Здоровое поколение — здоровое будущее.
Сегодня на всех уровнях говорят о неудовлетворительном состоянии здоровья как взрослого, так и детского населения. Нарастает количество хронических больных, растёт число инвалидов детства, снижается трудовой потенциал.
Анализ состояния здоровья учащихся общеобразовательных учреждений свидетельствует об увеличении количества детей с различными заболеваниями за период обучения в школе. Одной из причин ухудшения состояния здоровья школьников становится система школьного образования, при всех ее достоинствах школа недостаточно заботится о том, чтобы вырастить здорового ребенка, в результате в школу приходит около 30% здоровых детей, а среди выпускников остается около 10%.
Технология биологической обратной связи на сегодняшний день позволяет не только диагностировать, но и объективно и целенаправленно корректировать, совершенствовать, приводить в гармонию физиологические системы организма, формировать новые здоровые навыки, адаптировать к окружающей среде.
В результате проведения курса выявляется положительная динамика в состоянии здоровья учащихся. Анализ заболеваемости ОРЗ показал снижение заболеваемости у детей, прошедших курс БОС. Снизилось количество пропущенных по болезни дней в 3 раза, а также сократились сроки реабилитации после болезни.
Педагогами, логопедами, родителями отмечено значительное улучшение общего эмоционального фона у детей, обученных по методу БОС: положительные изменения в поведенческой и личностной сфере, снижение негативных эмоциональных проявлений. Положительная динамика показателей эмоционально-волевой сферы, снижение симптомов гиперактивности и психомоторной расторможенности отмечены у детей с особенностями развития.
Высокий уровень мотивации на сеансах БОС помог решить ряд коррекционных и воспитательных задач без излишнего психоэмоционального напряжения ребенка. На фоне нового дыхательного стереотипа и нового функционального состояния улучшились показатели высших психических функций — процессов мышления, восприятия, произвольного внимания; увеличился объем памяти; активизировалась познавательная деятельность; отмечалось формирование волевых качеств, навыка целенаправленной деятельности, саморегуляции и самоорганизации; повысились работоспособность, самооценка и мотивация к учебе и самосовершенствованию.
Метод биологической обратной связи (БОС) может быть использован в качестве эффективного средства помощи в образовательном процессе как детям и подросткам, так и будущим педагогам. Этот метод позволяет обеспечить немедикаментозную коррекцию психологического и функционального состояния организма в целом.
В процессе прохождения курса оздоровления также решаются следующие важнейшие задачи:
- Обучение приемам саморегуляции, выработка навыков релаксации и применения их в стрессовых ситуациях.
- Преодоление ситуации страха в атмосфере класса, коррекция. самооценки.
- Усиление компенсаторных возможностей организма, повышение работоспособности, снижение утомляемости.
Итак, есть такой школьный предмет — ЗДОРОВЬЕ!
Большинство людей начинают осознавать значение здоровья после 50 лет, то есть когда оно уже крепко пошатнулось. А в старости человек понимает, что ценней здоровья ничего нет, и готов отдать за него все материальные блага, которые имеет. Но, как правило, бывает уже поздно. Почему так происходит, и что нужно делать?
Любому человеку, даже если он не специалист-медик, понятно, что падение уровня здоровья зачастую происходит именно в школьные годы
восьмилетний мальчик имеет больше здоровья, чем пятидесятилетний мужчина, а у восьмидесятилетнего здоровья еще меньше. Значит, человек теряет здоровье на протяжении своей жизни. Причем с каждым десятилетием процесс падения уровня здоровья людей резко ускоряется. Спросите врача любой специальности, работающего десять- двадцать лет со школьниками — он уверенно скажет, что процент детей, страдающих заболеваниями сердца, органов дыхания, зрения, речевыми расстройствами и т.д. растет год от года. В результате сегодня, в начале XXI века, число здоровых выпускников составляет около 3-6% (хотя большинство первоклассников приходят в школу здоровыми), а через несколько лет, если такой процесс сохранится, все молодое поколение окажется больным. Теперь нетрудно догадаться, что число здоровых выпускников ВУЗов еще меньше, а о количестве здоровых педагогов вообще трудно говорить! Итак, первое, что нужно делать в школе у педагогов, детей и их родителей — это сформировать правильное отношение к здоровью. А второе — не дожидаясь осознания ребенком важности здоровья, нужно обучить его это здоровье сохранять и укреплять, иными словами, дать ему навыки правильного дыхания, правильной речи, правильной осанки, правильного пользования органами зрения и т.д. Можно привести аналогию из мира спорта: любой тренер знает, что начинать обучать спортсмена двигательным навыкам нужно сразу правильно. Если у спортсмена уже сформирован неправильный навык, его придется переучивать: сначала разрушать имеющиеся, и только затем формировать правильные навыки. Скорее всего, в этом случае он никогда не сможет стать чемпионом.
