Ковалева Светлана Николаевна. Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в ДОУ (из опыта работы)

 

Использование инновационных здоровьесберегающих технологий в ДОУ (из опыта работы) Подготовила воспитатель I квалификационной  категории  Ковалева С.Н. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  «Детский сад №54 «Искорка»  г. Набережные Челны,  2012 г.

 

В нашей группе (возраст детей  4-5 лет)  оздоровительная работа ведется постоянно и систематически. Все оздоровительные мероприятия выстроены в последовательную цепочку и равномерно распределены на весь день в виде «Тропинки здоровья»:

«ТРОПИНКА ЗДОРОВЬЯ»

(оздоровительные  мероприятия   в течение  дня)

РЕЖИМНЫЕ МОМЕНТЫ  

ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ   МЕРОПРИЯТИЯ

 

УТРО

 

 

1.Утренняя зарядка

2.Пальчиковая гимнастика

3.Игровой самомассаж

5.Мытье рук и лица холодной водой

 

ЗАНЯТИЕ

 

 

1.Перед занятием –звуковая гимнастика

2.Динамическая пауза на занятии

3.Гимнастика для глаз

4.После занятия – йога в играх

 

 

ПРОГУЛКА

1.Двигательная активность (бег, игры,

упражнения)

2.Подвижная игра

3.Дыхательная гимнастика

 

ПЕРЕД  СНОМ

 

 

 

1.Ходьба по мокрым дорожкам 15-20 сек.

1.Элементы аутогенной тренировки

2.Релаксация под музыку (в постели)

ПОСЛЕ ПРОБУЖДЕНИЯ

 

 

1.Гимнастика пробуждения

(в постели)

2.Сухое растирание

2.Корригирующие дорожки

(профилактика плоскостопия)

3.Босохождение (3-5 мин.)

 

ПОСЛЕ ПОЛДНИКА

1.Пихогимнастика (эмоциональное

здоровье)

2.Осанка (профилактика сколиоза)

 

ВЕЧЕР

1.Артикуляционная гимнастика

 

 

Медико-педагогическая модель оздоровления в группе включает в себя:

А. Образовательную работу-

- познавательные занятия

- занятия по программе «Здоровей-ка»

- дидактические игры

- конкурсы и развлечения

- опытно-экспериментальная деятельность

- проектная деятельность

- беседы

- продуктивная деятельность

Б. Оздоровительную работу – все традиционные и нетрадиционные методы оздоровления, например,

-закаливание

-босохождение по мокрым дорожкам, по массажным дорожкам

-звуковое дыхание Лазарева

-элементы йоги

- психогимнастика

-лечебные игры Галанова

-игровой самомассаж

-гимнастика до-инь

-кинезиологическая гимнастика

-аурикулотерапия.

(система лечебного воздействия на точки ушной раковины, которые проецируют все органы и системы человеческого организма (принцип как и в Су Джоке)  и др.

В.Организацию предметно-развивающей среды

-пособия и инвентарь для массажа

-уголок  здоровья

-подборка художественной литературы

-иллюстрации о ЗОЖ

-подбор музыки для релаксации и отдыха

-настольно-печатные игры

В группе ведется целенаправленная работа по созданию представлений  о здоровом образе жизни

Здоровый образ жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий. Каждая минута пребывания ребенка в детском саду должна способствовать решению этой задачи, которая осуществляется в группе по следующим направлениям:

  1. 1) Привитие стойких культурно-гигиенических навыков
  1. 2) Формирование элементарных представлений об окружающей среде
  1. 3) Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи
  1. 4) Формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений
  1. 5) Развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов
  1. 6) Формирование представлений о том, что полезно  и что вредно для организма
  1. 7) Выработка у ребенка осознанного отношения к своему здоровью, умения определить свои состояние и ощущения
  1. 8) Выработка знаний и умений действовать в опасных жизненных ситуациях

Знания детей, полученные на занятиях и в совместной деятельности, закрепляются в игровой деятельности.

 

Мы учитываем, что ребенок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы формировать свое здоровье.  В своей работе ориентируемся на становление мотивационной сферы гигиенического поведения ребенка, реализацию усвоенных ребенком знаний и представлений в его реальном поведении. Занятия по ЗОЖ включают в себя вопросы не только физического, но и духовного здоровья. Мало научить ребенка  чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к   себе, к людям, к жизни.

