Мелешкина Наталья Александровна. Коррекционные кубики «Огород»

Коррекционные кубики «Огород»

Аннотация

Игра «Огород» состоит из шести коррекционных кубиков. Коррекционные кубики – это кубики с изображением силуэтов различных овощей на различных цветных фонах. В комплект также входят карточки с видом этих же овощей в цветном и контурном изображении. Предназначены кубики для развития зрительного восприятия. Соответствует ФГОС ДОУ и обеспечивает содержание программы в области «познавательное развитие». Отражает один из аспектов образовательной среды, т.е., непосредственно, предметно-пространственная развивающая среда. Интегрирует в область «физическое развитие» (развитие сенсомоторных навыков).

Использование игровых приемов с данными кубиками позволяет формировать зрительные образы предметов, объектов окружающей действительности, восприятие формы, целого и части. Предназначены коррекционные кубики для детей с нарушениями зрения с 4-ёх лет.

Одной из основных задач обучения работы с коррекционными кубиками является — составление целого из частей. Решение этой задачи сводится к манипулированию с кубиками как с дидактической игрой.

Решение других задач происходит на уровне вариативности действий с кубиками.

 

Комплект методического пособия:

Коробка 1 шт.,

Кубики 6 шт.,

Карточки с цветным и контурным изображением овощей 12 шт.

Варианты игры 1 шт.

Пояснительная записка.

Создание целостного образа из частей – это и есть перцептивное моделирование. Существуют множество вариантов перцептивного моделирования. От самых простых: составление целого образа из двух половинок, до сложного составления образа из пазлов.

Чтобы научить ребенка легко и самостоятельно делать сначала простые, затем сложные задания, как правило, начинают составление целостного образа из двух половинок. У детей с нарушением зрения это происходит намного медленнее, в силу различных зрительных диагнозов. Поэтому эту работу надо начинать с учетом коррекции по данной проблеме. Узнавание и нахождение различных предметов предусматривает работу на первом этапе с цветным изображением предмета, затем – в силуэтном изображении, а затем – в контурном.

Предварительная работа, перед тем как научить составлять изображение в силуэтном, а в данном случае – коррекционные кубики (т. е. кубики с изображением предметов с силуэте), строится поэтапно.

Сначала детей знакомят с цветным изображением предмета (учат узнавать. манипулировать, находить в развивающей среде), затем предлагают найти и сравнить такой же предмет только в силуэтном изображении. На последнем этапе ребенку самому надо подобрать контурное изображение к силуэтному.

Так как развитие предполагает обучение по принципу от простого — к сложному, на первых порах ребенку даются разрезные картинки, состоящие из 2-ух частей, затем – из 4-х частей, т.д. Картинки с изображением различных предметов на конечном этапе обучения, предлагаются в виде пазлов. Коррекционные кубики, сделанные по моим эскизам – это кубики с изображением различных предметов в силуэтном виде. Силуэт черного цвета, а поле, на котором он изображен, имеет различную цветовую гамму. Для усложнения выполнения задачи я выбрала пастельные тона. Так как коррекционная работа с детьми с нарушением зрения основывается на подведении ребенка к тонкой дифференциации оттенков цветового спектра.

Цель:

Формирование умения составлять целое из частей по силуэтному изображению предмета.

Содержание.

На первоначальном этапе для детей со сложными зрительными диагнозами предлагается предварительная работа – это последовательное обследование изображения предмета. Последовательное обследование изображения предметов:

  1. Изображение воспринимается в целом;
  2. Выделяется его форма, величина.
  3. Обозначаются пространственные взаимоотношения частей относительно друг друга (выше, ниже, справа, слева);
  4. Выделяютс более мелкие детали, устанавливаются их пространственное расположение по отношению к их основным частям;
  5. Повторное целостное восприятие предмета.

Затем детям предлагаются несколько вариантов игры.

Варианты игры «Собери листья деревьев»

I вариант.

Дополнить одним кубиком уже готовое изображение. Можно использовать цвет фона или часть силуэтного изображения.

II вариант.

Составить целое из частей по одному признаку:

по цвету поля

III вариант.

Составить изображение предмета по образцу:

Ребенку предлагается изучить образец конкретного предмета, затем по частям силуэтного изображения, подобрать кубики и соединить правильно изображение предмета.

IV вариант.

Детям предлагаются кубики из 2-ух, 3-ёх коробок, вперемешку.

Надо отобрать кубики с изображением частей предметов по конкретной лексической теме (кубики сделаны по лексическим темам группы). Затем составить правильное изображение.

Усложнение: играют сначала 2, затем 3 ребенка – на скорость выполнения задания.

V вариант.

Предложить для составления цветной образец.

VI вариант.

Детям дают карточки с изображением предметов (в силуэте), которые они уже составляли не на цветном фоне, а на белом. Это усложняет игру, но позволяет точнее выделить контур предмета и запомнить его, либо сравнить с образцом.

VII вариант.

Детям также предлагается собрать целый предмет из частей, но в качестве образца дается карточка с контурным изображением предмета, что усложняет задачу. Предварительно дети учатся собирать картинку по цветному образцу с силуэтным изображением.

Используемая литература:

  1. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера. — М.: Просвещение, 2005. – 424
  2. Дружинина Л.А. Создание условий и перестроение структуры и организации развивающей среды в детском саду для детей с нарушениями зрения // Коррекционно-развивающая среда ДОУ компенсирующего вида как условие социализации детей дошкольного возраста. – Челябинск, 2006
  3. Приказ Минобрнауки России от 17. 10. 2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14. 11. 2013 N 30384)
  4. Селезнёва Е.В. Осознание ребёнком с нарушением зрения своих сенсорных возможностей при восприятии окружающего мира // Дефектология. – 1996. — №1. – С.62.
  5. Плаксина Л.И., Сековец Л.С. Коррекционно-развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида: Учебно-методическое пособие. – М.: ЗАО «Элти-Кудиц», 2003. — 112с.
  6. Плаксина Л.И. Концептуальные основы предметно-развивающей среды ДОУ // Коррекционно-развивающая среда ДОУ компенсирующего вида как условие социализации детей дошкольного возраста. – Челябинск, 2006.
  7. Селезнёва Е.В. Осознание ребёнком с нарушением зрения своих сенсорных возможностей при восприятии окружающего мира // Дефектология. – 1996. — №1. – С.62.
Просмотров: 480
Категория: По направлениям » Для детского сада » Тифлопедагогика




Другие новости по теме:

  • Кузнецова Марина Валерьевна. Конспект непосредственно образовательной деятельности по математике для старшей группы по теме: «Деление предметов на несколько равных частей».
  • Скороход Махабат Алпысовна. Конспект по ООД Тема: Рассматривание картины «Дети играют в кубики». (вторая группа раннего возраста).
  • Калинина Елена Геннадьевна. Игра «Дидактические кубики слов» для малышей 3 – 4 лет
  • Шкилёва Маргарита Григорьевна. Конспект игрового занятия для детей третьего года жизни «Пирамидка, конструктор, кубики»
  • Любовь Филиппова. Презентация 'Проект Занимательные кубики'
  • Редактор. Прикольные кубики - Летняя коллекция или Как Я смогу помешать вторжению?
  • Щукина Елена Радионовна. Картотека по развитию фонематического слуха в подготовительной группе «Волшебные кубики»
  • Пилипенко Ольга Владимировна. Описание педагогического опыта: «Художественно – речевое развитие детей с нарушением зрения путём интеграции различных видов деятельности»
  • Козуб Татьяна Орестовна. Методическая разработка учебного занятия в школе раннего эстетического развития «Теремок» - «Восприятие плоской формы предмета. Круг. Квадрат»
  • Кузнецова Светлана Александровна. Конспект непосредственно образовательной деятельности коррекционно-развивающей направленности для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения «Путешествие в Типографию»
  • Вокуева Галина Юрьевна. Конспект занятия по экспериментированию для детей старшего дошкольного возраста «Определяем плавучесть предмета»
  • Любовь Вячеславовна Зотова. Развитие временных представлений у дошкольников 4-5 лет.Формирование знаний о последовательности частей суток.
  • Шарафутдинова Гульчечек Анверовна. Развивающая предметно — пространственная среда первой младшей группы как средство поддержки инициативы и самостоятельности дошкольников в различных видах деятельности
  • Качарава Мария Александровна. Презентация «Использование сенсомоторных игр в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями зрения»
  • Каликина Ирина Юрьевна. Развивающая предметно-пространственная среда в эффективной реализации образовательной области ФГОС ДО «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста»
  • Петухова Елена Владимировна. ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 'Цвета Радуги'
  • Ларионова Ирина Александровна. Предметно-развивающая среда как условие развития и саморазвития ребенка дошкольного возраста
  • Бакушкина Светлана Александровна. Путешествие в прошлое предмета» (счетные устройства).
  • Смирнова Наталия Николаевна. Дидактические игры с нетрадиционными материалами как средство сенсорного развития детей дошкольного возраста с нарушением зрения
  • Арзамасова Татьяна Александровна Трубина Елена Николаевна. Современные подходы к организации коррекционно-развивающей деятельности по сенсорному развитию детей с нарушениями зрения
  • Рикунова Лариса Петровна. КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ «КАК ВОСПИТЫВАТЬ РЕБЁНКА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ДОМА, В СЕМЬЕ».
  • Вилкова Людмила Андреевна. Предметно-развивающая среда как средство развития сенсорных эталонов детей дошкольного возраста
  • Ольга Хохлюшкина. Основные теоретические подходы к коррекционно – педагогической работе по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения
  • Сорокина Татьяна Владимировна. ПРЕДМЕТНО — РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  • Вдовиченко Екатерина. «Развитие связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста при рассматривании игрушек и предметов»
  • Шулакова Ольга Ивановна. Игры и упражнения для развития мелкой моторики у детей с нарушением зрения
  • Марина Николаевна Ильина. Роль коррекционно-педагогической среды в организации физического воспитания детей с нарушениями зрения
  • Ефремова Оксана Васильевна. Система работы по развитию зрительного восприятия через изобразительную деятельность у детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста
  • Булатова Елена Владимировна. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОРИЕНТИРОВАНИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
  • Пулатова Резеда Ильясовна. Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения



  • ---
    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:       
    Код для вставки в форум (BBCode):       
    Прямая ссылка на эту публикацию:       






    Данный материал НЕ НАРУШАЕТ авторские права никаких физических или юридических лиц.
    Если это не так - свяжитесь с администрацией сайта.
    Материал будет немедленно удален.
    Электронная версия этой публикации предоставляется только в ознакомительных целях.
    Для дальнейшего её использования Вам необходимо будет
    приобрести бумажный (электронный, аудио) вариант у правообладателей.

    На сайте «Глубинная психология: учения и методики» представлены статьи, направления, методики по психологии, психоанализу, психотерапии, психодиагностике, судьбоанализу, психологическому консультированию; игры и упражнения для тренингов; биографии великих людей; притчи и сказки; пословицы и поговорки; а также словари и энциклопедии по психологии, медицине, философии, социологии, религии, педагогике. Все книги (аудиокниги), находящиеся на нашем сайте, Вы можете скачать бесплатно без всяких платных смс и даже без регистрации. Все словарные статьи и труды великих авторов можно читать онлайн.







    Locations of visitors to this page



          <НА ГЛАВНУЮ>      Обратная связь