Аннотация
Игра «Огород» состоит из шести коррекционных кубиков. Коррекционные кубики – это кубики с изображением силуэтов различных овощей на различных цветных фонах. В комплект также входят карточки с видом этих же овощей в цветном и контурном изображении. Предназначены кубики для развития зрительного восприятия. Соответствует ФГОС ДОУ и обеспечивает содержание программы в области «познавательное развитие». Отражает один из аспектов образовательной среды, т.е., непосредственно, предметно-пространственная развивающая среда. Интегрирует в область «физическое развитие» (развитие сенсомоторных навыков).
Использование игровых приемов с данными кубиками позволяет формировать зрительные образы предметов, объектов окружающей действительности, восприятие формы, целого и части. Предназначены коррекционные кубики для детей с нарушениями зрения с 4-ёх лет.
Одной из основных задач обучения работы с коррекционными кубиками является — составление целого из частей. Решение этой задачи сводится к манипулированию с кубиками как с дидактической игрой.
Решение других задач происходит на уровне вариативности действий с кубиками.
Комплект методического пособия:
Коробка 1 шт.,
Кубики 6 шт.,
Карточки с цветным и контурным изображением овощей 12 шт.
Варианты игры 1 шт.
Пояснительная записка.
Создание целостного образа из частей – это и есть перцептивное моделирование. Существуют множество вариантов перцептивного моделирования. От самых простых: составление целого образа из двух половинок, до сложного составления образа из пазлов.
Чтобы научить ребенка легко и самостоятельно делать сначала простые, затем сложные задания, как правило, начинают составление целостного образа из двух половинок. У детей с нарушением зрения это происходит намного медленнее, в силу различных зрительных диагнозов. Поэтому эту работу надо начинать с учетом коррекции по данной проблеме. Узнавание и нахождение различных предметов предусматривает работу на первом этапе с цветным изображением предмета, затем – в силуэтном изображении, а затем – в контурном.
Предварительная работа, перед тем как научить составлять изображение в силуэтном, а в данном случае – коррекционные кубики (т. е. кубики с изображением предметов с силуэте), строится поэтапно.
Сначала детей знакомят с цветным изображением предмета (учат узнавать. манипулировать, находить в развивающей среде), затем предлагают найти и сравнить такой же предмет только в силуэтном изображении. На последнем этапе ребенку самому надо подобрать контурное изображение к силуэтному.
Так как развитие предполагает обучение по принципу от простого — к сложному, на первых порах ребенку даются разрезные картинки, состоящие из 2-ух частей, затем – из 4-х частей, т.д. Картинки с изображением различных предметов на конечном этапе обучения, предлагаются в виде пазлов. Коррекционные кубики, сделанные по моим эскизам – это кубики с изображением различных предметов в силуэтном виде. Силуэт черного цвета, а поле, на котором он изображен, имеет различную цветовую гамму. Для усложнения выполнения задачи я выбрала пастельные тона. Так как коррекционная работа с детьми с нарушением зрения основывается на подведении ребенка к тонкой дифференциации оттенков цветового спектра.
Цель:
Формирование умения составлять целое из частей по силуэтному изображению предмета.
Содержание.
На первоначальном этапе для детей со сложными зрительными диагнозами предлагается предварительная работа – это последовательное обследование изображения предмета. Последовательное обследование изображения предметов:
- Изображение воспринимается в целом;
- Выделяется его форма, величина.
- Обозначаются пространственные взаимоотношения частей относительно друг друга (выше, ниже, справа, слева);
- Выделяютс более мелкие детали, устанавливаются их пространственное расположение по отношению к их основным частям;
- Повторное целостное восприятие предмета.
Затем детям предлагаются несколько вариантов игры.
Варианты игры «Собери листья деревьев»
I вариант.
Дополнить одним кубиком уже готовое изображение. Можно использовать цвет фона или часть силуэтного изображения.
II вариант.
Составить целое из частей по одному признаку:
по цвету поля
III вариант.
Составить изображение предмета по образцу:
Ребенку предлагается изучить образец конкретного предмета, затем по частям силуэтного изображения, подобрать кубики и соединить правильно изображение предмета.
IV вариант.
Детям предлагаются кубики из 2-ух, 3-ёх коробок, вперемешку.
Надо отобрать кубики с изображением частей предметов по конкретной лексической теме (кубики сделаны по лексическим темам группы). Затем составить правильное изображение.
Усложнение: играют сначала 2, затем 3 ребенка – на скорость выполнения задания.
V вариант.
Предложить для составления цветной образец.
VI вариант.
Детям дают карточки с изображением предметов (в силуэте), которые они уже составляли не на цветном фоне, а на белом. Это усложняет игру, но позволяет точнее выделить контур предмета и запомнить его, либо сравнить с образцом.
VII вариант.
Детям также предлагается собрать целый предмет из частей, но в качестве образца дается карточка с контурным изображением предмета, что усложняет задачу. Предварительно дети учатся собирать картинку по цветному образцу с силуэтным изображением.
Используемая литература:
- Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л.А. Венгера. — М.: Просвещение, 2005. – 424
- Дружинина Л.А. Создание условий и перестроение структуры и организации развивающей среды в детском саду для детей с нарушениями зрения // Коррекционно-развивающая среда ДОУ компенсирующего вида как условие социализации детей дошкольного возраста. – Челябинск, 2006
- Приказ Минобрнауки России от 17. 10. 2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14. 11. 2013 N 30384)
- Селезнёва Е.В. Осознание ребёнком с нарушением зрения своих сенсорных возможностей при восприятии окружающего мира // Дефектология. – 1996. — №1. – С.62.
- Плаксина Л.И., Сековец Л.С. Коррекционно-развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида: Учебно-методическое пособие. – М.: ЗАО «Элти-Кудиц», 2003. — 112с.
- Плаксина Л.И. Концептуальные основы предметно-развивающей среды ДОУ // Коррекционно-развивающая среда ДОУ компенсирующего вида как условие социализации детей дошкольного возраста. – Челябинск, 2006.
- Селезнёва Е.В. Осознание ребёнком с нарушением зрения своих сенсорных возможностей при восприятии окружающего мира // Дефектология. – 1996. — №1. – С.62.
|