- Миронова Наталья Анатольевна, воспитатель группы № 9
- Мусатова Инна Борисовна, воспитатель группы № 2
ГБОУ Школа № 2051 г. Москва
«Дети тем особенно милы, что живут всегда в настоящем. Даже их мечты есть жизнь в настоящем и не нарушают ее»
Лев Николаевич Толстой
С древнейших времен наши предки использовали мифы и сказки как воспитательное средство. С помощь удивительных историй они передавали и закрепляли нравственные ценности, прививали младшему поколению правила поведения и закладывали в душу ребенка веру в добро и чудеса. Необычные приключения сказочных и мифических героев, образность языка историй – делают интересной, наглядной и в тоже время безопасной и приемлемой, даже самую суровую мораль; помогают понять законы действительности и передают жизненный опыт из поколения в поколение.
Славянские мифы и сказки, как правило, начинаются со слов: «Жили-были…», «В стародавние времена…» или «В некотором царстве, в некотором государстве…» — и сразу становится понятно, что некоторые истории могут произойти и совсем рядом, все будет зависеть от того, насколько близко человек захочет «погрузиться» в происходящее, приблизить себя к событиям, которые происходят в сказке.
Форма метафоры, в которой рождены славянские мифы и сказки, доступна для восприятия детей. Главные герои в мифах и сказках – это, как правило, собирательные образы, а в различных сказках с разными сюжетами даже имена или названия главных героев могут повторяться: Аленушка, Машенька, Иванушка, Добрыня, Лисичка-сестричка, и т.д. Это помогает ребенку соотнести себя с главным героем истории, ведь его воображению никто не ставит никаких преград.
Сюжет сказки или мифической истории легко запоминается и затем продолжает «проживаться» в повседневной жизни малыша, помогая ему принимать решения в различных ситуациях, ведь в сказочных сюжетах зашифрованы и ответы, как «можно» и как «нельзя» поступать в каком-либо случае.
Ребенку наиболее понятны и близки славянские мифы и сказки о взаимодействии человека с птицами и животными, т.к. дети чаще всего идентифицируют себя с ними, им нравиться копировать манеру поведения и движения животных и птиц.
Вoздействовать на развитие личности ребенка через мифологию и сказки можно одним из психологических приемов – через сказкoтерапию. В основе сказкoтерапии лежит прoцесс связи между реальными событиями и сюжетом сказочной или мифологической истории с помощью которого можно искоренять страхи, корректировать поведение и внутреннее состояние ребенка. Область приема сказкoтерапии не имеет ограничений по возрасту и может быть использована в работе с людьми любого возраста.
Мифы и сказки, где есть отрицательные, пугающие персонажи помогают ребенку косвенно «прoработать» свой страх, ведь многoкратно прослушивая, как бы «прoживая» историю вместе с героями, малыш изменяет свое отношение к пугающим его событиям, освoбождается от своих страхов и внутреннего напряжения.
Анализом влияния сказок на формирование личности ребенка занимались Карл Густав Юнг, Зигмунд Фрейд, Эрик Берн и многие другие психологи. Работы российских психологов Эльконина Д.Б., Выготского Л.С. также оказали влияние на развитие сказкотерапии. Эльконин Д.Б. проводил исследование сказок, посредством которых у детей выстраивалось «морально правильное» поведение (научная статья «Знаковое опосредование, волшебная сказка и субъектность действия»).
Виды сказок в сказкотерапии:
- Художественные – близки народному фольклору и мифам. Главным принципом подобных сказок является «не навреди», поэтому их можно применять без глубоких знаний о принципах сказкотерапии.
- Психокоррекционные – тип сказок подразумевает мягкую коррекцию особенностей характера и поведения ребёнка. Эти сказки применяются психологами в работе с детьми.
- Психотерапевтические – являются основным инструментом корректировки страхов и фобий (боязнь темноты, страх высоты и т.п.).
- Медитативные – в них отсутствуют конфликты и отрицательные персонажи. Разработаны специально для расслабления после психологического напряжения.
- Дидактические – создаются для дошкольников, чтобы научить детей в игровой форме чему-то новому.
Образование в дошкольном учреждении ориентировано на развитие личности воспитанника. Формирование художественной культуры, эстетического сознания начинается именно в дошкольном детстве. Одна из важных задач воспитательного процесса – познакомить ребенка с миром изобразительного искусства, музыки и литературы; создать условия для детского творчества, чтобы у детей появилось желание выражать себя через художественное творчество, тем самым раскрывая свои способности.
Детство – время самой искренней и всепоглощающей веры в чудеса, сказку и волшебство; важнейший период для развития образного мышления и воображения. Важно создать условия для педагогической работы, в которых у воспитанников будут проявляться и в дальнейшем развиваться творческие способности. Для того, чтобы создать подобные условия, в которых воспитанники будут иметь возможность не только обучиться художественному творчеству, но еще и смогут «погрузиться» в сказочный, волшебный мир, запланирован цикл взаимосвязанных занятий. К каждому занятию отбирается персонаж из славянской мифологии или сказки, образ которого впоследствии будет изготовлен самими детьми и применен в обыгрывании сюжета данной истории в театрализованной игре.
В изготовлении сказочных персонажей для постановки сказок применяются такие виды изобразительной деятельности, как лепка, аппликация и рисование. Каждый вид этой деятельности обладает своими возможностями в создании персонажа.
|