Консультация для воспитателей «Методические рекомендации по организации прогулок-событий»
Г.А. Сперанский писал: "День, проведённый ребёнком без прогулки, потерян для его здоровья".
Каждый ребенок – маленький исследователь, он с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Дети стремятся к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию.
В организации работы с дошкольниками можно выделить особый вид тематических прогулок – прогулки — события, посвященные определенной теме, с которой связаны все виды детской деятельности.
Прогулка-событие обогащает знания воспитанников дошкольной образовательной организации, расширяет представления об окружающем мире, удовлетворяет их потребность в опытах и экспериментах, развивает творчество, поддерживает интерес к прогулке как к режимному моменту и формирует желание выходить на прогулку.
Прогулка-событие может быть посвящена как определенной теме (День космонавтики, День защитника Отечества, День Победы, День города, День знаний и др.), так и событию, произошедшему в детском саду (например, привезли и установили новый игровой комплекс, спортивное оборудование, обновили песок в песочницах и др.).
Тематическая прогулка поможет воспитателю еще раз обратить внимание детей на важное событие, уточнить их знания и восприятие определенной темы, совершенствовать те или иные навыки и умения, полученные ими в ходе непосредственно образовательной деятельности. Рекомендуется предвосхитить такую прогулку небольшим анонсом, например, повесить в раздевальной объявление или афишу для детей, и с его помощью рассказать, какое событие предстоит сегодня на прогулке. Ожидание и сама прогулка создадут у воспитанников радостное настроение.
Цель таких прогулок – способствовать умственному, нравственному, эстетическому воспитанию дошкольников, развитию их любознательности. Для успешного достижения этих целей в первую очередь следует продумать условия проведения прогулки. Интерес к ней у детей будет поддерживаться разнообразным подбором выносного материала, насыщенным содержанием
Содержанием такой прогулки может быть продолжение темы дня, например, "День матери", "День друзей", "День моря" и др. На тематической прогулке педагог может отметить вместе с воспитанника- ми какое-то событие или провести беседу на определенную тему, а также уточнить, закрепить знания, полученные дошкольниками в ходе непосредственно образовательной деятельности, совершенствовать те или иные навыки и умения.
Рекомендуется предвосхитить такую прогулку небольшим анонсом, например, повесить в раздевальной объявление или афишу для детей, сообщающую о предстоящем событии во время прогулки. Ожидание и сама прогулка создадут у воспитанников радостное настроение.
Прогулка-событие — способствует умственному, нравственному, эстетическому воспитанию, развивают любознательность дошкольников.
Структура прогулки — события:
- Организационный момент – сплочение детского коллектива, беседа о предстоящем событии;
- Знакомство с темой прогулки – ввод в событие;
- Подвижные и дидактические игры;
- Детское экспериментирование и др.;
- Самостоятельная творческая деятельность детей.
Так, прежде чем отправляться на прогулку за пределы участка, воспитателю следует пройти весь маршрут движения детей заранее и определить, в каком месте удобно провести наблюдение, остановиться для рассматривания достопримечательностей, праздничного украшения улиц и домов, где можно будет поиграть с воспитанниками в подвижную игру и т.д. Такая прогулка проводится с детьми старшего дошкольного возраста.
Прогулку-событие на территории детского сада можно провести с детьми младшего дошкольного возраста. Событием для них, может стать, например, новый песок в песочнице. Воспитателю нужно продумать, какие игрушки понадобятся для такой прогулки (песочные наборы, машинки, резиновые игрушки-персонажи), как разместить всех вокруг песочницы, если она небольшая, какие строительные и сюжетные игры предложить. Основными задачами такой прогулки являются: формирование у дошкольников понятия о том, что такое песок, знакомство со свойствами песка, рассказ о необходимости соблюдения мер безопасности и гигиены при взаимодействии с песком. Одной такой прогулки недостаточно для формирования представлений о песке, желательно их проводить с интервалом в 2–3 недели, насыщая разным содержанием.
В общем, регулярность проведения прогулок-событий может зависеть от детского коллектива, общественных событий и интересных дат. Однако такая прогулка не должна планироваться слишком часто.
Примеры прогулки-события: «Нам песочек привезли» (младший дошкольный возраст), «Песочная страна» (все возрастные группы), «Экспедиция. Охотники за минералами» (старший дошкольный возраст), «С днем рождения, Земля!» (старший дошкольный возраст), «Первый полет космос» (старший дошкольный возраст)
Прогулки будут радостными, интересными, познавательными и достигнут цели при условии, если воспитатель сумеет заинтересовать и обогатить знания детей. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий их мир, но видят далеко не все, иногда даже не замечают главного. А если воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать больше.
|