Прошина Марина Александровна. Взаимодействие с семьёй по реализации лексических тем в группе компенсирующей направленности (из опыта работы)

Взаимодействие с семьёй по реализации лексических тем в группе компенсирующей направленности (из опыта работы)

Прошина Марина Александровна, учитель-логопед

Планирование работы на основе лексических тем позволяет охватить все стороны развития ребёнка: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое.

И мы убеждаемся в этом из года в год. Циклическое повторение лексических тем недели позволяет расширять и обогащать словарный запас детей, помогает им познавать окружающий мир на протяжении всего дошкольного детства. Формы работы над лексическими темами в детском саду разнообразны и потому позволяют, во-первых, использовать их в разных режимных моментах. А во-вторых, помогают воспитателям творчески выстраивать совместную деятельность с детьми.

Очень важно подключить к работе с лексическими темами и родителей наших воспитанников. Ведь наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласованно. Особенно это важно в логопедической группе, так как родители помимо знаний педагогических, должны уметь использовать специальные знания, которые они могут применить дома при занятиях с детьми.

 

Понятие «взаимодействия с семьёй» нельзя путать с понятием «работа с родителями»; хотя второе является составной частью первого. Взаимодействие подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным.

В логопедических группах нашего детского сада работа строится таким образом. В старшей группе, в конце недели, в пятницу вечером, объявляем родителям тему, над которой будет проводиться работа. Каждому ребенку выдается карточка с вопросами, играми, заданиями, которые родители могут использовать в общении с детьми в часы домашнего досуга, как в выходные дни, так и в течение предстоящей недели. Родители с детьми выполняют задания в специально заведённой, лексической, тетради. И приносят её в понедельник в детский сад. Таким образом, родители готовят детей к введению в тему недели. Такую цель преследуем мы. Хотя, как мне известно, педагоги могут выдавать такие задания и после пройденной темы. В таком случае их цель – закрепление пройденного материала родителями с детьми. То есть, от того, какую цель вы ставите перед собой, зависит построение этапов вашего взаимодействия с родителями.

Для совместной деятельности родителей и детей по лексической теме составлена картотека домашних заданий. Задания составлены с учётом возраста детей и с учётом особенностей речевых нарушений.

По каждой лексической теме даются упражнения для обогащения и активизации словаря, формирования лексико-грамматического строя речи, развития связной речи. Задания формулируются так: нарисуй или наклей картинки, назови, покажи, составь описательный рассказ, выучи потешку, запомни, поиграй.

В подготовительной группе родителям рекомендуются пособия на печатной основе, которые позволяют разнообразить занятия и избавят от необходимости искать картинный материал. Несколько лет мы используем в работе тетради Теремковой Н.Э. «Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР». В них на каждую тему собраны разнообразные задания: на обогащение словаря, на грамматический строй, на развитие связной речи (с мнемотабличками), графические упражнения.

События, связанные с пандемией, длительным карантином, невозможностью общаться с детьми и родителями лично, привели к тому, что формы взаимодействия с семьёй тоже изменились. Поэтому в детском саду мы приняли решение создавать свою электронную базу домашних заданий по лексическим темам, в первую очередь для детей старшего дошкольного возраста.

Теперь такие задания получают не только ребята из групп компенсирующей направленности, но и дети из общеразвивающих групп. Изменилось и расширилось содержание таких заданий.

Основой развития речи служат постепенно расширяющиеся знания детей об окружающей жизни. Поэтому, первое направление лексического задания – это развитие познавательных способностей. «Рассмотрите», «уточните», «выясните», «обратите внимание», «посмотрите познавательный видеофильм» — это установки познавательного блока.

Опытно-экспериментальная деятельность (2-й блок заданий) – это достаточно новое направление в освоении лексических тем. Детям можно объяснять некоторые явления, а можно наглядно показать, как работает та или иная вещь, тот или иной феномен. Ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. В этом блоке представлены интересные и доступные исследования предметов в рамках одной лексической темы.

Третий блок – это речевые игры и упражнения. Они закрепляют и уточняют словарь, изменение образования слов, упражняют в составлении связных высказываний. Словарные дидактические игры помогают развитию видовых и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. Игровая деятельность в речевом развитии ребёнка играет большую роль. Она вызывает эмоции, пробуждает у детей интерес детей и даёт возможность многократно и ненавязчиво упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

Следующее направление – художественная литература по лексической теме. Художественное слово является источником обогащения содержания и структуры детского языка, дает высокие образцы связной речи. Поэтому мы тщательно подходим к отбору произведений художественной литературы для детей. Она должна соответствовать возрасту детей, лексической теме, нести нравственный посыл. В блоке «Художественная литература» представлены рекомендации для чтения и обсуждения сказок, рассказов, стихотворений, пословиц и поговорок. Чтение произведений по лексическим темам рассчитано на одну неделю, дана возможность выбора произведений по интересам.

Важное место в общем развитии ребёнка занимает продуктивная деятельность. В этом блоке заданий предлагаются варианты творческих работ на выбор по теме недели: аппликации, рисунки, моделирование. Такие задания развивают интерес детей к продуктивным видам труда, желание реализовать свои творческие возможности при изготовлении поделок.