Для эффективного решения и первой и второй задач в школе необходимо иметь несколько вещей. Нужна точная оценка (по общепринятой в школе системе) конечного результата обучения здоровью. Кроме того, должен быть показатель величины здоровья ( «паспорт здоровья»). А самое главное, необходимы средства формирования навыков здоровья и контроля их качества. Сегодня всем этим требованиям отвечает метод биологической обратной связи (БОС), реализованный в форме уроков «БОС-здоровье».
Как сделать процесс заботы о здоровье необходимостью самих детей, школьников и подростков, причем чем раньше, тем лучше, чтобы это стало естественной привычкой, доведенной до условно-рефлекторного стереотипа? Как сделать процесс самопознания, самосовершенствования активным и востребованным? В современной школе уже недостаточно традиционных уроков физкультуры и валеологии. Необходимо внедрять в образовательный процесс новые более эффективные технологии, способные максимально активизировать у детей познавательный интерес и потребность в здоровом образе жизни. Нацеленность на осознанную охрану и защиту собственного здоровья наиболее продуктивно формировать в детском возрасте.
Метод биологической обратной связи по праву можно считать одним из наиболее доступных и эффективных способов решения проблемы школьной адаптации.
Изменение социальной ситуации развития, смена вида деятельности, атмосфера школьного обучения являются для ребёнка психотравмирующими факторами, требующими профилактической и коррекционной работы для предупреждения развития нервно-психических нарушений. Учитывая рост психических и соматических отклонений у школьников, изучение проблемы школьной дезадаптации, тесно связанной с нервно-психическим здоровьем, и возможности её коррекции с помощью новых технологий, становятся весьма актуальными.
Низкий уровень здоровья приходящих в школу детей самым неблагоприятным образом сказывается на процессе их адаптации к школьным нагрузкам, являясь причиной дальнейшего ухудшения здоровья и плохой успеваемости. За период обучения в школе число здоровых детей сокращается в 4 – 5 раз.
К сожалению, в современной школе часто создаются ситуации, когда ребёнок не в состоянии самостоятельно разрешить свои проблемы без ущерба для своего развития и здоровья.
Многочисленные исследования физиологов и психологов показывают, что общая нагрузка на нервную систему учащегося в школе и дома очень велика, а в сочетании с возрастающей из года в год гиподинамией, нарушениями режимов питания, сна и отдыха приводит к функциональным расстройствам нервной системы и стрессам.
Стресс также может быть обусловлен следующими факторами: переход из одной школы в другую, смена педагога, экзамены, контрольные работы, вызовы к доске, неправильное поведение учителя, недоброжелательное отношение сверстников, неуспешность обучения, нервно-психическая перегрузка и переутомление. Причинами психической травмы могут стать неосторожное слово, либо несправедливое отношение к ребёнку. Особенно подвержены стрессогенному воздействию учащиеся с задержкой психического развития – постоянный контингент дезадаптивных групп.
Поэтому планомерное овладение учащимися методикой диафрагмально-релаксационного дыхания смело можно назвать перспективным и актуальным направлением профилактической работы в школе.
Метод диафрагмально-релаксационного дыхания, разработанный А.А. Сметанкиным, позволяет решать целый спектр образовательных, медицинских, психологических и социальных проблем самым экономичным, безопасным и современным образом: а именно происходит формирование психологически здоровой личности, обучение навыкам целенаправленного управления психоэмоциональным состоянием, что является профилактикой психосоматических заболеваний.
|