Ильина Раиса Клермановна. Конспект проведения весенней прогулки в подготовительной группе «Тайны и сюрпризы природы»

Конспект проведения весенней прогулки в подготовительной группе «Тайны и сюрпризы природы»Конспект проведения весенней прогулки в подготовительной группе «Тайны и сюрпризы природы»

Автор: Ильина Раиса Клермановна Воспитатель МБДОУ детский сад №151 «Маяк» г.Брянска

Программное содержание:

  • учить детей вести наблюдения за погодой;
  • уточнить и обогатить знания детей о березе;
  • углубить представление о взаимосвязи живой и неживой природы;
  • познакомить о значимости березы для людей в наши дни и в древности;
  • воспитывать любовь и бережного отношения к живой природе.

Словарная работа: березовая роща, береста, чага, деготь березовая лучина.

Материалы: кукла Сорока, письмо от Старичка Лесовичка, план маршрута.

Предварительная работа.

Наблюдение за березой в разное время года; рассматривание картин И. Левитана «Березовая роща», «Золотая осень»; К Юона «Мартовское солнце»; И. Грабаря «Февральская лазурь»; И. Шишкина «Лесная глушь»; А. Рылова «Осень на реке Тесна»; А. Саврасов «Грачи прилетели» и др.; отгадывание загадок о деревьях; рассматривание иллюстраций, картин; чтение стихов и рассказов о березе, заучивание стихотворения С. Есенина «Береза»; дидактичаские игры «От какого дерева лист», «Узнай дерево по коре»; подвижная игра «1, 2, 3 к дереву беги».

 

Ход деятельности.

Сюрпризный момент.

Дети вместе с воспитателем выходят на прогулку и видят, что на пеньке сидит Сорока. Воспитатель обращает внимание детей на Сороку и письмо.

-Обратите внимание на улице нас встречает сорока, а у нее, что в клюве.

-Что это? (листик)

-С какого дерева листок? (с березы)

-Да вы правы. Но с обратной стороны на нем что написано.

Воспитатель (читает письмо детям на березовом листочке).

Здравствуйте ребята.

Пишет вам Старичок Лесовичок. Я знаю, что вы умные и дружные ребята. Мне очень захотелось в этом убедиться. Но чтобы встретиться со мной и получить лесные подарки, вам необходимо выполнить задания. И первое задание- найти дерево, которому принадлежит этот листик. До скорой встречи! Ваш друг Лесовичок.

Воспитатель: Ну что, ребята, отправимся в путь?

Дети: Да.

Воспитатель: Вначале давайте рассмотрим поблизости от нас есть такое дерево?

Дети: Нет

Воспитатель. Есть ли на территории нашего сада берёза? (ответы детей)

-Давайте встанем парами и отправимся в поиски по территории нашего детского сада

Вам интересно, что нас ждет впереди и чему нас сможет научить природа сегодня?

Наблюдение за погодой.

Какое у вас настроение? А какое настроение у погоды, давайте попробуем определить вместе. Посмотрите, какое небо? Расскажите о нем. Радуется ли нам солнце? Какое оно. Есть ли сегодня ветер? Как вы узнали?

Обобщение. По небу плывут облака, каждое может показаться нам чем-то необычным. Легкий ветерок раскачивает ветки деревьев, делится своими секретами. Яркое солнышко нам спутник и друг. Пусть наше настроение сегодня ничего не омрачит. Мы будем рады любым встречам.

(Идут дальше, находят берёзу. На берёзе висит письмо)

Чтение письма.

Дорогие ребята!

Наконец-то вы ко мне пришли, уж так я вас ждала, уж так ветками качала. Зимой мне было очень грустно. А сейчас, с приходом весны со мной происходит что-то необыкновенное. Мне хочется веселиться, радоваться и дарить свою радость всем. Ребята, может быть, вы объясните, что же со мной происходит?»

1. Наблюдение за березой.

-Береза – это куст или дерево? (дерево)

-Как выглядит береза? По каким внешним признакам можно узнать это дерево? (Ствол белый, ветки свисающие, гибкие, листья маленькие, треугольной формы).

-Где растет (В лесах, в городах, в деревнях нашей России).