В целях работы по развитию эмоциональной сферы, укрепления психического здоровья детей в группе  оборудован «Уголок настроения»,    - в цикле занятий «Здоровей-ка» включили в этом году  блок занятий по теме «Эмоции и настроение». Тема октября – «Робость».  На ноябрь –  тема «Радость». Игры в этом цикле – «Я лев», «» Я-Таня. Я очень хорошая» и др. (на повышение уверенности в себе)

Таким образом, оздоровительная работа в группе включает в себя пять основных направлений.

I.Воспитательная и оздоровительная направленность образовательного процесса:

- уроки здоровья для детей 4-5 лет

II.Физическое развитие и оздоровление детей:

- закаливание

- точечный массаж

- игры, которые лечат

- дыхательная гимнастика

- организация двигательного режима

III.Лечебно-профилактическая работа:

- лечебная физкультура

- лечебный массаж

- физиотерапия

- витаминотерапия и фитолечение

IV.Работа с родителями

V.Обеспечение психологического благополучия:

- музыкотерапия

- коррекционно-развивающая работа

- психогимнастика

 

Эффективность работы по укреплению здоровья детей зависит от четкой слаженной работы с родителями. Опыт показывает, что ни одна, даже самая лучшая оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей.

Совместная работа с семьей строится на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику.
1. Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами работы в детском саду.
2. Систематичность и последовательность работы (в соответствии с конкретным планом) в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
3. Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учёта их интересов и способностей.
В соответствии с этими основными положениями в систему работы с семьёй  мы включили:
I) ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития;
2) ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
3) обучение конкретным приёмам и методам оздоровления , дыхательной гимнастике, самомассажу, разнообразным видам закаливания.
4) ознакомление с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в ДОУ, обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма.


Для реализации этих задач широко используются в группе:
- информация в родительских уголках («Здоровей-ка»), в папках-передвижках («Полезные продукты», «Здоровый образ жизни») консультации ( «Расти здоровым», «Движения плюс движение « родителей с опытом семейного воспитания («Сохранить здоровье чтоб…». «
- «открытые дни» для родителей

- хорошие результаты дает совместная организация и проведение игр и развлечений. информация о здоровье детей, интересные и занимательные советы как сохранить и укрепить свое здоровье и здоровье детей, например «Доктор лимон», «Все о бронхите узнать не хотите?», «Продукты чемпионы», «Стресс и здоровье» и многое другое.

Опыт работы в оздоровительном направлении показал, что дети 4-5 лет  успешно и с увлечением  усваивают знания о строении организма и приобретают навыки З.О.Ж. и безопасного поведения в быту и на природе, если знания преподносятся в доступной и увлекательной форме.

Проблема формирования культуры здоровья очень актуальна. Осознание большой ответственности за здоровье детей даёт стимул к овладению новыми методиками и технологиями в направлении оздоровительной работы.

Например, рассажу немного о проводимой с детьми кинезиологической гимнастике.

В настоящее время растёт число детей с минимальными мозговыми дисфункциями (30% от общего числа), которые проявляются нарушением речи, мышления, изменениями качеств психики. Доказано, что определённую роль в их возникновении играют нарушения функциональной асимметрии коры больших полушарий головного мозга и межполушарного взаимодействия.

Едва ли 10% людей на земле сбалансированно используют оба полушария своего головного мозга. Остальные развивают только левое полушарие и игнорируют колоссальный творческий потенциал правого.
Для того чтобы ТВОРЧЕСКИ осмыслить любую проблему необходимы оба полушария: левое полушарие, логическое, выделяет в каждой проблеме важнейшие, ключевые моменты, а правое полушарие, творческое, схватывает ее в целом.

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире.  

Кинезиологические упражнения  развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.

Мы используем для работы  с детьми кинезиологические упражнения: «Кулак, ребро, ладонь», «Цепочка»», «Ухо, нос» и др.

Однако стоит заметить, что прогрессивный результат будет давать только постоянная и целенаправленная работа.
Я думаю, что воспитатели и медицинские работники согласятся,
что проблема оздоровления детей – это компания не одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематическая работа всего коллектива группы и детского сада в целом.  Это процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия детей на длительный период.

 

 

Просмотров: 1193
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Шумакова Галина. Педагогический совет «Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста через формирование у них представлений о здоровом образе жизни»
  • Юлия Торохова. Укрепляем физическое и психическое здоровье ребенка Задачи воспитания и развития детей
  • Субочева Ирина Николаевна. Организация работы по сохранению и укреплению здоровья детей (из опыта работы)
  • Заричная Светлана Анатольевна. Опыт работы: Работа с родителями детей раннего возраста «В детский сад с улыбкой»
  • Черняк Екатерина Евгеньевна. Презентация - Тема «Дыхательная гимнастика на музыкальных занятиях как средство стимулирования и сохранения здоровья детей»
  • Мадеева Надежда Борисовна. Статья из опыта работы: «Опытно – поисковая работа по проблеме исследования влияния материнского воспитания на детей дошкольного возраста».
  • Фирсова Анастасия Николаевна. Система работы «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения»
  • Морозова Нина. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ из опыта работы воспитателя ГБОУ школа №1034
  • Екатерина Киракосян. Работа с семьей в центре игровой поддержки ребенка как возможность укрепления взаимодействия в диаде ребенок раннего возраста-значимый взрослый в рамках подходов отечественной культурно-исторической психологии
  • Трощенко Наталья Олеговна. Детский сад: путь в неведомое … Из опыта работы по ранней адаптации детей и родителей к условиям пребывания и воспитания в детском саду
  • Корчина Лилия Александровна. Опыт работы по воспитанию здоровьеформирующей культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к своему здоровью
  • Ирина Лопушанская. Приобщаем к здоровому образу жизни, укрепляем физическое и психическое здоровье ребенка
  • Надежда Чебиняева. Гимнастика после дневного сна- как одно из средств сохранения и стимулирования здоровья дошкольников
  • Ерощенкова Инна Владимировна. Статья на тему: «Аппликация не только развивает творческое мышление и воображение, но и учит ребенка предвосхищать результат своей работы, укрепляет пальчики, развивает моторику»
  • Мохова Наталья Александровна. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ТЕМА: «МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРВИЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРАВАХ РЕБЕНКА»
  • Лобова Анна Николаевна. Опыт работы «Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе, у детей 4–5 лет»
  • Ольга Леонидовна Рощина. План физкультурно-оздоровительной работы на неделю Здоровья во 2 младшей группе
  • Рангаева Александра Анатольевна. Особенности коррекционно-развивающей работы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья с применением здоровьесберегающих технологий
  • Альянова Светлана Юрьевна. Кружковая работа по аппликации как форма и метод работы по развитию творческих способностей детей
  • Сулейманова Альбина Ибрагимовна. «Физическое развитие и укрепление здоровья ребенка через использование здоровьесберегающих технологии»
  • Гасратова Зинфира Абдуллаховна. Педагогическая система работы Тема: «Организация работы по экологическому воспитанию детей раннего дошкольного возраста».
  • Лидия Сергеевна Трифонова. Интегрированное детско-родительское мероприятие в системе оздоровительной работы для детей подготовительной группы «Острова здоровья»
  • Бизимова Л.В., Фролова О.Е.. Театрализованные игры как фактор укрепления психологического здоровья, развития речи и формирования здоровьесберегающего пространства детей дошкольного возраста в работе педагога-психолога и воспитателя ДОУ
  • Кочепасова Ольга Юрьевна. «Гигиеническо-оздоровительная гимнастика после сна как один из важных элементов здоровьесбережения дошкольников»
  • Мая Фируддин Кызы Гасанова. Оздоровительная работа и закаливающие мероприятия проводимые в нашей группе
  • Пайметова Евгения Валерьевна. Методическая разработка конспекта мероприятия для детей средней группы (игровой тематический день) «День здоровья» (Игры народов севера)
  • Ольшевская Оксана Игоревна. Работа с нетрадиционным материалом в коррекционно-развивающей группе для детей с задержкой психического развития 5-7 лет.
  • Котова Альбина Геннадьевна. Физкультурно-оздоровительная работа в домашних условиях с детьми дошкольного возраста в режиме самоизоляции (консультация для родителей)
  • Исаева Ольга Сергеевна. Организация работы ДОУ по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни «О здоровье всерьёз»
  • Лелекова Татьяна Владимировна. Одной из главных задач коллектива дошкольного учреждения является укрепление физического здоровья, обеспечение психического и эмоционального благополучия дошкольников.



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь