Игровая технология играет основную роль в развитии ребенка и является фундаментом всего дошкольного образования.
Что же такое игровая технология?
Она строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:
- игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их
- группы игр на обобщение предметов по определенным признакам
- группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных
- группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
Цель игровой технологии не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким- то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого, а основные задачи-
- Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счет собственной активности ребенка
- Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие ее результативность.
В настоящее время основное внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников, являющегося одним из компонентов проекта Государственного стандарта дошкольного образования.
Процесс социализации начинается у человека еще в детстве и продолжается всю его жизнь. Хорошо известно нам то, что, развитие необходимых компонентов социального поведения у детей тормозится недостаточным уровнем развития речи, и естественно это способствует появлению у ребенка проблем в эмоционально-личностных и поведенческих сферах. Задача педагогов ДОУ состоит в том, чтобы помочь ребенку, который стремится к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, педагоги должны способствовать его дальнейшему развитию и росту. Наша задача пополнить и разнообразить детскую деятельность, чем более она значима для ребенка и отвечает его интересам, его возрастным особенностям тем лучше и успешнее идет развитие ребенка. Мы, педагоги, должны строить свою работу так, что бы личный опыт ребенка протекал естественным путем и в тех видах детской деятельности, которые более доступны для ребенка и более близки. Ребенок в своей деятельности должен проявлять самостоятельность, отзывчивость к окружающим, общительность, гуманность. Для педагога важно уметь создавать положительный климат в группе детского сада, уметь применять личностно-ориентированный подход к каждому ребенку.
Одна из важных задач социально- личностного развития ребенка- это умение педагога организовывать и создавать различные ситуации, использовать жизненные обстоятельства. Ситуации строятся педагогом в виде игры. Необходимо, чтобы смысл игровых ситуаций был понятен каждому ребенку, вызывал интерес и побуждал к решению данной ситуации.
Вот некоторые ситуации, которые находят наибольший эмоциональный отклик у ребят:
1. Практические ситуации гуманистического выбора.
Дошкольники становятся перед выбором: откликнуться на проблему других детей или предпочесть личные интересы и проявить безразличие? Например, оставить рисунок себе или включить его в общую посылку больному сверстнику; откликнуться на просьбу помочь или проигнорировать ее? Поведение детей в ситуации выбора помогает лучше понять особенности их социально-нравственного и эмоционального развития.
2. Практические ситуации проблемного характера типа «Как быть, что делать?»
Это различные ситуации затруднения, которые мы создаем, что бы побудить инициативу, самостоятельность, сообразительность, отзывчивость детей, готовность искать правильные решения.
Ситуации: отсутствуют краски отдельных цветов, не хватает пластилина для лепки. Дети самостоятельно ищут решения, совместно разрешают проблемы.
3. Практические ситуации «Мы самые добрые детском саду».
Дети учатся проявлять заботу о малышах, у них развивается чувство самоуважения, доброе отношение к маленьким, понимание их проблем. Можно организовать ситуации «Порадуем малышей подарками, сделанными своими руками», «Приготовим для малышей концерт», «Научим малышей водить хоровод».
4. Следующие ситуации типа «Мы дружим со школьниками».
Старшие дошкольники приобретают опыт сотрудничества с учениками школы: «У нас спортивный праздник», «Совместная литературная викторина библиотеке», «Мы ждем наших учителей». Участие в подобных ситуациях углубляет интерес к школе и снимает тревожность связанную с предстоящим обучением в школе. Одновременно формируется ценный опыт межвозрастного общения который важен нетолько для дощкольников но и для учеников.
5. Очень увлекают детей ситуации типа «Научи своего друга тому, что умеешь сам».
Побуждаем детей к проявлению внимания друг к другу, взаимопомощи и сотрудничеству. Дети делятся опытом, помогаем им войти в роль «учителя», т.е. быть терпеливыми, внимательными и снисходительными к ошибкам и трудностям сверстников.
6. Так же дети участвуют в играх-имитациях: смены эмоциональных и физических состояний, имитаций состояний природы и т.д.
Хочется подчеркнуть, что нашим неизменным помощником в социально-личностном развитии детей является семья. Только в сотрудничестве с близкими взрослыми можно добиться высоких воспитательных результатов. Взаимодействие с семьей эффективно при условии доверия друг к другу, понимания и принятия общих целей, методов и средств социально-личностного развития.
В работе можно использовать такие формы сотрудничества с родителями как сотворчество родителей и детей. Оформить альбомы: «Все о нашей Родине», «Мое любимое животное», «Смотрюсь в семью ка в зеркало…» Родители и дети делятся своими впечатлениями о праздниках, с гордостью демонстрируют свою родословную.
Традиционным в дошкольных учреждениях становится проведение семейных творческих проектов: «Мир в моем окне», «Я взрослый- ты ребенок». Творческие совместные проекты способствуют сближению родителей с детьми и педагогами.
Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а так же с различными средствами передвижения.
Тщательно отобранные и хорошо спланированные игры помогают детям чувствовать себя успешными и компетентными. Мы стараемся создать такие условия, что бы каждый ребенок мог проявить себя в рамках его собственных возможностей. Никто не исключается из игры, никто не становится «неудачником». Основная цель – не достижение совершенства, а развитие.
Все игры структурированы так, что бы детям не было страшно или скучно, что бы каждый чувствовал себя нужным. Особенно важно для нас, что бы ребенок получал удовольствие от игры, ощущал свою значимость и принадлежность группе, мог внести свой вклад в развитие событий и взаимодействие детей. Игры создают атмосферу, в которой развиваются доверие, самостоятельность инициатива, дисциплина и готовность помочь.
Играя, дети могут по-разному проявлять себя. Они взаимодействуют то в парах, то в тройках или четверках, то со всей группой. Игры создают особое пространство, в котором дети получают новый опыт, развивают социальные, эмоциональные, телесные, интеллектуальные способности, готовятся к новым жизненным требованиям, и в том числе школьным.
Особо важно то, что дети учатся фокусировать внимание, слушать и наблюдать. Благодаря этому в школе им будет легче перерабатывать информацию и выполнять задания по образцу. Игры пробуждают в детях любопытство, которое вызывает желание экспериментировать и помогает добиваться результата, развивают решительность и силу воли, умение видеть разные возможности, принимать решения и справляться с проблемами. Дети, обладающие такими достоинствами, становятся успешными в школе и лучше воспринимают новые задачи. Дети приобретают социальный опыт, который преобразуется ими в процессе осмысления собственной деятельности в практические навыки
- Снижается уровень тревожности, агрессии и страха, повышается самооценка.
- Это указывает на эффективность используемых игровых технологий
- Позволяет детям овладеть навыками толерантного поведения в обществе и является основой поведения в старшем возрасте.
|