Разрабатывая и внедряя такие задания для общеобразовательных групп, мы видим свои плюсы и минусы. Основное опасение кроется в следующем: предлагая и подсказывая родителям ориентиры в изучении темы, мы рискуем не получить ту самую необходимую для взаимодействия обратную связь. Мы предлагаем, но не контролируем. Не навязываем, а выражаем желание действовать в тандеме с родителями воспитанников. Откликнутся или нет родители, зависит от того, как мы их заинтересуем.

Проблема содружества детского сада и семьи носит сегодня творческий характер, через дифференцированный подход к семье и детям. Этому надо учиться, пробовать разные подходы. Ведь успех в воспитании и обучении детей в дошкольном учреждении во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей.

Просмотров: 262
Категория: По направлениям » Для детского сада » Занятия по логопедии




Другие новости по теме:

  • Егорова Маргарита Александровна. Методическая публикация «Роль семьи в речевом развитии детей дошкольного возраста. Игры и игровые задания для развития речи детей дома»
  • Полякова Людмила Ивановна. ПРИМЕРНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ ТЕМЫ для закрепления домашнего задания с детьми подготовительной группы с ОНР
  • Щендрыгина Ольга Евгеньевна. Конспект НОД по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР по лексической теме «Одежда» — «Путешествие с Лесными зверьми и Совой»
  • Аксёнова Ирина Александровна. Конспект подгруппового занятия в подготовительной группе на тему: «Автоматизация звуков [Р], [Р'] в связной речи по лексической теме «Весна»
  • Ирина Юрьевна Зайцева. Методические рекомендации по проекту «МАЛЫЕ ФОРМЫ ФОЛЬКЛОРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР»
  • Данченкова Светлана Николаевна. Конспект фронтального коррекционно-развивающего занятия для детей с ЗПР и ОНР по теме: «Путешествие лесных жителей» и в рамках лексической темы «Транспорт».
  • Данилишина Анна Вячеславовна. Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме «Фрукты»
  • Сорока Светлана Николаевна. Конспект логопедического занятия по лексической теме «Насекомые» в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи.
  • Атаманюк Светлана. Непосредственно-образовательная деятельность в группе компенсирующей направленности. Занятие по лексической теме: «Комнатные растения»
  • Гнеушева Татьяна Викторовна. Конспект открытого занятия за первое полугодие в подготовительной логопедической группе «Задания Мудрой совы»
  • Бондаренко Алевтина Анатольевна. Примерные задания по проведению диагностического исследования ребёнка при поступлении в школу 'Как узнать тебя, малыш…'
  • Толстолутская Елена Анатольевна. Сборник игр и творческих заданий для развития выразительности речи для детей от 3 до 5 лет.
  • Лучина Зинаида Дмитриевна. Конспект игрового практикума для родителей средней группы по теме: «Развитие речи детей дошкольного возраста в детском саду и дома»
  • Масловская З. Н., Сенченко И.Н., Суркова Т.А.. Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми с ОВЗ в условиях групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи
  • Лобастова Галина Александровна. Педагогический проект на тему «Развитие связной речи детей раннего возраста через дидактические игры и пособия»
  • Чигринь Марина Александровна. «Обобщение опыта профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Использование технологии мнемотехники для развития связной речи у детей с ОВЗ»
  • Казанская Наталья Анатольевна. Логопедические пятиминутки по лексической теме: «Домашние животные» (для детей подготовительной к школе группы).
  • Лобастова Галина Александровна. Педагогический проект «Играем и говорим» на тему «Развитие связной речи детей раннего возраста через дидактические игры и пособия»
  • Ваняева Ольга Васильевна. Перспективный план работы с детьми и родителями «Опытно — исследовательская деятельность детей старшей группы».
  • Главный Редактор. Конспект занятия по математике в подготовительной к школе группе «Задания для Незнайки»
  • Родина Елена Алексеевна. Комплексно-тематическое планирование Теме: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через художественное слово»
  • Рогожина Мария Валентиновна. КУРСОВАЯ РАБОТА тема: Художественная литература, как средство обогащения речевой культуры детей дошкольного возраста
  • Кондратьева Галина Михайловна. Дидактический и речевой материал по развитию неречевых и речевых психических функций у детей 3-4 лет по лексической теме «Человек. Части тела»
  • Анна Агеева. Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи (развитие связной речи) по теме «Разговор о маме» с детьми предшкольного возраста
  • Фролова Наталия Петровна. Еженедельные задания логопеда воспитателям (подготовительная группа)
  • Корнишина Людмила Николаевна. «Планирование образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по теме недели «Зимние каникулы»
  • Баёва Елена Владимировна. Логопедическое занятие по лексической теме «Зима» в старшей группе для детей с ОНР.
  • Козулина Ирина Тагировна. Обобщение опыта на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности с учётом ФГОС»
  • Цыганова Татьяна Владимировна. Конспект образовательной деятельности по ФЭМП «Кузины задания выполняем – цифры на часы возвращаем»
  • Абрамовских Елена Викторовна. Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ФФН по лексической теме: «Профессии». Презентация «Город мастеров».



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь