Подготовила воспитатель I квалификационной категории Ковалева С.Н. Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №54 «Искорка» г. Набережные Челны, 2012 г.
В нашей группе (возраст детей 4-5 лет) оздоровительная работа ведется постоянно и систематически. Все оздоровительные мероприятия выстроены в последовательную цепочку и равномерно распределены на весь день в виде «Тропинки здоровья»:
«ТРОПИНКА ЗДОРОВЬЯ»
(оздоровительные мероприятия в течение дня)
РЕЖИМНЫЕ МОМЕНТЫ
|
ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
|
УТРО
|
1.Утренняя зарядка
2.Пальчиковая гимнастика
3.Игровой самомассаж
5.Мытье рук и лица холодной водой
|
ЗАНЯТИЕ
|
1.Перед занятием –звуковая гимнастика
2.Динамическая пауза на занятии
3.Гимнастика для глаз
4.После занятия – йога в играх
|
ПРОГУЛКА
|
1.Двигательная активность (бег, игры,
упражнения)
2.Подвижная игра
3.Дыхательная гимнастика
|
ПЕРЕД СНОМ
|
1.Ходьба по мокрым дорожкам 15-20 сек.
1.Элементы аутогенной тренировки
2.Релаксация под музыку (в постели)
|
ПОСЛЕ ПРОБУЖДЕНИЯ
|
1.Гимнастика пробуждения
(в постели)
2.Сухое растирание
2.Корригирующие дорожки
(профилактика плоскостопия)
3.Босохождение (3-5 мин.)
|
ПОСЛЕ ПОЛДНИКА
|
1.Пихогимнастика (эмоциональное
здоровье)
2.Осанка (профилактика сколиоза)
|
ВЕЧЕР
|
1.Артикуляционная гимнастика
|
Медико-педагогическая модель оздоровления в группе включает в себя:
А. Образовательную работу-
- познавательные занятия
- занятия по программе «Здоровей-ка»
- дидактические игры
- конкурсы и развлечения
- опытно-экспериментальная деятельность
- проектная деятельность
- беседы
- продуктивная деятельность
Б. Оздоровительную работу – все традиционные и нетрадиционные методы оздоровления, например,
-закаливание
-босохождение по мокрым дорожкам, по массажным дорожкам
-звуковое дыхание Лазарева
-элементы йоги
- психогимнастика
-лечебные игры Галанова
-игровой самомассаж
-гимнастика до-инь
-кинезиологическая гимнастика
-аурикулотерапия.
(система лечебного воздействия на точки ушной раковины, которые проецируют все органы и системы человеческого организма (принцип как и в Су Джоке) и др.
В.Организацию предметно-развивающей среды
-пособия и инвентарь для массажа
-уголок здоровья
-подборка художественной литературы
-иллюстрации о ЗОЖ
-подбор музыки для релаксации и отдыха
-настольно-печатные игры
В группе ведется целенаправленная работа по созданию представлений о здоровом образе жизни
Здоровый образ жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий. Каждая минута пребывания ребенка в детском саду должна способствовать решению этой задачи, которая осуществляется в группе по следующим направлениям:
- 1) Привитие стойких культурно-гигиенических навыков
- 2) Формирование элементарных представлений об окружающей среде
- 3) Обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи
- 4) Формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений
- 5) Развитие представлений о строении собственного тела, назначении органов
- 6) Формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма
- 7) Выработка у ребенка осознанного отношения к своему здоровью, умения определить свои состояние и ощущения
- 8) Выработка знаний и умений действовать в опасных жизненных ситуациях
Знания детей, полученные на занятиях и в совместной деятельности, закрепляются в игровой деятельности.
Мы учитываем, что ребенок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы формировать свое здоровье. В своей работе ориентируемся на становление мотивационной сферы гигиенического поведения ребенка, реализацию усвоенных ребенком знаний и представлений в его реальном поведении. Занятия по ЗОЖ включают в себя вопросы не только физического, но и духовного здоровья. Мало научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни.