-Если лес состоит из одних берез, как он называется? (березовая роща)

-А если не только березы, ели сосны? (свешанный лес)

Береза — самое красивое дерево наших лесов. Хороша она в смешанном лесу, где ее белый ствол и ажурная листва выделяются на фоне темнохвойных деревьев. Но особенно красив лес, состоящий из одних берез – березовая роща

-А как вы думаете почему ствол березы именно белый, а не какой иначе?

В ясную погоду их кружевные кроны пронизаны солнечным светом. Цвет березовой коры не случаен: белизна предохраняет стволы и ветви от обжигающего действия весеннего солнца. В любой день белые стволы остаются прохладными на ощупь.

Познавательно – экспериментальная деятельность.

Нагревание на солнце кусочков ткани белого и черного цвета.?????

Воспитатель: — Проверим, какая ткань сильнее нагреется. А вы как думайте? (темные предметы нагреваются гораздо сильнее светлых: они поглощают больше энергии). Поэтому в жаркую погоду надо носить светлую одежду, чтобы не было солнечного удара, перегревания.

Береза светолюбивое растение, иссушает влажную почву. Размножается семенами, порослью от пня.

Растет быстро, с берёзами хорошо уживаются молодые ели.

Береза насчитывает собой 20 видов.

В Европейской части нашей страны встречаются два вида:

— береза бородавчатая (повислая);

— береза пушистая. Это стройное дерево высотой до 20—25 м.

Жить береза может долго, иногда до 300 лет, но сейчас вряд ли встретишь березу такого возраста. Дело в том, что они подвержены многим заболеваниям и теперь редко живут более 100—150 лет. Одна из причина этому — сбор сока ранней весной. Сбор берёзового сока истощает дерево, к тому же через раны на коре в живые ткани могут проникнуть болезнетворные микроорганизмы, дерево может заболеть и в конце концов погибнуть. В связи с этим после сбора сока рекомендуется повреждения на коре замазывать варом или глиной. При повреждении коры дерева, соседним упавшим деревом, или сильным морозом, при котором ствол может лопнуть, происходит заражение коры дерева паразитным грибом и на стволе березы вырастает нарост.

Это нарост на березе или берёзовый гриб называют чагой.

Чага применяется для лечения некоторых болезней желудка и кишечника, как общеукрепляющее средство, но со временем дерево погибает.

Вопросы к детям:

Что вырастает на березе? (Чага) Под березой (Подберезовик)

Что дает береза птицам (тень, питание, дом)

Что дает береза животным (дупло на дереве, нора под деревом)

Что дает береза насекомым (укрытие от врагов, питание)

Что дает береза людям? За что ценят березу в России?

Ветвями берёзы украшают церкви и жилища на Троицу. Считалось, что запах берёзы излечивает и помогает от сглаза, а берёзовый сок, собранный в особые дни марта и апреля, очищает кровь.

Листья дают с квасцами жёлтую краску для шерсти.

Берёзовая лучина — тонкая длинная щепка сухого дерева. Березовые поленья высушивали на печи и в печи и затем щепали лучину большим ножом. Считалась в старину лучшей для освещения крестьянских изб — она горит ярко и почти без копоти.

Берёзовые веники заготавливаются как корм для домашнего скота, на зимний период. Берёзовые веники в России традиционно использовали в лечебных и профилактических целях в русской бане.

Берёза используется при заготовке дров, дает больше тепла.

На постройки берёза мало годится, так как скоро загнивает благодаря развитию грибка.

Используется для изготовления высококачественной фанеры, лыж, мелких резных игрушек, прикладов огнестрельного оружия.

При сухой перегонке белой коры образуется дёготь. (Нагревание без доступа кислорода). Берёзовый дёготь применяется в медицине и парфюмерии, преимущественно как противовоспалительное и антисептическое средство. В старину им смазывали ступицы тележных колёс для уменьшения трения.

Верхний слой коры берёзы имеет собственное название — берёста, или береста (допустимы оба варианта написания и произношения).

Благодаря присутствию смолистых веществ берёста отличается чрезвычайной прочностью. Берёста издавна применялась в народных промыслах для изготовления туесков, корзинок, коробок, ковшей, лукошек, другой кухонной утвари, простейшей обуви (лапти, служила материалом для письма (берестяная грамота).

