Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной группе «Мраморная бумага»
Интеграция: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
Цель:
Развитие художественных способностей детей средствами нетрадиционной техники рисования. Воспитание эмоциональной отзывчивости на средства художественной выразительности.
Задачи:
- Расширять знания детей о горных породах – мрамор;
- Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – мраморирование;
- Продолжать учить детей работать с красками;
- Развивать творческое воображение, мышление, фантазию;
- Воспитывать интерес к творчеству, воспитывать интерес к изобразительному творчеству, желание узнавать новое.
- Активизировать словарь детей терминами «каньон», «мрамор», «горная порода»
Материалы и оборудование:
- Иллюстрации с изображением мрамора разных оттенков и цветов; иллюстрации с изображением картин, где в интерьере присутствует мрамор (колонны, стены и т.д.)
- Бумага (белая или тонированная); пена (или крем) для бритья; акварельные краски; скребок (картон); кисточка; зубочистки; клеенка; одноразовые тарелки, салфетки.
Используемые современные образовательные технологии:
технология исследовательской деятельности, здоровьесберегающие технологии, личностно – ориентированные, игровые.
Ход занятия
- Ребята, отгадайте загадку: Он очень прочен и упруг Строителям — надежный друг Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны.
- Это мрамор. Посмотрите на эти картины. Что вы видите них?
- Правильно, это мрамор.
- Что можно сказать о его цвете?
- Он разных оттенков, разных цветов. Очень красивый, переливающийся, переходящий из одного цвета в другой, похож на узоры.
- Это натуральный камень, горная порода. Образование мрамора — результат так называемого процесса метаморфизма: под воздействием определённых физико-химических условий структура известняка (осадочная горная порода органического происхождения) меняется, и в итоге рождается мрамор.
Его добывают из земной коры, углубляясь все ниже, образуют каньоны.
Один из таких каньонов — всемирно известный Мраморный каньон в Карелии.
Мрамор используется в строительстве и архитектуре. Мраморные статуи, ступени, мраморная плитка и колоны – все это придает интерьеру неповторимую красоту.
Люди решили перенести такую красоту на бумагу и назвали это художественное творчество техникой мраморироваиия
Я хочу познакомить вас с историей возникновения этого рисунка.
Получение бумаги под названием: мраморная бумага, это старинная техника, которая имитирует поверхность гладкого мрамора и других камней.
Первыми стали ею пользоваться в Японии в 12веке, которые использовали обычную воду и натуральные краски, изготавливаемые из шафрана, камня индиго и других естественных материалов, к которым добавлялись вещества, способствующие тому, чтобы чернила не тонули, и меняющие силу их поверхностного натяжения. Капля «краски» прозрачного цвета с примесью этого вещества добавляется, чтобы делать характерные круги. И так продолжается, пока вся поверхность не покрывается разноцветными кругами. Потом мастер берет бамбуковую палочку или человеческий волос, чтобы выводить на поверхности концентрические или волнообразные узоры, а затем аккуратно переносит рисунок на бумагу washi, достаточно прочную, чтобы не разлезаться в воде. Эта японская техника называется suminagashi. Сегодня самой популярной является турецкая разновидность этой техники – Ибру (Ebru), в основном, из-за того, что впервые европейцы познакомились с мраморной бумагой именно в Стамбуле.
Готовые листы в древности использовались для иллюстраций и обложек для книг.
"Мраморную бумагу" можно использовать для изготовления поделок и открыток своими руками. Из нее получится оригинальная оберточная бумага.
Физкультминутка
Строим, строим новый дом. (поднимаем ручки и соединяем, получается "крыша")
Всей семьёй жить будем в нем!
Молоточком постучим: (кулачками стучим справа, слева, впереди)
Справа – тук -тук -тук, И слева – тук — тук — тук. Впереди – тук-тук, тук-тук. Ой, по пальчику тук-тук
Поворчим и покричим (на месте машем ручками) Покричим и поворчим И опять стучим, стучим. (стучим кулачками) Вот теперь посмотри, (поднимаем ручки и соединяем, получается "крыша")
Мы построили почти. Новый, новый, новый дом, Будут, будут окна в нём (изображаем окно) Двери тоже, посмотри, (изображаем двери — прямые руки перед собой открываем и закрываем)
В нём присутствуют внутри! В дверь ведет крылечко, Для тепла есть печка И фундамент крепкий — крепкий
Что ещё нам нужно, детки? (движение плечами вверх-вниз) Конуру для Бима И трубу для дыма. Вверх по лесенке бежим (бег на месте)
И считаем этажи 1,2, 3! 1,2, 3 (присели, встали, потянулись) Полюбуйся и замри! А сейчас мы тоже с вами сделаем свою «мраморную бумагу»
Мастер-класс
1. Лоток или тарлочка, на котором будем смешивать пену для бритья и колер, должен быть по размеру как лист бумаги, а лучше – больше.
Выдавите на него пену и накапайте краску разных цветов.
Подбор оттенков зависит от ваших цветовых предпочтений.
Затем зубочисткой размешайте пену с красками. Получаются цветные разводы.
2. Приложите к этой массе лист бумаги и слегка прижмите, чтобы окрашенная пена полностью соприкоснулась с листком. Переложите лист на стол, накрытый клеенкой, и скребком снимите лишнюю пену. В качестве скребка можно использовать любой ровный предмет: линейку, кусок картона.
3. После того, как излишки сняты, положите листик сохнуть и через короткое время перед вами готовая прекрасная мраморная бумага ручной работы. А в оставшуюся пену можно добавить еще краски, снова перемешать, придумывая другой узор и приложить новый лист бумаги.
- Ребята, понравилась вам новая техника рисовании?
- Что нового вы узнали?
- Какие необычные материалы вы использовали в своей работе?
А теперь давайте устроим выставку ваших необычных работ!
|