Вокуева Галина Юрьевна воспитатель п. Каратайка
Цель: сравнить способность обычных предметов держаться на плаву или тонуть, развивать логическое мышление, наблюдательность, упражнять в умении делать выводы на основании увиденного вовремя эксперимента, фиксировать результаты на листе бумаги.
Материал: сосуд для жидкости, через стенки которого можно видеть все происходящее в нем, вода, листы бумаги размером 10 на 8, большой лист с изображением сосуда с водой.
Оборудование: десять обычных предметов (деревянный брусок, чайная ложка, маленькая металлическая тарелочка, пластилиновый шарик, яблоко, камешек, пластмассовая игрушка, резиновый мячик, морская раковина, картонная коробочка, металлический болт и т.п.)
Ход занятия – экспериментирования
1. Постановка исследовательской задачи.
Воспитатель предлагает детям стать настоящими исследователями и знакомит их с символами, изображающими методы исследования.
Далее детям предлагается собрать по десять самых обычных предметов. Например: деревянный брусок, чайная ложка, маленькая металлическая тарелочка, пластилиновый шарик, яблоко, камешек, пластмассовая игрушка, резиновый мячик, морская раковина, картонная коробочка, металлический болт и т.п.
После сбора предметов педагог ставит перед детьми емкость с водой.
2. Прогнозирование результата.
Воспитатель предлагает детям высказать предположения по поводу того, что произойдет, если собранные предметы опустить в воду, какие предметы будут плавать, а какие утонут. Уточняется, какие методы исследования будут использоваться. (Дети высказывают предположения по поводу поведения предметов.)
3. Выполнение эксперимента.
Детские предположения последовательно проверяются. Все предметы поочередно опускаются в воду.
После завершения первого опыта эксперимент продолжается. Изучаются сами плавающие предметы. Дети высказывают предположения по следующим вопросам:
- все ли они легкие?
- все ли они одинаково хорошо держаться на воде?
- зависит ли плавучесть от размера и формы предмета?
- будет ли плавать пластмассовый шарик?
- что будет, если мы придадим пластилину, например, форму тарелки или лодки?
- что произойдет, если объединить плавающие и не плавающие предметы?
- они будут плавать или оба утонут?
4. Фиксирование результатов эксперимента.
Двое детей на небольших листочках бумаги (8х8) схематично зарисовывают каждый полученный результат (рисуют пиктограмму). Остальным детям можно предложить фиксировать полученные результаты на листе бумаги с изображением таза с водой. Картинки, изображающие предметы, используемые в опыте, приклеиваются либо на поверхности воды или на низ таза.
Вывод.
После завершения эксперимента, с помощью пиктограмм, дети делают «доклад». Рассказываю, какие предметы плавают, а какие тонут и почему. Картинка с изображением таза с водой и наклеенными в соответствующих местах изображениями предметов используемых в эксперименте остается висеть в групповой комнате для закрепления и последующего обсуждения.
Закрепление материала.
В течение недели играть с детьми в игры «Наоборот», «Тяжелый – легкий». Во время обеда обращать внимание на то, что ложка железная, тяжелая, она тонет в таких жидкостях как бульон, компот, чай и т.п. Предложить детям вспомнить о том, что корабли не тонут, хотя они тоже железные, потому что они особой формы – у них есть бортики, пространство между которыми заполнено воздухом.
Домашнее задание.
Предложить родителям, чтобы они вовремя купания давали ребенку предметы, которые плавают и тонут в воде. Например: карандаш не тонет, потому, что он деревянный и легче воды, а крышка от мыльницы не тонет, потому что у нее есть бортики, между которыми находится воздух. Пусть ребенок нагрузит кораблик-мыльницу мелкими предметами и посмотрит, как он погружается все глубже и глубже в воду.
Предложить родителям посмотреть с ребенком телепередачи о кораблях, лодках, рассмотреть иллюстрации.
Литература:
- Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. – М.: «Мазаика-Синтез», 2012.
- Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. – Волгоград: «Учитель», 2011.
- Савенков А.И. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2007.
|