Почему березу называют русской красавицей, является символом России?

С давних времен береза считается символом России. Разве можно представить себе русское поле без одиноко стоящей белой березы? А русский лес без светлой березовой рощи? А русскую баню без березового веника?

Береза стала символом России благодаря поэту С. А. Есенину. В его стихотворениях береза напоминает о родном доме, с малой родиной, с русской деревней, по которой скучает человек находящийся вдали от России.

Берёза – это ещё и полезное дерево. Если болит голова, то можно подойти к берёзе поближе, а голову прижать к стволу, то боль скоро утихнет. Это происходит по тому, что берёза всё плохое забирает в себя, а хорошую энергию отдаёт. Когда у детей болит живот, то от этой боли может помочь берёзовый сок. А старые бабушки лечат больные ноги листиками берёзы: для этого в чулки кладут зелёные листики и ложатся спать – утром ноги у бабушек не болят.

О березе сложено много стихотворений, песен, преданий — это самое красивое дерево. Послушайте, какие стихотворения выучили наши ребята о березе.

Чтение художественной литературы.

1. Чтение стихотворения С. Есенина «Береза».

Какое стихотворение С. Есенина мы с вами знаем (Береза)

Кто помнит и может нам рассказать?

1. Это модница лесная
Часто свой наряд меняет.
В шубке белой — зимой.
Вся в сережках — весной.

Сарафан зеленый — летом.
В день осенний в плащ одета.
Если ветер налетит,
Золотистый плащ шуршит.

2. Люблю березку русскую
То светлую, то грустную,
В светлом сарафанчике.
С платочками в карманчиках,

С красными застежками.
С зелеными сережками.

3. Люблю ее, нарядную,
Родную, ненаглядную,
То юную кипучую,
То грустную, плакучую.

Люблю березку русскую.
Она всегда с подружками.
Под ветром низко клонится
И гнется, да не ломится.

4. Чуть солнце пригрело откосы,
И стало в лесу, потеплей.
Березка зеленые косы
Развесила с тонких ветвей.

Вся в белое платье одета
В сережках, в листве кружевной
Встречает горячее лето
Она на опушке лесной.

Ребята, березку в народе называют русской красавицей.

А какие украшения носит березка? (сережки)

Исследовательская деятельность.

-Одинаковые ли сережки?

-Чем они отличаются?

-Есть ли у них сходство?

Пронаблюдать и пояснить, что сережки у березки разные: они меньше по размеру, коричневые и твердые — это сережки первого года (цветочные почки), другие — рыхлые, легко разлетаются — второго года, с созревшими в них семенами. Рассмотреть какого размера семена. Какой они формы. На что похожи.

-Сколько семян в одной сережке?

-Что произойдет, если дунуть на семена?

-Как много деревьев может вырасти из семян?

Воспитатель. На прощание мы сделаем берёзке подарки.

Дети.

  • Я дарю тебе солнышко, пусть оно светит ярко — ярко, согревает тебя.
  • Я дарю тебе капельку воды, пусть она напоит и умоет тебя.
  • Я дарю тебе птицу. Она будет тебе другом и спасет от гусениц.
  • Я дарю тебе зеленые листочки, пусть у тебя, их вырастет много, много они будут шуметь, а я приду послушать шум и спрячусь под ними от жаркого солнца.
  • Я дарю тебе землю — почву, чтобы ты лучше росла, пусть она кормит и поит тебя

-Давайте еще порадуем нашу красавицу — поиграем с ней.

2. Подвижная игра «Водица, водица»

Цель: Цель: развивать у детей выдержку, ориентировку в пространстве, упражнять в быстром беге.

Описание игры: играющие становятся в круг вокруг березы, выбирается водящий, берет в руки лейку, внутри круга шагом с высоким поднимание колен начинает движение, а остальные хлопают в ладоши и произносят слова:

Водица, водица,
Студеная Быстрица
Оббеги вокруг
Напои наш луг!!!

