Логопедическое занятие по лексической теме «Зима» в старшей группе для детей с ОНР.
Победитель всероссийского конкурса «Самая востребованная статья месяца» ЯНВАРЬ 2018
Коррекционно-образовательные цели: Уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения, подбирать слова-признаки и слова-действия. Совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, совершенствовать навыки употребления предложно-падежных конструкций. Коррекционно-развивающие цели:
Скачать: Логопедическое занятие по лексической теме «Зима» в старшей группе для детей с ОНР (полный конспект) Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, тонкой и общей моторики, дыхания и правильного речевого выдоха, координации речи с движением. Коррекционно-воспитательные цели: Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе Предварительная работа: прогулка, наблюдение за зимними изменениями в природе. Разучивание упражнения « Снеговик» и пальчиковой гимнастики. Слушание и обсуждение с музыкальным руководителем произведения Вивальди « Времена года. Зима». Оборудование: наборное полотно, картинки с изображением зимы, спортивного инвентаря, мяч; снежинки из тонкой белой бумаги на ниточках, конверты со схемами предложений. 1. Организационный момент Звучит музыка Вивальди « Времена года», прослушивание отрывка из произведения. Логопед: Ребята вы прослушали музыкальное произведение, на какое время года оно похоже? Дети: Оно похоже на зиму. Логопед: Правильно это зима к нам пришла.
2. Беседа о времени года - Как мы узнаем, что к нам пришла зима? Дети: • На улице сильный мороз. • На улице выпал белый пушистый снег. • С крыш домов свисают сосульки • На улице метет сильная метель. • Ночь длиннее, а день короче. • Солнышко светит, но не греет. • На дороге гололед. • На дороге поземка. 3. Основная часть Логопед: Снеговик принес письмо, а что там мы сейчас узнаем. . Загадки *Художник невидимка По городу идет Всем щеки нарумянит Всех за нос ущипнет. А ночью он, пока я спал, Пришел с волшебной кистью и на окне нарисовал Сверкающие листья (мороз) * Странная звездочка С неба упала Мне на ладошку Легла и пропала (снежинка) * Что за нелепый человек Пробрался в 21век Морковка – нос в руке метла Боится солнца и тепла. (снеговик) * Растет она вниз головою Не летом растет, а зимою На солнце её припечет Заплачет она и умрет (сосулька) * Мчусь как пуля я в перед, Лишь потрескивает лед Да мелькают огоньки Кто несет меня? (коньки) . *Рассыпала Лукерья серебряные перья. Закрутила замела – Стала улица бела (метель) *Все лето стояли, Зимы ожидали. Дождались поры – Помчались с горы (санки) 4. Упражнение “Снежинки” - Пока мы с вами беседовали, на улице пошел снег, и к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите, какие они? Логопед раздает каждому ребенку снежинку на ниточке. - Давайте заставим наши снежинки кружиться. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки. Логопед следит, чтобы во время выполнения упражнения дети не поднимали плечи. Упражнение повторить 3-5 раз. 5. Составление предложений по сюжетным картинкам на тему «Зимние забавы» и выкладывание схем предложений. - Снежинки улетели и пригласили нас поиграть дальше. - Я приготовила для вас непростое задание, но вы так хорошо рассказали о зиме, что, я думаю, вы легко справитесь с ним.
Логопед: Ребята, посмотрите на доску, здесь картинки-подсказки, на которых изображены зимние развлечения. Скажите, как дети могут развлекаться в зимнее время года? Составьте свои предложения и выложите схемы предложения. Дети: • Дети катаются с горки на санках. • Дети катаются на коньках. • Дети катаются на горных лыжах и сноубордах. • Дети играют в снежки. • Дети лепят снеговика и снежную бабу. • Дети строят снежную крепость. • Дети убирают снег. • Дети подкармливают птиц зимой. • Дети играют в хоккей. 6. Дидактическая игра “Подбери слова” - Зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад. Я буду называть природное явление, а вы отвечайте. Мороз (что делает?) — трещит, щиплет, кусает… Метель (что делает?) — вьется, бушует, воет, метет… . Снег (что делает?) — идет, летит, падает, кружится… . Дети (что делают?) — гуляют, катаются, играют, веселятся, радуются… 7. Игра “Назови ласково” с мячом - Пришло время поиграть в мяч. Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково. Снег - снежок Сосулька – сосулечка Мороз - морозец Дерево - деревце Ветер - ветерок Горка – горочка Лёд - ледок Холод - холодок Зима - зимушка Санки – саночки 8. Упражнение “Что изменилось?” Логопед помещает на доску предметные картинки с изображением зимы. - Ребята, посмотрите внимательно на картинки и запомните их. Теперь закройте глаза, а я уберу одну картинку или поменяю их местами. Вы должны сказать, что изменилось или чего не стало. 9. Физкультминутка «Снеговик». Давай, дружок, смелей, дружок, Идут по кругу, изображая, будто катят перед собой снежный ком. Кати по снегу свой снежок. Он превратится в толстый ком, «Рисуют» руками большой круг. И станет ком снеговиком. «Рисуют» снеговика из трех комков. Его улыбка так светла! Широко улыбаются. Два глаза, шляпа, нос, метла. Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, дотрагиваются до носа, встают прямо, как бы держат воображаемую метлу. Но солнце припечет слегка Медленно приседают. Увы! — и нет снеговика. Разводят руками, пожимают плечами. В. Егоров
10. Пальчиковая гимнастика Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики по одному. Мы во двор пошли гулять. Идут по столу указат. и средн. пальч. Бабу снежную лепили, “Лепят” комочек двумя ладонями. Птичек крошками кормили, “Крошат” хлеб всеми пальчиками. С горки мы потом катались, Ведут указ. пальцем по ладони. А еще в снегу валялись. Ладошки кладут на стол одной и другой стороной. Все в снегу домой пришли. Отряхивают ладошки. Съели суп и спать легли. “Едят ложкой” суп. 9. Упражнение “Где это бывает?” - Ребята, посмотрите на картинки и ответьте на мои вопросы. Логопед выставляет на наборное полотно по одной картинке, изображающие зимние игры и явления природы для закрепления в речи предлога на. - Где лежит снежинка? - Где висит сосулька? - Где замерз лед? - Где катаются дети? - Где стоят санки? - Где слепили снеговика? 11. Упражнение “Закончи предложение” - Давайте поиграем в игру. Я буду говорить начало предложения, а вы будете добавлять слово снеговик. Мы решили слепить…(снеговика). Мы приделали нос-морковку нашему…(снеговику). Мы показали соседям нашего…(снеговика). Мы играли с нашим …(снеговиком). Мы рассказали бабушке о …(снеговике). 12. Упражнение “Снеговик” (составление предложений) Логопед убирает картинки. - Скажите мне, кого дети слепили на прогулке в парке? - Давайте все вместе произнесем четко и прохлопаем это слово. - А теперь произнесите это слово по очереди, прохлопывая его. Дети по одному выполняют задание, называя, сколько слогов в этом слове. - Попробуйте придумать предложение со словом снеговик. 13. Итог занятия - Вспомните, о чём мы говорили на занятии? - Что мы делали на занятии? - Что понравилось? Оценка детей.
|