В целях работы по развитию эмоциональной сферы, укрепления психического здоровья детей в группе оборудован «Уголок настроения», - в цикле занятий «Здоровей-ка» включили в этом году блок занятий по теме «Эмоции и настроение». Тема октября – «Робость». На ноябрь – тема «Радость». Игры в этом цикле – «Я лев», «» Я-Таня. Я очень хорошая» и др. (на повышение уверенности в себе)
Таким образом, оздоровительная работа в группе включает в себя пять основных направлений.
I.Воспитательная и оздоровительная направленность образовательного процесса:
- уроки здоровья для детей 4-5 лет
II.Физическое развитие и оздоровление детей:
- закаливание
- точечный массаж
- игры, которые лечат
- дыхательная гимнастика
- организация двигательного режима
III.Лечебно-профилактическая работа:
- лечебная физкультура
- лечебный массаж
- физиотерапия
- витаминотерапия и фитолечение
IV.Работа с родителями
V.Обеспечение психологического благополучия:
- музыкотерапия
- коррекционно-развивающая работа
- психогимнастика
Эффективность работы по укреплению здоровья детей зависит от четкой слаженной работы с родителями. Опыт показывает, что ни одна, даже самая лучшая оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей.
Совместная работа с семьей строится на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику. 1. Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами работы в детском саду. 2. Систематичность и последовательность работы (в соответствии с конкретным планом) в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в дошкольном учреждении. 3. Индивидуальный подход к каждому ребенку и к каждой семье на основе учёта их интересов и способностей. В соответствии с этими основными положениями в систему работы с семьёй мы включили: I) ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития; 2) ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка; 3) обучение конкретным приёмам и методам оздоровления , дыхательной гимнастике, самомассажу, разнообразным видам закаливания. 4) ознакомление с лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в ДОУ, обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма.
Для реализации этих задач широко используются в группе: - информация в родительских уголках («Здоровей-ка»), в папках-передвижках («Полезные продукты», «Здоровый образ жизни») консультации ( «Расти здоровым», «Движения плюс движение « родителей с опытом семейного воспитания («Сохранить здоровье чтоб…». « - «открытые дни» для родителей
- хорошие результаты дает совместная организация и проведение игр и развлечений. информация о здоровье детей, интересные и занимательные советы как сохранить и укрепить свое здоровье и здоровье детей, например «Доктор лимон», «Все о бронхите узнать не хотите?», «Продукты чемпионы», «Стресс и здоровье» и многое другое.
Опыт работы в оздоровительном направлении показал, что дети 4-5 лет успешно и с увлечением усваивают знания о строении организма и приобретают навыки З.О.Ж. и безопасного поведения в быту и на природе, если знания преподносятся в доступной и увлекательной форме.
Проблема формирования культуры здоровья очень актуальна. Осознание большой ответственности за здоровье детей даёт стимул к овладению новыми методиками и технологиями в направлении оздоровительной работы.
Например, рассажу немного о проводимой с детьми кинезиологической гимнастике.
В настоящее время растёт число детей с минимальными мозговыми дисфункциями (30% от общего числа), которые проявляются нарушением речи, мышления, изменениями качеств психики. Доказано, что определённую роль в их возникновении играют нарушения функциональной асимметрии коры больших полушарий головного мозга и межполушарного взаимодействия.
Едва ли 10% людей на земле сбалансированно используют оба полушария своего головного мозга. Остальные развивают только левое полушарие и игнорируют колоссальный творческий потенциал правого. Для того чтобы ТВОРЧЕСКИ осмыслить любую проблему необходимы оба полушария: левое полушарие, логическое, выделяет в каждой проблеме важнейшие, ключевые моменты, а правое полушарие, творческое, схватывает ее в целом.
Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение. Она существует уже двести лет и используется во всем мире.
Кинезиологические упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма.
Мы используем для работы с детьми кинезиологические упражнения: «Кулак, ребро, ладонь», «Цепочка»», «Ухо, нос» и др.
Однако стоит заметить, что прогрессивный результат будет давать только постоянная и целенаправленная работа. Я думаю, что воспитатели и медицинские работники согласятся, что проблема оздоровления детей – это компания не одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематическая работа всего коллектива группы и детского сада в целом. Это процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия детей на длительный период.
|