После слов «напои наш луг», водящий ставит лейку между двумя детьми произносит слова:

«Раз, два, три — беги!!!» Дети разбегаются в разные стороны и кто быстрее прибежит к обратно к лейке — становится водящим

3. Трудовая деятельность

Воспитатель. А сейчас нам нужно двигаться дальше. На свой участок. Следующее задание Лесовичка- уборка опавших веток.

Игра «Собери ветки в корзину».

Мы с вами успешно справились со 2 заданием (обратить внимание как стало красиво).

Трудовая деятельность «подметание дорожек» Лерой, Дашей, Раилем, Кириллом.

-Ой, ребятки, посмотрите, какие грязные дорожки у нас на участке!

-Что же надо сделать? Правильно, нужно подмести дорожки! Сейчас я вам раздам метла. Даша, покажи, пожалуйста, как надо правильно подметать? Умница! А теперь приступим к работе! Егор, ты правильно держишь метлу? Раиль, покажи ему, как правильно нужно держать!

Молодцы, ребята! Посмотрите, как дорожки стали чистые! Теперь и ходить приятнее по таким дорожкам, так ведь? Я вами очень довольна!

Подвижная игра «К названному дереву беги».

Цель: тренировать в быстром нахождении названного дерева.

Ход игры. Водящий называет дерево, все дети должны внимательно слушать, какое дерево названо, и в соответствии с этим перебегать от одного дерева к другому. Водящий внимательно следит за детьми, кто побежит не к тому дереву, отводится на скамейку штрафников.

Игра малой подвижности «Угадай, чей голосок»

Цель: учить детей играть по правилам; развивать речевые навыки и физические качества.

Ход игры: дети образуют круг. Водящий встает в центре круга и закрывает глаза. Не держась за руки, дети идут по кругу вправо (влево) и говорят:

Мы собрались в ровный круг,
Повернемся разом вдруг,
А как скажем «Скок-скок-скок»,
Угадай чей голосок.

Слова «скок-скок-скок» произносит один из детей по указанию воспитателя. Водящий должен узнать, кто сказал эти слова. Если он отгадал, он встает на место произносившего слова. Если водящий не узнал голос, игра повторяется, а дети идут по кругу в другую сторону

Игра малой подвижности «Сделай фигуру»

Цель: упражнять детей в умении действовать по сигналу, двигаться подскоками, сохранять равновесие. Развивать воображение.

Ход игры: из числа играющих выбирается ведущий, он стоит в стороне. Остальные ходят по всей комнате или площадке. На сигнал воспитателя (удар в бубен или слово «стоп») все останавливаются в какой-либо позе и не двигаются. Ведущий обходит все «фигуры» и выбирает ту, которая ему больше всех нравится. Этот ребенок становиться водящим – оценщиком, а предыдущий водящий присоединяется к остальным детям, и игра повторяется.

4. Самостоятельные игры детей с выносным материалом.

Оборудование: мячи, скакалки, игрушки для сюжетно – ролевых игр.

Цель: воспитывать коллективизм, дружелюбие.

Вы хорошо потрудились! А сейчас можете и поиграть в свои любимые игры с игрушками, которые мы вынесли на прогулку!

5. Индивидуальная работа с Кириллом, с Лерой «прыжки через скакалку»

Цель: учить детей прыгать через скакалку на одной и двух ногах.

-Кирилл и Лера, подойдите, пожалуйста, ко мне! Мы сейчас с вами попрыгаем через скакалку! Посмотрите, как это надо делать! (показываю)

-А теперь возьмите скакалки! Как надо держать скакалку, покажи, Лера! Правильно! Лера, покажи! Молодцы! А теперь прыгаем! Молодцы! Вы уже умеете прыгать на двух ногах, а сейчас будем учиться прыгать на одной ноге!

-Посмотрите! (объясняю в сочетании с показом) Лера, попробуй! А теперь ты, Кирилл! Молодцы, ребятки! у Леры получается очень хорошо! А с Кириллом мы еще поработаем завтра! а сейчас вы можете идти поиграть с детьми!

Воспитатель. Ребята, вот мы и выполнили все задания Лесовичка. Посмотрите, а вот и наша Сорока с корзинкой. А в корзинке сюрприз – яблоки!

Рефлексия: Ребята, что мы с вами сегодня узнали, что делали, что запомнили? (Рассуждение детей).

