Элей, Теэтет216Феодор. Согласно
  • Платон. ПАРМЕНИД | ПАРМЕНИД Кефал рассказывает126Кефал. Когда мы прибылив Афины из
  • Платон. ФИЛЕБ | ФИЛЕБ Сократ, Протарх, Филеб11Сократ. Посмотри-ка,Протарх, что за рассуждение
  • Платон. ТИМЕЙ | ТИМЕЙ Сократ, Тимей, Критий, Гермократ17 Сократ. Один, два,
  • Платон. КРИТИЙ | КРИТИЙ Тимей, Критий, Сократ, Гермократ106Тимей. Ах, Сократ, какрадуется
  • Платон. ПОЛИТИК | ПОЛИТИК Сократ, Феодор, Чужеземец,Сократ-младший257Сократ. Я весьмаблагодарен тебе, Феодор,
  • Платон. ПОСЛЕЗАКОНИЕ | ПОСЛЕЗАКОНИЕ Клиний, Афинянин, Мегилл Рассуждение о высшей мудрости
  • Платон. ОПРЕДЕЛЕНИЯ | ОПРЕДЕЛЕНИЯ Вечное411то, что существует во все времена: оно
  • Платон. ЕВТИДЕМ | ЕВТИДЕМ Критон, Сократ271Критон. Кто это был,мой Сократ, вчерашний
  • Платон. МЕНЕКСЕН | МЕНЕКСЕН Сократ, Менексен234Сократ. Откуда ты,Менексен 1 С городскойплощади
  • Платон. АЛКИВИАД II | АЛКИВИАД II Сократ, Алкивиад138Сократ. МойАлкивиад 1, значит, ты
  • Платон. ФЕАГ | ФЕАГ Демодок, Сократ, Феаг121Демодок. Мне необходимобыло бы поговорить
  • П. Стрeтерн. ПЛАТОН ЗА 90 МИНУТ | ОГЛАВЛЕHИЕ ПЛАТОН ЗА 90 МИНУТ Перевод С.Зубкова Paul
  • Платон. ГИППИЙ БОЛЬШИЙ | ГИППИЙ БОЛЬШИЙ Сократ, Гиппий281Сократ. Гиппий, славныйи мудрый, наконец-то



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       





    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь