Конспект непрерывной непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в средней группе «Листопад»
Подготовила: Воспитатель высшей квалификационной категории Ускова С.Н. Г. Ставрополь, 2016 г. МБДОУ д/с №4
Задачи приоритетной образовательной области- художественно-эстетического развития:
Развивающие: Развивать умение замещать реальное дерево рисованием схематичных полос. Развивать умение рисовать листья ритмично нанося мазки путем «примакивания» кисти к листу бумаги при изображении листопада.
Образовательные: Закреплять умение пользоваться красками красного, желтого, коричневого, черного цветов.
Воспитательные: Воспитывать аккуратность при работе с краской.
Задачи образовательных областей в интеграции:
Речевого развития:
Закреплять у детей умение использовать в речи существительные обозначающие названия предметов и явлений природы. Закреплять умение
Понимать вопросы, отвечать на них с опорой на предмет и действия, использовать простейшие предложения.
Физического развития:
Способствовать общему укреплению организма по средствам массажа активных точек стопы, дыхательных упражнений, релаксационной паузы.
Словарь: Листопад, золотая, шуршат.
Предварительная работа:
- Беседа: «Осень — золотая пора».
- Сбор букетов из осенних листьев на участке.
- Аппликация: «Листочки».
- Разучивание стихов И. Бунина «Осень», А.Пушкина «Унылая пора…».
Развивающая предметно-пространственная среда:
Оборудование для педагога: Три муляжа деревьев; гербарии березы, клена; массажная дорожка, ребристая доска; фонограмма песни «Вместе весело шагать»; образец воспитателя (нарисованное дерево и листопад); акварель, стаканчик с водой, кисть, подставка для кисти, салфетка, лист бумаги белого цвета.
Оборудование для детей: гербарий из листьев; акварель, стаканчики с водой, кисти, подставки для кистей, салфетки, листы бумаги белого цвета.
Индивидуальная работа: С Аней рисование «Дерево», с Никитой закрепить умение отжимать кисть о край стаканчика и набирать краску на кончик кисти.
ЗСТ:
- Ходьба по массажным дорожкам.
- Упражнение на дыхание «Подуй на листочек».
- Релаксационная пауза «Лесная мозаика».
- Гимнастика для пальцев рук.
Ход непрерывной непосредственной образовательной деятельности:
Вводная часть:
Звучит спокойная музыка. Дети заходят в группу. Воспитатель начинает вступительную беседу.
Ребята, как вы думаете, какое сейчас время года? (Ответы детей: На улице идет осень. Сейчас идет осень. Сейчас время года осень. Наступила осень…) Может сейчас идет зима? Как, вы, догадались, что наступила осень? (Ответы детей: На деревьях пожелтели листья. Птицы улетели в теплые края.) Осень красивое время года. Вы хотите полюбоваться осенним пейзажем. Давайте отправимся на прогулку в лес. Вы, знаете как надо вести в лесу? (Ответы детей: В лесу нельзя кричать, бегать, ломать деревья. Можно тихо говорить, чтобы не напугать животных и зимующих птиц.) На чем мы можем совершить путешествие? (Ответы детей: Можно путешествовать на машине. Можно совершить путешествие на велосипеде…) Давайте ребята, чтобы сильно не шуметь отправимся в путешествие пешком. Но в лесу сейчас прохладно. Нам необходимо одеться теплее.
Проводится игра имитация «Оденься на прогулку».
Ребята, что носят люди осенью? (Ответы детей: Люди носят кофты, куртки, шапки, туфли, шарфы. Дети имитируют надевание предметов одежды на себя.) Готовы? Смотрите, вот эта тропинка приведет нас в лес. (Роль тропинки выполняет ребристая доска. Дети под фонограмму песни «Вместе весело шагать …» идут по ребристой доске. Они должны быть обуты в чешки.)
Вот мы попали в сказочный осенний лес. (Роль выполняют муляжи деревьев.) Как здесь красиво! Что делает лес красивым осенью? (Ответы детей: Листочки желтого и красного цветов украшают лес…) Осень бывает разная. Ранняя осень бывает теплой. Поздняя- холодной. Многие писатели описывали красоту осени в своих произведениях. Вы знаете стихи про осень.
Чтение детьми стихов.
И. Бунин «Осень».
Лес точно терем расписной
Лиловый, золотой, багряный
Веселой пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
А. Пушкин
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса,
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой угрозы.
Молодцы ребята. Какие чувства вызывают у вас эти стихи. (Ответы детей: У меня вызвали восхищение. Я чувств вас сейчас развеселю, отгадайте мои загадки.
Пусты поля,
Мокнет земля,
День убывает,
Когда это бывает? (Осенью)
Сыпятся с ветки
Золотые монетки. (Листья)
Основная часть:
Воспитатель с детьми проводят наблюдение за деревьями в лесу.
В этом лесу не все листья облетели с деревьев. Подумайте и скажите на чем растут деревья? (Ответы детей деревья растут на земле.) Давайте аккуратно разгребем листву под деревом и посмотрим какого цвета земля? (Ответы детей: Земля бывает черного цвета.) Посмотрите из чего состоит дерево? (Воспитатель указкой показывает сверху вниз на ствол дерева. Ответы детей: Это ствол.) Как называется эта часть дерева? (Показывает на ветки. Ответы детей: Это ветки дерева.) Какие они по размеру? (Ответы детей: Они разные.
Есть длинные ветки. Еще есть короткие ветки.) Какого цвета ствол и ветки у дерева? Что весит на ветках? Какого цвета бывают листья на деревьях осенью? (Ответы детей.) Что делают листья осенью? (Ответы детей: Листья летят. Листья падают. Листья кружатся в воздухе. Листья шуршат под ногами…) Я вам сейчас буду называть, что делает один лист, а вы назовете, что делают много листьев.
Проводится игра «Подбери нужное слово».
Лист падает- листья падают.
Лист летит- листья летят.
Лист ложится- листья ложатся.
Лист кружится- листья кружатся.
Лист шуршит- листья шуршат.
(Воспитатель шуршит листьями под деревом.) Послушайте, как приятно шуршат листья. Их можно подбросить, посмотреть как они кружатся. (Дети аккуратно подбрасывают листву.) Давайте поиграем с листвой.
Проводится упражнение на дыхание «Подуй на листок».
Возьмите лист на ладошку. Воздух в лесу чистый. Давайте его вдохнем и подуем на листок. (Дети выполняют упражнение.)
Как приятно отдыхать в лесу. Я сейчас совершу чудо, превращу вас в листочки.
Проводится релаксационная пауза «Лесная мозаика».
Вы красивые листочки желтого, красного цветов. Листочки висят на дереве. Сейчас чудесное солнечное утро. Вы чувствуете спокойствие. Солнечные лучи согревают вас. Вам приятно и легко. Но подул маленький ветерок. Листочки зашевелились от его прикосновения. Легко заколыхались на ветвях. Вы ощущаете легкое волнение. Ветер становится сильнее. Вы чувствуете как ветер срывает вас с дерева. Вы закружились и полетели. Ветер успокаивается и вы плавно опускаетесь на землю. Вас охватывает спокойствие и вы расслабляетесь. Сейчас раз, два, три, чудо совершись! Вы превращаетесь снова в детей.
Ребята, как можно назвать явление природы, когда листочки с деревьев опадают? (Ответы детей: Это листопад.) Как хорошо в лесу, но нам пора возвращаться в детский. Смотрите наша тропинка.
(Дети под фонограмму «Вместе весело шагать» идут по ребристой доске.) Давайте снимем с себя теплую одежду. (Дети имитируют раздевание.)
Вам понравилось наше путешествие? Ребята, красоту осеннего леса описывали не только поэты, но и художники. Они рисовали осенние пейзажи. Вы хотите стать художниками и поделиться своими впечатлениями с друзьями, родителями? Давайте изобразим все в нашем рисунке.
Воспитатель предлагает занять рабочие места. Приступает к объяснению выполнения техники работы. Взяв кисть воспитатель, как правильно ее держать (за середину палочки); как набирать краску и лишнюю отжимать о край розетки; как рисовать землю (внизу листа, слева направо); дерево начинать рисовать со ствола (сверху вниз), в верху ствол тоньше, чем внизу; ветки рисовать надо наклонно (сверху вниз). Обращает внимание на соблюдение цветовой гаммы. Затем мазками изображает желтые и красные листочки вокруг дерева, одновременно комментирует технические приемы «примакивание»; учит располагать разноцветные мазки по всему листу бумаги, изображая листопад. Вызывает у детей желание нарисовать золотую осень. Напоминает приемы промывания кисти при смене цвета краски.
Затем просит детей взять кисти в руки.
Проводится гимнастика для пальцев рук.
- Катание кисти между ладонями.
- Постукивание пальцами о стол.
- Постукивание палочкой кисти о стол между пальцами.
Воспитатель просит образно кисточкой без краски нарисовать на листе бумаги будущий рисунок. Затем дети приступают к самостоятельному выполнению работы. Педагог проводит индивидуальную работу, при необходимости повторно показывает на своем листе бумаги; помогает располагать мазки-листочки, используя цветовую гамму осеннего пейзажа при листьев.
Заключительная часть:
Ребята, посмотрите какого цвета стала вода в банках? Почему? (Ответы детей: Вода стала черного цвета. Вода стала оранжевого цвета. Мы рисовали землю черного цвета, а листочки красного и желтого цветов. Если смешать красную желтую краску, то получится оранжевый цвет.) Какие вы хоршие художники. Теперь посмотрите свои работы и выберите самую понравившуюся. Объясните, почему эта работа вам понравилась? (Дети рассматривают работы, объясняют свой выбор. Заслушиваются два- три ребенка.) Конечно, вы все молодцы и все постарались. Когда высохнут ваши рисунки, мы их склеим и у нас получится осенний лес.
Рефлексия:
Ребята, вам понравилось как мы сегодня провели время? Вы помните куда мы путешествовали? Чем мы занимались во время путешествия? Что мы делали после путешествия? Что такое листопад?
Ребята, осень славится не только красотой, но и своими дарами, Она принесла нам яблоки. Пока высыхают наши работы, мы помоем руки и угостимся яблоками.
|