Просмотров: 513
Категория: По направлениям » Для детского сада » Развивающие игры и занятия для дошкольников




Другие новости по теме:

  • Сердцева И.Ю. Поисково – исследовательский проект «Чудо-дерево береза»
  • Иванюхина Раиса Павловна. «Заучивание стихотворения С.Есенина «Белая береза» с использованием мнемотаблицы»
  • Беляева Наиля Равильевна. Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего возраста «Символ России — БЕРЕЗА» с использованием элементов ИКТ технологий
  • Султанова Оксана Валентиновна. Экологическое воспитание в подготовительной группе «БЕРЕЗА — СИМВОЛ РОССИИ»
  • Москалева Вера Леонидовна. Экологическо-патриотический проект «Береза-символ России»
  • Долгова Ольга Николаевна. Занятие по патриотическому воспитанию дошкольников 'Символ России — береза'
  • Сидчихина Наталья Александровна. Белая береза
  • Береза Татьяна Ивановна. Проект 'Оригами в детском саду'
  • Елена Ивановна Маринина. Русская береза - символ Родины моей
  • Иванова Маргарита Александровна. Музыкально-тематическое занятие для старших дошкольников «Русская береза»
  • Калинина Елена Геннадьевна. Дидактическая игра «С какого дерева лист?» (3-4 года)
  • Нечкина Ирина Александровна. Конспект занятия по изобразительной деятельности с применением нетрадиционного метода рисования в старшей группе (рисование солью) «Береза в зимнем уборе».
  • Эльвира Ахатовна Мингазова. Сценарий 8 марта для подготовительной группы «А теперь давайте с вами потолкуем мы о маме»
  • Мезенцева Нина Евгеньевна. Дидактическая игра «Сезонное дерево»
  • Пурыгина Ольга Юрьевна. Социометрическая игра-тест для педагогов «Дерево дружбы»
  • Подольная Ирина Васильевна. Проект «... Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы…»: в рамках осуществления проектной деятельности для детей различными стартовыми возможностями
  • Старцева Алена Дмитриевна. «Если МУСОР разделять, может он ПОЛЕЗНЫМ стать»
  • Кузина Татьяна Сергеевна. Коллективная работа с детьми первой младшей группы «Осеннее дерево»
  • Зотеева Елена Юрьевна. Позавательно-исследовательское логопедическое занятие по формированию представления об имени прилагательном. Тема: Слова-признаки. Дерево-легкое, стекло-тяжелое.
  • Дудкина Елена Викторовна, воспитатель Николаева Галина Петровна, воспитатель. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ГРУППЫ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА «МАЛЕНЬКИЕ ХУДОЖНИКИ»
  • Поддубная Лариса Анатольевна. Сценарий праздника к 8 Марта «Конфетное дерево» для детей средней группы
  • Анна Викторовна Юсина. Конспект проведения подвижной игры «Мы веселые ребята» в старшей группе
  • Мошкова Оксана Дмитриевна. Конспект открытого занятия для районного конкурса «Воспитатель года — 2017». (Экспериментальная и познавательно — исследовательская деятельность). В подготовительной группе по теме: «Волшебница соль».
  • Наталья Акинина. Дидактическая игра по развитию речи детей 5-6 лет Учимся говорить правильно (Детки с ветки)
  • Киреева Мария Александровна. Дидактический материал для ДОУ: дерево 'Времена года'
  • Земскова Наталья Николаевна. Конспект интегрированного занятия по теме: «Осеннее чудо-дерево» для детей старшего дошкольного возраста
  • Аханькова Елена Александровна. Консультация «Тебе, начинающий воспитатель!»
  • Коробкова Надежда Александровна. Дидактическое пособие по экологии «Дерево. Времена года»
  • Александрова Вера Сергеевна воспитатель, Колпакова Алёна Николаевна учитель логопед, Кудрявцева Ирина Александровна воспитатель.. Игровой тренинг для родителей «Развитие фонематического слуха у детей с ОНР»
  • Шкилёва Маргарита Григорьевна. Конспект НООД с детьми 2-3 лет «ЧУДО-ДЕРЕВО»



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь